Развитие межличностных отношений младших школьников в учебной и во внеурочной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Проблема взаимоотношений между людьми была актуальна всегда.Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте заслуживает особого внимания, потому что именно в этот период происходит формирование личности, а межличностное воздействие способствунт её становлению, формированию важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения, адаптации ребенка в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_mezhlichnostnyh_otnosheniy.docx773.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие межличностных отношений

младших школьников в учебной и  во внеурочной деятельности

                 

«Положение человека в системе межличностных отношений зависит не только от его личных  качеств. Много зависит и от группы, от уровня и характера требований, которые  здесь предъявляются к личности»

                                                                                      Я.Л. Коломенский

  1. Обоснование выбора темы. Актуальность

Проблема взаимоотношений между людьми была актуальна всегда.

Неблагоприятные экологические факторы, межнациональные конфликты, социальные условия жизни, усиливающийся информационный поток (компьютеризация, телевидение), недостаток положительных эмоций — всё это способствует нарушению эмоциональных состояний и устойчивых межличностных отношений детей в межличностном взаимодействии.

Школьное образование представляет собой длительный этап формального обучения и воспитания каждого человека, и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития. Но не менее значимыми считаю эмоциональные контакты, которые очень важны в жизни детей в силу того, что именно они создают эмоциональное богатство и благополучие самого ребенка, что в свою очередь, во многом определяет положительный потенциал коллектива в целом.

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

На мой взгляд, проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте наиболее актуальна и заслуживает особого внимания, потому что именно в этот период происходит формирование личности, а межличностное взаимодействие  способствует её становлению, формированию важнейших её свойств, нравственной позиции, мировоззрения, адаптации ребенка в социуме.

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребёнок будет следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Следовательно, процесс формирования межличностных отношений должен быть непрерывным и развитие отношений должно происходить как в урочной, так и внеурочной деятельности. Для этого необходимы условия и  организация систематической целенаправленной  работы.  

В результате своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что для более эффективной организации учебно – воспитательного процесса, учитель должен четко представлять, знать положение каждого ребенка класса, группы в системе отношений, степень удовлетворенности ребенка в общении, круги желаемого общения, группировок в классе, а также и вне класса. Способствовать правильному общению детей может только продуманная работа педагога, которую я осуществляю, используя в своей деятельности коммуникативные ситуации на уроке, организацию урока по методике коллективного взаимного обучения, технологию обучения в сотрудничестве, проектно – исследовательскую деятельность. 

  1. Практическое применение технологий и методов

Общаясь с детьми, мне, как учителю, необходимо решать множество педагогических задач. Я стараюсь создать в классе такую атмосферу речевого общения, при которой детям хочется делиться своими мыслями и чувствами. Одним из способов создания такой атмосферы является методика коллективного взаимного обучения,  разработанная педагогом – новатором А. Г. Ривиным.

 В своей работе я использую одну из форм данной методики – работу детей в парах сменного состава. Считаю, что она позволяет улучшить динамику уровня обученности младших школьников, развитие их познавательной активности, общение. Работа по методике взаимного обучения позволяет сделать уроки интересными, живыми и непохожими друг на друга.

Сущность методики А. Г. Ривина состоит в том, что весь класс помогает одному ученику изучить тему. Это так называемое поабзацное изучение текста. Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, помогает более тщательно и детально разобраться в теме.

Преимущества методики коллективного обучения

(на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира)

Методика коллективного взаимного обучения в парах сменного состава имеет следующие преимущества:

- каждый абзац текста подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет хорошо усвоить изучаемый материал;

- после проработки темы у учащегося появляется ее подробный план;

- в ходе работы содержание каждого пункта плана неоднократно восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и развивает навыки и умение грамотно и компактно излагать свои мысли.

Как показывает опыт, благодаря тому, что каждый из учащихся получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету, повышается активность работы в группе, обеспечивается прочность знаний и умение общаться.

 Однако внедрение этого способа в практику педагога не должно происходить стихийно. Подготовку учащихся к коллективным формам обучения осуществляю в два этапа.

