Формирование гражданственности и патриотизма
материал на тему

Школе, как носителю культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Однако, противодействовать всем негативным тенденциям, окружающим детей, воспитывать их в духе национальных ценностей  и духовных традиций эффективно лишь при активном и согласованном участии семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Формирование гражданственности и патриотизма

на уроках и во внеклассной работе»

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу осуществляется переход от игровой деятельности к учебной, расширяется сфера взаимодействия ребенка с окружающим миром, начинается формирование отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы социального, гражданского поведения.

На современного ребенка  воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и не всегда позитивное значение этих источников информации нередко является доминирующим в процессе развития.

В современных условиях усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы. С одной стороны – это системность, последовательность, воспитание в духе традиций, а с другой – зачастую хаос, безответственность, антикультура. Всё это меняет мышление детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни. Отсюда –  рост агрессивности, жестокости, цинизма, непонимания.

Школе, как носителю культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Однако, противодействовать всем негативным тенденциям, окружающим детей, воспитывать их в духе национальных ценностей  и духовных традиций эффективно лишь при активном и согласованном участии семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Ставя своей целью воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, мы предполагаем достижение следующих личностных результатов школьников:    

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, культурно-историческому наследию, государственной символике, законам страны, языку, народным традициям, старшему поколению;
  • представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, примерах исполнения гражданского и патриотического долга, опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

Механизм реализации программы по патриотическому воспитанию (а этот блок программы мы назвали «Моя Родина») включает несколько направлений:

Мой дом. Моя семья. Первая и самая основная для любого человека ячейка общества.

Именно с неё начинается формирование понятий «Родина», «малая Родина». Воспитание уважения к своей семье, гордости за свою семью, возрождение во многом утраченных в наши дни понятий семейной истории, семейной реликвии, семейной традиции.

Это – конкурсы рисунков «Мой дом», «Мой воскресный день». Фотовыставка «Фотография из семейного альбома». Конкурсы сочинений «Помощь и забота о родителях – дело совести каждого» и «Если бы я был другим человеком, хотел бы я быть своим другом?». Исследовательские работы на тему «Моя родословная» и «Откуда я родом?»

Моя школа. На этом этапе  происходит осознание школы как более широкого по сравнению с  домом понятия «Моя Родина». Очень важно воспитать не только потребителей, но и будущих хозяев своего  дома – школы, любящих его и заботливо к нему относящихся.

Начинается это с осознания того, что они – ученики – в школе главные действующие лица. Всё хорошее и всё плохое в школе зависит от них. Понимание своей роли в школе приведёт к созданию системы ученического самоуправления. А подразумеваются здесь традиционные культурно-массовые мероприятия: соревнования, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми, праздники, утренники, игры-путешествия.

В частности, сегодня прошло ещё одно мероприятие во 2-х классах.

Мой город. Наши ученики – это дети, любящие свой город. Для того, чтобы любить свой город, его необходимо знать, а чтобы его узнать, необходимо изучать.

Работая в этом направлении, помимо конкурсов рисунков «Символ города – берёзка», «День города», сочинений «Родной Волгоград», «Как не любить свой город?..», мы планируем выездные обзорные экскурсии по городу и области. В большей степени, такая возможность предоставляется нам и нашим детям во время проведения летней лагерной смены, когда мы, и с подачи родителей – в том числе – стараемся не пропускать важных мероприятий, проходящих в нашем городе, продолжаем изучать наш город, знакомимся с его достопримечательностями.

Пожалуй, теперь мы расширим нашу воспитательную программу и добавим раздел «И другие города моей страны», поскольку школьный туризм становится всё более актуальным, интересным и очень наглядным. Наши дети уже побывали в нескольких городах, а наши родители постепенно осознают тот факт, что, если не использовать возможности, которые предоставляет школа, сами они своим детям не смогут дать этого никогда.

А мы… а мы ведём свою вечную работу маленькими шажками, стараясь зажечь, понять, почувствовать детскую душу, потому что именно от нашего кропотливого труда и зависит будущее.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Механизм реализации программы по патриотическому воспитанию «Моя Родина»

Слайд 2

Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает и выполняет свои обязанности перед ней

Слайд 3

Цель Воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма

Слайд 4

Ожидаемые результаты ценностное отношение к России, народу, своему краю, законам страны, языку, традициям; представление о правах и обязанностях человека, примерах исполнения гражданского и патриотического долга; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

Слайд 5

Моя Родина Мой дом Моя школа Мой город

Слайд 6

Цени и оберегай своё Отечество

Слайд 11

Сохраняй традиции и культуру своего народа

Слайд 14

Изучай и дорожи историей своего народа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....

Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности

Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...

Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников

Чтобы «увлечь сразу троих – ребенка, учителя, родителя», классный руководитель должен хорошо изучить коллектив, с которым ему предстоит работать....

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте

в статье приведены способы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте. Указаны противоречия, с которыми сталкиваются дети  в современной жизни...

Введение элементов краеведения в образовательный процесс в начальной школе как способ формирования гражданственности и патриотизма младших школьников.

Виды деятельности и формы занятий с учащимися по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека....

Проект "Формирование гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Данная работа может привлечь классного руководителя при подготовке к работе по формированию патриотизма и гражданственности у младших школьников....

Монологическая речь как средство формирования гражданственности и патриотизма у обучающихся

  Воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции детей на логопедических занятиях  возможно  осуществить при развитии связной  монологической речи....