"Модель дифференцированной работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении"
методическая разработка по русскому языку на тему
Данный проект предназначен учителям начальных классов для работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чувашский республиканский институт образования Кафедра дошкольного и начального образования
Проект
по теме: «Модель дифференцированной работы
с детьми, испытывающими затруднения в обучении»
Выполнила - учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №27»города Чебоксары
Чувашской Республики
Воронова Вера Васильевна
Чебоксары, 2013
Содержание
Введение ….3-5
1. Основная часть
1.1.Учёт индивидуальных и психологических особенностей
младших школьников в дифференцированном обучении ……………....6-9
1.2. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на всех этапах урока…………………………………………….9-13
1.З. Основные формы и приёмы дифференцированной работы
с детьми, испытывающими затруднения в выполнении
домашней работы ………………………………………………...…14-24
Заключение …………………………………………………………………..…25-26
Вывод..........................................................................................................27
Список использованной литературы …28
Приложение
Проблема: Снижение качества знаний у детей, испытывающих затруднения в обучении.
Цель:
Разработать карточки - задания для повышения качества знаний у учащихся через дифференцированное обучение.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме методической разработки.
2. Учитывать индивидуальные и психологические особенности детей.
3. Отобрать наиболее эффективные формы и приёмы дифференцированной работы с детьми.
Введение
На современном этапе развития начальной школы в связи с гуманизацией образования особенно остро встал вопрос о реализации принципа дифференцированного обучения. Наличие в одном классе учащихся разных уровней развития положительно влияет как на наиболее подготовленных, так и на наименее подготовленных, поскольку дети, объединённые в коллектив, имеют возможность проявлять себя с самых разных сторон. Так, интересующиеся тем или иным предметом могут увлечь' остальных. Немаловажным является и отсутствие отрицательных личностных качеств, которые рождаются у той и другой категории учащихся в условиях разделения их на разноуровневые классы.
Дифференцированный подход в обучении младших школьников целесообразно рассматривать как возможность индивидуализации в условиях одного класса. «Индивидуализация - это учёт В обучении индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются». При использовании любых форм и методов обучения в школе нельзя учесть все индивидуально психологические особенности. Индивидуализация всегда относительна, поскольку учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а в группах, во внимание принимаются те особенности, которые важны с точки зрения учения. Ряд учёных - Х. Х. Сикка, И. Э. Унт, Л. В. Шмелькова предлагают для объединения детей в группы учитывать следующие критерии: подготовленность (знания, умения, навыки); степень развития общих умственных способностей; развитие общеучебных умений; отношение к предмету и учению в целом.
Дифференцированный подход в обучении - это создание педагогом небольших гомогенных групп внутри школы, класса (с учётом личностных качеств учащихся, их склонностей, интересов, способностей, уровня готовности) и организация учебной и воспитательной работы, способствующей развитию этих групп. Для разных видов деятельности состав групп может меняться. Цель дифференцированного подхода в обучении - приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. Цель индивидуального подхода в обучении - подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Задача учителя - увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Основная цель обучения научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки, самостоятельно выполнять практические задания. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти,
_______________________________________________________________
Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. С. 8.
3
темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний и
познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроке при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий, задач при объяснении новой темы.
Дифференцированные задания - это система упражнений, выполнение, которых поможет глубоко и осознанно усвоить правило и выработать необходимый вычислительный навык на его основе.
Упражнения должны отличаться простотой, краткостью и точностью. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений.
Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблице, карточках. Их следует разделить на два вида.
1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило; их должно быть ограниченные количества и должны быть посильны для выполнения каждому ученику.
2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. Количество упражнений может быть разным, но достаточно для усвоения правила и полной занятости детей на разных этапах урока.
На этих этапах уроков должна быть подготовительная работа. Но ни в учебниках, ни в поурочных разработках, ни даже в существующих методических рекомендациях этой системы подготовительных упражнений нет, и учитель вынужден каждый раз эти упражнения подбирать сам. Но это сложная работа. Она требует хорошей методической подготовки и опыта.
Форма выполнения подготовительных упражнений на уроке может быть разнообразной (разные формы устного счёта, математические диктанты, словарные диктанты, самостоятельные работы и др.) Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, тот вычислительный приём, который необходим на данном этапе урока.
Учитель предусматривает возможные затруднения детей в процессе восприятия материала, поэтому при подборе дифференцированных заданий учитывает это. Зная индивидуальные особенности детей, учитель подбирает задания, позволяющие повысить активность всех детей в процессе восприятия, осмысления. При подборе заданий учитель не забывает о том, что интерес к необходимости приобретения новых знаний, закрепления возникает при понимании детьми практической ценности изучаемого правила, свойства, выработки нужных вычислительных навыков.
4
Обучение в младшем школьном возрасте неразрывно связано с процессом овладения рациональными способами и приёмами учебной деятельности, которые являются необходимой предпосылкой усвоения системы знаний, формирования умений и навыков и основой дальнейшего самообразования учащихся. Поэтому для совершенствования обучения и улучшения качества знаний у детей, испытывающих затруднения в обучении важное значение имеет повышение их познавательной активности и самостоятельности в учебной деятельности. Многое здесь зависит от того, как учителя организуют дифференцированный подход на всех этапах урока. Эта задача является одной из главных в обучении, от её решения во многом зависит эффективность учебного процесса, умение учащихся самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. По тому, как дети, испытывающие затруднения в обучении работают на всех этапах урока, какие результаты получают, можно судить о том, насколько они овладели изучаемым материалом. Снижение качества знаний у детей, испытывающих затруднения в обучении представляется весьма актуальной проблемой, требующей теоретического и практического решения.
Социальная актуальность и практическая значимость названной проблемы и определили выбор темы методической разработки «Дифференцированная работа на уроках русского языка и математики в начальной школе» .
Решением данной проблемы являются цели и задачи методической разработки.
5
Любить детей - этого мало,
Надо знать их.
Проф. М.Н.Гернет
1. Основная
1. 1. Учёт индивидуальных и психологических особенностей младших школьников в дифференцированном обучении.
Учебные программы ставят перед учителями задачи
усовершенствования учебного процесса, обеспечения высокого уровня усвоения знаний, формирования умений и навыков, развития творческого мышления. Для успешного решения поставленных задач учителю необходимо знать индивидуальные и психологические особенности учащихся, особенности их умственного и общего развития, опираться на эти знания в процессе обучения.
Л. С. Выготский подчёркивал, что в своей педагогической работе учитель обязательно должен учитывать и слабость в развитии логической памяти младшего школьника, и трудности, которые дети этого возраста испытывают в усвоении отвлечённого материала, но однако свою работу он должен с ориентацией не на эти слабые стороны психики ребёнка, а на то, что младший школьник обладает гораздо большими интеллектуальными возможностями, чем те, которые он обычно обнаруживает.
Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны.
Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас лов, следить за чистотой и правильностью речи. Мозг ребёнка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Это утомление снимается во время отдыха, поэтому особенно в 1 классе так важны физминутки.
Индивидуальность школьников проявляется во всех формах деятельности: в игре, в учении, в труде, в быту. При выявлении индивидуальных особенностей школьников большое значение придаётся накоплению достаточного количества достоверных фактов, надо использовать наблюдения за учащимися в различных ситуациях, в беседах с учеником, его товарищами, родителями. Необходимо составить план наблюдения. В соответствии с поставленной целью надо продумать основные вопросы, которые будут заданы ученику. Надо обязательно расположить ученика к откровенности и поддерживать доброжелательную обстановку на протяжении всей беседы. Особенно большой интерес представляют творческие работы учащихся - сочинения, рисунки и др. Они позволяют собрать данные, свидетельствующие о способностях, интересах, о чертах характера того или иного ученика. Самым надёжным методом изучения следует считать наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка, это поможет определить тип нервной системы ребёнка и в соответствии с ним организовать воспитательную работу. Дети с пониженной обучаемостью
6
требуют особой формы учебной деятельности. Ребёнок, у которого неустойчивое внимание, не развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. А дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании учителя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям уже в первом классе требуется дифференцированный подход. В начальных классах умственная деятельность и в более широком плане учебная деятельность лишь формируются. Учитывать индивидуальные особенности психических процессов как слагаемые обучаемости очень важно. Но не менеe важно учитывать психофизиологические особенности личности в целом. Дети в любом возрасте отличаются типологическими чертами (сила, уравновешенность, подвижность нервной системы), образуя четыре известные группы темперамента: „А“ — холерический тип; „Б“ — сангвистический тип; „В“ — флегматический тип; „Г“ — меланхолический тип. Первые дни в школе не могут не сказаться на поведении всех детей, но по-разному.
Дети группы „А“ (холерики). У этих детей на незначительное время снижается настроение. Психологи определяют этот рефлекс „осторожности“, а затем наблюдается неусидчивость, беспокойство, признаки отвлечения на незначительные посторонние раздражители. При обращении учителя, не дослушав вопрос и не осмыслив его, сразу начинают отвечать.
А вот другие дети — группы „Г“ (меланхолики). Смена обстановки для них наиболее сложна. Для некоторых требования школы в первые дни совсем недоступны. Даже лёгкое умственное напряжение вызывает переутомление нервных клеток. Как следствие — отставание в усвоении программ.
Очевидно, одна и другая группы требуют разных педагогических мер. Двигательную активность холериков нужно направить на выполнение учебных заданий, сдерживать их, сделать этих детей своими помощниками на уроке и вне урока, давать им больше поручений. Группу меланхоликов нельзя порицать, обвинять в лености. Нужно развивать у них стремление к успеху, вовлекать в коллективные игры, требующие самостоятельности, активности, инициативы. Больше применять игровых приёмов для поощрения этих детей. Все мероприятия должны быть направлены на укрепление их нервной системы и предупреждение утомления.
На любом этапе обучения, в любом классе холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики требуют своеобразного подхода. Среди
сангвиников и меланхоликов есть дети с повышенной или пониженной обучаемостью, которая не является раз и навсегда заданной величиной, а зависит от качества педагогических воздействий. Вопрос о выделении групп учащихся для дифференцированного подхода сложнее, чем представляется. Разным ученикам требуется разное время, разный
7
объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Учителю надо проследить за тем, каков ребёнок в общении со сверстниками, имеет ли в классе он друзей или боится одноклассников, любит ли командовать с другими или подчиняется, способен сочувствовать товарищу в радости и в беде, помогает ли другим детям и как это делает.
Известно, что дети на одной же ступени обучения отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие же, наоборот, усваивают его с трудом и менее активны на уроках. От учителя требуется умение распределить своё внимание, осуществляя одновременно контроль за работой всего класса и отдельных учеников. Индивидуальная работа с отдельными учениками может быть направлена не только на устранение возникших уже пробелов в их знаниях, но и на подготовку нового материала на предстоящем уроке.
Индивидуальная работа ведётся на каждом уроке. Индивидуальные задания подобрать с таким расчётом, чтобы оно было посильно ему, учитывало бы особенности его подготовки. Для каждого урока необходимо определить не только общую учебно - воспитательную задачу, но и пути разрешения этой задачи применительно к каждому из учеников с учётом их индивидуальных способностей.
Наверное, всех учителей тревожит вопрос, как сделать, чтобы каждый из учеников работал в меру своих способностей, ликвидировал пробелы в знаниях. Эти пробелы решаются успешнее, если учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень их знаний. Многое зависит и от организации умственного труда детей.
Индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения. Как указывается в педагогическом словаре, реализация индивидуального подхода в обучении позволяет учителю в результате учёта индивидуальных способностей своих учеников. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным ученикам, а выбор форм и методов обучения с учётом особенностей и способностей.
В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, так как сама проблема индивидуального подхода в обучении носит творческий характер. Необходимость реализации индивидуального подхода связана прежде всего с объективно существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями
каждого ребёнка, между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным школьником.
Известно, что эффективным является то обучение, при котором осуществлялся дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности школьников. Используемые при этом технологии основываются, как правило, на делении детей на сильных, средних и слабых. Им предлагаются либо задания разного уровня
8
сложности, либо просто варьируется их количество. Но, как показывает практика, такая дифференциация мало эффективна. Найти ответ на вопрос, как помочь ученикам поможет книга Гобовой Е. С. «Понимать детей дело интересное» (М.: Аграф, 1997). В этой книге подробно рассказано о том, как используются идеи нейролингвистического программирования.
1.2. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся на всех этапах урока.
Требования учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения - давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода. Реализация его осуществлял ась в разной мере и различными приёмами.
Дифференциация обучения – создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
В своей практике я использую стратовую систему деления класса. Класс делится на три группы (страты).
Первая страта (высокий уровень) комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости.
Вторая страта (средний уровень) входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости.
Третью страту (низкий уровень) составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.
Для стратовой системы обучения также характерно:
а) в страте высокого уровня:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;
- привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач;
- формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.
б) в страте среднего уровня:
- обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;
9
- организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;
- отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне;
в) в старте низкого уровня:
- создание положительной мотивации через практическую
направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;
- создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;
- отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения в соответствующих ситуациях;
- формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.