Приступая к организации общения ребят в парах сменного состава, обязательно выделяю время на проведение тренингов для выработки навыков, необходимых для парной работы (Приложение 1). К таким навыкам относится умение:

  • ориентироваться в пространстве;
  • слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;
  • работать в шумовой среде;
  • находить нужную информацию;
  • использовать листки индивидуального учета;
  • переводить образы в слова и слова в образы.

Если не отработать такие умения и навыки, то при первом знакомстве ребят с механизмом работы в парах сменного состава учитель может не достичь желаемого результата. Если работа в парах организована верно, то ребята трудятся легко, непринужденно, даже весело. Их настрой, комфортное состояние позволяют судить о правильной организации парной работы.

 Общим элементом ознакомительного этапа является усвоение "правил игры", сообщение целевых установок, указание на характер проработки и способы учета результатов учения.

В работе по данной методике постоянно учу детей искусству ведения диалога, продуктивному взаимодействию во время коллективных занятий. При общей работе класса, группы над каким-либо абзацем обращаю внимание на форму высказываний своих предложений, на форму возражения и критики чужих идей, на способы согласования действий и мнений участников процесса обучения и т. д. Прежде чем критиковать и отвергать чью-то мысль, надо уточнить, правильно ли она понята. Для этого учу использовать фразы: "Я тебя понял так... Ты это имел в виду?".

Если ребёнок - собеседник с чем-либо не согласен, то учу не только констатировать факт несогласия, но и указать причину и дать аргументацию: "Я не согласен потому, что... и в связи с тем, что...".

Отсутствие у учащихся навыков обсуждения замедляет продвижение в обучении, снижает освоение учебного материала. Чтобы помочь детям понять друг друга, заранее заготавливаю необходимые фразы и выражения, которые использует ребёнок при обращении к своему напарнику:

-  "Я предлагаю сделать... Ты согласен с этим?";

- "У меня появилась идея, но я не уверен в ее правильности. А ты как считаешь?";

- "Как ты относишься к тому, чтобы мы обсудили второй вопрос, а потом вернулись к первому?" и т.д.

Хочу отметить, что учить понимать другого человека, выражать свои мысли, продуктивно взаимодействовать друг с другом приходится долго и кропотливо. Следующим шагом  в данном направлении будет обучение ведению записи в тетради

 Учащиеся класса получают один абзац, разбившись на пары, прорабатывают, озаглавливают его и записывают название в тетради, после чего, по указанию учителя дети одновременно пересаживаются на другие парты и сравнивают названия, которые они дали абзацу. Если названия не совпадают, то стараются объяснить, почему они озаглавили именно так, а не иначе. Работа по озаглавливанию абзаца может быть завершена у доски одним из учащихся под руководством учителя.

В рамках урока тренировка основного приема методики коллективного взаимного обучения осуществляю на основе 6-8 вариантов специально подготовленных текстов с 3-4 абзацами (не более).

В течение урока дети успевают поработать в 3-4 парах по своим текстам, изучая в каждой следующей паре новый абзац и пересказывая предыдущие. Выполнив задание, учащиеся, работающие над одинаковыми темами, собираются в одну группу и обсуждают свои заголовки, сравнивая их с образцом, в котором заранее мною подготовлены названия абзацев по данным текстам.

При организации урока по этой методике обязательно продумываю  схему, по которой ребята будут меняться парами. Например:p70_13

В своей практике  использую два варианта работы.

Первый вариант - часть учеников закреплена за определенными местами .

 Перемещение другой части учащихся осуществляю следующим образом (предлагаю варианты):

  • ученики первого варианта пересаживаются по сигналу на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние ("Эскалатор");
  • ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго - на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд;
  • учитель поднимает учеников первого варианта и предлагает ребятам сесть туда, куда они хотят ("Иду в гости").

Так происходит взаимообмен: "хозяева" владеют информацией, а "гости", переходя от одного "хозяина" к другому, узнают что-то новое, или наоборот, "гости" предлагают "хозяевам" какую-либо информацию.

Второй вариант - информация закреплена за местом.

