Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности
проект на тему
Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутствию патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования (СИПКРО)
Итоговая работа
на тему:
«Формирование гражданственности и патриотизма
у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ ИБ:
10.02.2014 – 17.02.2014
17.02.2014 – 21.02.2014
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Выполнила:
Богатова Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 14
г. о. Жигулёвск
Самара, 2014
Содержание
- Актуальность педагогического проекта……………………………3-4
- Цели и задачи проекта……………………………………………… 5
- Планируемые результаты…………………………………………….6-7
- Система работы………………………………………………………7-9
- План реализации проекта……………………………………………9 -21
- Диагностика…………………………………………………………..21-27
- Условия, обеспечивающие достижения цели проекта……………27-28
- Заключение…………………………………………………………..28
- Список используемых источников…………………………………. 29
2
- Актуальность проекта
Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей своей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутствию патриотизма. А виноваты в этом мы - взрослые.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам воспитания. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, которые помогут осуществить задачу гражданского и патриотического воспитания школьников.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу,
3
неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданско-патриотического свойств личности школьника.
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью бесед, нотаций невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, можно достигнуть успехов в этом направлении.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
На государственном уровне разработана программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)
Всё выше сказанное говорит об актуальности формирования гражданственности и патриотизма в современной школе.
4
- Цели и задачи проекта
Цель проекта: воспитание качеств человека, которые составляют основу его гражданской активности и патриотизма
Задачи проекта:
- развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
- расширять знания о родной стране, городе;
- формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
- воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
- воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, одноклассникам и другим людям);
- формировать у детей и их родителей интерес к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края, родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;
- развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок.
5
- Планируемые результаты:
а) краткосрочные результаты узнавание мира (1-2классы)
Учащиеся должны иметь:
– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);
– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;
– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;
– начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
– о нормах и традициях человека как гражданина и патриота;
б) долгосрочные результаты получение опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия 3-4класс
Учащиеся должны:
– принимать участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, школы (самоуправление);
– препятствовать (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;
6
– препятствовать любым признакам насилия;
– не допускать (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;
– уметь вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;
– участвовать в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);
– проявлять уважения и заботу по отношению к защитникам Родины, ветеранам, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями
Современные образовательные технологии, используемые в проекте:
- информационно - коммуникативная
- технология игрового обучения
- технология проектного обучения
- компьютерная технология
- Система работы.
Формы работы :
1.Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
2. Беседы;
3. Деловые игры;
4. Тематические классные часы;
5. Встречи с людьми разные профессий
7
6. Викторины;
7. Учебно-исследовательские конференции,
8. Коллективные творческие дела;
9. Смотры-конкурсы, выставки;
10. Соревнования;
11. Экскурсии, поездки, походы;
12. Конкурс творческих проектов (альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты);
13. Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей, бабушек, дедушек, дальних и близких родственников, нашего города, края, страны)
14. Семейные гостиные:
- «Духовно нравственные основы русского народа».
- «Пишем историю своей семьи»
Методы:
- фронтальный метод
- групповой метод
- практический метод
- познавательный метод
- ситуационный метод
- игровой метод
- соревновательный метод
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.
Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для
8
ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.
- План реализации проекта
Мероприятия по реализации направления «Ученик - патриот и гражданин»
Проектная поэтапная работа по формированию патриотического и гражданского воспитания реализуется по двум направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
а) на уроках
«Обучение грамоте»:
Календарь и календарные праздники. Первое сентября – День Знаний.
Первичное знакомство с государственной символикой.
Природа вокруг нас. Животные и растения Самарского края.
Москва – столица России. Самара – областной город.
Русские народные сказки, считалки, загадки, потешки, пословицы, поговорки.
Города России. Города Самарской области.
9
Реки России. Реки Самарской области.
Земля – наш общий дом. Россия – многонациональное государство.
Что такое Родина. Моя малая родина.
Наши спортсмены. Спортсмены Самарской области.
Земля – планета, на которой мы живем.
Кремль-сердце России (царь-колокол, царь-пушка)
Имена московских улиц. Улицы Жигулёвска.
