Проектная деятельность- возможность осуществления творческих способностей обучающихся.
статья на тему
Проектная деятельность- возможность осуществления творческих способностей обучающихся.
В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности, в соответствии с проведенными принципами гуманизации и демократизации общества, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Полагаю, что появление в научно-педагогической литературе термина «проект» не случайно. В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности, в соответствии с проведенными принципами гуманизации и демократизации общества, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Полагаю, что появление в научно-педагогической литературе термина «проект» не случайно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность-возможность осуществления
творческих способностей учащихся
В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования. Сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности, в соответствии с проведенными принципами гуманизации и демократизации общества, признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Полагаю, что появление в научно-педагогической литературе термина «проект» не случайно. Речь идет о том, что вне класса ученики практически не имеют возможности пользоваться полученными знаниями. Использование проектной методики делает учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Нельзя не согласиться с Л.С.Выгодским, Р.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым в том, что ведущей деятельностью является «межличностное общение» учащихся, «общественно-значимая» для ребенка деятельность. В школьном возрасте появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, самореализации.
Своей целью педагогической деятельности я поставила:
- обучение как средство общения;
- развитие социально активной личности;
- воспитание гуманизма, ответственности, духовной культуры.
В связи с поставленной целью свою педагогическую деятельность направляю на решение следующих задач:
- формирование навыков и умений коммуникативной компетенции;
- приобщение учащихся к культуре;
- формирование навыков и способностей добывать знания самостоятельно;
- установление доверия и контакта с учениками;
- внедрение новых технологий воспитания и развития, позволяющих сформировать устойчивый интерес к предметам, что способствует осознанию и прочному усвоению знаний.
Методической основой проектной деятельности является целостное обучение ,т.е. включение всей психической сферы личности: творческой, эмоциональной, социальной, моторно-двигательной, волевой. Целостное обучение при работе над проектом помогает связать чувственный опыт учащихся с их деятельной ориентацией, сближает школу и жизнь, теорию и практику.
В своей работе я применяю метод «проект» с первого класса. Так для формирования и развития коммуникативных навыков по темам: «Я и моя семья», «Я и моя Родина» предлагаю своим детям задания: нарисовать и рассказать о себе, о своей семье, о своих друзьях, увлечениях, о своей стране.
Применяя задания на себя, дети предлагают свое видение задуманного в проекте результата, что позволяет плавно перейти к групповой работе в следующих классах. При планировании проекта по какой-либо теме, прежде всего, я определяю интересы детей для того, чтобы выяснить, что их больше интересует, тщательно продумываю, разрабатываю, просчитываю: четко определяю учебные задачи, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений.
В разработанных мною проектных уроках нашли свое дальнейшее развитие следующие навыки: освоение различных амплуа, понимание проявления своих личностных способностей, самоорганизация коллектива класса, свободное самовыражение, инициативное поведение наряду с уважительным отношением к мнению других, принятию разумного компромисса. Эти навыки формируются и развиваются от проекта к проекту, а работа детей, как следствие, становится целеустремленней и результативней. Проектный материал, в рамках программы, можно использовать почти на всех уроках. Отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Главное- это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.
Успешное применение проектной методики помогает решать следующие задачи:
- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать информацию из разных источников;
- улучшается качество взаимоотношений учащихся друг с другом. Учитель не контролер, не администратор, а партнер, помощник, несущий одинаковую ответственность за результат работы.
Таким образом, использование проектной методики позволяет сочетать индивидуальную работу с групповой и коллективной; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим.
Метод проекта активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Проектная деятельность дает очень высокий эффект. Совершенствуются умения в устной и письменной речи, расширяется кругозор ребенка, развиваются коммуникативные навыки: вести беседу, высказывать и отстаивать свое мнение. Таким образом, проект благотворно влияет на учебный процесс в целом.