Стратовая технология диктует необходимость анализа учебных достижений и интересов каждого учащегося, что позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно – ориентированного подхода и повышать качество образования.
В классах со стратовой системой обучения удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
- сотрудничество учителя и учащихся;
- создание для ученика ситуаций, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;
- возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;
- учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
- тематический учет знаний;
- использование метода малых групп;
- логическая обусловленность своевременности контроля;
- гарантирование ученику права на повышение оценки;
- соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
- поощрение ученика;
- соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель
10
знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики. Учитель вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями.
Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения.
Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании
индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий КСО (коллективных способов обучения) и ГСО (групповых способов обучения).
Прежде чем осуществлять дифференцированный подход в 1 классе, важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности.
Дифференцированный подход использую на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.
Этап изложения новых знаний и умений..
Речь идет об этапе первичного восприятия материала. Легко убедиться в том, что недифференцированный подход на первом этапе порождает «белые пятна» в знаниях части учеников. Почему? Хотя бы потому, что новое всегда увязывается с вполне определенным старым. Именно поэтому учитель проводит подготовку к усвоению нового. Он задает вопросы по пройденному, проверяет, есть ли у них в памяти то, на что они будут сейчас опираться.
Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во-первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во-вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить, и, может быть, не один раз, для отдельных групп.
Где-то во второй половине учебного года можно использовать и такой прием: объяснить материал кратко на высоком материале сложности в расчете на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провести объяснение того же материала более развернуто и доступно, а детям первой группы предложить задания на первичную проверку знаний.
Этап закрепления и применения знаний и умений.
На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь больше всего содержится возможностей для учета особенностей учащихся.
11
Учитель может подготовить два-три варианта заданий. Учащиеся выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников.
Отдельным группам дается разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Этот прием характерен для этапа первичного закрепления, когда происходит, по сути, «доусвоение» нового материала и выявляются пробелы.
Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даются облегченные карточки-задания алгоритмического вида, сильным – задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию.
Таким образом, дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера.
Этап проверки и оценки знаний и умений.
обучающая | развивающая | разноуровневая |
Содержит правила, схемы, опоры, теоретический материал. | Не содержит теоретического материала. | Задания разного уровня сложности. |
Задания репродуктивного и конструктивного характера. | Задания репродуктивного, конструктивного и творческого характера. | Задания репродуктивного, конструктивного и творческого характера. |
Применяется на уроке первичного изучения новых знаний, на уроке закрепления знаний (если блок-модуль разбит на большое количество блоков-модулей) | Применяется на уроках обобщения и систематизации. | Применяется на уроках комплексного применения или уроках обобщения и систематизации |
С помощью данной карточки проверяется обучаемость | С помощью данной карточки проверяется обученность | Ученик выбирает задание по своим силам. |
На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание и умение. Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся или понижающейся трудности. Каждая серия заданий может отражать определенный уровень усвоения материала. Не следует скрывать от учащихся уровень трудности задания, пусть они сами отчетливо представляют, на каком уровне усвоен материал.
В своей педагогической практике вот уже несколько лет я применяю технологию модульного обучения. Модульное обучение опирается на разноуровневое обучение, дифференцированный подход к учащимся.
12
В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд, использовать два основных критерия дифференциации: обучаемость и обученность.
Для проверки обучаемости использую обучающую карточку, а для проверки обученности развивающую карточку. Такие карточки оказывают непосредственное влияние на характер развития учебной деятельности. Используются они в зависимости от структуры и типа модульного урока. Карточки составляются на трех уровнях: репродуктивном, конструктивном, творческом.
На модульных занятиях для организации самостоятельной деятельности учащихся предлагаю модульные обучающие и развивающие карточки. Они строятся на основе элементов модульного обучения и коллективных способов обучения.
Модульные карточки бывают: обучающие, развивающие и разноуровневые.
Карточка позволяет ученику работать в паре постоянного состава, группе, индивидуально, самостоятельно.
Но возможен и другой подход к проверке знаний и умений учащихся. На уроках закрепления знаний можно использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу (учащиеся самостоятельно выбирают задание):
- желтый – репродуктивный
- синий – конструктивный
- зелёный – творческий
Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.
При осуществлении дифференцированного подхода я опираюсь на следующие условия:
- Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных
учащихся и групп учащихся.
- Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные
трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
- Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным
группам и отдельным учащимся.
- Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в
идеале – каждого ученика).
- Осуществление оперативной обратной связи.
- Соблюдение педагогического такта
13
1.3. Основные формы и приёмы дифференцированной работы с детьми, испытывающими затруднения в выполнении домашней работы.
Одно из главных условий для выполнения домашней работы - это доступность. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребёнка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес. Чаще мы даём общее задание классу. Для одних он может быть лёгким, а для других - трудным. Следует ли из этого, что домашние задания обязательно должны быть одинаковыми для всех учащихся? Во многих случаях: да. Если домашнее задание используется для предъявления нового материала, для применения полученных знаний, при написании домашних сочинений короче, во всех случаях, когда требуется участие каждого школьника, имеет смысл единое домашнее задание. Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Домашнее задание, рассчитанное на сильного ученика, толкает слабого к безнравственности, к невыполнению недоступного. В другой ситуации уместным будет дифференцированное домашнее задание. Именно дифференцированное домашнее задание позволяет успешно использовать индивидуальные особенности и учитывать склонности учащихся.
Чтобы оказать поддержку и помощь учащимся в преодолении трудностей в выполнении домашних заданий провела анкетирование в 3 классе (Приложение 1, приложение 2). Анализ первого анкетирования показал:
1. Трудно выполнять домашнее задание - 4 ученика.
2. Труднее выполнять письменные - 8 учеников, устные - 9 учеников.
3. Бывает, что не выполняю задание вообще - 1 ученик.
4. Помогают дома делать домашние задания - 12 учеников.
5. Нужна помощь учителя в выполнении домашних заданий- 2 ученика.
Анализ второго анкетирования:
1. С каким настроением выполняешь домашние задания?
а) с большим желанием и чувством ответственности перед классом - 9
б) с интересом и чувством собственного достоинства - 7
в) без особого желания и интереса, но с чувством долга перед родителями - 3
г) без интереса и желания -1
2. Как выполняешь домашние задания?
а) легко, быстро, точно -10
14
б) больше заданного (по своей инициативе) - 3
в) с большим трудом укладываюсь во времени - 3
г) не укладываюсь в нормы времени - 2
д) не знаю нормы домашних заданий - 1
3. Выполняю задания с помощью:13
а) родителей - 7
б) других учащихся - 2
в) частично с помощью других - 12
4. Не выполняю задания по причинам:
а) не знаю как их выполнять;
б) не умею выполнять задания;
в) нет условий для занятий; г)лень-1
д) другие причины (указать, какие именно).