 Такой способ организации общения ребят в парах сменного состава дает следующие преимущества: на класс требуется в два раза меньше карточек; ученик работает в разных ролях с одной и той же информацией: сначала в качестве "гостя", получая ее, а затем в качестве "хозяина", передавая ее другому гостю. Этот вариант работы также имеет свои недостатки: ученик, став "хозяином", не может уйти, оставив информацию, пока к нему кто-нибудь не подойдет. Бывают случаи, когда все уже изучили эту карточку или к этому ученику не хотят садиться сверстники, в этом случае должен вмешаться учитель и помочь ученику преодолеть возникшее затруднение.

Работа в парах сменного состава – далеко не единственная форма работы по созданию атмосферы речевого общения, которые я использую в своей педагогической практике. Кратко остановлюсь на обучении в сотрудничестве на основе малых групп. Всем известно, что сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работа в коллективе вынуждает человека думать не только о себе, но и о тех, кто трудится вместе с ним. Смысл обучения в сотрудничестве - вместе учиться, а не просто что-то выполнять. К основным принципам обучения в сотрудничестве на основе малых групп относят:

  • взаимозависимость членов группы. личная ответственность каждого. Все участники группы отвечают как за свои успехи, так и за успехи товарищей;
  • равная доля участия каждого учащегося. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе осуществляется на основе взаимной помощи и поддержки.
  • рефлексия. Обсуждение группой качества своей работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

С самого начала перед группой стоит двойная задача: с одной стороны, академическая - достижение познавательной, творческой цели; с другой - социальная, или социально-психологическая, - овладение в ходе выполнения задания определенной культурой общения. Обе задачи одинаково важны.

Стараюсь контролировать как выполнение задания группами учащихся, так и характер их общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

 Планируя состав группы, учитываю психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в группу закадычных друзей или, наоборот, недолюбливающих друг друга учеников. Иногда следует обратить внимание на личностные качества детей, такие как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и др.

В качестве примера групповой работы в классе приведу краткое описание распределения ролей среди учащихся, а также примеры этапов и заданий групповой работы на уроках.

Урок технологии по теме "Лепка из пластилина. Композиция по сказке "Колобок".

Группам дается задание изготовить композицию по сказке "Колобок". Раздаточный материал к этому заданию: лист фанеры (плотного картона, пластика) размером A3, на котором будет расположена композиция, и коробки с пластилином. Число членов в группе - от 3 до 7 человек. Возможные роли членов группы:

ведущий (один) - предлагает общую композицию (какой фрагмент сказки будет представлен; какие фигурки, в каком положении, с каким настроением следует вылепить); продумывает расположение фигурок на листе; распределяет изготовление изделий по исполнителям; следит за соотношением размеров и стиля изготовляемых отдельными исполнителями изделий композиции и их соответствием общему замыслу; представляет готовую работу;

исполнители (от одного до пяти) - изготавливают отдельные элементы композиции;

декоратор (один) - декорирует лист; укрепляет изготовленные фигурки на листе, сообразуясь с общим замыслом композиции.

При одинаковом задании группы могут выбрать разные эпизоды из сказки или создать собственную композицию по эпизоду. Возможен и другой вариант: группам предлагаю разные сказки. Выбор может быть осуществлен по жребию.

Приведенное задание полностью обеспечивает принцип взаимозависимости участников группы. При его выполнении ученики связаны: единым результатом - созданием общей композиции; общими ресурсами - один лист на группу; распределением ролей - каждый отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными; общей оценкой.

             Этапы групповой работы на уроке математики:

  1. В начале урока провожу проверку домашнего задания в группах из четырех человек. Допущенные ошибки исправляются, выполняется работа над ошибками. Затем все тетради сдаются на проверку. Сообщаю, что буду проверять только одну тетрадь из каждой группы.
  2. Группы "рассыпаются", и происходит обычная индивидуальная проверка знаний учащихся (например, в форме математического диктанта).
  3. Объясняю всему классу способ решения новой задачи, заслушиваю  комментарии нескольких учеников по поводу ее решения. Снова объявляется групповая работа: на сей раз - решение аналогичной задачи. Распределяются обязанности в группах: например, один человек выполняет чертеж, другой выписывает необходимые величины; третий подбирает формулы; четвертый выполняет вычисления. Отрабатывается понимание решения данной задачи всеми участниками группы. Правильность решения определяется на основе выборочной проверки тетради любого члена группы, либо устного ответа любого ее участника.

