Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками
статья
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_mladshimi_shkolnikami.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Е.Б., учитель начальных классов
ГБОУ школа №596 Приморского района
Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками
(из опыта работы)
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения детей в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3, 9 до 12, 3%, с нервно-психическими расстройствами- с 5, 6 до 16, 4%, нарушением осанки - с 1, 9 до 16, 8%.Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.
Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них - здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
Виды здоровьесберегающих технологий, которые я использую в своей работе:
медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, здоровьесберегающие образовательные, технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, технология валеологического просвещения родителей и учащихся, игровые технологии, личностно-ориентированное обучение.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важные условия организации педагогического процесса.
Определяю цели и задачи предстоящей деятельности, исходя из выбора применяемых технологий.
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения и конструирования здоровья в период обучения в школе.
Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий;
Большую часть времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребенка. Физиологическим возможностям организма для учеников первых классов более всего соответствует 30-ти минутная продолжительность урока. Для учащихся 2 – 4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием 5 – 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как динамическая пауза, разучивание физических упражнений и другое. Несомненно, лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. (Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач. Норма 4-7 видов за урок.).
Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому я стараюсь не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно должно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Основное рабочее место ребёнка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Для избежания таких последствий каждую неделю пересаживаю ребят с одной парты на другую, с ряда на другой ряд.
Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и нервозности, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Из сказанного следует, что образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При творческом подходе к обучению каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе. Это достигается использованием: игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игры) драматизации диалогов с движением, разыгрыванием сценок литературных сюжетов; подвижными играми на переменах; средств ИКТ; проектно -исследовательской деятельности; проведение физминуток учащимися; наглядности; занимательных упражнений; фантазирования; проведения фрагментов уроков; творческого характера домашних заданий (составить задачу, например, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему, в т. ч. проектная и исследовательская деятельность с применением ИКТ).
Стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников, их активности или пассивности на уроках. Предпочитаю использовать демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
На своих уроках я стараюсь как можно чаще использовать элементы здоровьесбережения. Например, уроки математики провожу в форме экскурсий. Образовательные экскурсии как форма урока обеспечивают здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить отрицательные факторы школьной жизни. Например, «Пространственные отношения: выше - ниже, наверху – внизу. Сравнение предметов», «Число и цифра 4. Состав числа 4», «Единицы длины», «Нумерация. Четные и нечетные числа», «Части фигур». Систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Ведь ни для кого не секрет, что используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Например, «Знакомство с буквой Ы», «На зарядку - Становись»! Познакомились», «Путешествие капельки».
Уроки окружающего мира проходят в форме уроков – наблюдений: например- уроков – практикумов: «Здоровая пища», уроков здоровья: «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» (такие уроки полностью посвящены теме здоровьесохранения), уроков-исследований: «Какой бывает вода?» «Здоровая пища», уроков – поисков: «Зимующие птицы», уроков – экскурсий «Что нам осень подарила?».
Темы уроков окружающего мира – богатая почва для занятий проектной деятельностью с учащимися: мини-проекты на тему «Сохранение здоровья». Например, «Здоровое питание», «Режим дня», «Уход за зубами».
Для решения проблемы сохранения здоровья детей я обновляю каждый год оформление класса, привлекаю детей к оформлению уголков здоровья; организую выставки рисунков по теме «Здоровье» в классе по прочитанным произведениям; подбираю звуковое сопровождение к урокам - “Звуки природы”, классические музыкальные произведения. На своих уроках постоянно работаю с цветом, активно используя цветные мелки, цветные губки, изотерапевтические композиции. Дети, по совету учителя, обзаводятся не гладкой, а ребристой авторучкой - когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней. В начальной школе имеются специальные тренажеры, “Ежики”. На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим средством от усталости для детей.
Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.
Для медлительных детей снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.
Включение в урок здоровьесберегающих технологий позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Мною были выработаны основные направления оздоровления учащихся:
– учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;
– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;
-творческий подход к уроку с целью здоровьесохранения;
-проведение «Часа Здоровья»;
-проведение на уроке двигательных тренингов;
-проведение классных часов на тему здоровья;
-валеологическое просвещение родителей по проблеме здоровья;
-привлечение родителей к участию в мероприятиях по проблеме здоровья;
-выполнение рекомендаций медицинских работников;
-поддержание экологического пространства класса.
Одно из направлений— внедрение в процесс обучения младших школьников современных здоровьесберегающих технологий. Одна из них общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.
Здоровьесберегающая технология включает в себя всё, что касается жизни ребёнка, начиная с того, как он спал, что он ел, в каком настроении, состоянии он пришёл в школу, вся его деятельность в те...
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников выполняют ведущую роль, с целью оптимизации образовательного процесса по критерию сохранения и укрепления физического и психическог...
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...
Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности.
Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности....
Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности
Обобщение и представление опыта по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности...
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками...
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками» (из опыта работы).
Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы)....