Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности.
статья на тему
Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности.
1 слайд
Израиль Ицкович Брехман (1921, Самара — 9 июля 1994) — российский учёный-фармаколог, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент АТН России, создатель валеологии, изобретатель многих препаратов.
Здоровье- это вершина, на которую человек должен подняться сам.
- На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
- В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя»
- Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья. Именно поэтому уже в начальной школе важно научить ребёнка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья.
- Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. И на этом этапе формируется здоровье детей . Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.
- Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий в учебно-воспитательном процессе в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.
2 слайд
Здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
3 слайд
Принципы здоровьесбережения:
- «Не навреди!».
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
- Непрерывность и преемственность.
- Субьект-субьективные взаимоотношения.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
- Успех порождает успех.
- Активность.
- Ответственность за свое здоровье.
4 слайд
В школу на 1 сентября 2011 года поступило
Вот что мы имеем
5 слайд
Наша задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
- 1.Воспитательный
состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью. Понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждение желания следовать здоровому образу жизни.
- 2. Обучающий
состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни.
- 3.Оздоровительный
состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний.
Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает в конечном счёте здоровье и информированность.
6 слайд
Хочу поделиться своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий в наше время. Я применяю здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.
Работа по оздоровлению школьников проводится в нескольких направлениях
Первое направление предусматривает профилактику и коррекцию нарушения зрения и осанки.
- Проводится гимнастика для глаз, в классе есть различные траектории на стенах и на таблицах
( каждая траектория изображена своим цветом), по этим траекториям движется глаз ребёнка во время выполнения физкультурных минуток.
Иметь хорошее зрение-значит видеть окружающий мир во всей его красочности и полноте. Например, орел способен разглядеть зайца с высоты 3 км, но самое лучшее зрение у сокола-сапсана. Он видит добычу за 8 км.
У настоящих мореходов никогда не бывает близорукости, потому что они привыкают смотреть вдаль. По легенде многие пираты носили на одном глазу повязку. Глаз без повязки назывался солнечным-хорошо видел при ослепительном солнце. Глаз под повязкой назывался темным-при входе в темное помещение или с наступлением ночи моряк передвигал повязку и отлично ориентировался в темноте.
Упражнение «проверь свою осанку».
Подними голову, распрями спину, разверни плечи, подтяни живот. Положи на голову книжку и походи по комнате. Если книжка упала, значит, ты перестал следить за осанкой и она стала неправильной.
7 слайд
II Второе направление предусматривает психогимнастику
- направленную на развитие различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы.
- Специальные игровые упражнения направлены на совершенствования внимания, памяти, воображения
Слова перевертыши «около меня не молоко», вставь букву, нарисуй иллюстрацию к тексту, найди лишнее слово, прочитай скороговорки, доскажи словечко
8 слайд
III Третье направление –это организация режима учебного процесса.
- Если в режиме дня не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведёт к развитию ранней усталости, утомлению и переутомлению. Уменьшает эффективность урока и увеличивает время на выполнение домашних заданий.
- Поэтому при составлении расписания учитывается работоспособность детей в каждый из дней, каждый из уроков и трудность предметов
9слайд
IV Четвёртое направление предусматривает комплекс общеоздоровительных мероприятий:
- физкультурные минутки, включающие комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения на уроках, активные перемены, индивидуальные и групповые оздоровительные упражнения в спортивном зале.
Все мы знаем, что силу, быстроту, ловкость, гибкость и выносливость можно развить только благодаря занятиям физкультурой и спортом. Физические упражнения улучшают ток крови. Кровь разносит кислород и полезные вещества ко всем органам. Это дает человеку прилив сил и бодрости.
Физкультурой занимаются и в космосе. Во время космического полета каждый член экипажа ежедневно пробегает пять км на беговой дорожке и около 10 км проезжает на космическом велосипеде.
10 слайд
Требования к проведению физкультминуток:
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
- Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
11 слайд
Виды физкультминуток:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления.
- Упражнения для кистей рук.
- Гимнастика для глаз.
- Гимнастика для слуха.
- Упражнения корректирующие осанку.
- Дыхательная гимнастика
12 слайд
Систематически в процессе обучения в начальных классах в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения.
13 слайд
Понятие «правильное питание» успешно формируется в процессе реализации программы «Разговор о правильном питании». Программа реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания.
Введено 2х-разовое питание : завтрак после 1 урока и обед после 3 урока.
14 слайд
В учебной и внеклассной деятельности младших школьников ведётся пропаганда здорового образа жизни. На уроках русского языка и литературного чтения используются вставки, где включаются пословицы о здоровье, проводятся небольшие беседы:
Чистота — залог здоровья.
Кто долго жует, тот долго живет.
Через познавательные конкурсно-игровые программы, викторины, классные часы, спортивные праздники формируются навыки здорового образа жизни.
Перед проведением внеклассных мероприятий ставлю цели:
Обучение жизненно важным навыкам
Формирования ответственного поведения
Воспитание ЗОЖ
15 слайд
Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.
Цели и задачи экологического воспитания младших школьников нашли отражение в четырех аспектах:
- научно-познавательном;
- ценностном;
- нормативном;
- практически-деятельностном.
16 слайд
Научно-познавательный аспект может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Ценностный аспект призван раскрыть детям многообразную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
Нормативный аспект – это правило (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Содержание этого аспекта должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так!
Практически-деятельностный аспект играет не менее важную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность – конечный результат отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранного характера.
17 слайд
В проводимой работе по оздоровлению мы используем связи с другими внешкольными учр-ми, ДЦТ.
Принимали участие в мероприятии «Я знаю, умею, могу»
Недавно приняли участие в игровой программе «Навстречу Универсиаде».
Все это способствует тому , чтобы дети полюбили спорт, стали как можно больше заниматься им.
Одним словом, растим спортсменов.
18слайд
- «Дары осени»
- «Зеленое яблоко»
- «Поведение на дороге»
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования на сегодняшний день является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Перед современным образованием ставятся задачи переориентации школы на новые образовательные результаты на основе системно - деятельностного подхода.
В соответствии с ценностными ориентирами стандарта общего образовании второго поколения рассматриваются следующие направления формирования личности (учить не мозг, а воспитывать): личностное развитие, социальное развитие, общекультурное развитие, интеллектуальное развитие, коммуникативное развитие. Отношения строятся между учеником, учителем и родителем.
Внеучебная деятельность школьников направлена на решение задач, которые ставит перед школой современное общество, - это формирование личности с морально-нравственными позициями, умеющей вести диалог, разрешать конфликты, строить жизненные планы, уважающего ценности семьи, здоровья, труда, окружающей среды. Особый акцент делается на разностороннее развитие учащихся, их творческих способностей, возможностей и интересов
19 слайд
Общекультурное развитие
20слайд
Ценность семьи, друзей, здоровья
21слайд
Забота об окружающей среде
22 слайд
- Проектная деятельность способствует реализации учащимися своих возможностей, позволяет создать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения работать в коллективе.
23 слайд
Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях.
24 слайд
Здоровьесберегающие технологии применяющие на уроках и во вне учебной деятельности младших школьников должны привести к улучшению состояния здоровья подрастающего поколения.
А здоровый ребёнок – это хороший ученик!
А в заключение познакомьтесь с рецептом здоровья и счастья: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие межличностных отношений младших школьников в учебной и во внеурочной деятельности
Проблема взаимоотношений между людьми была актуальна всегда.Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте заслуживает особого внимания, потому что именно в этот период происход...
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления инди...
Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности
Обобщение и представление опыта по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности...
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками...
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы)...
Статья на тему:" Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".
Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса....
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками» (из опыта работы).
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы)....