Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 4 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
рабочая программа по логопедии (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы, методические рекомендации, авторские программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_zpr_fgos_rechevoe_tvorchestvo.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
е бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Кировская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Рассмотрена Утверждена
и рек
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Речевое творчество»
с учащимися 4 класса с ЗПР (ФГОС)
Составила:
учитель-логопед
Аверкина Г. Н.
2023-2024 учебный год
Содержание
рабочей программы внеурочной деятельности
«Речевое творчество» с учащимися 4 класса ЗПР (ФГОС)
- Пояснительная записка………………………………………………..3
- Содержание программы………………………………………............4
- Планируемые результаты …………………………………...4
- Список литературы……………………………………….……………..5
- Приложение:
Календарно-тематическое планирование...................................................6
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 4 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы, методические рекомендации, авторские программы:
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья");
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 2016-2021 гг. (утвержденная Приказом №190 от 29.08.2016г. ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат», реализующая адаптированные образовательные программы);
- Коррекционно-развивающая программа «Речевое творчество» ГБОУ ЛО «Кировская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы», утвержденная Приказом 221 от 01.09.2019 г.
- Авторская программа Каландаровой Н.Н. «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2009.
На занятиях по развитию речи на на материале сказок, рассказов, сочинений формируются у учащихся добрые чувства. Развитие, совершенствование и обогащение речи – главная задача уроков речевого творчества. На занятиях речевого творчества четвероклассники будут учиться составлять план текста, соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с деформированным предложением, текстом и планом. Особое внимание уделяется анализу морфологических и синтаксических характеристик слова. В план занятий включены викторины по литературному чтению.
Актуальность
Занятия по курсу «Речевое творчество» способствует развитию устной, письменной речи и творческого мышления учащихся, создают условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности. Знания родного языка и грамотная речь способствует познанию разных наук, расширяет возможности реализации своего потенциала. Умение формулировать свои мысли и логично их излагать, принимать участие в беседе оказывает положительные результаты в учебе в целом и социализации ученика. Учащийся становиться более уверенным в своих силах. Развитие речи – один из общих показателей развития личности – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.
Цель курса: расширение возможностей речевого развития (во всех ее формах (чтение, письмо, говорение, слушание) учащихся младшей школы.
Задачи:
- Расширить знания учащихся по русскому языку и родной литературе;
- Формировать позитивное отношение к учебе, к окружающему миру в целом;
- Развитие умений и навыков культурного коммуникативного поведения;
- Развитие нравственных, эстетических, этических качеств личности учащегося;
- Развитие творческого воображения, логического, гибкого мышления
- Развитие литературных способностей детей.
Для решения цели и задач внеурочного курса «Речевое творчество» используются различные формы деятельности учащихся: викторины, конкурсы, круглые столы, диспут и др. Это повышает эмоциональный отклик у учащихся, способствует формированию позитивного отношения к учебе.
- Содержание
Занятия по курсу внеурочной деятельности «Речевое творчество» проводятся один раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Рабочая программа «Речевое творчество» представляет собой межпредметный интегрированный курс (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение, изобразительная деятельность, технология).
Рабочая программа содержит работу по следующим направлениям:
- Речь и речевая деятельность;
- Жанры речи;
- Культура речи;
- Речевое творчество учащихся.
По типу, занятия – комбинированные, включают творческие и коммуникативные задания.
- Планируемые результаты
- Развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
- Учащийся способен отстоять свою точку зрения средствами родного языка;
- Учащиеся создают тексты (повествование, описание, размышление), используют речевые жанры (диалоги, выдуманные рассказы, сказки и рассказы, связанные с действительностью)
- Учащиеся составляют план текста и делают сжатый пересказ.
- Учащихся знанием владеют нормами этикета общения, культуры речи.
- Список литературы
- Бесова М. Познавательные игры для младших школьников от А до Я. Ярославль, 2004.
- Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1997.
- Гребенкина Р.Т., Кочкина А.И., Малинина О.П. Развитие связной речи в начальной школе. С-Петербург, 2000.
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества в 1-3 классах. 2002.
