Дифференцированная работа с детьми ОВЗ
статья на тему

Мирошникова Оксана Валерьевна

Опыт работы с детьми ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированная работа с детьми ОВЗ 

 За последнее время в нашей стране увеличилось число детей с ограниченными возможностями в развитии. Исключение не составляет и число таких детей и в нашей школе.        

 В МБОУ СОШ п. Цибанобалка  организовано  обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (а именно, дети с ДЦП, ЗПР и другими отклонениями здоровья и развития)  в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития.

Для  обучения и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья  разрабатывается  индивидуальные образовательные программы, на базе основных общеобразовательных программ и специальных (коррекционных) образовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. В программу входит   участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, которые проводятся  как в школе, так и за её пределами (по возможности)

            Учитывая особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекционная работа позволяет посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса, создать специальные  условия для обучения и воспитания ребёнка. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной    формы обучения. Выбор форм для получения образования детьми  предоставляется родителям или его  законным представителям. При обучении ребёнка на дому составляется определенная программа, при составлении которой учитываются все компоненты психического развития или формирования личности школьника. Так происходит сокращение часов по предметам: 3- 3,5 часа в неделю - для уроков математики и русского языка. Интегрированная программа по окружающему миру и кубановедению: 1час в неделю, литературное чтение 2 часа в неделю и другие образовательные уроки  - проходят дистанционно, по скайпу в интернете. Где обеспечение технологическими средствами обучения, установка компьютера, принтера и  различных программ по обучению ребёнка на дому, осуществляется государством. Дети с ОВЗ присутствуют на праздниках, олимпиадах и различных конкурсах осуществляемые, как мною, как классным руководителем, так и организованные школой и другими структурами.

                В настоящее время происходящие перемены в системе образования, где нет ограничений в обучении для  детей с ограниченными возможностями и они, на ряду, со всеми детьми находясь в классе или обучаясь на дому, могут обучаться и воспитываться. Получение привилегий и благ в обществе, доступно для всех категорий граждан, что и является конечной целью в образовании. Для реализации этой цели, при организации образовательной деятельности в начальной школе, рекомендуется использовать дифференцированный подход в  обучении. Он предоставит возможность обеспечить формирование общих способностей и  способствовать раскрытию потенциала каждого ребенка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье; будет способствовать овладению им элементарной культурой деятельности и тем самым заложит основы готовности к дальнейшему развитию и самообразованию.

        Развитие личности ребёнка, усвоение им определённых систем знаний, норм и ценностей, дающая ему возможность социализироваться в современном обществе в качестве равноправного члена общества, является важнейшим направлением в системе образования детей с проблемами  в развитии.

                   Одним из главных условий правильного осуществления педагогического процесса выступает  выбор рационального комплекса образовательных приемов и методов.  Оценка качества полученных знаний, способ ее оптимизации с учетом возрастных особенностей, уровня подготовки, сформированности общих умений в рамках решаемых воспитательных и учебных задач, также имеет значение. Учитывая эти факторы, обеспечивается сбалансированное сочетание новых и традиционных педагогических методов с внедрением инновационных технологий. Где при этом происходит оптимизация применения проблемных ситуаций и заданий, частично-поисковых, исследовательских, эвристических, воспроизводительных, объяснительно-иллюстративных методов, используется деятельность в парах и групповая работа, а также технические средства. Осуществляя контроль и коррекцию умений и знаний в рамках систем разноуровневой оценки. В нее входят различные виды самостоятельных работ: диктанты и задачи по предмету, тесты и тренировочные задания, индивидуальные карточки с вопросами, домашние и самостоятельные работы обучающего и контролирующего характера. В качестве критерия успешной деятельности выступает качество подготовки каждого ребенка, а не формальное применение какого-либо педагогического приема, метода, средства

             Дифференцированный подход в обучении существенно облегчает педагогический процесс. Так как в условиях большой наполняемости класса далеко не всегда есть возможность определить содержание и формы взаимодействия с каждым ребенком и тем более с ребёнком с ограниченными возможностями, то использование дифференцированного подхода в обучении позволяет разработать их индивидуально для каждого ребёнка, или для конкретных групп, или категорий. Составляю сборник с дифференцированными заданиями и вопросами, которые группируются по разделам.  В нём отделяю друг от друга задания базового уровня, для детей с низким и средним уровнем обученности. С низким уровнем- прописывая их курсивом, со средним – обычным шрифтом. И соответственно задания продвинутого уровня , - для сильных учащихся. Показывая разными значками вопросы для разной степени познавательного интереса.

