Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками» (из опыта работы).
материал по зож

Мызина Ирина Владимировна

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myzina_i.v._vystuplenie_na_konferentsii.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мызина Ирина Владимировна,

воспитатель группы продлённого дня,

учитель начальных классов,

 ГБОУ гимназии №11

Василеостровского района

Санкт-Петербурга                                                                                          

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками»

 (из опыта работы).

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж.Руссо

   Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии ценностей и потребностей людей в нашем обществе. Надо учить ребят с самого раннего возраста беречь, ценить и укреплять своё здоровье. Необходимо собственным примером демонстрировать здоровый образ жизни.

   Требования к личностным результатам освоения программы начального общего образования по новым  ФГОС предусматривают в пункте 41.1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Таким образом, основные задачи заключаются в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни,  вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

    По данным исследования Всемирной организации здравоохранения наше здоровье зависит: 10% от  возможностей медицины, 15% от наследственной программы, 25% от состояния  окружающей среды, 50% от образа жизни. Образ жизни самый большой процент. Значит, многое в наших руках.

   Реализация принципа гуманизма, развитие человекоориентированной школы требует создания такой здоровьесберегающей среды, которая продуктивно «работала» бы на физическое, психическое и социальное здоровье ребёнка (в школе ребёнок проводит огромное количество времени).

   Родоначальником понятия здоровьесберегающих технологий стал Н.К.Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приёмов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребёнка и педагога».

    Есть несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности.
  • Коррекционные технологии.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.

   Здоровьесберегающие технологии надо использовать комплексно, сочетая и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий (программы, условий обучения, профессиональных навыков учителя, возможностей школы).

Есть  приоритетные принципы: «ребёнок - ценность», «не навреди», непрерывность (работа ведётся не от случая к случаю, а непрерывно), которыми я руководствуюсь в своей работе. Важнейшей составляющей процесса здоровьесбережения  является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения.

Что в этом направлении может сделать школа?

1. Грамотно составить расписание, учитывающее дневную динамику работоспособности.

2. Сделать полноценным и рациональным питание учащихся.

3. Проводить планомерную работу по просвещению родителей, цель которой – переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества.

4. Работа психолога школы, проведение диагностик, коррекционная работа с учащимися по индивидуальным программам.

5. Физическую активность обеспечивать во внеурочной деятельности спортивными секциями («Мини-футбол», «Гимнастика», «Самбо», танцевальные, хореографические и театральные студии) и т.д.

Что в этом направлении может сделать учитель?

1. Рационально организовывать учебный процесс. Это соответствие программ, применяемых методов и средств возрастным, половым, культурным, психологическим и индивидуальным особенностям учащихся.

2. Контролировать объём и дозировку домашних заданий.

3. Проводить уроки, выстраиваемые и оцениваемые в здоровье сберегающем аспекте.

4.Необходимую двигательную активность обеспечивают физкультминутки, динамические паузы, утренние зарядки, «игровые» перемены.

5. Тактика преподавания, чтобы она не была «стрессовой». У ребенка должен отсутствовать стресс, атмосфера на уроке должна быть доброжелательной и т.д.

    В моём классе  самой большой проблемой на данный момент, считаю слабое зрение у учащихся (из 34 человек, 14 имеют проблемы со зрением). Поэтому в своей работе для улучшения зрения использую упражнения и гимнастику для глаз. Вот несколько примеров:

  • «Письмо носом»

Им можно заниматься в любом положении, но, конечно, удобнее и правильнее всего – сидя на стуле. Так что сядьте и расслабьтесь. Прикройте глаза и вообразите, что кончик вашего носа – это карандаш или ручка, с помощью которой вы можете что-нибудь написать либо нарисовать. Теперь приступайте непосредственно к письму или же рисованию. По своему усмотрению выберите, что хотите изобразить, и медленно выполняйте. Удобство «письма носом» заключается еще и в том, что его можно делать где угодно. Поверьте, никто даже не догадается, что у вас проходит зарядка для глаз, а вы тем временем дадите глазкам долгожданный отдых.

  • элементы гимнастики для глаз:

     1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

     2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

     3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3-4 раза;

     4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Все эти упражнения  способствуют тренировке мышц глаз. У ребят повысилась работоспособность, внимательность, активность

  • «Буратино»

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

  • «Часики»

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

  • Игра «Дрессированная пчела»

 

Х

1. Глазками передвигаем пчелку из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, вверх, вниз... Где, в каком домике наша пчела?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за пчелой.

3. Управляем пчёлкой молча. (Направление задает учитель движениями рук.) и т.д.

  • Отдельное внимание мы с детьми уделяем гигиене. Это особенно важно во время эпидемии по Covid -19 (мытьё рук и не только перед едой, создание классного медицинского патруля).
  • Проведение бесед по темам: «  Витамины - наши друзья», «Профилактика новой коронавирусной инфекции Covid -19», «Как работать на электронных платформах и при этом беречь зрение», «Профилактика простудных заболеваний».

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель, к которой я стремлюсь! И хоть школа является образовательным, а не медицинским учреждением, она должна помогать решать проблему сохранения здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)

Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...