Необходимо отметить роль презентации в проекте. Роль презентации в проектной деятельности очень важна. Как бы тщательно ни была организована работа над проектом, не сумев достойно представить его результаты, ребенок получит глубокое разочарование и нежелание в дальнейшем участвовать в других проектах. Таким образом, презентация- последний в перечне, этап проектной деятельности, но далеко не последний по значимости.
«Умение представить созданный продукт в форме, адекватной ситуации, умение «подать товар лицом»- одна из наиболее востребованных социальных компетентностей. Создавая продукт, ученики поначалу «не видят» его глазами внешнего наблюдателя и, постепенно учатся этому»,- пишет К.Н.Поливанова.
Наличие презентации в цикле проектной деятельности несет две важные функции. С одной стороны, это демонстрация значимой для школьника аудитории результатов проделанной работы, проживание ситуации успеха ребенком. С другой стороны, участие в мероприятии одноклассников-зрителей, которые по ряду причин не приняли участие в работе над проектом, но после удачных, интересных по сути и по форме выступлений своих товарищей будут мощно мотивированы на участие в проектной деятельности в дальнейшем. Кроме этого, содержательный компонент презентации позволяет в ненавязчивой форме донести до школьников-зрителей знания о каком- либо культурном феномене, явлении природы, интересном человеке. И это есть тоже значимая образовательная задача педагогического проектирования.
Практическая работа выявила ряд продуктивных положений, которые учитываются при подготовке устной презентации ребенка:
1.Текст презентации должен быть органичен для ребенка данной возрастной группы(понятно, что помощь в его составлении оказывают взрослые в плане соблюдения логики повествования).
2.Обязательной частью выступления должна быть рефлексия ребенка на получение знаний и практических умений во время работы над проектом, которая завершает презентацию и выражается в следующей формулировке: «В ходе работы над проектом я узнал.., меня удивило.., а также я научился…»
3.В ходе презентации должен быть осуществлен действенный показ продукта деятельности, которым может быть:
- изделие (макет, реальное изделие для практического использования- н-р: кормушка для птиц из бросового материала, рисунки снежинок по представлению и после практического наблюдения, «Красная книга» растений и животных региона)
- лабораторный опыт(н-р: моделирование процесса солнечного затмения и др.)
Включение действенного показа в презентацию школьника исключает формальный подход к выполнению проекта, делает интересным и зрелищным для больших и маленьких зрителей процесс презентации. В том случаи, если действенный показ трудно осуществить, можно продемонстрировать с помощью слайдов.
Говорить о полной самостоятельности ученика в работе над проектом в начальной школе по меньшей мере странно. Проектная деятельность не только предполагает, но и нацеливает на обращение ребенка к взрослому как источнику информации и носителю определенной профессиональной и личностной компетенции. Такая помощь будет расцениваться как процесс поддержки и управления проектной деятельностью школьника. Родители, так же как и ребенок, и учитель, ведущий проект, являются субъектом деятельности над конкретным проектом.
При необходимости родители являются ассистентами своих детей в показе презентации. Они помогают выполнить какое-либо действие, затруднительное для ребенка в условиях действенного показа (н-р: находятся у аппаратуры для демонстрации слайдов).
И самое главное, разделяют радость своего ребенка не только от успешности результатов процесса, но и от пути, пройденного совместно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность - способ активизировать творческие способности обучающихся начальных классов
В статье показана роль проектно-исследовательской работы с обучающимися начальных классов....
Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему: «Раскрытие творческих способностей обучающихся через инсценирование сказки «Маленькая рыжая курочка».
занятие на внеурочной деятельности по английскому языку с постановкой сказки "Little Red Hen"...
Проектно-исследовательская деятельность как средство развития индивидуальных творческих способностей обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному....
"Роль проблемного обучения и исследовательской деятельности в развитии творческих способностей обучающихся"
В работе рассматриваются условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего образования Российской Федерации», г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ №4». Развити...
Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»
В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм орган...
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»
Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...