Доклад на конференции "Формирование исследовательских умений"
статья на тему

Морковкина Любовь Геннадьевна

Из опыта работы по формированию исследовательских умений учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дуденевская школа»

Формирование исследовательских умений  учащихся начальной школы

Учитель начальных классов:

Морковкина Любовь Геннадьевна,

педагогический стаж 30 лет,

высшая квалификационная категория

Дуденево

2015

Содержание

Введение…………………………………………………………… 3

Из опыта работы учителя начальных классов…….…………….  4

Заключение………………………………………………………….6

Список литературы…………………………………………………7

Введение

            Вопрос о том, чему и как учить ребенка, совсем не новый. Но в наше время он звучит, пожалуй, особенно остро. Информационные нагрузки, с которыми приходится иметь дело ребенку, не дают полной уверенности в том, что старые задачи и методы обучения школьников смогут обеспечить подготовку к жизни подрастающего поколения. ФГОС НОО выдвигают новую задачу системы образования, связанную с формированием универсальных учебных действий, «обеспечивающую школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию». Современному учителю нужны новые приемы и методики обучения младших школьников, чтобы решать задачи, поставленные перед школой ФГОС.

         Исследовательские методы обучения создают условия для личного развития каждого ребенка, готовят учащихся к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную активность и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

          Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в направляющей, корректирующей роли учителя и привлечение родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Из опыта работы учителя начальных классов

     Формирование исследовательских умений провожу в два этапа. Первый этап - сознательное усвоение материала, более четкое выделение признаков основных понятий, расширение объема знаний. Организация исследования предполагает: выбор темы, постановка цели и задач, выдвижение гипотезы, выбор методов, организация исследования, результаты, выводы. Начиная исследовательскую работу с детьми, столкнулась с первой проблемой: младшие школьники не могут самостоятельно выбрать тему исследования. Тема, которую выбираю я, не всегда интересна учащимся. Поэтому решила пойти по другому пути. Изучила книги А.И. Савенкова «Психологические основы исследовательского подхода к обучению», «Методика исследовательского подхода к обучению», в которых нашла много приемов, помогающих детям выбрать тему исследования. «Ромашка Блума», «Коробочка вопросов», «Интересная тема исследования»- приемы, которые научили детей задавать вопросы и помогли им найти интересную тему.

      Следующий шаг – это подготовка дидактического материала для учащихся «Как построить исследование». В помощь ученикам завели рабочую тетрадь, в которой содержится необходимый для детей материал. Доступным языком в ней мы записали, что такое цель, задачи, гипотеза, методы исследовательской деятельности, составили этапы дальнейшей работы. Учащиеся узнали, как собрать необходимый материал с помощью разных источников информации: поиск литературы по теме исследования, разговор со взрослыми и запись интересных сведений, использование Интернета и телевидения. Дети познакомились с правилами проведения анкетирования и интервью, с такими методами исследования, как наблюдение, эксперимент, опыт.

       Второй этап является продолжением первого. Только на этом этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования, формируют и закрепляют данные умения. Как показывает опыт, наибольшие затруднения вызывает у учащихся умение правильно формулировать цель, задачи исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу, которую можно положить в основу. С учащимися 2 и 3 классов мы вместе формулируем цель, задачи и гипотезу исследования. Цель и задачи – не одно  и то же: цель – существенно шире задач. Задач может быть много, они все конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы. В 4 классе дети уже сами стараются формулировать цель, задачи, определяют предполагаемый результат (гипотезу).

         Важный шаг в исследовании – анализ литературы по проблеме. Здесь большую помощь оказывают родители. Во время исследования они организуют классную библиотеку с различными энциклопедиями, медиатеку с DVD-дисками, компьютерными дисками, содержащими нужный материал. Необходимая техника и Интернет в классе имеются. Во время исследования учащиеся 2 и 3 классов чаще используют методы наблюдения, анкетирования, опыт (например, проращивание гороха). В 4 классе методы усложняются: интервью, эксперимент. В своей работе «Мы - дрессировщики»  четвероклассники провели эксперимент. Пытаясь ответить на вопрос гипотезы: поддаются ли домашние кошки дрессировке,   дети научили их командам (прыжок с тумбы на тумбу, ходьба по тоненькой дощечке, стойка на задних лапах).

     Во 2-3 классах организую исследовательскую работу в группах, только в 4 классе появляются индивидуальные работы. Работа в группах помогает быстрее и лучше провести этапы  исследования, повышается ответственность каждого ребенка за совместное дело.  Обрабатывать результаты исследования учащимся помогает учитель, после чего проводится обсуждение полученных результатов и каждая группа рассказывает о выполненной работе.

      Закономерный итог выполнения исследовательской работы - научный доклад, сопровождаемый презентацией.  В нем отражены основные моменты работы ребёнка.  На защиту исследовательских работ приглашаем в школу родителей. Это укрепляет связь семьи и школы, добавляет ребенку уверенности в своих силах. Для защиты исследований использую памятку.

Памятка:

1. Я подготовил исследование на тему....

2.  В ходе работы я решил следующие цель и задачи….

3. В ходе исследования я решил проблему...

4. Отобрал материал.....

5. Использовал такую литературу....

6. Я хочу рассказать о.....

7. На рисунке (фото) изображено.....

8. Я использовал эти фотографии или рисунки потому  что....

9. Мне понравилось работать над исследованием, т.к. я узнал....

10. Актуальность моей работы заключается в том, что....

         Мой опыт в исследовательской деятельности небольшой, но уже есть неплохие результаты. В 2011 году в областном конкурсе исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я познаю мир» в номинации эколого-биологическая деятельность Манерова Наталья со своей работой «Береги здоровье смолоду»  на районном уровне стала победительницей, на областном - призером. В 2014-2015 учебном году в конкурсе «Малая академия» в номинации «Мой родной язык» ученица 4 класса Абрамова Арина со своей работой «Чистый ручеек речи» стала призером (2 место).

        

Заключение

        Написание исследовательских работ требует времени и подготовки, от которых  зависит успех всей работы школьника. Для себя я сделала следующие выводы.

    Особенностью  исследовательской деятельности в начальной школе является то, что ею занимаются как сильные, так и слабые учащиеся, так как исследования носят несложный и интересный характер.

    Во время исследования у детей развивается логическое мышление, творческие способности, наблюдательность и внимание, расширяется словарный запас и кругозор учащихся. Они учатся работать с научными и художественными текстами. В ходе выполнения работы дети анализируют, обобщают и систематизируют полученную информацию.

     Вовлечение  каждого  ребёнка  в  востребованную  для  него  деятельность  помогает  создать  в  классе  благоприятную  атмосферу,  повышает  комфортность  пребывания  в  классном  коллективе,  учит  работать  одной  командой  единомышленников.  Исследовательская  деятельность  помогает  сближать  ребят  по  интересам,  делая  их  более  дружными  и  сплочёнными,  целеустремлёнными  и  решительными. 

    В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”.

     Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности владеют учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться: повышается качество знания и техника чтения.

Список литературы

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: «Федоров», 2015.
  2. Тивикова С.К. Организация внеурочной деятельности. – М. «Русское слово», 2013
  3. Феоктистова В.Ф. Исследовательская деятельность младших школьников». – Волгоград: Учитель, 2012
  4. Шумакова Н.Б. Урок-исследование в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Доклад по теме: "Формирование умения читать"

В докладе раскрыты приемы работы по формированию у первоклассников умения читать...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.

         Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общ...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...