Доклад по теме: "Формирование умения читать"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
В докладе раскрыты приемы работы по формированию у первоклассников умения читать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_umeniya_chitat.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
доклад Формирование умения читать 16.03.2011 Зыкова Т.С. |
Формирование умения читать
Что это значит - учить детей читать? Казалось бы, каждому учителю хорошо известен ответ на этот вопрос. Действительно, все знают, что ребенка надо научить «узнавать в лицо» буквы, слитно «озвучивать» их последовательность и «извлекать» из произнесенного смысл. Первые два компонента составляют так называемую технику чтения, а последний — понимание читаемого.
Цель обучения чтению формулируется исходя из общей задачи развития личности ребенка. Современная начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, развитыми (с учетом возраста) нравственно-эстетическими и гражданскими чувствами.
Чтобы воспитать такого читателя, нужно стараться решать следующие задачи:
сформировать у учащихся правильный навык чтения;
постоянно развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
воспитывать средствами чтения гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
научить работать с учебной и детской книгой;
обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает следующее:
овладение навыками чтения, культурой чтения, слушания, говорения;
сформированность навыков работы с фазными видами текстов;
— эмоциональную отзывчивость на читаемое;
— творческую активность;
— определенную самостоятельность и способность воспринимать художественное произведение.
Непременное условие продуктивной деятельности человека XXI в. — освоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением.
Оптимальное чтение — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Как же добиться оптимальной скорости чтения?
Рассмотрим наиболее эффективные методы и приемы.
В азбуке заложены богатейшие возможности для становления у первоклассников не только технической стороны чтения, но и конкретных умений, необходимых для выполнения «трудной» работы полного и глубокого понимания читаемого.
Интересен такой прием: прочитав, например, заголовок текста «Покупки», полезно сначала поразмыслить над смыслом слова: от какого слова оно происходит, какое значение имеет, о чем же должно говориться в тексте, имеющем такое название?
Или такой прием: учащиеся закрывают закладкой часть текста и, дойдя до нее, пытаются предположить, что будет дальше, потом сравнивают свои предположения с текстом. Самое важное здесь — заинтересовать детей. Подбор и подачу материала следует вести дифференцированно. Для детей, приходящих в школу читающими, можно организовать самостоятельную работу по карточкам, красочно оформленным, а потом по иллюстрированным интересным книгам.
На самом первом этапе обучения чтению для развития четкости произношения используются упражнения, развивающие артикуляционный аппарат:
- четкое произношение скороговорок, чистоговорок (вначале проговаривание беззвучное, затем шепотом, потом только вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе);
- четкое произнесение скороговорок (пять раз и более) (Шесть мышат в шалаше шуршат. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала. Архип охрип, Осип осип. Боря Ире дал редиску, Ира Боре — барбариску. Сын Сени накосил стог сена);
- заучивание стихов, детских потешек, считалок, прозы;
- подведение итогов, вручение победителям призов;
- чтение перевертышей (справа налево) (Анна, барабан на!);
- обязательное использование занимательного материала при знакомстве с новым звуком и буквой;
- работа над загадками (загадки приучают детей пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл);
- чтение в темпе скороговорки (не более 30 секунд); затем учитель останавливает учеников и предлагает читать медленнее, красиво, выразительно.
На уроках литературного чтения (II-IV классы) чтению отводится 30-35 минут.
В работе можно использовать различные по целям и формам организации упражнения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Чтобы освоенные умения довести до автоматизма, до уровня навыка, следует проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой. Домашние тренировки в чтении целесообразно проводить также порциями по несколько минут, постоянно увеличивая время чтения. Назовем упражнения.
Многократное чтение с определенными заданиями. После того как новый рассказ прочитан и осмыслен детьми, предлагается начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого чтения. Увеличение количества прочитанного текста вызывает положительные эмоции ученика.
В практике часто используется и такой прием: указывается слово, до которого дети должны дочитать, и поднять руку. Чтобы проконтролировать чтение, задаются вопросы но содержанию прочитанного.
Метод жужжащего чтения. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Желательно отводить для чтения не более 5 минут урока.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: после чтения нескольких строк ученик получает кратковременный отдых. Хорошо, когда он будет читать с родителями «по цепочке».
Ежеурочные пятиминутки чтения. На каждом уроке (математики, русского языка, рисования, труда) дети читают свою любимую книгу. Это дает положительный эффект.
«Успевай следить за учителем!» Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения, школьники следят и стараются успеть читать за ним про себя. Проверка: внезапная остановка чтения учителем.
Чередование чтения вслух и про себя. Проверка: чтение перед классом.
Чтение вслух «по цепочке» (так дети читают с большим интересом).
Комментированное чтение (читают хорошо подготовленные ученики).
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Хоровое чтение (в практике автора статьи используется нечасто).
Медленное чтение (используется на начальной стадии формирования умения читать).
Групповое чтение.
Чтение в паре с товарищем.
Чтение перед сном (учителю следует найти время, чтобы спросить, что перед сном вместе с родителями читал вчера ребенок).
- Чтение молча — это чтение «глазами», без внешних речедвижений. При работе по азбуке проводятся упражнения в чтении «глазами» отдельных слов и предложений. Со II класса вводится чтение молча. Но увлекаться данным чтением нельзя — можно разучить детей читать вслух. Обучение чтению молча должно идти параллельно с обучением чтению вслух.