Реализуя в своей работе представленные технологии и приёмы в урочной деятельности, считаю, что они помогают каждому ученику не только лучше освоить учебный материал, более глубоко вникнуть в его содержание, но и способствуют формированию у них адекватной самооценки и самоопределения, развивают творческие возможности и умения контактировать.

Сама организация урока настолько захватывающая, что никто не может отсидеться, занимаясь не общим, а посторонним делом.

Как известно, составной частью учебно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность, которая, как и деятельность обучающихся в рамках уроков может быть направлена не только на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но и на формирование межличностных отношений в классе. Включение детей в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них.

С 2008 года наша школа работает в режиме школы полного дня. Учителя выполняют функцию воспитателя и работают по  нескольким направлениям. В своей работе более приоритетными и эффективными считаю включение детей проектно – исследовательскую деятельность.

Для решения этой задачи как нельзя лучше подходит метод TASC, который обладает огромным потенциалом для развития когнитивных способностей учащихся, удобен в рамках групповой работы или подготовке итогового проекта. Этот метод позволяет организовать поисковую деятельность мальчишек и девчонок, обеспечить рост их коммуникабельности и коллективно  находить пути решения  поставленных задач.

 

 Практической формой реализации метода TASC (ТАСК, сокр. от англ. «Активное мышление в социальном контексте») (активное мышление между участниками)  является разноцветный круг со встроенной стрелкой (Приложение 2). По этому кругу они шаг за шагом перемещаются в процессе работы над определенной темой. Метод TASC позволяет учителю контролировать работу детей (скорость, тщательность, внимательность), а ребятам помогает структурировать и быстро организовать собственную работу или распределить функциональные роли в группе и обозначить лидера. Круг TASC также предполагает рефлексию над результатами своей работы (оценка степени успеха или неудачи с выявлением возможных причин).

Особенностью метода TASC является то, что он представляет собой многоэтапную систему проблемного обучения и приобретения базовых навыков воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира.

Перечислю только основные принципы работы с кругом TASC на примере мелкогрупповой работы учащихся по подготовке творческого проекта.

Работа с кругом TASC проходит 8 этапов. Учащиеся могут перемещать встроенный указатель по часовой стрелке по мере прохождения каждого этапа работы и таким образом регулировать темп работы и адекватно распределять свои силы.

1. «Что мне известно?»

На первом этапе происходит организация и сбор информации.

2. «Какова задача?»

На втором этапе ребята должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы.

3. «Какие есть идеи?»

Этот этап можно назвать «генератором идей». Здесь учащиеся делятся всеми своими мыслями, идеями и представлениями о проблеме, которые у них имеются.

4. «Какая идея – лучшая?»

На четвертом этапе учащимся предстоит выбрать из всего многообразия идей, предложенных группой, только те, которые помогут достигнуть поставленной цели и решить необходимые задачи.

5. «Делаем!»

Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или презентацию.

6. «Каков результат?»

На шестом этапе работы ученики должны оценить результат своей работы.

7. «Расскажем о своей работе!»

На данном этапе учащиеся представляют результаты своей работы.

8. «Чему мы научились?» Подведение итогов работы.

В качестве примера могу привести занятие во внеурочной деятельности по теме «Этот удивительный мир бабочек», цель которого познакомить детей с методом TASC  и на его основе провести поисковую работу.

                     

                     Диагностика развития межличностных отношений

                              в классном коллективе

Работа по формированию межличностных отношений будет недостаточно эффективной, если не отслеживать динамику их  развития.

В своей работе использую различные виды анкетирования и методики по исследованию микроклимата в детском коллективе и положение каждого ребёнка в отдельности. (Приложение 3)

Приведу результаты анкетирования «Исследования микроклимата в детском коллективе».

На основании полученных результатов составляю матрицу результатов исследования. Таблицу заполняю с помощью знаков «+» и  «-». Уровень микроклимата в детском коллективе определяется коэффициентом взаимности, который вычисляется по формуле: коэффициент взаимности = количество  взаимных выборов.