- Крепких Т. А. , Нарушевич А. Г.Соболева О. Л. « Универсальный словарь русского языка»/ Начальная школа У59. М. АСТ- ПРЕСС КНИГА, Орфография, Фразеология. Этимология. Синонимы, антонимы. Толкование слова.
- Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.
- Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М., 1992.
- Ладыженская Т.А. Детская риторика. М.,1994.
- Ладыженская Т.А. Речевые уроки. М., 1995.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. М., 1995.
- Сагирова О. Русский язык с увлечением. Екатеринбург, 2003.
- Узорова О.В.,Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М., 2003.
- Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ темы | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов по плану | Дата/ Неделя | Кол-во часов по факту |
1. | Речь – инструмент для передачи мыслей и чувств. | Беседа с элементами игры. Речь устная (говорение, слушание) и письменная (чтение, письмо). Свойства устной речи (темп и громкость). Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 1 | . | |
2. | Рассказы в картинках. | Н.Э. Радлов, В.Г. Сутеев Игровые и творческие задания по теме. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 3 | ||
3. | Палитра цвета в литературных произведениях. | Исследуем средства выразительности в сказках, потешках, небылицах, загадках, играх, считалках, песнях, прибаутках, скороговорках, пословицах, поговорках. Учить слушать друг друга. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 1 | ||
4. | Листопад | Словообразовательный анализ слова. Расширение словарного запаса. Деформированные предложения. Работа с текстом. Стихотворения по теме занятия. Сочинение-миниатюра. | 1 | ||
5. | Выразительные возможности слов. | Виды эмоциональных состояний. Способы передачи информации о внутреннем состоянии. Слово – инструмент для описания чувств. Морфологические шарады и лексические загадки. Пословицы. Фразиологизмы. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 4 | ||
6. | В мире добра | Виды эмоциональных состояний. Способы передачи информации о внутреннем состоянии. Слово – инструмент для описания чувств. Морфологические шарады и лексические загадки. Пословицы. Фразиологизмы. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 2 | ||
7. | Рифма | Ритмический рисунок стихотворения. Рифма. Игровые упражнения в подборке рифм. Сочинение стихотворение по заданной рифме. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 3 | ||
8. | Мир поэзии | Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. Иллюстрация к стихотворению. Подбор рифмы. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | |||
9. | Родная природа в произведениях для детей | Работа с текстом. Структура, тема и заголовок текста. Учимся распознавать, сравнивать тексты. Практикум с игровыми заданиями. Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Составление рассказа по серии картинок. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 3 | ||
10. | Периодические издания для детей. | Знакомство с журналами и газетами для детей. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 1 | ||
11. | Детям о детях | С. Маршак, А. Барто, В.Голявкин., В.Драгунский, Е.Благинина, М.Яснов, А.Усачев. Обсуждение художественных произведений и анализ речевых ситуаций. Составление рассказа по серии картинок. Учим составлять связное высказывание. Игры: «Волшебные слова». Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 7 | ||
12. | Былинный эпос | Особенности языка русских народных сказок. Виды сказок. Учимся мечтать выдумывать фантазировать. Составление былины по началу, концу, по иллюстрации, по опорным словам и словосочетаниям. Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Придумывание сказки. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок. | 4 | ||
13. | История предметов. | Составление рассказов-миниатюр. Учить строить связное высказывание. Учить слушать друг друга. Составление рассказа по серии картинок. Материалы и пособия: предметные картинки и презентация по теме. Тип урока: Комбинированный урок | 3 | ||
14. | Итоговое занятие. | Викторины, игры, задания для закрепления ЗУН, сформированных на занятиях. | 1 | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 1 класса с задержкой психического развития (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися первого класса» является модифицированной.Данная программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих и учебново-воспитательных ме...
Рабочая программа и календарно - тематический план за 2020-2021 уч.год по изобразительному искусству 3 класс
Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)»
Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 4 класс (ФГОС)» является модифицированной и разрабатывалась на основе требований ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 1 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с ЗПР, первый класс» является модифицированной. При разработке программы были использованы нормативные документы и методические рекомендации...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР), 3 класс (ФГОС)"
laquo;Коррекционно-логопедическая работа с учащимися с задержкой психического развития (ЗПР) третьего класса (ФГОС)» является модифицированной. При разработке программы были использованы ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 3 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 3 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...