На вопрос «Помогают ли тебе дома делать домашние задания» ответили 12 учеников. А кто же несёт ответственность за выполнение учеником домашних заданий? Не должно быть сомнений в том, что родители наряду с учителями несут ответственность за выполнение учеником домашних заданий и здесь возможна совместная работа. Так же однозначно следует принять то, что домашнее задание открывает перед учеником простор для самостоятельной деятельности, способствует развитию самостоятельности, препятствовать которому не должна родительская помощь.
За выполнение своего домашнего задания отвечает в первую очередь сам школьник. Из этого основного положения должен исходить учитель в совместной работе с родителями, чтобы достичь высокого качества выполнения домашнего задания учащимися.
Также анализ анкетирования показал, то многие ученики полагаются на помощь родителей, и нередко такая помощь заходит слишком далеко. Дома школьник должен приучаться самостоятельно начинать и выполнять по плану домашнюю работу. Каждому ученику предлагалась схема выполнения домашнего задания (Приложение 3).
Выполнять домашние задания следует начинать с самого лёгкого, устные должны чередоваться с письменными. Помощь, которая при этом требуется. Заключается прежде всего в укреплении и развитии их самостоятельности и поддержке их чувства ответственности. Подсказка, выполнение части письменной работы родителями не принесёт желаемого эффекта. Если ребёнок спрашивает о правописании какого –
либо слова, надо направить его к орфографическому словарю, если это не касается изученным орфограммам. Для выполнения домашних заданий
15
ученикам раздала памятки (Приложение 4), которые способствуют лучшему усвоению учебного материала.
Итак, помощь родителей при подготовке домашнего задания должны заключаться в том, чтобы приучить школьника к правильному самостоятельному использованию вспомогательных материалов. Родителям следует не устранять препятствия с пути учащихся, а приучать их эти трудности преодолевать.
Конечно, родители обязаны оказать детям необходимую помощь в подготовке домашних заданий. В любом случае речь идёт об индивидуально продуманной помощи, зависящей от характера домашнего задания и от особенностей учащихся.
Также анкетирование показало, что некоторые ученики нуждаются в помощи учителя при выполнении домашних заданий. В этой группе оказались ученики, которые испытывают затруднения в обучении. Навык самостоятельности в работе лучше формируются через дифференцированные домашние задания. С учётом индивидуальных способностей учащихся использовала различные формы работы с этими учениками:
а) индивидуальные карточки - задания и занятия;
б) тщательный контроль за каждой работой учащихся;
в) систематическая работа над ошибками под моим руководством;
г) повторное объяснение заданий.
Карточки с дифференцированными заданиями давала в следующих случаях:
- при прохождении темы, когда встречались довольно сложные понятия;
2) при обобщении пройденной темы и при подготовке к проверочным и
контрольным работам;
3) при работе над ошибками в проверочных и контрольных работах.
При изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова» давала перфокарты со словами, с пропущенными буквами, где есть непроизносимый согласный звук и, где нет непроизносимого согласного звука в корне слова. Приведу несколько вариантов с заданиями.
16
В -1 Вставь пропущенную букву, приведи проверочное слово. (Вспомни правило на с. 61, 62). звёз…ный ужас…ный тес но грус…ное чес ное вкус…ный опас…но поз…ние сер…це серьёз ... но |
В-2 Вставь пропущенную букву. Подбери проверочное слово. Подчеркни орфограмму. Соrлас…ная чес…ный ус...ный влас…но алмаз…ный желез…ный прелес…ный доблес…но вес…ник опас…ность праз…нично извес…ный |
Также использовала индивидуальные карточки - задания при изучении темы «Сложные слова и их правописание».
В-l Составь сложные слова с корнем - пад . •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• -ПАД •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• Подсказка. (Слова, у которых два корня, называются сложными. Например: звездопад. |
17
В-2 Составь сложные слова с корнем - ход . •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• -ХОД •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• •••••••••••••••••• Подсказка.(Слова, у которых два корня, называются сложными. Например: вездеход. |
Карточки с дифференцированными заданиями давала при обобщении пройденной темы и при подготовке к проверочным и контрольным работам.
В-3 Образуй сложные слова из данных пар слов. Падать, листья - . Класс, первый - . Лёд, колоть - ……………….. Лес, рубить - ……………….. Муха, морить - . Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Образец: пеший, ходить - пешеход. |
18
В-l Спиши, вставь пропущенную букву. Подбери проверочное слово. ухв ... титъ стр…шилище с вёнок л…скает б ляк д…ньки кн голюб л…фтер дов рятъ пл…хой сап ги охр…няет |
В-2 Спиши, вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Вспомни правило. г ... в…р итъ с…к…линный пов… с…лели д…р…вянный пох… л…дало л…б…диный заз…л…нели з…л…тистый |
Например: при изучении тем «Безударные гласные в корне слова» и
«Правописание проверяемых согласных в корне слова». Задания во всех вариантах подчинены одной и той же теме и цели. Приведу несколько вариантов с заданиями.
19
В-l Спиши. Подбери проверочные слово. Выдели орфограмму. Озно… компо… чи… Tетра…ь робо… мане… Ма…ь дроз… сапо… Пло… пейза… Гле… |
В-2 Спиши. Устно подбери проверочное слово. Выдели орфограмму. ро ... кий опу…ка заря…ка пуго…ка коро…ка кана…ка блу…ка зага…ка зама…ка ще…ка ве…ка поду…кА |
Таким образом, проверочные и контрольные работы, проведённые после каждой темы показали, что учащиеся, испытывающие трудности в обучении усвоили все пройденные темы.
Для развития учебно - языковых умений регулярно включала в дифференцированные домашние задания фонетический разбор слов и каждому из этих учеников раздала схему разбора (Приложение 5).
Достаточно ли велико число заданий интересных, проблематичных, творческих, направленных на выработку собственной позиции учащихся? Каждый из нас ответит на этот вопрос по разному, в зависимости от опыта, педагогического кредо и т. д. Для дифференцированной работы с детьми, испытывающими трудности, в обучении использовала индивидуальные карточки для развития речи, творческих способностей, которые развиваются только в творческой деятельности учащихся. Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка. Это специальная работа по развитию умений письменной речи.
Приступая к работе над сочинением, ребёнок должен ясно представить себе композицию (построение), т. е. заранее в главных чертах спроектировать его содержание. Эта задача может быть выполнена, если пишущий составит план предстоящего сочинения, если он заранее предусмотрит, о чём и В какой последовательности он напишет. Знаю, что нельзя давать ребёнку готовый план: наличие такого плана освобождает ученика от логической и тем более творческой работы.