- до 0, 55 -детский коллектив не представляет единого целого;

-0,56-0,75– в детском коллективе в большинстве жизненных ситуаций присутствует благоприятная атмосфера. В тоже время возможно существование группы учащихся, которые находятся в эмоционально напряженных отношениях, с большинством

- свыше 0,76 – в детском коллективе сложилась комфортная психологическая атмосфера для большинства учащихся.

Первичное анкетирование

Кол-во уч.

%

Вторичное анкетирование

Кол-во уч.

%

-до 0,55

13

0,52

-до 0, 55

-

-

-0,56 – 0,75

15

0,60

-0,56 -0,75

18

0,72

-свыше 0,76

-

-

- свыше 0,76

19

0,76

Методика «Дерево» проводится мною исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Методика разработана для сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения я  подписала  номера на каждой из фигурок человечков.  (Приложение 4)

В результате педагогической диагностики была выявлена положительная динамика уровня развития отношений в детском коллективе.

  Диагностика, проведенная школьным психологом, показала, что у учащихся заметно вырос уровень общительности, познавательной активности:

  •  повысились успеваемость и качество знаний учащихся;
  •  вырос интерес детей к учению. Дети не просто слушают готовую информацию, а учатся добывать ее сами, в т. ч. из дополнительных источников;
  •  учащиеся меньше устают на уроке. Активные формы обучения играют не последнюю роль в сбережении здоровья детей;
  • улучшаются память и внимание учащихся.

Выявлено увеличение количества учащихся с высоким уровнем коммуникативности - при первичной диагностике  в 1 классе из  25 учащихся -  9 человек (36%), а к 3 классу стало 19 человек (76%).   Также увеличилось количество учащихся с адекватной самооценкой. При первичной диагностике было выявлено 12 чел.(48%) учащихся с низкой самооценкой, при вторичной диагностике их осталось 5 чел.(20%).

В процессе работы по сплочению детского коллектива и формированию в нём межличностных отношений, мне удалось осуществить цели и задачи, которые я поставила перед собой. Среди учащихся класса преобладает эмоциональное отношение к товарищам, развиваются положительные мотивы поведения, которые характеризуют личность ученика. Отчётливо прослеживается обобщённость и устойчивость межличностных отношений в классе.

                                                                                                    Приложение 1

                 Тренинги для учащихся на отработку навыков работы

в парах сменного состава

     Тренинг на ориентирование в пространстве

В классе имеется одно свободное место. Учитель спрашивает: "Сколько свободных мест в классе?" Ребята отвечают. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, который должен найти свободное место и занять его.

Тренинг можно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, что вдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них. Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. А тем временем учитель указывает уже на двух других учеников.

Еще более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращали внимания. Учитель говорит: 'Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише". После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место. Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.

Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо снимают усталость и переключают внимание ребят.

        Тренинг на умение слушать партнера и слышать то, что он говорит

Ребята любят играть в "Испорченный телефон". Элементы этой игры используются в тренинге. Класс делится на варианты. На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, поговоркой, скороговоркой, правилом, определением и т. д. Ученики на первой парте читают запись на карточке, запоминают ее и, отложив в сторону, по сигналу учителя поворачиваются и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так до конца. Ученик на последней парте произносит фразу вслух. Процесс можно усложнить - вместо фраз взять, к примеру, правила, которые ребятам трудно запомнить.

         Тренинг на умение работать в шуме

Почти ни у кого не вызывает сомнения, что учиться в слишком большом шуме довольно трудно. А вот то, что учиться в абсолютной тишине, оказывается, практически невозможно, у многих вызывает сомнение. Однако, это именно так. Умение учиться в шуме следует отрабатывать специально. Задание при этом такое: у каждого ученика есть небольшая карточка, на которой написана скороговорка. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою - мальчикам.

Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед. Важно, чтобы эти фразы были написаны заранее, а не являлись экспромтом приходящих "гостей", тогда помимо основного навыка - работы в шуме - будет отрабатываться и дополнительный навык - умение обращаться с карточкой.

Этот тренинг можно проводить двумя способами:

         Тренинг на умение находить нужную информацию

  • разрешить всем ходить по классу;
  • разрешить ходить по классу только половине ребят.

Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке "тише едешь", на другой -"дальше будешь". Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят - найти нужного партнера и образовать пару.

Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму - ответы.