В работе по формированию умения читать можно использовать следующие упражнения и памятки.
1. За 1 минуту надо обвести в кружок изучаемую букву (I класс) в отрывке из газеты (ученикам раздаются газеты).
2. За 1 минуту перерисуй в тетрадь.(например, 7 прямоугольников, расположенных в 2 ряда)
3. Прочти внимательно и запомни (30секунд).
24 74 35 44 68 70 12 27
4. За 1 минуту нужно отыскать числа от 1 до 25 или от 25 до 1. (Можно написать
буквы алфавита или цифры в квадрате 5х5.)
5. Прочти и запомни (30 секунд). Сад, река, город, лес, сарай, голос, книга, клуб.
6. Сочинение на букву м (дается определенное время).
Например: Мама мылом мыла Машу. Маша молола муку. Майка Маше мешала. Маша метлой мела мусор. Мылом Маша мазала медведя Мишу. Миша молчал, моргая!
7. Дополни части поговорки:
Мал золотник...
Лучше поздно-
Тише едешь...
Дал слово...
8. Дополни предложения:
Переходи улицу там, где... Мы боремся за... Эта книга очень...
Мне нравится музыка... У меня друг… Математика нужна...
9. Игра «Третий лишний».
Смех, улыбка, грусть.
10. Игра «Вычеркни белых ворон».
Дружба, доброта, честность, тревога, бодрость
Памятка «Учись читать правильно»:
Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
При чтении будь внимательным к каждому слову.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и про себя.
Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению?»:
1. Читай текст внимательно.
2. Определи содержание, мысли, чувства,
настроение и переживание героев, автора.
Определи свое отношение к событиям.
Мысленно представь себе их.
5. Продумай и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, пометь паузы, поставь логические ударения.
Прочитай текст для себя вслух.
Прочитай текст выразительно.
Работая над формированием навыка оптимального чтения, нельзя забывать ра-| боту нал выразительностью чтения. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, способствует повышению культуры устной речи, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. Поэтому часто при чтении художественных произведений используют живое слово актера (в грамзаписи), музыку.
С 1 класса следует знакомить школьников с техникой речи — дыханием, голосом, дикцией.
Вот несколько упражнений.
Правильное дыхание — это здоровье.
Выполняя упражнения, помни о правильном дыхании. Дыхание — это жизнь. Глубокое дыхание — это источник силы. Чем глубже ты дышишь, тем сильнее воздействие упражнений.
№ 1
И. п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счет «раз», «два» — глубокий плох (про себя). На счет «раз» - задержка дыхания. Выдох плавный счет от 1 до 10 или от 1 до 15.
М«2
И. п. Встать, расправить плечи, голову держать прямо. На выдохе — говорение пословицы или скороговорки. Длинные скороговорки идут с добором воздуха.
Твой голос - твоя визитная карточка.
Над голосом нужно работать, его можно значительно улучшить. Если регулярно делать несложные фонетические упражнения, то со временем можно приобрести приятный голос. Детям следует помочь пользоваться шестью рычагами: громко — тихо, выше — ниже, быстро — медленно.
№ 1
И.п. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произноси плавно и протяжно поочередно согласные звуки [м|,|л],[н].
№2
Вдох а-а-а-а, выдох; вдох э-э-э-э, выдох; вдох и-и-и-и, выдох; вдох о-о-о-о-о, выдох; вдох у-у-у-у, выдох.
№3
Вдох арррр. выдох; вдох эррррр, выдох; вдох иррррр, выдох; вдох оррррр, выдох; вдох уррррр. №4
Произноси отчетливо, раскатисто: руль — ром — рысь — пруд — рог — роль — пара — куры — трава — крыло — привет — сирень — друг — правило — мороз — арфа — шар — повар — забор — пробка — ковер — дверь — сыр — товар — договор — амбар.
№5
Отчетливо произноси трудные слова: чрезвычайное происшествие, местные достопримечательности, чрезмерная нагрузка и т.д.
Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребенку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой оценкой. При такой постановке дела учащиеся радуются каждому своему успеху, пусть даже самому крошечному.
Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними результатами. У каждого ученика есть «Листок скорости чтения» такого вида:
Количество слов в минуту |
Месяц | Прирост |
сентябрь | 149 | +38 |
|
Великим стимулятором активной учебной деятельности (обучения чтению) является хорошо продуманная система поощрения. Это может быть жетон «Спасибо!», медаль «Лучший читатель», подарок (книга), грамоты, участие в инсценировках, праздниках; выступления на родительских собраниях и пр.
Все данные о технике чтения учащихся за четыре года обучения передаются учителю литературы в V классе.
йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукевапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у детей начальной школы..."
Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках "Окружающего мира" через систему упражнений."...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"
Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад на тему «Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроках русского языка и литературного чтения»
Метапредметный урок – это …Эта часть работы представляет собой размышления автора на тему метапредметного урока, его признаков, отличий и преимуществ.Метапредметный урок- это урок, целью которого...
Доклад на тему: "Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе"
Доклад на тему: «Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выс...
Выступление на МО учителей начальной школы. Доклад на тему «Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы»
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользовать...
Доклад по теме Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».
Доклад по теме Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»....