20
План сочинения - сложная творческая работа ученика над композицией.
Чтобы его составить, надо обладать достаточным по объёму и устойчивым вниманием. Но ученикам, испытывающим трудности в обучении предлагала карточки с готовым планом. Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете.
В-l Напиши сочинение - описание на тему: Моя любимая игрушка. План.
|
Сочинение, которое написала ученица 2 класса Архипова Татьяна:
«Мне на день рождения подарил новую игрушку. Это был маленький котёнок. Назвала я его Пушок, потому что он очень мягкий и пушистый.
Пушок весь беленький, только ушки и хвостик у него чёрненькие.
Вместо ошейника у Пушка красный бантик, а на грудке - медалька. У моего друга хороший характер. Он громко не лает и совсем не кусается. Мы с Пушком неразлучные друзья».
В-2 Напиши сочинение - описание на тему: Красавица берёза. План.
|
Это сочинение написала ученица 2 класса Краснова Евгения:
«Под моим окном растёт берёза. Во все времена года она хороша.
Весной на берёзе набухают почки. Почки лопаются, появляются первые молодые листочки .Берёза нежно шелестит ими.
Летом берёза хороша по- своему. Веточки, покрытые листьями свисают.
Мне особенно нравится осенняя берёза. Осенью она стоит вся
21
золотая.
И зимой берёза красива в наряде из инея. Серебряная красавица похожа на сказочную фею.
Люблю берёзу красавицу. Про неё слагают песни, пишут стихи».
Также для развития речи и творческих способностей предлагала индивидуальные карточки другого вида, например:
В-l Используя данные слова, составь и напиши небольшой рассказ на тему: Помоги друзьям. Зима, пушистый снег, мороз, птицы зимой, корм для птиц, рябина, крошки хлеба. |
Рассказ, который составил Евгений Белов:
«После долгой осени наступила зима. Деревья укрыл пушистый снег.
Холодно и голодно птицам зимой. Трескучие морозы добивают птах. Зимой мало корма для птиц. Только кое - где виднеются гроздья рябины. Я кормлю их крошками хлеба и салом»
В-2 Закончи рассказ 3 - 5 предложениями. Зимний лес. Чудесен зимний лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. |
Этот рассказ написала Анна Быкова:
Зимний лес.
«Чудесен зимний лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Красивые шишки украшают вершины елей. На сугробах видны следы зверей. Стучит дятел по стволу деревьев».
Сочинения проверяю зелёной или чёрной пастой, чтобы не убивать желание писать самостоятельно. Ошибки на поля не выношу. Обязательно обсуждаю с учеником написанное сочинение.
22
Развивая речь детей, даю им ключ к успеху. Ведь дети учатся выражать в связном тексте свои мысли и знания, все усложняющиеся по содержанию и форме от класса к классу.
В работе по преодолению несформированности языкового анализа и синтеза у детей, испытывающих трудности в обучении разработала карточки - задания. Такие задания позволяют осуществлять дифференцированный подход в работе со слабоуспевающими учениками.
в-1 Определи границы предложений в тексте (разделить текст нa предложения) Осень. Поздняя осень низко несутся по небу осенние тучи ветер гнёт деревья и срывает с них листья дождь хлещет по жёлтой траве в стаю собираются перелётные птицы белка делает запас на зиму она рвёт орехи, сушит грибы. |
В-2 Расположи предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Снежные узоры. Сверкает в лучах солнца длинная ветвь. На окнах появились удивительные узоры. За ночь сильно похолодало. Она похожа на листья папоротника. Утро настало морозное, ясное. Как красивы снежные узоры! Начни с выделенного предложения. |
23
В-3 Составь предложения из данных слов. Зима. зима, уже, пришла, настоящая. голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям. верхушки, он, деревьев, качает. да, ели, только, сосны, зелёные. жалобно, в, деревья, стонут, лесу. Выделенные слова должны быть первыми. |
Работу над ошибками, с детьми, испытывающими трудности, в обучении выполняем под моим руководством. Каждый из них получил памятку «Я работаю над ошибками». (Памятка 6). После систематической работы с этими ученикам получила ожидаемый результат. Все научились без помощи взрослых выполнить работу над ошибками.
Все эти перечисленные приёмы и формы работы с детьми, испытывающими затруднения, в обучении требуют от учителя чёткого планирования. Они позволяют дифференцированно подходить к учащимся при выполнении домашних заданий, превратить учеников из объектов обучения в субъекты, а всё целом - активизировать познавательную деятельность учащихся.
К сожалению, наиболее редко мы используем дифференцированный подход при формулировании домашнего задания. Ведь именно домашняя работа является самостоятельной индивидуальной формы учебной деятельности. Причём одно из требований к организации домашней учебной работы состоит в посильности заданий. Следовательно, задания для каждой группы учеников должны быть сформулированы по - своему.
24
Заключение
Многие современные средства, способствующие организации эффективной учебной деятельности, учителям и ученикам. В этой связи на начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с младшими школьниками были ориентированы на развитие личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предметам. Научными исследованиями доказано, что в таком случае наибольший положительный эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который даёт возможность детям, испытывающим затруднения в обучении почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребёнка и способствует активизации познавательной деятельности. Дифференцированный подход предполагает использование на разных этапах урока разноуровневых заданий, которые составляются с учётом индивидуальных и психологических особенностей детей, которые должны быть доступны детям разного уровня подготовки к обучению.
Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. А так как большую часть времени на уроке дети работают самостоятельно, то необходимо обучать их методам приобретения знаний, а не набору тех или иных фактов и применению их в простейших случаях. Следование данному принципу позволило выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития. Для детей испытывающих затруднения в обучении, дифференцированный подход на всех этапах урока, который создаёт условия для формирования базовых знаний на доступном для них уровне.
Деление учащихся на « слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы а другую, если он достиг определённых успехов на своём уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы. Разделение учителем своих учеников на «слабых» и «сильных» чревато предвзятым отношением к детям. Кто - то часто незаслуженно может оказаться на всю свою школьную жизнь с клеймом «недоумка» (причём, что самое страшное, и сам поверив в это). Кто - то будет переоценивать свои возможности. Только по одной причине отсутствия индивидуального подхода к ребёнку в процесс е обучения и воспитания и, следовательно, отсутствия своевременного развития его возможностей.
Дифференцированный подход надо осуществлять на всех этапах урока.
На этапе введения нового понятия учителю лучше работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, переходить к
25
дифференцированной самостоятельной работе. Домашние задания должны также учитывать уровень сформированных знаний и умений учащегося. Содержание контрольных работ должно предоставлять учащимся возможность показать то, что они знают, а не то чего они не знают. Дифференцированный подход в данном случае является средством поддержания у ребёнка веры в свои возможности, а оценка должна отражать истинный уровень знаний учащихся.
