Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов
методическая разработка (1 класс) по теме
Образовательное учреждение
самостоятельно в выборе системы оценок,
форм, порядка и периодичности промежуточной
аттестации обучающихся.
Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»
Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.
Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
О БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ
МОУ СОШ № 21 Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора по УВР
школы первой ступени
и инновационной работе,
учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска
Образовательное учреждение
самостоятельно в выборе системы оценок,
форм, порядка и периодичности промежуточной
аттестации обучающихся.
Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
1.2. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.
1.3. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.
1.4. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
1.5. Основные принципы безотметочного обучения:
- дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
- приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
- гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
- естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
1.6. Никакому оцениванию не подлежат:
- темп работы ученика;
- личностные качества школьников;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
1.7. Основные виды контроля:
- стартовый контроль,
- тематический контроль,
- итоговый контроль.
2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
2.1. Основными показателями развития учащихся 1-х классов являются:
- учебно-познавательный интерес;
- самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
- основы самостоятельности;
- способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи.
2.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.
2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем.
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- «портфель» ученика.
3.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».
3.4. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
3.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
3.6. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.
3.7. «Портфель» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
3.8. Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.
4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ.
4.1. Учитель:
4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.
4.1.3. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету (См. Приложение).
4.1.4.Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
4.1.5. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.
4.2. Администрация школы:
4.2.1. В своей деятельности школы используют по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации и обучения в школе.
4.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей заместитель директора школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5.1. Между учителем, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.
5.2. Учащийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.
5.3. Учитель имеет право:
- определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
- оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.
5.4. Учитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности;
- вести учет продвижения учащихся;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
5.5. Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания первоклассников в данной школе;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
5.6. Родитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
6.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.
6.2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.
6.3. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести ребенка в другую школу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ
ученика (цы)__________ класса МОУ сош № 21 ____________________________________________ на _______________ учебный год
(фио)
Учебные предметы | Период обучения | ||
Начало учебного года | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Чтение: осознанность правильность выразительность темп чтения | |||
Русский язык: каллиграфия орфография развитие устной речи | |||
Математика: устный счет письменные вычислительные навыки решение задач логические задачи геометрический материал | |||
Окружающий мир: умение наблюдать умение устанавливать причинно-следственные связи умение применять полученные знания на практике | |||
Учебно-организационные умения: умение определять цель деятельности умение планировать предстоящую деятельность умение осуществлять запланированные действия умение контролировать ход и результаты деятельности умение оценивать ход и результаты деятельности | |||
Сформированность познавательной активности и ценностных отношений: активность познания отношение к учению отношение к труду отношение к людям | |||
Уровни: высокий – красный цвет; средний – зеленый цвет; низкий – синий цвет.
Подпись учителя _________________ /_______________/
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ученика (цы) _________ класса МОУ сош № 21 _______________________________
(фио)
№ | КРИТЕРИИ | 1 – й класс | 2 –й класс | 3 – й класс | 4 – й класс | |
полуго- дие | конец года | |||||
1 | Отношение к учебе в целом: положительное | |||||
безразличное | ||||||
негативное | ||||||
2 | Участие в работе класса на уроках: постоянное | |||||
инициативное | ||||||
регулярное | ||||||
частое | ||||||
редкое | ||||||
3 | Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто | |||||
редко | ||||||
почти никогда | ||||||
4 | Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен | |||||
нуждается в помощи и сопровождении | ||||||
самостоятельность проявляется редко | ||||||
уклоняется от ответственности | ||||||
5 | Внимание: отличное | |||||
среднее | ||||||
легко отвлекается | ||||||
6 | Память: отличная | |||||
средняя | ||||||
долговременная | ||||||
кратковременная | ||||||
7 | Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества | |||||
воспроизводит знания полностью | ||||||
воспроизводит знания неполностью | ||||||
8 | Организация учебной деятельности: готов к уроку самостоятельно | |||||
готов к уроку с напоминанием | ||||||
не готов к уроку | ||||||
9 | Оформление работ: по всем требованиям | |||||
частично нарушены требования | ||||||
без выполнения требований | ||||||
красиво | ||||||
аккуратно | ||||||
грязно | ||||||
10 | Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством работы | |||||
опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы | ||||||
соответствует темпу урока | ||||||
отстает от темпа урока | ||||||
11 | Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы | |||||
формулирует цель с помощью учителя | ||||||
не умеет формулировать цель учебной работы | ||||||
12 | Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке: всегда | |||||
иногда | ||||||
никогда | ||||||
13 | Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами: положительное | |||||
безразличное | ||||||
негативное | ||||||
14 | Соблюдение норм и правил поведения учащихся: отличное | |||||
хорошее | ||||||
удовлетворительное | ||||||
плохое | ||||||
15 | Учебные навыки освоены: отлично | |||||
хорошо | ||||||
удовлетворительно | ||||||
плохо | ||||||
Подпись педагога |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-223307-1363711530.jpg)
Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания обучающихся 1-ых классов
В данном выступлении изучен, проанализирован и обобщен материал по теме "Безотметочное обучение в первом классе". Здесь Вы можете познакомиться с основными принципами безотметочного оценивания, с уров...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/03/picture-41531-1522770095.jpg)
Безотметочная система оценивания учащихся
Рекомендации по безотметочной системе оценивания учащихся 1-2 классов...
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/06/picture-779971-1620326574.jpg)
Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся начальных классов
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-984677-1669029169.jpg)
« Возможность безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся».
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность реш...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-774890-1544526104.jpg)
Выступление на МО на тему: "Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся"
Выступление на МО на тему: "Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся" (презентация + сценарий)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-321893-1390671325.jpg)
Статья " Безотметочная система оценивания учащихся 1 класса"
1. Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выраж...
Комментарии
Оценивание первоклассников
Большое спасибо за материал!
Очень рада, что мои наработки
Очень рада, что мои наработки помогли Вам в работе!