ООП по музыке УМК " Начальная школа 21 века"
рабочая программа на тему

Татьяна Станиславовна Шек

Рабочая программа по музыке 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_oop.docx67.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая адаптированная программа по музыке  для учащихся 1-4 классов  общеобразовательной школы составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, Примерной программы начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. Привольное и авторской программы В.О Усачёвой, Л.В.Школяр ( образовательная программа «Начальная школа XXI века»).

Учебно – методический комплект  допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

    Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

В.О.Усачева, Л.В.Школяр, учебники «Музыка»: 1-4 классы, - М.:Вентана-Граф, 2013

Целью курса музыки в начальной школе является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полноотражающей интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

           Основные задачи курса:

  • расрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности;
  • воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта-человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку;
  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Специфика музыкальных занятий заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре. Осуществить выход в проблемное поле музыки.

Инструментарий  для оценивания результатов обучения.

Основным инструментарием для оценивания результатов обучения являются: устный опрос, творческие задания, проверочные работы.

Общая характеристика предмета, курса.

Программа по предмету «Музыка» для уровня начального общего образования составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами

начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности,способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы,развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыка, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского. Это будет оказывать позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в рамках мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражения факты истории, отношения человека к родному краю, его природе и труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений,народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыкикак истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовнонравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его  проявления и бытования в окружающем мире. Специфика воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев), с конкретным музыкальным произведением детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни;осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности(исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыка (повтор, вариационность, контраст),особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная,трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыка (песня, танец, марш, сюита,опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл идр.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразия, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются увлеченность,триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций,формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок,музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Срок освоения программы 4 года: с 1 по 4 классы. Общий объём времени, отводимого на изучение предмета «Музыка» в начальной школе, составляет 135 часов: 1  учебный час в неделю в течение каждого года обучения согласно примерному учебному  плану начального общего образования, представленному в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования. В 1 классе отводится 33 часа (по 1 часу – 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 часа (по 1 часу – 34 учебные недели в каждом классе).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения конкретного учебного предмета, курса.

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов

и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному  творчеству—направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии,что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания: воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся

обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой

деятельности.

Личностные результаты:

• укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с  духовными традициями семьи и народа;

• наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

• формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

• приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

• развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного(индивидуального) музицирования;

• продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

• развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям народов.

Метапредметные результаты:

• наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

• ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

• овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

• применение знаково-символических и речевых средств или решения коммуникативных и познавательных задач;

• готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

• планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности  или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

• участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,распределения функций и ролей;

• умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природноми художественном разнообразии.

Предметные результаты:

• развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

• развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

• общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии,знание основных закономерностей музыкального искусства;

• представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

• использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

• готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

• участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Формирование личностных УУД.

Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика,поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство,защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Личностные УУД:

 высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;

 анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.

Формирование регулятивных УУД.

Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД:

выполнять учебные действия в качестве слушателя

 выполнять учебные действия в качестве композитора;

 ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

 использовать установленные правила в контроле способа решения.

Формирование познавательных УУД.

В области развития познавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Познавательные УУД:

 поиск и выделение необходимой информации;

 формулировать учебную задачу;

 ориентация в способах решения задачи.

Формирование коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения:

 выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

 работать в паре или группе (о музыкальных героях, оличных впечатлениях, об услышанном);

 инсценировать и драматизировать;

 рисовать музыку.

Выпускники начальной школы научатся:

 проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям; выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

 выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыками (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции);

 петь в капелле (соло, в хоре, ансамбле и др.); общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального)воплощения различных художественных образов;

 разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях; знать песенный репертуар  клaссa, участвовать в концертном исполнении;

 эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования; создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;

 участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;

 владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах; понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;

 эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня,танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт,симфония);

 высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей,национальных и композиторских школ;

 иметь представление об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

 анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;

 импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные,пластические, художественные импровизации);

 использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

 знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

 иметь представление о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;

 узнавать музыку различных жанров (простых и сложных) и ее авторов;

 выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран;

 понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора,исполнителя, слушателя;

 понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства(литература, изобразительное искусство, кино, театр);

 личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

 испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;

 самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования: формировать личные фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Содержание учебного предмета, курса.