Учитывая условную принадлежность учащихся к разным группам, учитель осознаёт необходимость составления разноуровневых заданий, в том числе и для выполнения домашней работы. Если ориентироваться только на среднего ученика, то не будут полностью использоваться творческие возможности сильных учащихся.
Суть дифференцированного подхода не в облегчении содержания материала, а в наличии более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания.
Таким образом, дифференциация учебной работы возможна только при условии, если учитель повседневно следит за результатом работы каждого ученика, его развитием, знает все его сильные и слабые стороны.
26
ВЫВОД
с какими же трудностями столкнулась работая над проектом? Опыт показал, что не все дети, испытывающие затруднения вначале могли справиться со всеми дифференцированными домашними заданиями. Проводя эту работу, всё больше убедилась в том, что дифференцированные домашние задания имеют важное значение, поддерживает на должном уровне интерес к учению, формирует чувство самостоятельности и ответственности.
Домашним заданиям необходимо уделять значительно больше внимания.
Чтобы добиться положительных результатов, учитывая условную принадлежность учащихся к разным группам разработала разного вида карточки - задания, которые предлагала детям, испытывающим трудности в обучении. У детей появился интерес к предмету. Обнаружила и очень важный «побочный» результат. Предлагая дифференцированные домашние задания в нетрадиционной форме, невольно содействовала сближение детей и родителей в семье на основе совместной деятельности.
Естественно, использование дифференцированных домашних заданий, учитывающих индивидуальные способности детей к восприятию информации, требует большой работы: надо разработать задания, а потом подготовить каждому карточку.
Конечно, вся эта работа по дифференцированному и индивидуальному подходу требует много времени, но она окупается. Окупается, пожалуй, тем удовлетворением, которое испытывает учитель, когда видит пусть самые незначительные сдвиги в качестве знаний учащихся, а главное - более высокий уровень их подготовительной деятельности.
Дифференцированные домашние задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная их система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, научить самостоятельному познанию.
Анализ домашних работ, самостоятельных работ в классе, бесед с детьми показали, что при дифференцированном подходе к детям, испытывающим затруднения в обучении значительно повышает уровень усвоения знаний, достигаются определённые положительные успехи в работе. Анализ работ ещё показал, что не у всех учеников появилась уверенность в своих силах, они ещё испытывают затруднения в обучении. Значит проблема моей проектной работы требует дальнейшего решения.
27
Список использованной литературы.
- Борисова и. В. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий в малокомплектной школе. // Начальная школа, -2004, №4. с. 80 -82.
2. Бушева л. с. Использование дифференцированных заданий при обучении первоначальному чтению. // Начальная школа, - 2007, №5. с. 73 -75.
- Глушков и. К. Изучение нового материала с использованием дифференцированных заданий. // Начальная школа, - 1992, №4. с. 2933.
4. Давлетшина А. А. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников. // Начальная школа, - 1993, №5. с. 10 - 12.
5. Древелов х. и др. Домашние задания. // Книга для учителей. Перевод с немецкого Кабановой Н. с. - М.: Просвещение, 1989. с. 45 - 47,58 - 62.
- Дьякова о. Диагноз: неуспеваемость. // Народное образование, - 2007, №1. с. 180 - 186.
- Емелина А. В. Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющие методической базы современного урока.
// Начальная школа, - 2007, №6. с. 89 - 93.
- Карпушина Н. А. Учитывать индивидуальные особенности детей. // Начальная школа, - 2002, №2. с. 83 - 86.
- Козырева о. А. Как помочь ребёнку с трудностями в обучении? // Начальная школа, - 2004, N№7. с. 19 - 25.
10.Малыкина Н. и. Учёт индивидуальных и психологических особенностей младших школьников. // Начальная школа, - 1984, №2. с. 21.
11.Постникова Е. А. Реализация индивидуального подхода в заданиях для самостоятельной работы по природоведению. / / Начальная школа, - 1992, №7,8. с. 55 - 58.
12.Смирнов o. М. Дифференцированный подход в обучении
природоведению. // Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы, - М.: Новая школа, 1997. с. 3 - 4.
- Федосеева Н. А. Дифференцированное обучение на уроках письма. / / Начальная школа, - 1989, №I2. с. 45 - 55.
14.Фоменкова М. В., Хаустова Н. Н. Дифференциация в обучении математике. // Начальная школа, - 1999, №2. с. 50 - 53.
15.Шабалина з. п. Дифференцированный подход в обучении младших школьников. // Начальная школа, - 1990, №6. с. 81 -82.
16.Шипулина л. Природосообразная дифференциация обучения: условия реального выбора. // Народное образование, - 2007, №4. с. 168 - 174.
28
Приложение 1
Анкета 1
1.Тебе трудно выполнять домашние задания?
2.Тебе труднее выполнять письменное задание или устное? (подчеркни)
3.Бывает ли так, что ты не выполняешь вообще домашние задания?
4.Помогают ли родители тебе делать домашние задания?
5.Нужна ли тебе помощь учителя в выполнении домашних заданий?
Приложение 2
Анкета 2
1.С каким настроением выполняешь домашние задания?
а) с большим желанием и чувством ответственности перед классом-
б) с интересом и чувством собственного достоинства-
в) без особого желания и интереса, но с чувством долга перед родителями-
г) без интереса и желания
2. Как выполняешь домашние задания?
а) легко, быстро, точно -
б) больше заданного (по своей инициативе) -
в) с большим трудом укладываюсь во времени -
г) не укладываюсь в нормы времени -
д) не знаю нормы домашних заданий -
3. Выполняю задания с помощью:
а) родителей -
б) других учащихся -
в) частично с помощью других -
4. Не выполняю задания по причинам:
а) не знаю как их выполнять;
б) не умею выполнять задания;
в) нет условий для занятий; г)лень-
д) другие причины (указать, какие именно).
Приложение 4
Как подготовить домашнее задание по литературному чтению
Задано : прочитать произведение
Тест : правильно ли я понимаю произведение ?
1. Могу ли я понять прочитанное ?
2. Могу ли я рассуждать о прочитанном, то есть высказывать свое мнение об этом произведении ?
3. Могу ли я после прочтения мысленно представить героев, события ?
4. Могу ли я читать это произведение выразительно, вдумчиво, с чувством ?
5. Могу ли я пересказать текст ( подробно, кратко, выборочно ) ?
Задано : выразительное чтение стихотворного произведения
Правила выразительного чтения стихотворного произведения
1. Прочитай произведение «про себя» и определи его главную мысль , идею.
