Система оценивания
учебно-методический материал на тему

Гомбожапова Светлана Самбуевна

     Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия, образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

        Система оценивания

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся.

      Среди видов оценки актуальны следующие:

оценка, основанная на конечных результатах обучения;

базирующаяся на стандартах обучения;

построенная на концепции компетентности;

основанная на концепции исполнительского мастерства.

     Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия, образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

В качестве основных направлений совершенствования методов оценивания учебных достижений школьников можно выделить следующие:

переход на безотметочную систему обучения;

ненормативная система оценивания;

 система качественного оценивания, фиксирующая успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных учеником усилий, степень его продвижения.

На определенном этапе в оценку включаются сравнительные характеристики, дающие возможность оценить себя и свое продвижение в сравнении с продвижением одноклассников.

Одна из форм проведения итоговой аттестации за определенный период (полгода, год) проведение открытой защиты учеником своей деятельности перед своими одноклассниками, учителями, родителями. В образовательный процесс активно внедряются методики, направленные на развитие рефлексивных умений, системы самооценки учащихся, выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты ученика.

Новое видение оценки заключается в проектировании системы непрерывной оценки и самооценки посредством интеграции качественной и количественной ее составляющих;

 перевода внешней субъективной оценки во внутреннюю объективную самооценку;

формирования способности обучаемого к непрерывной самооценке в процессе непрерывного самообразования.

Конечная цель оценки заключается в усилении и в перспективе в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Это потребует радикально изменить традиционную философию оценки, предполагающую использование следующей системы проекций: 

дискретность, непрерывность;

фрагментарность, системность;

единичность, множественность;

количественность, качественность;

жесткость, гибкость;

 искусственность, естественность

Самооценка. 

При новом подходе поощрения взаимооценивания учащихся признается их право на самооценку, что усиливает элемент их самоконтроля, повышает ответственность за процесс и результат обучения. Главная миссия учителя это содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и в формировании у него мотивации непрерывного образования.

Одной из форм оценивания в современной педагогической практике является зачет, предложенный ученику по любому предмету.

Учитель осуществляет контроль трех уровней обученности учащихся:

- воспроизводящий,

- конструктивный,

- творческий.

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих новым формам оценивания школьников. Она дает возможность сравнить фактические результаты обучения с проектируемыми результатами и целями обучения на каждом этапе образовательного процесса, обеспечивает обратную связь учащихся и учителя с достигнутым качеством обучения и предоставляет возможность диагностировать каждый компонент образовательного процесса. Рейтинг-лист школьника по определенному предмету позволяет педагогу отслеживать продвижение каждого ученика и своевременно корректировать свою работу с учетом выявленных пробелов по каждому виду деятельности: по иностранному языку говорение, чтение, аудирование, письмо. Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценки знаний, стимулирует состязательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда.

Портфолио является наиболее распространенной формой оценивания и учета достижений школьников. Пользуясь ею, учитель создает ситуацию успеха. Благодаря этой системе ученик перестает быть зависимым от педагога, становится более самостоятельным, у него формируется адекватная самооценка, рефлексия. Технология портфолио, направлена на привлечение внимания к оценочной деятельности, она предполагает сбор информации для оценивания и определения ее ценности относительно мнения самого школьника, учителя, тестов, контрольных срезов. Материал портфолио собирается учеником и обсуждается с учителем, родителями, администрацией и оценивается с точки зрения движения к намеченным целям.

 Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают школьникам оценивать и регулировать учебно-познавательную деятельность, способствуют изменению педагогической деятельности учителя, создают условия для сотрудничества учащихся в команде и учителями, формируют у школьников адекватную самооценку. Каждый конкретный шаг по изменению традиционной системы оценки требует от педагогов обработки соответствующего инструментария, переосмысления устоявшихся взглядов, новых путей решения этой интересной и важной проблемы школьного образования.

Система оценивания образовательных достижений

 Структура системы оценки:

Критерии оценивания - по признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.

Оценки: «хорошо» и «нормально»

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент

знаний

Оценки: «отлично» и «почти отлично»

Максимальный уровень (Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности

могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале

Уровни успешности

5-балльная шкала

100% - я

шкала

Не достигнут необходимый уровень

«2» (или 0)

0-49%

Не решена типовая, много раз отработанная

ниже нормы,

задача

неудовлетворительно

Необходимый (базовый) уровень

«3»

50-79%

Решение типовой задачи, подобной тем, что

норма, зачёт, удовлетворительно.

решали уже много раз, где требовались

Частично успешное решение (с

отработанные умения и уже усвоенные

незначительной, не влияющей на результат

знания

ошибкой или с посторонней помощью в

какой-то момент решения)

«4»

80 – 99%

хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок

и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень

«4» близко к отлично.

80-99% или

Решение нестандартной задачи, где

Частично успешное решение (с

50-70% п.у.

потребовалось

незначительной ошибкой или с

либо применить новые знаний по изучаемой в

посторонней помощью в какой-то момент

данный момент теме,

решения)

либо уже усвоенные знания и умения, но в

«5»отлично.

100%

новой, непривычной ситуации

Полностью успешное решение (без

Или

ошибок и полностью самостоятельно)

70-100%

п.у.

Максимальный (необязательный) уровень

«5»

Отдельная

Решение задачи по материалу, не

Частично успешное решение (с

шкала: 50

изучающемуся в классе, где потребовались

незначительной ошибкой или с

69%

либо самостоятельно добытые новые знания,

посторонней помощью в какой-то момент

либо новые, самостоятельно усвоенные

решения)

умения

«5и5» превосходно.

Отдельная

Полностью успешное решение (без

шкала:

ошибок и полностью самостоятельно)

70-100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов

 Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

"Система оценивания достижений планируемых результатов"

Доклад и презентация на педсовет. ФГОС...

Система оценивания, ФГОС (презентация)

Презентация знакомит с системой оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС второго поколения....

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...