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения.

Музыка в жизни человека. (49часов)

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата,мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная ипрофессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. (54 часа)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства, музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях  композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как  способ фиксации музыкальной речи.

Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных

интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. (29 часов)

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи

(СD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчеств разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Тематическое планирование с определением основных

видов деятельности.

Название раздела и тем по классам

Основные виды учебной деятельности

Количество часов по классам

1

2

3

4

Музыка в жизни человека.

1

1кл. Истоки возникновения

музыки.

Содержание и

формы

бытования

музыки.

Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.

Раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.

Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны); о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.

Различать характерные признаки  основных жанров музыки, на слух малые и развитые музыкальные формы, в произведениях искусства, запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования

человека на земле, смысла жизни с нравственно- эстетических позиций.

Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.

Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки. Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических)

форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт. Всеобщие эмоционально- образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное. Песенность, танцевальность, маршевость, выделять эти свойства в жизни природы и человека.

Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.

Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.

Характеризовать деятельность

композитора, исполнителя, слушателя.

Слушать и исполнять музыкальные

произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.

Экспериментировать со звучащими

предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням.

Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.

Наделять музыку свойствами всего

живого: рождается, дышит, двигается,

рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт,

призывает и т.п.

Выражать характер музыки в  раскрытии внутреннего мира человека. Отношение

профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов. Мировая слава русской классической музыки. Интонационно- образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных  культур внутри России. Общее — интонационные корни.

Обобщение проблематики воспитания

музыкальной культуры учащихся в начальной школе — видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных  инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах.

Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки

— возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования,

развития музыки и воздействия её на

духовную культуру общества.

Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимости формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.

Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.

Участвовать в музыкальной жизни от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры.

24

2кл. Всеобщее в

жизни и в музыке

8

3кл.Характерные черты

русской музыки.

8

4кл. Искусство

слышать

музыку.

9

2

Основные закономерности музыкального искусства

1кл. Язык

музыки.

Анализировать выразительные средства

музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.

Сравнивать

мелодические, метроритмические,

тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.

Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально - художественных образов произведений, разных форм и жанров на слух, феномен человеческой речи и музыки.

Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, к и по эмоционально-образному содержанию.

Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания возвышенность, благородство интонирования. Интонация как

Интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла». Интонация —«звукокомплекс»,

выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного.«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного

воплощения. «Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и

многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия; интонационную сферу городского салонного романса и классического (А.Гурилёв, А.Алябьев, А. Варламов); интонационно-мелодические

особенности духовной музыки.

Определять на слух звучание отдельных

Музыкальных инструментов симфонического инародного оркестров.

Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи; о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется»;над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении; о роли музыки в церкви.

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия. Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы— двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации. Многообразная интонационная сфера городского музицирования.

От крестьянской песни к городскому салонному романсу. Жанры бытового музицирования: старинный(композиторский)

романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Хоровая музыка на религиозные тексты

(Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков,А.А. Архангельский,С.В. Рахманинов идр.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения. Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки —точное цитирование значение.

Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию; истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять

вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки.

Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.

Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.

Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из  отражения в нём законов развития музыки и жизни.

Воплощать  исполнительский

замысел в разных видах музыцирования

и сочинение музыки в народном духе.

Особенности индивидуальных подходов к

переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном

композиторском творчестве (обработки

народных песен). Общее и различное в

выражении героического начала в народной и

профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков.

Роль восточных мотивов в становлении

Русской музыкальной классики.

Музыкальное «путешествие» русских

композиторов в Италию и Испанию,

Японию и Украину.  Русское как характерное   взаимодействие Музыкальных культур, через

Выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Выявлять роль формы для восприятия

логического развития музыкальной

мысли.

Определять на слух простые формы

звучащей музыки — двухчастные,

трёхчастные, рондо, вариации.

Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

Запоминать имена великих композиторов- классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой

индивидуальности.

Сравнивать народные песни и примеры

Композиторской интерпретации

Вокального народного творчества.

Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую

Насыщенность содержания.

Находить примеры тонкого и чуткого

Воссоздания интонационной атмосферы

Музыкальных культур народов Азии.

Осознать взаимодействие с различными

Музыкальными культурами, как действенный способ развития

Отечественной музыкальной культуры.