            Каждый ребенок развивается по-своему, это необходимо учитывать, применяя дифференцированный подход в обучении в начальной школе.

               Дифференцированный подход в обучении  младших школьников позволяет обеспечить углубление, систематизацию и обобщение умений и знаний. Метод способствует выравниванию умений и знаний, и направлен  на стимулирование в развитии познавательной самостоятельной деятельности ребенка. Особенно эффективен дифференцированный подход в обучении  младших школьников при изучении нового материала,  при проверке и закреплении пройденного, а также в ходе подготовки домашней работы. Два взаимосвязанных элемента, дополняющих друг друга - самостоятельная деятельность в коллективе и дома.  Учитывая реальные возможности и интересы ребят, необходимым  условием при составлении домашнего задания является, планирование задач разной степени сложности и различного объема.

               Один из методов осуществления координированной деятельности - это дифференцированный подход в обучении, направленный на решение педагогических вопросов и на  их учет.

                Способ дифференцированной помощи в работе с различными категориями детей, со стороны педагога, целесообразно  применять в процессе выполнения одного и того же задания. При использовании этого метода, успевающие дети решают задачи без какой-либо помощи со стороны преподавателя, самостоятельно находя источники и определяя логическую цепь выполнения задачи, а слабый ребенок получает более подробные инструкции. Изготовление  карточек, которые  по содержанию вопроса, соответствуют логике эвристического обсуждения. При этом все рассуждения от первого до последнего этапа, должны быть четко направлены на решение вопроса. Средняя группа работает по типовому плану.

А организуя групповую работу, ребёнку  предлагается самостоятельно выбрать, в какой группе ему работать. Где он может поработать с наиболее сильными детьми, которые помогут выбрать правильный вариант ответа и научат его. Участвуя в ответе вместе с сильной группой, он тоже почувствует себя сильным….

              В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:

- индивидуальный подход;

- предотвращение наступления  утомляемости;

-  активизация познавательной  деятельности;

-  проведение подготовительных занятий;

- обогащение знаниями об окружающем мире;

- коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

- проявление педагогического такта.

           Также в работе  для  успешного обучения должна стать игра и предметно- практическая деятельность. Ведь именно эти методы обучения помогают развить у детей наглядно-образное мышление, адаптироваться к новым условиям . Существует много дидактических и  развивающих игр для детей, которые помогают развить психологические и психофизические функции организма. В своей работе я использую различные дидактические игры

          Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить  интересы, способности, склонности и возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • гуманизация – предполагающая безграничную веру в ребенка, помощь в поисках «себя»;
  • создать доброжелательную атмосферу на занятиях и условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере; 
  • развить опыт творческой деятельности и способностей, опираясь на сильные стороны ученика;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;
  • формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;
  • предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • владение комплексом диагностических методик;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);
  • поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
  • признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
  • умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;
  • систематическое осуществление педагогом  самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

         В системную работу с детьми с ограниченными возможностями, также включена и работа психолога, и логопеда, и социального педагога, и других медицинских и  методических работников школы.

         Включение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья  в процесс по организации и проведению развивающе-коррекционной работы тоже важно, так как они отрабатывают и закрепляют умения детей, сформированные специалистами. Всё это обеспечит необходимую эффективность работы, ускорит процесс восстановления в развитии. Только терпеливое отношение, поддержка при неудачах, поощрение за успехи, неназойливая помощь, каждодневная работа взрослых и необходимая коррекция помогут добиться положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной дифференцированной работы с детьми 3 класса

В данной программе раскрываются цели, задачи, принципы  диффернцированных дополнительных занятий с детьми 3 класса по русскому языку. Дано календарно-тематическое планирование занятий...

"Модель дифференцированной работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении"

Данный проект предназначен учителям начальных классов для работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении...

Индивидуально-дифференцированный подход в работе с детьми имеющими ОВЗ.

Особенности коррекционной работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья....

Индивидуальное и дифференцированное обучение.Индивидуальный подход в работе с детьми.

В материале изложены  развивающие возможности  учебного материала традиционной системы обучения. Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихсяпри обучении. Направления индивидуали...

Дифференцированная работа со слабоуспевающими детьми.

Дифференцированная работа со слабоуспевающими детьми....

Дифференцированный подход как одна из форм работы с детьми на занятиях лепкой

В статье описаны методы и приёмы дифференцированного подхода на занятиях объединения "Художественная лепка"....