Формирование гражданственности и патриотизма
материал на тему
Школе, как носителю культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Однако, противодействовать всем негативным тенденциям, окружающим детей, воспитывать их в духе национальных ценностей и духовных традиций эффективно лишь при активном и согласованном участии семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.doc | 49 КБ |
formirovanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.ppt | 949 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
«Формирование гражданственности и патриотизма
на уроках и во внеклассной работе»
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу осуществляется переход от игровой деятельности к учебной, расширяется сфера взаимодействия ребенка с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы социального, гражданского поведения.
На современного ребенка воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и не всегда позитивное значение этих источников информации нередко является доминирующим в процессе развития.
В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы. С одной стороны – это системность, последовательность, воспитание в духе традиций, а с другой – зачастую хаос, безответственность, антикультура. Всё это меняет мышление детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни. Отсюда – рост агрессивности, жестокости, цинизма, непонимания.
Школе, как носителю культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Однако, противодействовать всем негативным тенденциям, окружающим детей, воспитывать их в духе национальных ценностей и духовных традиций эффективно лишь при активном и согласованном участии семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Ставя своей целью воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, мы предполагаем достижение следующих личностных результатов школьников:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, культурно-историческому наследию, государственной символике, законам страны, языку, народным традициям, старшему поколению;
- представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, примерах исполнения гражданского и патриотического долга, опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
Механизм реализации программы по патриотическому воспитанию (а этот блок программы мы назвали «Моя Родина») включает несколько направлений:
Мой дом. Моя семья. Первая и самая основная для любого человека ячейка общества.
Именно с неё начинается формирование понятий «Родина», «малая Родина». Воспитание уважения к своей семье, гордости за свою семью, возрождение во многом утраченных в наши дни понятий семейной истории, семейной реликвии, семейной традиции.
Это – конкурсы рисунков «Мой дом», «Мой воскресный день». Фотовыставка «Фотография из семейного альбома». Конкурсы сочинений «Помощь и забота о родителях – дело совести каждого» и «Если бы я был другим человеком, хотел бы я быть своим другом?». Исследовательские работы на тему «Моя родословная» и «Откуда я родом?»
Моя школа. На этом этапе происходит осознание школы как более широкого по сравнению с домом понятия «Моя Родина». Очень важно воспитать не только потребителей, но и будущих хозяев своего дома – школы, любящих его и заботливо к нему относящихся.
Начинается это с осознания того, что они – ученики – в школе главные действующие лица. Всё хорошее и всё плохое в школе зависит от них. Понимание своей роли в школе приведёт к созданию системы ученического самоуправления. А подразумеваются здесь традиционные культурно-массовые мероприятия: соревнования, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми, праздники, утренники, игры-путешествия.
В частности, сегодня прошло ещё одно мероприятие во 2-х классах.
Мой город. Наши ученики – это дети, любящие свой город. Для того, чтобы любить свой город, его необходимо знать, а чтобы его узнать, необходимо изучать.
Работая в этом направлении, помимо конкурсов рисунков «Символ города – берёзка», «День города», сочинений «Родной Волгоград», «Как не любить свой город?..», мы планируем выездные обзорные экскурсии по городу и области. В большей степени, такая возможность предоставляется нам и нашим детям во время проведения летней лагерной смены, когда мы, и с подачи родителей – в том числе – стараемся не пропускать важных мероприятий, проходящих в нашем городе, продолжаем изучать наш город, знакомимся с его достопримечательностями.
Пожалуй, теперь мы расширим нашу воспитательную программу и добавим раздел «И другие города моей страны», поскольку школьный туризм становится всё более актуальным, интересным и очень наглядным. Наши дети уже побывали в нескольких городах, а наши родители постепенно осознают тот факт, что, если не использовать возможности, которые предоставляет школа, сами они своим детям не смогут дать этого никогда.
А мы… а мы ведём свою вечную работу маленькими шажками, стараясь зажечь, понять, почувствовать детскую душу, потому что именно от нашего кропотливого труда и зависит будущее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает и выполняет свои обязанности перед ней
Цель Воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма
Ожидаемые результаты ценностное отношение к России, народу, своему краю, законам страны, языку, традициям; представление о правах и обязанностях человека, примерах исполнения гражданского и патриотического долга; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.
Моя Родина Мой дом Моя школа Мой город
Цени и оберегай своё Отечество
Сохраняй традиции и культуру своего народа
Изучай и дорожи историей своего народа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности
Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...
Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников
Чтобы «увлечь сразу троих – ребенка, учителя, родителя», классный руководитель должен хорошо изучить коллектив, с которым ему предстоит работать....
Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте
в статье приведены способы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте. Указаны противоречия, с которыми сталкиваются дети в современной жизни...
Введение элементов краеведения в образовательный процесс в начальной школе как способ формирования гражданственности и патриотизма младших школьников.
Виды деятельности и формы занятий с учащимися по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека....
Проект "Формирование гражданственности и патриотизма у младших школьников"
Данная работа может привлечь классного руководителя при подготовке к работе по формированию патриотизма и гражданственности у младших школьников....
Монологическая речь как средство формирования гражданственности и патриотизма у обучающихся
Воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции детей на логопедических занятиях возможно осуществить при развитии связной монологической речи....
Организация проектной деятельности как одно из направлений формирования гражданственности и патриотизма младших школьников
В статье рассказывается об организации проектной деятельноси младших школьников....