2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери :
- темп ( скорость );
- интонацию;
- громкость чтения;
- жесты и мимику.
3. При чтении вслух выдели голосом важные посмыслу слова.
4. Обязательно соблюдай :
- рифму ( делай правильное ударение в словах);
- стихотворный размер ( все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).
5. Постарайся выразить :
- эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;
- эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.
6. Выбери стиль чтения, который больше подходит для данного произведения.
7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчетливо.
Задано : выучить стихотворное произведение и рассказать его в классе
Как понять стихотворное произведение, выучить и рассказать его на «5»
Чтобы в классе рассказать на «5»,
надо дома знать на «6».
(правило-шутка)
Анализ стихотворного произведения
1. Подумай, какое было настроение у автора, когда он писал это стихотворение ?
2. Что могло послужить поводом для создания этого произведения ?
3. Отметь строки, которые показались тебе наиболее выразительными, образными ( прочитав их, ты смог представить себе написанное ).
4. Какие образы как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми ?
5. Назови рифмы, которые показались тебе необычными, новыми.
6. Перечисли самые яркие сравнения в стихотворении.
7. Какова роль этих сравнений ?
8. Есть ли в произведении слова, употреблённые в переносном значении ?
9. При каких обстоятельствах тебе могли бы вспомниться строки этого произведения ?
10. Какую иллюстрацию ты сделал бы к этому стихотворению ?
Правила заучивания наизусть
1. Прочитай стихотворное произведение «про себя».
2. Прочитай стихотворное произведение вслух.
3. Раздели стихотворное произведение на смысловые части ( иногда помогает деление на строфы *).
4. Заучивай по одной части, каждый раз повторяя вместе ранее выученное и новую заученную часть.
5. Повтори выученное вечером, перед сном, и с утра.
* Строфа – группа стихов, объединенных между собой по смыслу, а также рифмой ( например, четверостишье ).
Правила чтения стихотворного произведения в классе
1. Перед выступлением в классе отрепетируй чтение дома. Помни, что голос – это музыкальный инструмент, который должен помогать при чтении.
2. Перед чтением произведения вслух обязательно назови имя автора и название произведения.
3. Не начинай читать в шумном классе. Дождись тишины.
4. Чтобы не волноваться и не сбиваться, смотри чуть выше голов слушателей или на доброжелательное лицо в классе. Не обращай внимания на провокации и смешки ( к сожалению, такое иногда случается ). Спокойно продолжай выступление, тогда в классе тебя будут слушать.
5. Никогда не читай, повернувшись к учителю ( как бы адресуя свои слова ему одному ). В классе может стать шумно.
6. Читая стихотворение, не торопись.
7. Заканчивая чтение, не «проглатывай» последних слов ( не читай их торопливо ). Иначе испортишь все впечатление от чтения.
При выборе стихотворения помни :
- короткие стихотворения читать намного труднее, чем длинные ( не успеваешь себя выразить, «реализовать» );
- «сюжетные» стихотворения больше подходят для заучивания и для выразительного чтения.
Задано : составить план текста
Запись в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Как составить план
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. вырази идею в одном предложении.
5. раздели произведение на части.
6. озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный
Как правильно составить каждый из них ? Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову )
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например :
- Кого поймали в море ?
- О чем плакала пойманная черепаха ?
- Почему черепаха плакала на самом деле ?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например :
- В море поймали черепаху.
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.
- Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например :
-Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
- Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.
Задано : выполнить один из видов пересказа
Пересказ – воспроизведение по памяти и изложение своими словами содержания устного или письменного текста.
Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно – много раз.
Это нудно – много раз
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.
И задумайтесь о нём :
Что рассказано ? О чём ?
Что за чем произошло
И к чему всё привело ?
Прочитайте еще раз –
И запомнится рассказ.
С Бондаренко
Виды пересказа
Подробный – пересказ, близкий к тексту, подробно, в деталях передающий содержание произведения.
Краткий – сжатое, короткое изложение самого главного в произведении. При кратком пересказе опускаются факты, не имеющие большого значения в раскрытии основных мыслей, идеи произведения.
Выборочный – пересказ тех частей текста, которые для нас или наших слушателей наиболее интересны, важны. При выборочном пересказе излагаются факты, помогающие ответить на вопросы учителя.
Творческий – пересказ от лица автора, героя или постороннего наблюдателя. Содержание произведения надо передать так, будто ты – его автор, участник описываемых событий или их очевидец.
Правила подготовки к пересказу письменного текста
1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.
2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.
3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.
4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
5. Вырази идею в одном предложении.
6. Выдели в тексте ключевые слова ( они раскрывают главную мысль произведения ).
7. Раздели текст на части, озаглавь их.
8. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста ( не пропустил ли ты какого – нибудь эпизода ).
9. Составь план пересказа.
10. Пользуясь планом, перескажи произведение.
11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста ( соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», «в конце концов», «наконец» и т.д. )
Правила подготовки к пересказу устного текста
1. Внимательно прослушай текст.
2. Запиши ключевые слова, имена и цифры.
3. Если что-то непонятно, задай вопросы.
4. Определи основную мысль текста.
5. Раздели текст на части.
6. Составь план пересказа.
7. Пользуясь планом, перескажи текст.
Правила подготовки к пересказу учебного текста ( природоведение, история, окружающий мир и т.д. )
1. Прочитай текст и определи, о чём он.
2. Выдели в тексте основные мысли.
3. Выясни значение непонятных слов.
4. Раздели текст на части.
5. Составь план текста.
6. Выпиши из каждой части важные мысли.
7. Ответь на вопросы к тексту ( если они есть ).
8. Пользуясь планом, подробно перескажи текст.
Задано : проанализировать сказку, басню, рассказ
План анализа сказки
Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
1. Прочитай внимательно сказку. Определи, относится ли она к устному народному творчеству или у неё есть автор.
2. Как ты думаешь, что в этой сказке вымышлено, а что взято из реальной жизни?
3. Что в этой сказке понравилось тебе больше всего ?
4. Назови волшебные предметы из этой сказки, которые являются частью реальной жизни.
5. Подумай, чего на самом деле никогда не может быть в реальной жизни ?
6. Какой момент в сказке ты считаешь самым захватывающим ?
7. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки. Перечисли основные черты характера главных героев, вспомни их самые важные, значительные поступки.
8. какому герою сказки ты больше всего сопереживал ? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
9. Какие пословицы могли бы передать основную мысль этой сказки ? Одним предложением вырази самостоятельную главную мысль сказки.
10. Какие ещё сказки напомнила тебе эта сказка замыслом, сюжетом и характером главного героя?
План анализа басни
Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.
Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила т.д.
1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.
2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею?
* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ.
3. Попробуй передать главную мысль ( мораль ) басни своими словами.
4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.
5. Определи, как написана эта басня : прозой или стихами.
6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?
7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися ?
8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».
11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили его?
План анализа рассказа
Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.
1. Прочитай внимательно рассказ.
2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.
3. Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нем? Какие еще книги этого писателя ты читал?
4. Узнай, когда и где рассказ был написан.
5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе:
- повествование (рассказывает;
- описание (показывает);
- рассуждение (доказывает).
6. Кратко перескажи рассказ.
7. Что, по-твоему, явилось кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа ?
8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему?
9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным?
10. Какому из героев ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.
11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.
12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем?
13. Какие достоинства произведения ты отметил?
План рассказа о герое
1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся) герое со слов : «мне очень понравился(ась)», «меня ужаснул(а)», «больше всего мне запомнился(ась)», «мне показался интересным(странным, необычным)», «я восхищаюсь», «мне очень не понравился(ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.
2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.
3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.
4. Перечисли основные черты характера этого героя.
5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.
6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Хотелось (не хотелось ) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?
8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передает характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?
ВНЕ ШКОЛЫ
Надо: составить похвальное слово
Похвала – одобрение, хороший отзыв.
Как составить похвальное слово
1. Назови имя того человека, которому посвящена речь.
2. Укажи конкретную причину, по которой сегодня тебе особенно хочется похвалить этого человека.
3. Похвальное слово должно быть развернутым, то есть состоять из нескольких предложений, а не из одного.
4. Избегай стандартных (обычных ) выражений похвалы.
5. Твой тон должен быть эмоциональным, доброжелательным.
6. Свою речь заверши пожеланием успеха.
Как подготовить домашнее задание по русскому языку
1. Выполнение домашнего задания начинайте с работы над ошибками (последовательность работы с орфограммами см. ниже).
2.Повторите правила, которые забыли.
3.Выучите или повторите заданное правило.
4.Придумайте свои примеры на это правило.
5.Прочитайте задание для упражнения.
6.Прочитайте все упражнение. Устно выполните задания к нему.
7.Выполните упражнение письменно.
8.Проверьте всю работу.
Как научиться списывать текст
1.Прочитайте весь текст как говорите.
2.Прочитайте первое предложение, чтобы понять и запомнить его.
3.Найдите орфограммы в списываемом предложении.
4.Прочитайте предложение так, как оно написано (как будете себе диктовать во время письма).
5.Повторите, не глядя в текст, предложение так, как будете его писать.
6.Пишите, диктуя себе, так, как проговаривали последние два раза.
7.Проверьте написанное:
-читайте то, что написали, отмечая дужками слоги;
-подчеркните (выделите) орфограммы в написанном:
- сверьте каждую орфограмму с исходным текстом.
8. Продолжайте работу со следующими предложениями, начиная с пункта 2.
9. Прочитайте весь текст выразительно.
Как проверять письменные работы
1. Проверьте смысл написанного вами предложения:
• прочитайте предложение вслух;
• проверьте, подходят ли слова друг к другу;
• определите, нет ли пропуска слов в предложении.
• ответьте на вопрос «О чем говорится в предложении, бывает ли так?»
2. Проверьте написание предложения:
• прочитайте предложение, начиная с последнего слова, по слогам, выделяя гласные (нет ли пропуска или замены букв);
• прочитайте предложение, начиная с последнего слова и проверяя при этом орфограммы.
- Внимательно прочитайте записанное предложение от начала до конца еще раз.
Как подготовить домашнее задание по окружающему миру
1. Вспомните, не открывая учебник, о чем узнали на прошлом уроке:
• о чем рассказал учитель;
• какие ставили опыты;
• какие проводили наблюдения;
• какие рассматривали картины, таблицы или карты.
2. Прочитайте в учебнике вопросы перед параграфом, ответьте на них.
3. Прочитайте текст заданного параграфа учебника.
4. Подготовьтесь отвечать по теме урока:
• продумайте, (составьте) план ответа;
• расскажите материал по этому плану;
• постарайтесь не просто пересказать текст учебника, но и привести примеры наблюдений, опытов, примеры из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
• сделайте выводы.
5. Откройте учебник. С помощью рисунков, текста и выводов учебника проверьте, как вы усвоили материал.
6. Выполните задания учебника в конце параграфа.
Как выполнить домашнее задание по математике
На начальном этапе обучения очень важно, чтобы ребенок понимал смысл выполняемых действий, то есть зачем он считает, пишет, рисует. Связь обучения с жизнью напрямую прослеживается в текстовых задачах, так как задача — это жизненная ситуация, требующая решения.
Работа над задачей
1. Прочитайте задачу. Представьте себе то, о чем в ней говорится.
2. Докажите, что это задача (выделите условие и вопрос).
3. Определите, какая задача по составу (простая или составная). Докажите это.
4. Запишите задачу кратко или выполните чертеж.
5. Если задача составная (то есть сразу ответить на вопрос задачи нельзя), определите, что нужно узнать в первую очередь, а что - потом.
6. Составьте план решения задачи и решите ее в соответствии с планом.
7. Запишите и прочитайте решение задачи. Проверьте его.
8. Запишите и прочитайте ответ на вопрос задачи.
Приложение 5
Схема фонетического разбора слова.
1.Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.
2.Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог.
3.Запишите фонетическую транскрипцию слова.
[
Приложение 6ПАМЯТКА
Я РАБОТАЮ НАД ОШИБКАМИ
1.Выпишу из текста слово (словосочетание), в котором сделана ошибка.
2.Подчеркни орфограмму.
3.Разберу по составу данное слово.
4.Найду в какой части слова сделана ошибка.
5.Найду правило правописания к части слова, в которой сделана ошибка.
6.Запишу несколько слов на данное правило правописания.
7.Составлю предложение с этим словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Особенности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении...
«Формы и деятельность учителя при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Рекомендации для педагогов»
В данной работе отражены формы и деятельность учителя начальных классов со слабыми детьми в обучении....
Система работы с детьми, испытывающими затруднение в обучении
В статье раскрываются возможные причины отставания ребенка в учебе и пути преодоления неуспешности....
Статья. Особенности работы с детьми, испытывающих затруднение в обучении.
Статья. Особенности работы с детьми, испытывающих затруднение в обучении....
Практические советы по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении
Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях общеобразовательной школы. ЗПР относится к разряду ...
Психолого-педагогическая карта для обучающихся, испытывающих затруднение в обучении 1 - 4 класс
Данная карта позволит педагогу увидеть динамику продвижения ребенка, испытывающего затруднение в обучении. можно использовать при подготовке документов на ПМПК....
Особенности работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Презентация предназначена для учителей работающих с "особенными" детьми....