Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье обсуждается решение задач, связанных с достижением учащимися метапредметных результатов, возможно при вовлечении обучающихся в метапредметную деятельность, которая может реализовываться различными  способами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к достижению метапредметных результатов в условиях ФГОС

Решение задач, связанных с достижением учащимися метапредметных результатов, возможно при вовлечении обучающихся в метапредметную деятельность, которая может реализовываться следующими способами:

1. Включение метапредметных тем в содержание учебных предметов. Примерами таких тем могут служить «Определение и понятие», «Рисунок и схема», Цель и задача», «Простое и сложное», «Знание и информация» и др. Такая работа способствует формированию целостной картины мира в сознании ребёнка, учит работать со знанием на различных учебных предметах, понимать сущность знания о понятии.

2. Использование метапредметных заданий (сочинение-эссе; эксперимент, проектная, исследовательская деятельность).

3. Создание метапредметных (междисциплинарных) проектов в урочной и внеурочной деятельности;

4. Проведение метапредметных занятий. Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации, метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями. Метапредмет «Задача» направлен на решение школьниками разных задач и освоение способов их решения. Изучая метапредмет «Проблема», учатся формировать собственную позицию относительно события.

5. Использование технологий, общих техник и приёмов, направленных на формирование метапредметных умений, навыков и способов деятельности.

На уроках можно обучать схематизации. Схемы систематизируют знания, обобщают накопленные факты, существенно облегчают процесс усвоения сложных теоретических понятий, способствуют быстрому запоминанию материала, дисциплинируют мышление, то есть развивают способность систематизировать материал. С элементарными схемами учащиеся знакомятся еще в период обучения грамоте: слог, слово, предложение и т.д. В старших классах используют прием при графическом обозначении морфем слов, грамматических основ слова. Вариантом схематизации можно назвать и метод эйдетики при запоминании словарных слов.

Прием составления граф-схемы, алгоритмов работы над правописанием. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами. Составление кластера – особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста, составление сводной таблицы – обобщить и систематизировать учебную информацию.

Схема отношений позволяет представить видение учащимися отношений между участниками анализируемой ситуации. «Карта памяти» на уроках литературы учит делать заметки относительно взаимосвязей фрагментов содержания, а «Содержательная картинка» – попытка собрать вместе все, что могло бы быть важным в данной проблемной ситуации. Упражнения «Прогнозирование, предвосхищение», «Чтение с остановками» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. В процессе такой работы на уроке формируются регулятивные, коммуникативные действия. Можно предложить продолжить произведение, спрогнозировав дальнейшую жизнь героя, учитывая его черты характера. Или в каком месте в произведении вы бы уже поставили точку? Читая рассказ А.П.Чехова «Ванька», уместно спросить: «А могла ли измениться жизнь Ваньки, получи дедушка письмо от него?» при чтении рассказа К. Ушинского «Старый пес» работа с данным приемом может быть построена так: дочитав текст до момента, когда хозяин приносит маленького щенка, задать вопрос: «Как, по-вашему, поступит хозяин со старым псом?» Выслушав ответы, дочитываем текст до конца.

Постановка проблемных вопросов активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию мышления: «Какие особенности сказки Л.Толстого «Три медведя» позволяют говорить о ней как о литературной?» или при чтении «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  учитель говорит, что она написана автором как «наказ» молодой жене. Что поэт имел в виду?

При работе над орфографическим правилом эффективен прием «Маркировка текста»: до чтения правила основные выводы об изучаемом понятии делаем, наблюдая за языковым материалом в ходе выполнения задания. Сознательно некоторую информацию оставляют нерассмотренной. Читая правило, отмечают то, что знали об изучаемом; что узнали на уроке; то, чем хотели бы узнать побольше.

Использование слов-маркеров, указывающих на ключевые характеристики героев или важные вехи события – на уроках литературы, русского языка. При работе над проектом помогают не забыть все значимые этапы, детали работы. Прием «Две точки зрения» развивает критичность мышления, формирует коммуникативные умения: Познакомьтесь с отзывами критиков о произведении (П.П. Ершов «Конек-горбунок»):А.С. Пушкин: «Ваша сказка – настоящая сокровищница русского языка. Теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Журнал «Отечественные записки» ругал сказку за отсутствие народности в вымысле, за «площадные выражения». Вопрос: С кем из критиков вы бы согласились? Кому возразили? Почему?

При формировании рефлексивных, оценочных действий используется прием «Данетки»: учитель или учащийся в зависимости от материала и вида урока загадывают понятие, литературного героя, произведение и т. д. Класс должен выяснить, что загадано, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да», «нет». Учащиеся учатся слышать других, сопоставлять известное и неизвестное, соотносить свое представление о предмете с представлениями других.

Грамматические софизмы (сомнительные, неверные гипотезы, которые необходимо подтвердить или опровергнуть): «Я написала слово козачка, т.к. проверочное слово коза. Докажите, что я права. Решение различных лингвистических задач: М.В. Панов отмечает: «прочесть букву – значит, произнести звук, который она обозначает. Звук все-таки произносится, а буква – читается. С учетом этого замечания оцените точность следующих формулировок:

  • Сегодня мы будем читать слова со звуками д, дь.
  • Прочитайте слова, в которых есть звук «я».
  • Произнесите звук «т». Какой он? А теперь произнесите его мягко.
  • Я буду читать слова, а вы поднимите руку, если услышите букву Р. и т.п.

Метапредметные задания. Тебе были предложены для чтения три текста. Каждый из этих текстов был написан с определённой целью. Из приведённого ниже списка выбери цель написания каждого текста:

1) Передать свои чувства и размышления.

2) Сообщить научную информацию.

3) Рассказать о последовательно происходящих событиях.

4) Описать предмет через свое восприятие.

Ниже в таблице поставь рядом с номером каждого текста номер возможной цели его написания.

ТЕКСТ

Цель написания

Текст №1

 

Текст №2

 

Текст №3

 

Рассмотренные в статье приемы способствуют формированию творческой, сомневающейся, думающей, ищущей личности, а значит, развивающейся. Ведь развитие – это поиск истины, которая, как известно, рождается в споре.

Голик О.А., зам. Директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №177 г. Новосибирска

Литература:

  1.  Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли: Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение. – 2010
  2.  Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм – их значение для современного образования. // Вопросы философии. - 2002, №2. - С.175-180; Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Материалы «круглого стола». // Вопросы философии. - М., 2003.- №12.- С.3-52.
  3.  Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005.
  4. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.
  5. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
  6. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
  7. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения под ред. М. С. Соловейчик / Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М., 2000.
  8.  Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. - Черноголовка, 1994. - 68 с. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС.

С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный ...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ С ПОЗИЦИЙ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Так, учителя нашей гимназии применяют следующие инновационные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектно- исследовательские технологии, информационно-коммуникативные технологии, т...

Статья «Методы достижение метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»

Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра о...

«Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»

laquo;Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»...