Проектная деятельность- возможность осуществления творческих способностей обучающихся.
статья на тему

Проектная деятельность- возможность осуществления творческих способностей обучающихся. 

В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности, в соответствии с проведенными принципами гуманизации и демократизации общества, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Полагаю, что появление в научно-педагогической литературе термина «проект» не случайно. В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности, в соответствии с проведенными принципами гуманизации и демократизации общества, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Полагаю, что появление в научно-педагогической литературе термина «проект» не случайно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность-возможность осуществления

творческих способностей учащихся                          

В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности, в соответствии с проведенными принципами гуманизации и демократизации общества, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Полагаю, что появление в научно-педагогической литературе термина «проект» не случайно. Речь идет о том, что вне класса ученики практически не имеют возможности пользоваться полученными знаниями. Использование проектной методики делает учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Нельзя не согласиться с Л.С.Выгодским, Р.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым в том, что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся, «общественно-значимая» для ребенка деятельность. В школьном возрасте появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, самореализации.

Своей целью педагогической деятельности я поставила:

- обучение как средство общения;

- развитие социально активной личности;

- воспитание гуманизма, ответственности, духовной культуры.

В связи с поставленной целью свою педагогическую деятельность направляю на решение следующих задач:

- формирование навыков и умений коммуникативной компетенции;

- приобщение учащихся к культуре;

- формирование навыков и способностей добывать знания самостоятельно;

- установление доверия и контакта с учениками;

- внедрение новых технологий воспитания и развития, позволяющих сформировать устойчивый интерес к предметам, что способствует осознанию и прочному усвоению знаний.

Методической основой проектной деятельности  является целостное обучение ,т.е. включение всей психической сферы личности: творческой, эмоциональной, социальной, моторно-двигательной, волевой. Целостное обучение при работе над проектом помогает связать чувственный опыт учащихся с их деятельной ориентацией, сближает школу и жизнь, теорию и практику.

В своей работе я применяю метод «проект» с первого класса. Так для формирования и развития коммуникативных навыков по темам: «Я и моя семья», «Я и моя Родина» предлагаю своим детям задания: нарисовать и рассказать о себе, о своей семье, о своих друзьях, увлечениях, о своей стране.

Применяя задания на себя, дети предлагают свое видение задуманного в проекте результата, что позволяет плавно перейти к групповой работе в следующих классах. При планировании проекта по какой-либо теме, прежде всего, я определяю интересы детей для того, чтобы выяснить, что их больше интересует, тщательно продумываю, разрабатываю, просчитываю: четко определяю учебные задачи, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений.

В разработанных мною проектных уроках нашли свое дальнейшее развитие следующие навыки: освоение различных амплуа, понимание проявления своих личностных способностей, самоорганизация коллектива класса, свободное самовыражение, инициативное поведение наряду с уважительным отношением к мнению других, принятию разумного компромисса. Эти навыки формируются и развиваются от проекта к проекту, а работа детей, как следствие, становится целеустремленней и результативней. Проектный материал, в рамках программы, можно использовать почти на всех уроках. Отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Главное- это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.

Успешное применение проектной методики помогает решать следующие задачи:

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать информацию из разных источников;

- улучшается качество взаимоотношений учащихся друг с другом. Учитель не контролер, не администратор, а партнер, помощник, несущий одинаковую ответственность за результат работы.

Таким образом, использование проектной методики позволяет сочетать индивидуальную работу с групповой и коллективной; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим.

Метод проекта активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Проектная деятельность дает очень высокий эффект. Совершенствуются умения в устной и письменной речи, расширяется кругозор ребенка, развиваются коммуникативные навыки: вести беседу, высказывать и отстаивать свое мнение. Таким образом, проект благотворно влияет на учебный процесс в целом.

Необходимо отметить роль презентации в проекте. Роль презентации в проектной деятельности очень важна. Как бы тщательно ни была организована работа над проектом, не сумев достойно представить его результаты, ребенок получит глубокое разочарование и нежелание в дальнейшем участвовать в других проектах. Таким образом, презентация- последний в перечне, этап проектной деятельности, но далеко не последний по значимости.

«Умение представить созданный продукт в форме, адекватной ситуации, умение «подать товар лицом»- одна из наиболее востребованных социальных компетентностей. Создавая продукт, ученики поначалу «не видят» его глазами внешнего наблюдателя и, постепенно учатся этому»,- пишет К.Н.Поливанова.

Наличие презентации в цикле проектной деятельности несет две важные функции. С одной стороны, это демонстрация значимой для школьника аудитории результатов проделанной работы, проживание ситуации успеха ребенком. С другой стороны, участие в мероприятии одноклассников-зрителей, которые по ряду причин не приняли участие в работе над проектом, но после удачных, интересных по сути и по форме выступлений своих товарищей будут мощно мотивированы на участие в проектной деятельности в дальнейшем. Кроме этого, содержательный компонент презентации позволяет в ненавязчивой форме донести до школьников-зрителей знания о каком- либо культурном феномене, явлении природы, интересном человеке. И это есть тоже значимая образовательная задача педагогического проектирования.

Практическая работа выявила ряд продуктивных положений, которые учитываются при подготовке устной презентации ребенка:

1.Текст презентации должен быть органичен для ребенка данной возрастной группы(понятно, что помощь в его составлении оказывают взрослые в плане соблюдения логики повествования).

2.Обязательной частью выступления должна быть рефлексия ребенка на получение знаний и практических умений во время работы над проектом, которая завершает презентацию и выражается в следующей формулировке: «В ходе работы над проектом я узнал.., меня удивило.., а также я научился…»

3.В ходе презентации должен быть осуществлен действенный показ продукта деятельности, которым может быть:

- изделие (макет, реальное изделие для практического использования- н-р: кормушка для птиц из бросового материала, рисунки снежинок по представлению и после практического наблюдения, «Красная книга» растений и животных региона)

- лабораторный опыт(н-р: моделирование процесса солнечного затмения и др.)

Включение действенного показа в презентацию школьника исключает формальный подход к выполнению проекта, делает интересным и зрелищным для больших и маленьких зрителей процесс презентации. В том случаи, если действенный показ трудно осуществить, можно продемонстрировать с помощью слайдов.

Говорить о полной самостоятельности ученика в работе над проектом в начальной школе по меньшей мере странно. Проектная деятельность не только предполагает, но и нацеливает на обращение ребенка к взрослому как источнику информации и носителю определенной профессиональной и личностной компетенции. Такая помощь будет расцениваться как процесс поддержки и управления проектной деятельностью школьника. Родители, так же как и ребенок, и учитель, ведущий проект, являются субъектом деятельности над конкретным проектом.

При необходимости родители являются ассистентами своих детей в показе презентации. Они помогают выполнить какое-либо действие, затруднительное для ребенка в условиях действенного показа (н-р: находятся у аппаратуры для демонстрации слайдов).

И самое главное, разделяют радость своего ребенка не только от успешности результатов процесса, но и от пути, пройденного совместно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность - способ активизировать творческие способности обучающихся начальных классов

В статье показана роль проектно-исследовательской работы с обучающимися начальных классов....

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития индивидуальных творческих способностей обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному....

"Роль проблемного обучения и исследовательской деятельности в развитии творческих способностей обучающихся"

В работе рассматриваются  условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»

В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм орган...

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...