Система оценивания
учебно-методический материал на тему
Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия, образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания
Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся.
Среди видов оценки актуальны следующие:
оценка, основанная на конечных результатах обучения;
базирующаяся на стандартах обучения;
построенная на концепции компетентности;
основанная на концепции исполнительского мастерства.
Сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия, образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
В качестве основных направлений совершенствования методов оценивания учебных достижений школьников можно выделить следующие:
переход на безотметочную систему обучения;
ненормативная система оценивания;
система качественного оценивания, фиксирующая успешность выполнения учеником той или иной работы, эффективность затраченных учеником усилий, степень его продвижения.
На определенном этапе в оценку включаются сравнительные характеристики, дающие возможность оценить себя и свое продвижение в сравнении с продвижением одноклассников.
Одна из форм проведения итоговой аттестации за определенный период (полгода, год) проведение открытой защиты учеником своей деятельности перед своими одноклассниками, учителями, родителями. В образовательный процесс активно внедряются методики, направленные на развитие рефлексивных умений, системы самооценки учащихся, выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты ученика.
Новое видение оценки заключается в проектировании системы непрерывной оценки и самооценки посредством интеграции качественной и количественной ее составляющих;
перевода внешней субъективной оценки во внутреннюю объективную самооценку;
формирования способности обучаемого к непрерывной самооценке в процессе непрерывного самообразования.
Конечная цель оценки заключается в усилении и в перспективе в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. Это потребует радикально изменить традиционную философию оценки, предполагающую использование следующей системы проекций:
дискретность, непрерывность;
фрагментарность, системность;
единичность, множественность;
количественность, качественность;
жесткость, гибкость;
искусственность, естественность
Самооценка.
При новом подходе поощрения взаимооценивания учащихся признается их право на самооценку, что усиливает элемент их самоконтроля, повышает ответственность за процесс и результат обучения. Главная миссия учителя это содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и в формировании у него мотивации непрерывного образования.
Одной из форм оценивания в современной педагогической практике является зачет, предложенный ученику по любому предмету.
Учитель осуществляет контроль трех уровней обученности учащихся:
- воспроизводящий,
- конструктивный,
- творческий.
Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих новым формам оценивания школьников. Она дает возможность сравнить фактические результаты обучения с проектируемыми результатами и целями обучения на каждом этапе образовательного процесса, обеспечивает обратную связь учащихся и учителя с достигнутым качеством обучения и предоставляет возможность диагностировать каждый компонент образовательного процесса. Рейтинг-лист школьника по определенному предмету позволяет педагогу отслеживать продвижение каждого ученика и своевременно корректировать свою работу с учетом выявленных пробелов по каждому виду деятельности: по иностранному языку говорение, чтение, аудирование, письмо. Такая система оценки позволяет ученику быть более активным в учебной деятельности, уменьшает субъективизм педагога при оценки знаний, стимулирует состязательность в учебном процессе, что отражает объективно существующую конкуренцию, например, на рынке труда.
Портфолио является наиболее распространенной формой оценивания и учета достижений школьников. Пользуясь ею, учитель создает ситуацию успеха. Благодаря этой системе ученик перестает быть зависимым от педагога, становится более самостоятельным, у него формируется адекватная самооценка, рефлексия. Технология портфолио, направлена на привлечение внимания к оценочной деятельности, она предполагает сбор информации для оценивания и определения ее ценности относительно мнения самого школьника, учителя, тестов, контрольных срезов. Материал портфолио собирается учеником и обсуждается с учителем, родителями, администрацией и оценивается с точки зрения движения к намеченным целям.
Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают школьникам оценивать и регулировать учебно-познавательную деятельность, способствуют изменению педагогической деятельности учителя, создают условия для сотрудничества учащихся в команде и учителями, формируют у школьников адекватную самооценку. Каждый конкретный шаг по изменению традиционной системы оценки требует от педагогов обработки соответствующего инструментария, переосмысления устоявшихся взглядов, новых путей решения этой интересной и важной проблемы школьного образования.
Система оценивания образовательных достижений
Структура системы оценки:
Критерии оценивания - по признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.
Оценки: «хорошо» и «нормально»
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент
знаний
Оценки: «отлично» и «почти отлично»
Максимальный уровень (Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Качественная оценка - «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности
могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале
Уровни успешности | 5-балльная шкала | 100% - я |
шкала | ||
Не достигнут необходимый уровень | «2» (или 0) | 0-49% |
Не решена типовая, много раз отработанная | ниже нормы, | |
задача | неудовлетворительно | |
Необходимый (базовый) уровень | «3» | 50-79% |
Решение типовой задачи, подобной тем, что | норма, зачёт, удовлетворительно. | |
решали уже много раз, где требовались | Частично успешное решение (с | |
отработанные умения и уже усвоенные | незначительной, не влияющей на результат | |
знания | ошибкой или с посторонней помощью в | |
какой-то момент решения) | ||
«4» | 80 – 99% | |
хорошо. | ||
Полностью успешное решение (без ошибок | ||
и полностью самостоятельно) | ||
Повышенный (программный) уровень | «4» близко к отлично. | 80-99% или |
Решение нестандартной задачи, где | Частично успешное решение (с | 50-70% п.у. |
потребовалось | незначительной ошибкой или с | |
либо применить новые знаний по изучаемой в | посторонней помощью в какой-то момент | |
данный момент теме, | решения) | |
либо уже усвоенные знания и умения, но в | «5»отлично. | 100% |
новой, непривычной ситуации | Полностью успешное решение (без | Или |
ошибок и полностью самостоятельно) | 70-100% | |
п.у. | ||
Максимальный (необязательный) уровень | «5» | Отдельная |
Решение задачи по материалу, не | Частично успешное решение (с | шкала: 50 |
изучающемуся в классе, где потребовались | незначительной ошибкой или с | 69% |
либо самостоятельно добытые новые знания, | посторонней помощью в какой-то момент | |
либо новые, самостоятельно усвоенные | решения) | |
умения | «5и5» превосходно. | Отдельная |
Полностью успешное решение (без | шкала: | |
ошибок и полностью самостоятельно) | 70-100% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.
Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....
"Система оценивания достижений планируемых результатов"
Доклад и презентация на педсовет. ФГОС...
Система оценивания, ФГОС (презентация)
Презентация знакомит с системой оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС второго поколения....
Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов
Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...
Статья" СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ Л.В. ЗАНКОВА"
Это можно использовать учителю в работе....
«Преемственность в системе оценивания предметных результатов обучающихся, в развитии системы самооценки обучающихся, структуре урока в рамках реализации ФГОС НОО»
Краткое описание применения метода самооценки на уроках математики в начальной школе...