Коммуникативно-деятельностный подход в формировании метапредметных результатов
статья на тему

Саратовцева Елена Владимировна

Методический семинар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_metodicheskiy_seminar.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Гимназия имени Героя Советского Союза  В.В. Талалихина

  г. Вольска Саратовской области" 

Методический семинар

«Коммуникативно-деятельностный подход   в формировании метапредметных результатов»

Автор методического опыта:

 Саратовцева Елена Владимировна,

учитель начальных классов

Гимназии г. Вольска

г. Вольск

2017

        В настоящее время человеку важнее умение творчески решать возникающие жизненные проблемы, самостоятельно  ориентироваться в потоке информации, вести диалог, чем иметь определённый набор  знаний по различным учебным предметам. Хотя значение этих знаний никто и не отрицает. Понятно, что современный период развития общества требует обновления приоритетов в области образования.

        В условиях перехода на Федеральный   государственный образовательный  стандарт перед  учителем начальной школы ставится задача  научить учеников мыслить, вооружить их важным умением – самостоятельно находить ответы на вопросы. Речь идет о формировании метапредметных результатов, необходимых каждому для самоопределения и самореализации личности, позволяющие действовать в новой обстановке     на качественно высоком  уровне.

        Основная  цель моей педагогической деятельности – создание  оптимальных условий в образовательном процессе для достижений метапредметных результатов через использование различных приёмов и методов обучения современных образовательных технологий.

        Опыт работы над данной темой  представляет собой описание и применение методов и приемов коммуникативно-деятельностного подхода  в современном уроке для формирования универсальных учебных действий.  Коммуникативно-деятельностный метод, предполагает союз деятельностного  и коммуникативного подходов. Коммуникативный  подход  способствует овладению обучающимися нового знания с помощью обсуждения  актуальных проблем.   Деятельностный подход предполагает  обучение в деятельности. В данном случае, младший школьник - это творческий, активный субъект учебной деятельности, направляемый учителем.

        Коммуникативно – деятельностный подход, предполагает учебное сотрудничество учитель – ученик, ученик - ученик, которое  формирует умение продуктивно общаться с партнерами в коллективе.  Организация работы на уроке включает применение коллективных форм обучения, взаимодействия в группах, работы в парах, способствующих решению задач, включением игровых ситуаций, заданий на поиск ошибок. Моё педагогическое правило – показать  школьнику  положительные изменения в нём относительно самого себя. Для этого  в образовательном пространстве создается ситуация успеха, которая способствует самовыражению личности, формированию универсальных учебных действий. С первого класса я создаю младшим школьникам условия для развития  навыков  совместного взаимодействия с партнером, партнерами. Учу детей  всё делать совместно: участвовать в диалоге, слушать и слышать партнера, помогать друг другу, вместе находить решение учебной проблемы.        

        Надо отметить, что включение коммуникативно-деятельностной методики мною в образовательный процесс  помогло активизировать на уроке внимание школьников, побудить их к самостоятельной продуктивной деятельности. С помощью учителя обучающиеся на уроке  научились формулировать цели занятия, новые учебные задачи, самостоятельно находить, преобразовывать и применять информацию на уроке, самостоятельно контролировать достижение поставленной цели. Младшие школьники стали сами видеть свои ошибки и самостоятельно исправлять их.                                          В образовательном процессе  дети учатся общению, вырабатывают умение слушать друг друга, слышать и понимать.

        Я думаю, что коммуникативно-деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы является продуктивным и целесообразным, соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, способствует эффективному формированию  метапредметных достижений.

        Задача учителя заключается в том, чтобы научить обучающихся творчески использовать полученные знания в окружающей действительности, решать возникающие жизненные   проблемы, помочь сформировать у обучающихся  умения самостоятельно выполнять логические операции думать, рассуждать, доказывать свое мнение, рефлектировать.

        Коммуникативно-деятельностный  подход требует от учителя четко и эффективно организовать деятельность каждого обучающегося,  чтобы работа была плодотворной. При таком условии, из  школьника  формируется  личность, умело действующая в разных жизненных  обстоятельствах, способная работать в команде, готовая к самообразованию, творчеству и научным исследованиям.

        Дистерверг сказал: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении  всего того, что знаешь».  Эти слова актуальны и отражают воплощение новых стандартов образования - научить ребёнка  преобразовывать знания и использовать их в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»

Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....

Формирование метапредметных результатов

Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только  высокий уровень знаний, но и высокий уровень сфор...

Приемы формирования метапредметных результатов в курсе английского языка начальной школы в рамках ФГОС

Мое выступление на Региональной Ярмарке Педагогических инноваций. К тесту выступления также прилагаю презентацию для более наглядного восприятия....

Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС

В статье обсуждается решение задач, связанных с достижением учащимися метапредметных результатов, возможно при вовлечении обучающихся в метапредметную деятельность, которая может реализовываться разли...

«Единые педагогические подходы к формированию метапредметных и личностных планируемых результатов при реализации ФГОС НОО»

    Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому Стандарту, в котором пред...