Внеурочная деятельность: расширение возможностей для творческого развития обучающихся.
статья на тему

Шипулина Оксана Юрьевна

Третий год веду кружок «Оч.умелые ручки». Его направление -  художественная практическая деятельность (декоративно-прикладное искусство). Занятия позволяют не только решать задачи художественного воспитания, но развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья54 КБ

Предварительный просмотр:

Шипулина Оксана Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Саргатский лицей»

Саргатского муниципального района

Омской области

Внеурочная деятельность: расширение возможностей для творческого развития обучающихся.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие этого не видят; он способен принимать самостоятельные решения, создать нечто новое, оригинальное.

Третий год веду кружок «Оч.умелые ручки». Его направление -  художественная практическая деятельность (декоративно-прикладное искусство). Занятия позволяют не только решать задачи художественного воспитания, но развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. На занятиях происходит освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества. Это помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, развить мышление, творческое воображение, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Ребята учатся сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

На уроках изобразительного искусства учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Внеурочная деятельность позволяет освоить разнообразные умения, которые помогают реализовать детям их творческие замыслы, выполнить изделие в более сложной технике.

Изучив большое количество литературы по организации внеурочной деятельности, я постаралась выделить для себя основные вопросы, на которые нужно обращать внимание, чтобы создать благоприятные условия для более полного творческого развития детей.

Во-первых, я сопоставила цели учебной деятельности и внеурочной. Оказалось, что цели внеурочной деятельности похожи на цели учебной деятельности. Они носят обучающий характер, отвечают за формирование и развитие определенных личностных качеств и направлены на  приобщение к нравственным и культурным ценностям.

Однако есть характерные отличительные особенности внеурочной деятельности, которые учитываю в работе. Внеурочное занятие:

  • строится с учётом интересов и потребностей детей разных возрастных групп и членов их семей и на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
  • психологическая атмосфера носит неформальный характер, что  способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей;
  • позволяет объединять все группы обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, склонных к асоциальным формам поведения,  разного возраста и т. д.;
  • больше ориентировано на практическую значимость полученных знаний и умений;
  • позволяет широкое использование образовательного пространства.    

Ещё одно отличие внеурочного занятия – это форма проведения.

Внеурочная деятельность школьников организую через различные формы занятий. Они подразделяются на две группы. Эти формы  позволяют мне сделать занятие более динамичным, интересным для учащихся, позволяет использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:

  1. занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):

- тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);

- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);

- игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).

Например, занятие «Весну зазываем» позволило использовать несколько видов деятельности. Во-первых, ребята нашли информацию о том, как зазывали весну наши предки, во-вторых, в своей работе мы решили объединить рисунок и оригами, а в-третьих, работу было решено делать на окнах класса, чтобы «весне было видно, что мы ее ждем». Кроме этого, ребята сделали вывод, что эта работа помогла украсить класс, порадовать и удивить не только одноклассников, но и прохожих на улице.

2) выездные занятия:

- экскурсии, поездки;

- походы (в том числе культпоходы);

- экспедиции;

- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях).

Мы часто бываем в местном музее, каждое лето выезжаем за пределы своего района. Так, мы побывали  в Омском историко-краеведческом музее, в музее театра кукол «Арлекин», Большереченском историко-этнографическом музее. Информация, полученная  там, вдохновила нас на новые творческие проекты.

Методику организации занятий стараюсь подчинить формуле  «удивление – обучение – самостоятельное творчество». Удивление – это первый шаг к возникновению мышления. Вторым шагом является обучение, основанное на умении наблюдать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, находить отличия, вносить в работу элементы планирования и самоконтроля. Самостоятельное творчество это выход на высший уровень мышления – творческий.

Для достижения результатов учащимися, стараюсь соблюдать некоторые условия:

- предоставление в ходе занятия детям «творческой свободы», максимального использования полученных знаний, эмоций, ощущений в освоении мира;

- максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность  отличаются от урочной формы занятий);

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов. Отбор информации, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;

- наличие благоприятной психологической атмосферы. Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;

-  активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;

- переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;

- переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.

Очень хорошим помощником при выборе формы организации внеурочного занятия оказался «Методический конструктор «Преимущественные формы достижения  результатов во внеурочной деятельности», где каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Стараюсь осуществить постепенный переход от одного уровня к другому. Для первого уровня выбирая формы, соответствующие формуле «педагог-ученик», для второго уровня – «педагог-ученик-коллектив», для третьего – «педагог-ученик-коллектив-общественная среда».

Сначала поделки мы делали для себя. Позже ребята поняли, что поделки несут радость не только тем, кто их делает. Оказывается, радуются все, кто эти поделки видит. Поэтому было принято решение устраивать мини-выставки наших работ в классе для одноклассников и родителей.

Со 2 класса ежегодно в декабре у нас открывается  «Мастерская Деда Мороза». Мы изготавливаем новогодние игрушки для школьной елки.

В лицее ведется шефская работа по оказанию помощи ветеранам педагогического труда и Великой Отечественной войны. В этой работе участвуют старшеклассники. Мы решили, что можем помогать старшеклассникам в этом деле. Приятно получить открытку, сделанную от души своими руками. Старшеклассники наше предложение приняли. Мы открытки мастерим, старшеклассники их подписывают и вместе относим ветеранам.

Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю детям понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве, совместной работе на радость себе и окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»

В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм орган...

Проектная деятельность- возможность осуществления творческих способностей обучающихся.

Проектная деятельность- возможность осуществления творческих способностей обучающихся. В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования. Сменились ценностные...

«Использование эффективных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности, как средство социализации и развития творческих способностей детей с ОВЗ»

В свете реализации Закона образования в Российской Федерации ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на ...

"Внеурочная деятельность как условие творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Василий Александрович Сухомлинский...