Коммуникативно-деятельностный подход в формировании метапредметных результатов
статья на тему
Предварительный просмотр:
МОУ "Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина
г. Вольска Саратовской области"
Методический семинар
«Коммуникативно-деятельностный подход в формировании метапредметных результатов»
Автор методического опыта:
Саратовцева Елена Владимировна,
учитель начальных классов
Гимназии г. Вольска
г. Вольск
2017
В настоящее время человеку важнее умение творчески решать возникающие жизненные проблемы, самостоятельно ориентироваться в потоке информации, вести диалог, чем иметь определённый набор знаний по различным учебным предметам. Хотя значение этих знаний никто и не отрицает. Понятно, что современный период развития общества требует обновления приоритетов в области образования.
В условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт перед учителем начальной школы ставится задача научить учеников мыслить, вооружить их важным умением – самостоятельно находить ответы на вопросы. Речь идет о формировании метапредметных результатов, необходимых каждому для самоопределения и самореализации личности, позволяющие действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Основная цель моей педагогической деятельности – создание оптимальных условий в образовательном процессе для достижений метапредметных результатов через использование различных приёмов и методов обучения современных образовательных технологий.
Опыт работы над данной темой представляет собой описание и применение методов и приемов коммуникативно-деятельностного подхода в современном уроке для формирования универсальных учебных действий. Коммуникативно-деятельностный метод, предполагает союз деятельностного и коммуникативного подходов. Коммуникативный подход способствует овладению обучающимися нового знания с помощью обсуждения актуальных проблем. Деятельностный подход предполагает обучение в деятельности. В данном случае, младший школьник - это творческий, активный субъект учебной деятельности, направляемый учителем.
Коммуникативно – деятельностный подход, предполагает учебное сотрудничество учитель – ученик, ученик - ученик, которое формирует умение продуктивно общаться с партнерами в коллективе. Организация работы на уроке включает применение коллективных форм обучения, взаимодействия в группах, работы в парах, способствующих решению задач, включением игровых ситуаций, заданий на поиск ошибок. Моё педагогическое правило – показать школьнику положительные изменения в нём относительно самого себя. Для этого в образовательном пространстве создается ситуация успеха, которая способствует самовыражению личности, формированию универсальных учебных действий. С первого класса я создаю младшим школьникам условия для развития навыков совместного взаимодействия с партнером, партнерами. Учу детей всё делать совместно: участвовать в диалоге, слушать и слышать партнера, помогать друг другу, вместе находить решение учебной проблемы.
Надо отметить, что включение коммуникативно-деятельностной методики мною в образовательный процесс помогло активизировать на уроке внимание школьников, побудить их к самостоятельной продуктивной деятельности. С помощью учителя обучающиеся на уроке научились формулировать цели занятия, новые учебные задачи, самостоятельно находить, преобразовывать и применять информацию на уроке, самостоятельно контролировать достижение поставленной цели. Младшие школьники стали сами видеть свои ошибки и самостоятельно исправлять их. В образовательном процессе дети учатся общению, вырабатывают умение слушать друг друга, слышать и понимать.
Я думаю, что коммуникативно-деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы является продуктивным и целесообразным, соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, способствует эффективному формированию метапредметных достижений.
Задача учителя заключается в том, чтобы научить обучающихся творчески использовать полученные знания в окружающей действительности, решать возникающие жизненные проблемы, помочь сформировать у обучающихся умения самостоятельно выполнять логические операции думать, рассуждать, доказывать свое мнение, рефлектировать.
Коммуникативно-деятельностный подход требует от учителя четко и эффективно организовать деятельность каждого обучающегося, чтобы работа была плодотворной. При таком условии, из школьника формируется личность, умело действующая в разных жизненных обстоятельствах, способная работать в команде, готовая к самообразованию, творчеству и научным исследованиям.
Дистерверг сказал: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Эти слова актуальны и отражают воплощение новых стандартов образования - научить ребёнка преобразовывать знания и использовать их в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.
O подходе к результатам образования....
Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»
Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....
Формирование метапредметных результатов
Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только высокий уровень знаний, но и высокий уровень сфор...
Приемы формирования метапредметных результатов в курсе английского языка начальной школы в рамках ФГОС
Мое выступление на Региональной Ярмарке Педагогических инноваций. К тесту выступления также прилагаю презентацию для более наглядного восприятия....
Формирование метапредметных результатов в УМК «Школа России»
УМК "Школа России"...
Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС
В статье обсуждается решение задач, связанных с достижением учащимися метапредметных результатов, возможно при вовлечении обучающихся в метапредметную деятельность, которая может реализовываться разли...
«Единые педагогические подходы к формированию метапредметных и личностных планируемых результатов при реализации ФГОС НОО»
Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому Стандарту, в котором пред...