Друзья познаются в беде.
Береза – символ России.
«Окружающий мир»
Россия – многонациональное государство.
Жизненный опыт.
Родители, учителя, книги.
Ты и твоя семья. Родители и дети.
Ты и твои друзья.
Взаимопомощь в семье.
Учимся общаться.
Мой дом. Моя улица.
Богатства природы.
Человек – существо разумное.
Природа и мы. Экология.
Земля-шар. Земля в космосе.
10
Древние занятия человека.
Моя родословная. Кем были наши предки.
Что такое общество.
Кого можно назвать человеком.
Основной закон России и права человека «Дети имеют право на особую заботу и помощь».
Мы – граждане России
Короли, президенты и граждане.
Расы и народы.
Письмо.
Заглавная буква в правописании географических названий, имен, отчеств, фамилий, кличек животных.
Русский язык.
Слово. Предложение. Текст. (составление предложений о Родине, Самарской области)
Литературное чтение.
Уроки вежливости.
Русские народные сказки.
Русские народные скороговорки.
Былина – фольклорный жанр.
От сказки народной до сказки авторской.
Русские народные песни.
Повесть временных лет. Славяне и их просветители. Кирилл и Мефодий.
11
Поучение Владимира Мономаха.
Патриоты России
Великая война и Великая Победа
Страна, открывшая путь в космос.
б) во внеурочной деятельности
Дата | Мероприятия | Формы | Ответственные, участники |
сентябрь | «Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе» | беседы | классные руководители, 1кл. |
сентябрь | «Здравствуй, школа» «Все мы -дружная семья» | беседа | классные руководители, 2,3кл |
сентябрь | «Я и другие люди» | беседа | классные руководители, 4кл. |
сентябрь | «Что значит быть учеником» | классный час | классные руководители, 1кл |
сентябрь | «Все мы разные, но все мы равные», «Здорово, когда на свете есть друзья | классный час | классные руководители, 2,3к |
сентябрь | «А гражданином быть обязан» | классный час | классные руководители, 4кл |
октябрь | «Что такое хорошо и что такое плохо | беседы | классные руководители,1кл. |
октябрь | Красота родной природы | фотовыставка | классные руководители,1кл |
октябрь | «Что такое –Конституция» | беседа | классные руководители, 2кл |
октябрь | «Как появилась религия» | беседа | классные руководители, 3кл |
октябрь | «Мир человеческих чувств» | беседы | классные руководители, 4кл |
октябрь | День учителя | Комплекс мероприятий: праздничная программа конкурс рисунков | Администрация, учителя музыки классные руководители , 1,2,3,4кл |
ноябрь | «Моя семья» | классный час | классные руководители1кл. |
ноябрь | «Профессии моих родителей» | классный час | классные руководители, 2кл |
ноябрь | «Моя родословная» | классный час | классные руководители, 3кл |
ноябрь | «Из истории семейной летописи» | классный час | классные руководители, 4кл |
ноябрь | «День матери в России» | проект | классные руководители, 1-4кл |
декабрь | «Трудиться всегда пригодиться» | беседы | классные руководители1кл. |
декабрь | «Вежливые слова» | беседа, игровой тренинг | классные руководители, 2кл |
декабрь | «Учись учиться» | беседа | классные руководители, 3кл |
декабрь | «Россия – родина моя» | викторина | классные руководители, 4кл |
декабрь | «Краски природы» | классный час | классные руководители1кл. |
декабрь | «Моя любимая книга» | классный час | классные руководители, 2кл |
декабрь | «Неизвестные страницы истории» | классный час | классные руководители, 3кл |
декабрь | «Права ребёнка в новом веке» | классный час | классные руководители, 4кл |
декабрь | Новогодняя сказка | участие в подготовке и проведении мероприятия | классные руководители, 1, 2,3,4кл |
январь | Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома | беседа | классные руководители1кл. |
январь | Режим дня | беседа | классные руководители, 2кл |
январь | Семейные династии | мини - проект | классные руководители, 3кл |
январь | Настоящий мальчишка, какой он? | классный час | классные руководители, 4кл |
февраль | День рождения города Жигулёвска | кл. час, викторина | классные руководители, 1-4кл |
февраль | Когда все вместе | конкурсная семейная программа | классные руководители, 3,4кл |
февраль | Детство наших бабушек и дедушек | устный журнал | классные руководители 1,2кл |
февраль | Поклон тебе, солдат России Аты–баты, шли солдаты Герои живут рядом О чём рассказала награда? Чтоб Защитником стать | Комплекс мероприятий: Выставка рисунков Фестиваль патриотической песни Встреча с военнослужащими Беседа Творческий проект | Учителя физкультуры и ОБЖ, классные руководители 3-4 классы, военнослужащие |
февраль | Зов леса. « Зарничка» | Спортивно-интеллектуальная игра | учит. физ-ры, 1,2,3,4кл. |
февраль | День защитника Отечества. Буду в Армии служить | праздник, игра-соревнование, конкурс для мальчиков | кл. рук., учит. физ-ры, 1,2,3,4кл. |
март | Я люблю тебя, Россия | конкурс чтецов | кл. рук., 1-4 классы |
март | Знай и люби свой край | викторина | кл. рук., 1-2 классы |
март | Рисуем милой мамочки портрет | конкурс рисунков | кл. рук., 1,2,3,4кл |
март | Участие в проведении «Дня здоровья» | праздник | учителя физ. 1,2,3,4кл. |
апрель | День космонавтики Россия в освоении космоса Человек поднялся в небо Через тернии к звёздам | Комплекс мероприятий: Кл. час
Выставка рисунков | Администрация, классные руководители 1-4 классы |
апрель | Зачем человеку семья? | кл. час-диспут | кл. рук., ,3,4кл |
апрель | Все работы хороши, выбирай на вкус | утренник | кл. рук, 4 кл. |
май | Поздравление ветеранов ВОВ | Акция, выступления, подарки | кл. рук., 2,3,4кл. |
май | По волнам нашей памяти | утренник | кл. рук,3, 4 кл |
май | Чтим великий День Победы | классный час | кл. рук,1,2,3, 4 кл |
май | Страницы великой Победы | Творческий проект | кл. рук,1,2,3, 4 кл |
в течение года | Встречи с почётными гражданами города | Встречи, беседы, выставки и т.д. | Администрация, классные руководители, почетные граждане города 1.2.3.4.классы |
в течение года | Семейные походы по родному краю | экскурсии | Родители, кл. рук 1,2,3,4кл. |
в течение года | Тематические встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, воинами запаса | Встречи, беседы, выставки и т.д. | Администрация, классные руководители, труженики тыла и ветераны ВОВ,1.2.3.4 классы |
в течение года | Экскурсии в историко-краеведческий музей г. Жигулёвск, Тольятти и др. городов Самарской области | Экскурсии | Классные руководители 1.2.3.4 классы |
в течение года | Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» | Кл.час | Классные руководители 1.2.3.4 классы |
в течение года | Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» | Кл.час | Классные руководители 1.2.3.4 классы |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-
18
проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями.
в) Работа с родителями
Название мероприятия | Сроки | Форма проведения | Ответственные |
Семейные праздники (1-4 классы): «Истории любви моего дома», «Мамины руки, нет их теплее…», «Дорогое слово – отец», «Долгая и близкая дорога к дому» и т.д.
| в течение года | Совместные праздники с родителями | Классные руководители |
«Папа, мама, я - спортивная семья» | в течение года | Соревнования | Учитель физкультуры, классные руководители 1-4 классы |
Прощание с азбукой(1-е классы) Выпускной вечер в начальной школе (4-е классы) | февраль май - июнь | Праздничная программа | Администрация, классные руководители
|
Тематические родительские собрания по классам, организация лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию | в течение года | Собрание, круглый стол, практикум и т.д. | Администрация, классные руководители 1-4 классы |
Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время | В течение года | Праздники Проекты Походы Классные дела | Классные руководители 1-4 классы |
Формирование библиотечек для родителей по воспитанию детей. Распространение печатного материала для родителей через библиотеку школы | в течение года | Буклеты, листовки, методические сборники | Библиотекарь, администрация, классные руководители |
Создание банка данных методических разработок по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию | в течение года | Методические сборники | Администрация, библиотекарь, классные руководители |
Работа с семьями учащихся, стоящих на ВШК учете | в течение года |
| Соц.педагог, классные руководители
|
Работа с социально-неблагополучными семьями | в течение года |
| Соц.педагог, классные руководители |
- Диагностика является необходимой составляющей в системе воспитания. Она даёт возможность видеть динамику развития событий, помогает дальнейшему планированию работы.
