Статья "формирующее оценивание"
статья на тему

Очирова Долгор Кимовна

Современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка. С учетом этого, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и с самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.odt28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Способы оценивания достижений учащихся.

МБОУ «Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №1»

Очирова Долгор Кимовна, учитель начальных классов

Электронный адрес: dolgor.ochirova.64@ mail.ru

   Современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка. С учетом этого, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.         Система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и с самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности.

     Основная цель такого обучения – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Для формирующейся личности маленького школьника нужно не обозначение на бумаге его успехов, а терпеливое объяснение того, что и как нужно делать, в чем и как он продвигается. В первую очередь оценка должна быть проявлением чуткости, доброжелательности. Незнание – это не порок, это стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.

   Научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно. Для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков, неудач другого ребенка, а на выявление положительных сторон.

   Это достигается за счет использования приемов самопроверки и взаимопроверки. В роли эталона выступает образец правильного выполнения работы, сравнивая с которым, ребята оценивают результаты своей работы.

    Одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и её результатов является «Древо творчества». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зелёные и желтые листики. В конце дня или урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – получилось почти всё, дело прошло неплохо; зеленый листик – не всё получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно работать.

    Оценивание должно фиксировать достижения ученика, отслеживать его продвижения в личностном развитии. В связи с этим разработана система критериев при осуществлении текущего контроля: П – правильность, К – красота, Ст – старание, Тр – трудность, А – аккуратность и т.д. Дети сами оценивают работу (ставят горизонтальную черту на полях), с указанием критерия. При проверке работы учитель оценивает работу ученика, и показатели сравниваются (для определения самооценки была использована методика «Лесенка»).

   Степень обученности проверяется в ходе тематического и итогового контроля. Здесь ученик сам выбирает уровень трудности учебных заданий. Согласно А.Э. Симановскому для реализации формирующего оценивания необходимо соблюдать 4 принципа:

  1. Принцип градации трудности учебного материала (виды заданий, с которыми способны справиться учащиеся любого уровня подготовки).
  2. Принцип свободы выбора. При этом одни учащиеся могут добиться значимых учебных достижений, выполняя большое количество простых заданий (проявляя трудолюбие), другие – выполняя небольшое количество сложных заданий (проявляя сообразительность и творческие способности).
  3. Принцип постепенного накопления достижений; учащиеся с низким темпом обучения смогут почувствовать себя успешными даже на первых этапах формирования учебных умений, если не ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.
  4. Принцип свободы: в любой момент времени учащийся должен иметь возможность улучшить свои достижения. Для этого учащимся время от времени предлагают вернуться к заданиям пройденных учебных тем или к ранее оцененным умениям.

В течение года проводится 5 обязательных для всех контрольных работ с заданиями на трёх уровнях сложности: минимальном, базовом и максимальном.

   По результатам оценивания к концу года получается:

  • график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам;
  • рейтинг (по проверочным работам);

 Для итоговой аттестации используется накопительная система оценок (портфель ученика). При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них. «Портфель» собирают сам ученик и родители, а учитель к концу года на основе исследования психолога составляет характеристику на каждого ученика. В ней указываются положительные и отрицательные стороны характера школьника, мотивация к учению, дисциплина, напряженность работы на уроке, а также результаты, достигнутые к концу учебного года, с перечислением усвоенных и неусвоенных тем. Далее характеристика содержит рекомендации ребенку и родителям для ликвидации обнаруженных пробелов в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание устных ответов и письменных контрольных работ учащихся начальной школы

Оценивание устных ответов и контрольных работ по русскому языку и математике в начальной школе....

Формирующее оценивание - оценивание для обучения.

Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода  и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

«Оценивание ученика и какова важность оценивания для обучения».

Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое «Оцениванием для Обучения» находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. ...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....