Ориентация в пространстве конспект занятия
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс) на тему

Алымова Галина Ивановна

В данном материале описано, как можно на занятии обучать детей навыкам ориентации в пространстве и пониманию, что можно двигаться не только в пределах занимаемого «персонального» пространства, но и в большом общем пространстве, т.е. по всему залу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientatsiya_v_prostranstve_konspekt_zanyatiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Ориентация в пространстве»

ЦЕЛЬ: обучение навыкам ориентации в пространстве и пониманию, что можно двигаться не только в пределах занимаемого «персонального» пространства, но и в большом общем пространстве, т.е. по всему залу.

ЗАДАЧИ:

1-обучающие:

-научить находить свое место в пространстве;

-научить сознательно, делить общее пространство с другими;

-обучить творческому подходу к выполнению движений;

-посредствам выполняемых движений давать возможность детям выражать свои чувства;

-научить сменять ритм, изменять скорость, уровень и направления своих действий;

-научить красоте и выразительности движений;

2-развивающие:

-развить воображение;

-развить творческие способности в выборе способа перемещения;

-развить внимательность к своим сверстникам;

-развить навыки совместных согласованных действий;

-развить музыкальную восприимчивость;

-развить физическую активность и мышечно-двигательный аппарат;

3-воспитательные:

-воспитать осознанность необходимости делить пространство с другими;

-воспитать ответственность за безопасное выполнение придуманных движений;

-воспитать уважительное отношение к партнеру;

-участвуя в творческом процессе помочь ребенку приобрести уверенность в себе;

-воспитать понимание жанрового характера музыки и отражение его в движении.

Средства достижения цели:

-схема «Развитие навыков танцевальных движений – танцующий ребенок»;

-стенд «Достижения творческого объединения «Народный и современный танец»;

-фотовыставка: «Как мы учимся танцевать, и что мы умеем»;

-презентация слайд-шоу к уроку:

/слайд со стихами для разминки;

/слайд с изображением мяча;

/слайд с изображением самолёта;

/слайд с изображением дерева;

/слайд с изображением воздушного шара;

-небольшой музыкальный ударный инструмент;

-магнитофон;

-аудиокассета с музыкой разного характера;

-ноутбук;

-видеопроектор;

-экран.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент.

Учитель с улыбкой приветствует детей.

Занятие начинается с построения обучающихся на середине зала. Естественно, что многие ребята не могут стоять прямо и учитель, не обижая ребёнка, на примере одного-двух ребят показывает, как следует принять правильную осанку.

2. Повторение:

--Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке. Мы с вами узнали, что такое поза, т.е. это форма, которое принимает наше тело.

/На экране появляется слайд с изображением мяча./

--Примите форму мяча…

Вот молодцы!

Мы с вами предали нашему телу форму.

А какая поза называется статичной?

Правильно, это неподвижная поза. Примите, пожалуйста, статичную позу самолёта…

/На экране появляется слайд с изображением самолёта./

--Хорошо, молодцы!

Мы не только научились принимать позы, на примере мяча, но и держать их, на примере самолёта, и «изменять» их самостоятельно.

/На экране появляется слайд с изображением дерева./

--Примите позу ветвистого дерева, и «измените» его, представляя, что подул сначала лёгкий, затем сильный ветер. Давайте попробуем.

/Дети выполняют задание./

--Молодцы!

/Учитель отмечает действия отличившихся ребят./

3. Разминка:

--Повторяя прошлый урок и переходя к теме нашего сегодняшнего занятия, мы проведём весёлую разминку. Я буду произносить строчку из стихотворения, и показывать действие, а вы повторяйте слова за мной, копируя мои движения, или изображайте услышанное самостоятельно. Приготовились? Начали.

/На экране появляется слайды со стихами для разминки./

--Ноги вместе мы поставим

Руки в локтях мы согнём

Позу зайчика представим

И запрыгаем потом

Прыг-скок, прыг скок

Скачет зайчик без сапог.

--Молодцы, ребята!.. Продолжим весёлую разминку.

--Вот клубочком мы свернёмся

Форму круглого мяча

Примем мы и улыбнёмся

Покатившись хохоча

Ха-ха-ха, хи-хи-хи

Дружно катятся мячи.

--Карандаш лежит в коробке

Очень тесно ему там

Он так сильно раскачался

Что сломался пополам

Хоть стой хоть пляши

Сломаны карандаши.

/Учитель хвалит ребят, давая возможность им отдышаться./

4. Тема урока.

--Мы сегодня будем с вами учиться ориентироваться в пространстве.

/4.1. Выполнение упражнений/

--Вот зал, в котором мы с вами находимся, это наше пространство. Участок пола, на котором вы стоите, это ваше персональное место в этом большом пространстве.

/Упражнение №1/

--Пока я буду ударять по музыкальному инструменту, вы передвигайтесь по залу, выполняя различные движения. Как только звук прекратится, постарайтесь в точности вернуться на своё место, т.е. занять своё место в пространстве. Готовы? Начали.

/Под удары барабана дети двигаются по залу и выполняют задание учителя./

--Молодцы! Хорошо!

/При необходимости данное упражнение можно повторить./

/Упражнение №2/

--Найдите свободное пространство – подходящее место, где можно выполнять движения руками и никого не касаться.

/На экране появляется слайд с изображением воздушного шара./

--Представьте, что это пространство, большой и прозрачный воздушный шар, размер которого можно увеличить толчками рук в разных направлениях. Давайте вместе растягивать наши «шары»…

Так, посмотрим, кто у нас хорошо сохраняет равновесие? Попробуйте делать толчок руками в одну сторону и толчок одной ногой в другую сторону одновременно.

/Учитель отмечает действия отличившихся учеников./

--Хорошо!

/Упражнение №3/

--Теперь покажите мне как вы выходите из своих «шаров» и под музыку прыгаете, и пляшите, передвигаясь по всему залу. Старайтесь, чтобы ваши движения соответствовали характеру музыки. Когда музыкальное сопровождение прекратится, возвращайтесь обратно в свои «шары».

/Дети выполняют упражнение №3, в котором первый раз звучит медленная мелодичная музыка, во втором – быстрая и задорная. Если у ребят возникают трудности с выполнением упражнения, можно включить еще несколько разнохарактерных мелодий./

--Вижу, что вы старались, молодцы!

4.2. Тренировка двигательных навыков.

а) - пусть каждый представит, что он стоит в своём большом «шаре», и как можно использовать различные «формы» тела, чтобы толкать этот «шар». Например, стать длинным, как карандаш, широким, как звезда, или изогнуться, чтобы толкать «шар» сзади. Давайте попробуем.

/Дети выполняют задание./

б) – продолжаем работать, используя поочерёдно три или четыре различных «формы» положения тела, чтобы дотянуться до многих участков занимаемого пространства. А именно растягиваем «шар» и руками и ногами, а иногда руками и ногами одновременно.

/Дети работают самостоятельно./

-- Отлично! вы показали мне много замечательных «форм» и сильных толчков, выполняемых внутри «шаров», чтобы увеличить размер занимаемого пространства.

в) - теперь переходим к выполнению движений в большом пространстве  всего зала, перемещаясь по всему кабинету в различных направлениях, от стены до стены, к углам и в середину. Всё это делаем под музыку. Двигаться надо самостоятельно и никогда не следовать за другими, когда музыка зазвучит следующий раз.

/Звучит музыка. Ребята начинают выполнять задание./

--Большинство из вас используют только ноги, когда вы ходите, бегаете или прыгаете. Можете ли вы попробовать на этот раз одновременно делать те движения, которые выполняли на прошлом уроке? Подумайте о том, как будет выглядеть всё ваше тело. Я надеюсь увидеть вытянутые, широкие, изогнутые и округлые формы. Начали!

/Дети продолжают./

--Молодцы!

4.3. Танцевальная игра «Воздушные шары».

а) – найдите себе партнёра, который будет стоять вместе с вами в вашем «воздушном шаре», решите, кто будет «номером первым», а кто – «номером вторым»… Поднимите руки вверх, первые номера.… Поднимите руки вверх, вторые номера… Хорошо!;

б) – первые номера остаются внутри «воздушного шара», стараясь «толкаться» по всем направлениям: вверху, по обе стороны от вас и позади вас, чтобы увеличить размер занимаемого пространства.

Вторые номера под звуки музыки передвигаются по залу в различных направлениях, обходя вокруг все чужие «шары»… Когда прекратится музыкальное сопровождение, вторые номера возвращаются к партнёру в собственный «воздушный шар», и вы и ваш партнер должны замереть, приняв свои самые лучшие статичные позы…. Всем понятны правила нашей танцевальной игры? Отлично! Давайте попробуем.

/С сопровождением музыки дети выполняют первую часть игры./

 -- Молодцы!

в) -- Теперь партнеры меняются местами. Вторые номера остаются внутри «Воздушных шаров», а первые номера – передвигаются под музыку по залу. Принимать позы следует не только тем, кто находится в пределах своего «шара», но и тем, кто перемещается по всему пространству зала.

/Под музыкальное сопровождение дети выполняют следующую часть игры./

г) /После проведения двух частей игры, сделать короткий перерыв, где отметить хорошие «стартовые формы» и попросить отличившихся снова их показать.

 Провести танцевальную игру ещё дважды, предварительно разделив ребят на две равные группы.

Одна группа наблюдает за выступлением другой, чтобы увидеть четкое ориентирование в пространстве, точные действия и хорошие статичные позы.

И в конце занятия обсудить с ребятами их наблюдения.

ИТОГ ЗНЯТИЯ:

 -- Сегодня на занятии мы с вами обучались навыкам ориентации в пространстве. Научились находить своё место в пространстве и делить общее пространство с другими.

 Надеюсь, вам понравилось, и вы получили удовольствие от совместной работы. Вы молодцы! Большое спасибо!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Боголюбская М. С. «Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. (Учебно-методическое пособие)». Москва, 1982г.
  2. Джим Холл «Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам». Москва, «Издательство Астрель»-2008год.

Алымова Галина Ивановна

МБОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района Тамбовской области

Педагог дополнительного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ориентировке в пространстве у детей среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

Формировать понятия спереди, сзади в практической деятельности .Повторить пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов «на», «под», «рядом», закрепить пространственные отношения «слева –...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий.

В статье излагаются основные принципы здоровьесбережения в процессе проведения коррекционных занятий со слабослышащими обучающимися....

конспект занятия по развитию навыков ориентировки в пространстве для обучающихся с умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков ориентировки в пространстве для обучающихся начальных классов по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отста...

Конспект занятия «Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.), 3 класс

Конспект занятия «Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)Цель деятельности учителя: выявление наиболее значимых ориентаций учащихся...

Конспект занятия "Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве."

Конспект занятия "Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве."...