Исполнять музыку других народов,

передавая её интонационные и стилистические особенности.

6

2кл. Музыка –

искусство

интонируемого

смысла. «Тема и

«развитие» -

жизнь

художественного

образа. Развитие

как становление

художественной

формы.

26

3кл. Истоки

русского

классического

романса.

Народная и

профессио-

нально-

композиторская

музыка в русской

музыкальной

культуре.

Композиторская

музыка для

церкви.

14

4кл. Музыка

мира сквозь

«призму» русской

классики

8

3

Музыкальная картина мира.

3кл. Народное

музыкальное

творчество-

«энциклопедия»

русской

интонационности.

Сравнивать знаменный распев и

протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.

Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт

характера.

Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.

Стараться выражать в хоровом и сольном

исполнении интонационно- мелодические

особенности отечественного музыкального фольклора.

Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные нравственно- эстетического отношения к жизни.

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии,

Испании, Норвегии, Польши, Италии,

США.

Общее и специфическое в интонационном

языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи.

Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно- историческое значение для музыкальной культуры планеты.

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.

Выдающиеся представители зарубежных

Национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси.

«Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов

фольклорные жанры.

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей Музыкальной культуры страны.

Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.

Определять по характерным интонациям

Принадлежность звучащей музыки той

или иной стране.

Воспроизводить специфическое, особенное Музыкальной культуры других стран в собственной деятельности.

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.

Прийти к выводу, что общее —это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально- художественных средств.

Выявлять интонационно- стилистические

черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке. Обобщать: между собой собственные рассуждения о музыке путём формулирования

содержания музыки в виде нравственно-

эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы

театрализации, моделирования, импровизации. Итоговое повторение.

-

-

12

4кл. Многоцветие

музыкальной

картины мира.

Музыкальное

общение без границ

-

-

17

Итого

33

34

34

34

Материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Усачёва В.О. Музыка. 1 класс: учебник / В.О.Усачёва- М.: Вентана-Граф, 2011.

Кузьмина О.В. Музыкальное искусство. 1 класс: блокнот /О.В.Кузьмина,

В.О.Усачёва, Л.В.Школяр. – М.: Вентана Граф, 2010.

Усачёва В.О. Музыкальное искусство. 1 класс: методическое пособие /

В.О.Усачёва. Л.В.Школяр, В.А.Школяр. - М.: Вентана-Граф, 2011

Усачёва В.О. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 1 класс: методика для

учителя / В.О.Усачёва. - М.: Вентана-Граф.

Усачёва, В.О. Школяр, Л.В. Музыка. 2 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана

- Граф, 2011.

Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.2 класс: Рабочая тетрадь/ О.В. Кузьмина,

Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана - Граф, 2011.

Усачёва, В.О. Музыкальное искусство.2класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О,

Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2011.

Усачёва, В.О. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 2класс: методика для

учителя/ В.О.Усачёва.- М.: Вентана - Граф, 2011.

О.В. Кузьмина. Музыкальное искусство. 3 класс: блокнот/О.В. Кузьмина, Усачёва,

В.О., Л.В. Школяр. - М.: «Вентана - Граф», 2011 г.

В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. Примерная программа «Музыкальное

искусство». М.: «Вентана-Граф», 2010 г.

В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. Методическое пособие. 3 класс. М.:

«Вентана-Граф», 2011 г.

В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр. Музыкальное искусство. Нотная

хрестоматия. 3 класс. М.: «Вентана-Граф», 2010 г.

В. О. Усачева, Л. В. Школяр. Учебник «Музыка». М.: «Вентана-Граф», 2011 г.

Усачёва, В.О. Школяр, Л.В. Музыка. 4 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана

- Граф, 2011.

Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.4 класс: Рабочая тетрадь/ О.В. Кузьмина,

Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана - Граф, 2011.

Усачёва, В.О. Музыкальное искусство.4класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О,

Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2011.

Усачёва, В.О. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 4класс: методика для

учителя/ В.О.Усачёва.- М.: Вентана - Граф, 2011.

Оборудование:

магнитофон;

доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).

моноблок;

  • проектор;

интерактивная доска.

Дидактические материалы:

портреты русских и зарубежных композиторов;

компакт-диски и кассеты с музыкальными произведениями__

Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

www.openclass.ru

www.prosv.ru

www.proshkolu.ru

www.veselie-uroki.ru

www.labirint.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....