               Тренинг на умение использовать лист индивидуального учета

Лист индивидуального учета позволяет вести учет проработанных карточек. На листе написаны цифры, соответствующие номерам выполняемых заданий. Если задание изучено и выполнено - номер обводится кружочком. Если оказана помощь другому ученику в выполнении этого задания - номер зачеркивается.

                    Тренинг на умение переводить образную информацию

в вербальную и обратно

Использование этого приема существенно развивает речь ребенка, способность переводить образы в слова, а также учит внимательно слушать и точно подбирать предметное действие, соответствующее сказанному партнером слову. С этой целью используются разрезные картинки. У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом, которую запрещено показывать до окончания работы, а у его партнера - ее разрезные части. Задача первого - руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем тот, кто руководил, уходит искать свободного партнера, а тот, кто собирал рисунок, остается ждать нового партнера. Теперь уже руководить будет он.

                                                                                                     Приложение2

SAM_7146

                                                                 

                                                                                              Приложение 3

Анкета «Исследование микроклимата в детском коллективе»

Уважаемые учащиеся! Просим вас ответить на вопросы. В ответе на каждый вопрос можно указать не более трех фамилий одноклассников. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одноклассников  могут повторяться.

  1. Если бы у тебя была возможность пригласить весь класс на день рождения, то кого  бы ты пригласил?(а)
  2. Кого бы ты пригласил(а) на день рождения в последнюю очередь?
  3. Кому можешь доверить свою тайну?
  4. Кому никогда  не доверишь свою тайну?

Уровень микроклимата в детском коллективе определяется коэффициентом взаимности, который вычисляется по формуле: коэффициент взаимности = количество  взаимных выборов.

- до 0, 55 -детский коллектив не представляет единого целого;

- 0, 56 - 0,75 – в детском коллективе в большинстве жизненных ситуаций присутствует благоприятная атмосфера. В тоже время возможно существование группы учащихся, которые находятся в эмоционально напряженных отношениях, с большинством ;

- свыше 0,76 – в детском коллективе сложилась комфортная психологическая атмосфера для большинства учащихся.

Методика оценки привлекательности классного коллектива

  Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:

Ответ

“а” - 5 баллов,

“б” - 4 балла,

“в” - 3 балла,

“г” - 2 балла,

“д” - 1 балл,

“е” - 0 баллов.  

Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.

Анкетирование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Также ее можно использовать в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.                                  

                                                     Обработка результатов

    Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.

17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.

11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.

5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.

        Изучение привлекательности классного коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры классного коллектива, таких как “ Социометрия” или “Выбор”. Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

4. Каковы взаимоотношения учеников с классным руководителем?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

5. Каково отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже,чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

                                                                                 

                                                                                 Приложение 4                         Методика «Дерево»                                                                                                      Предлагаю ребятам  листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта, не нужно предлагать детям   вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.

   Задание:

 «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение.  Проверим , насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий;

№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку;

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности);

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость;

№ 9 - мотивация на развлечения;

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность;

№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя;

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация;

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

                                     Список литературы

         1. Особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста- http://xreferat.com/77/7345-1-osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniiy-v-gruppe-sverstnikov-mladshego-shkol-nogo-vozrasta.html 

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. М.: 1999.- 560с

        3. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=555078 

4. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Т.1. - 688 с.

5. Исследование межличностных отношений в отечественнойпсихологииhttp://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37153.doc.htm 

    6.   Межличностные отношения в младшем школьном возрасте

http://refleader.ru/jgejgeotratyaty.htmlт   

   7. Становление межличностных отношений в классном коллективе в младше школьном возрасте- http://www.studfiles.ru/preview/5024073/page:17 

   8. Журналы « Управление начальной школой» 2009 г.

         

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.

Представленный материал, показывает,  результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....

Аттестационная работа по психологии "Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе"

В работе рассматриваются межличностные отношения в семье. а) Семья как социальный институт. б) Особенности общения с ребенком в семье. В )Стили семейного воспитания. г) Диагностика межличностных о...

Развитие межличностных отношений младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Идея сотрудничества исходит от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии....

Формирование межнациональных отношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Проблема формирования межнациональных отношений на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур....