Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.
статья по логопедии на тему
Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_leshkovich.odt | 104.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.
На первый план образовательной политики государства вышли вопросы гарантирования права на образования детей, имеющих особые образовательные потребности, и детей с ОВЗ. Впервые в России разработан и находится на этапе внедрения федеральный государственный стандарт для таких категорий учащихся.
Несмотря на то, что для детей с аутистическими проявлениями характерны схожие формы нарушений эмоционально-аффективной сферы и формы социального взаимодействия, компенсаторные возможности каждого ребенка индивидуальны и зависят от множества факторов: степени органического поражения ЦНС, тяжести коммуникативного барьера и коррекционно-средовых условий обучения и воспитания ребенка.
В нашей школе МКОУ «Школа -интернат №86» ребенок с РАС получает комплексную помощь. С ним работают: детский психиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Коллегиальное сотрудничество специалистов позволяет составить образовательный маршрут, оптимальный вариант индивидуального развития. Индивидуальная программа сопровождения учитывает возможности ребенка, его особенности, уровень его личностного и познавательного потенциала.
Члены психолого-медико-педагогического консилиума разрабатывают четкий план, схему совместных действий с ребенком и его родителями. Основные задачи, которые стоят перед специалистами, состоят в том, чтобы максимально нивелировать аутистические проявления, снизить коммуникативный барьер, расширить сферу взаимодействия ребенка с окружающими, включить его в игровую и учебную деятельность. Конечная цель – улучшить социальный прогноз и интегрировать ребенка в детский коллектив.
Работа с ребенком с РАС предполагает постепенное, поэтапное включение его в образовательную деятельность. Выделяем следующие этапы:
- Диагностический этап.
- Индивидуальная коррекционная работа со специалистами.
- Включение в микрогруппу.
- Включение в детский коллектив (группа, класс).
Ведущая роль в данном направлении принадлежит комплексной диагностике, позволяющей выявить индивидуальные особенности ребенка с РАС, его потенциальные возможности и прогноз развития. Используем основные методы: сбор анамнестических данных, анализ медицинских документов, наблюдение за поведением ребенка и включение его в совместную деятельность « взрослого и ребёнка».
При составлении адаптированной Программы психокоррекционной работы с детьми с РАС необходимо ориентироваться на специфику аффективной патологии. Основные направления психокоррекционной работы:
- ориентация ребенка на внешний мир, на взаимодействие;
- обучение его простым навыкам контакта;
- коррекция эмоциональных нарушений и аффективных расстройств.
На индивидуальных коррекционных занятиях с учителем - логопедом происходит:
- расширение практического опыта ребенка, объема знаний и представлений об окружающем мире;
- формирование целенаправленных предметных действий;
- коррекция и развитие коммуникативных навыков, познавательной
деятельности, речи в рамках индивидуальной программы.
Нельзя не отметить, что вся работа строится в тесном взаимодействии с детским психиатром, который параллельно проводит медикаментозную коррекцию. Включение родителей в коррекционный процесс является обязательным условием организации специальной помощи детям.
Учитывая характеристики детей с РАС, для эффективного их
обучения важно создать ряд условий. Необходимо формировать у ребенка стереотипное учебное поведение. Место для занятий должно быть таким, чтобы
ничто не отвлекало ребёнка, и его зрительное поле было максимально организовано. Во время занятий необходимо сформировать положительную эмоциональную установку по отношению к уроку, закрепить определенную
последовательность действий по подготовке, проведению и завершению занятий. Обращаться к аутичным детям надо короткими, простыми фразами. Предъявлять задания маленькими частями, которые должны иметь четкое
начало и конец, чтобы ребенок имел представление о том, что от него требуется и в каком объеме. Таким образом, работа с аутичными детьми требует особого подхода к выбору педагогических технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности, и зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка (интересы, мотивы). Одной из эффективных технологий
развития познавательной активности у детей с РАС является дидактическая игра, так как игровые моменты повышают эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса, помогают повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Замечено, что обучающимся с РАС нравится «встречать и провожать» сказочных персонажей (особенно мягкие игрушки), сопровождающих их на протяжении всего урока. Дети при этом эмоционально оживляются, радуются и стараются выполнить предложенные задания. Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности детей с РАС.
В работе используются разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей детей с РАС, при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.
Внедрение ИКТ при обучении детей с РАС прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, помогают обеспечить совершенствование и активизацию учебного процесса, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающимся с РАС.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать уроки наглядными, динамичными,
эффективными с точки зрения обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра.
Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя
одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается
мышление.Слайды презентаций можно использовать во
время повторения, объяснения, закрепления на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (тесты, тренажеры, игры, физминутки).
В настоящее время достаточно часто при организации образовательного процесса детей с РАС часто используют технологию опорных сигналов — метод пиктограмм.
Пиктограммы —небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности.
Данный метод необходимо применять при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, т.к. они не всегда воспринимают и правильно понимают инструкции
учителя, что способствует снижению познавательной активности в урочное и внеурочное время. Пиктограммы создают у обучающихся с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей ситуации, задают алгоритм деятельности на данный урок. Это особенно важно для учащихся с нарушениями аффективно-эмоциональной сферы.
Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации. Общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутизмом.
Методика использования «расписания активностей» для развития самостоятельности детей, страдающих РАС. «Расписание активностей» – это серия картинок или надписей, которые направляют к выполнению определенной последовательности действий. Расписание может быть различной формы, но изначально чаще всего выглядит так: альбом (или папка с файлами) с картинками или надписями на каждой странице. Каждый из этих стимулов направляет ребенка выполнять задания, участвовать в том или ином виде деятельности или получить награду. В зависимости от особенностей каждого ребенка эти расписания могут быть или очень подробными – разбивающими каждое занятие на небольшие конкретные шаги, либо обозначать вид деятельности полностью – когда фотографии или надписи побуждают ребенка выполнить все задание. С помощью дозированного обучения детей обучают брать альбом с расписанием, открывать первую страницу, выполнять задания и затем переходить к следующему.
Цель использования расписания - научить детей с РАС выполнять задания и действия без прямых инструкций со стороны родителей и воспитателей и без их контроля.
Знания о PECS просто необходимы, потому что нужно найти какое-то решение – облегчить детям раннее развитие коммуникации.
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности.
Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов. На заключительных этапах, когда ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы (этап 4, отвечать на вопрос “что ты хочешь?” (этап 5) и реагировать на другие простые вопросы типа “что ты видишь?” правильными фразами типа “я вижу птичку” (этап 6).
Коммуникационный партнер (например: родители, братья и сёстры, учителя) вербализируют (исполняют) желания ребёнка, после получения картинки.
Желания у наших детей бывают, например такими как:
1. Я хочу журнал.
2. Я хочу пить.
3. Я хочу планшет.
4. Я хочу мыльные пузыри.
Ребёнка поощряем, произносим по возможности отдельные слова или целые предложения.
3. Когда ребенок прошёл все 6 этапов системы PECS, и может составлять предложение из карточек, переходим на «Коммуникативную доску».
«Коммуникативная доска» представляет собой белый лист А4, расчерченный на 48 квадратов. В квадратах первоначально помещаются 4 картинки: «Я», «Хочу», «Да» и «Нет». В приложении – ряд картинок предпочтений (например: я хочу пить). Затем количество картинок увеличивается в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка.
Использование системы дополнительной коммуникации PECS в работе с учеником. Таблица.
Имя учащегося, 1класс | Понимание речи на начальном этапе | Использование методики: «Система дополнительной коммуникации PECS» | Результат |
Даниил | Воспринимает речь на уровне односложных фраз. В ситуациях непонимания инструкций и заданий может проявлять нежелательное поведение. | .Обучение проходит по зтапам системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). | Достаточно быстро перешел к 4 этапу- структура предложения , на котором был осуществлен переход с коммуникативной книги на коммуникативную доску. |
Мониторинг оценки усвоения обязательного программного материала за учебный год показал удовлетворительные результаты.
Положительная динамика коммуникативных навыков за учебный гол (1класс)дает возможность поставить еще ряд задач для достижения единой цели в рамках реализации ФГОС для детей с РАС на новый учебный год. Готовность к обучению у учащихся на следующем этапе сформирована. Дети адаптированы
и социализированы в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 1 класса, и имеют потенциал при переходе в следующий класс для овладения основными образовательными учебными программами данного этапа.
Следует помнить, что работа с аутичными детьми —
процесс сложный и длительный, он «...растягивается на
много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый —пусть даже самый малый
—шаг прогресса драгоценен... »
(В.Е. Каган, 1981)
Участвуя в работе экспериментальной площадки «Социальное партнерство как механизм реализации ФГОСа образования обучающихся с умственной отсталостью»,
выступила с сообщениями из опыта работы по по следующим темам:
- Развитие коммуникативных навыков детей с РАС.,
- Испльзование системы альтернативной коммуникации.,
- Формирование речевой активности детей с РАС с учетом коммуникативных способностей.
В рамках семинаров экспериментальной площадки давала открытые занятия с учащимися ( фрагменты видио).
В своей работе я использую знания , полученные на курсах кафедры « Коррекционной педагогики и специальной психологии» Нижегородского института развития и образования города Нижнего Новгорода, семинарах, проведённых по данной проблеме.
Литература
- Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М., 2005.
- И.А.Емельянова Журнал «Образование и наука» ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика. Выпуск № 1 / 2009
- Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. М., Просвещение, 2014.
- Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М., Просвещение, 2014.
- Немов Р.С. Общие основы психологии, кн. 1. - М.: Издательский центр «Владос», 2000. - 688 с.
- Османова — Позднякова: Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. ... Художник: Иванов Л. А. Редактор: Вайполина М. О. Издательство: Каро, 2013 г.
- -Османова Г.А. ,Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений найти год издания
- Черкасова Е.Л. Коммуникативная стратегия учебного взаимодействия - неотъемлемое условие пропедевтики и коррекции нарушений письменной речи//Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения. Материалы Третьей международной конференции Российской ассоциации дислексии. М., Российская ассоциация дислексии; МГПУ, 2007. С 126-131.
- ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей с ограниченными возможностями здоровья на уровне общего образования. Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. М., Национальный книжный центр, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»
Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи....
Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность влияет на весь ход психо...
Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. И...
Статья Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья
В докладе рассматриваются возможности применения ИКТ в образовательной и воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...
Статья на тему - «В работе логопеда использование нетрадиционного оборудования, степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Начальная школа и первый класс — первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одно из требований ФГОС дошкольного образования &mdash...
Использование игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность влияет на весь ход психо...