Тест: «Уровень сотрудничества в детском коллективе»
Инструкция классу. Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс (+), в случае несогласия – минус(–). Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно.
Список утверждений
- Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
- Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
- Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
21
- У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
- После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
- Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
- Классному руководителю с нами интересно.
- Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.
- Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
- Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
- Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
- Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
- Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
- Если дело интересное, то весь класс в нем активно учувствует.
- В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
- Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
- Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.
- При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.
- Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
- В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
Ключ, обработка и интерпретация результатов
Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов возможно рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:
22
- (1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.
- (2) – ценность класса. При высоких значениях: ориентация на класс как на центр школьной жизни, включенность в дела класса, акцентирование групповых (внутриклассных) интересов.
- (3) – ценность личности. При высоких значениях: ориентация на личность, индивидуальность, приоритет самостоятельности, свободного самовыражения, личной позиции.
- (4) – ценность творчества. При высоких значениях: ориентация на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность.
- (5) – ценность диалога. При высоких значениях: ориентация на общение, дружеские отношения, забота об интересах окружающих.
- (6) – ценность рефлексии. При высоких значениях: ориентация на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей.
- (7) – оценка креативности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как творческого лидера, выдумщика и деятельного участника общих дел.
- (8) – оценка диалогичности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как эмоционального лидера , авторитетного взрослого, способного понять и помочь.
- (9) – оценка рефлексивности классного руководителя. При высоких значениях: восприятие классного руководителя как интеллектуального
23
лидера, аналитика ситуации в классе, принимающего ответственные решения.
- (10) – откровенность. Оценка достоверности результатов, так как измеряет установку школьников на критичность к социально одобряемым ответам. Низкая откровенность ответов (низкая самокритичность) может свидетельствовать, несмотря на высокие оценки по другим шкалам, о неблагополучии во взаимоотношениях и выраженной социальной тревожности.
Для обработки результатов необходимо определить количественные значения по каждой шкале. За каждый ответ засчитывается 1 балл (кроме утверждений №10 и №20, где 1 балл засчитывается за каждый (–) ответ. За каждый (?) ответ засчитывается 0,5 балла. Баллы по каждой шкале суммируются и переводятся в проценты от 0 до 100%. Кроме того, вычисляется средний балл как среднее арифметическое всех десяти шкал. Полученные результаты изображаются графически.
Важно: подсчитываются и анализируются только групповые результаты, все ответы школьников анонимны.
Для простоты анализа считают результаты:
- низкий – ниже 60%,
- нормальный – в интервале 60-80%,
- высокий – в интервале 80-100%.
Особо интерпретируются результаты шкалы №10: при значениях ниже 50% результаты теста перепроверяются как недостоверные, при значениях в области 50-60% речь идет о пониженной самокритичности, выраженной социальной тревожности, стремлении выглядеть лучше в глазах окружающих
24
взрослых.
Диагностика осознанности гражданской позиции учащихся
Тест для учащихся 3-4 классов (Кузьмина Е.С., Пырова Л.Н.)
1. В какой последовательности располагаются полосы на Государственном флаге Российской Федерации?
а) белая, синяя, красная;
б) красная, белая, синяя;
в) синяя, белая, красная.
2. Гимн – это…
а) торжественная мелодия для исполнения симфонического оркестра;
б) торжественная песня для коллективного прослушивания;
в) торжественная песня или мелодия, исполняемая в особых, торжественных случаях, подчеркивающая любовь к Родине, гордость за нее.
3. На Государственном Гербе Российской Федерации изображен …
а) золотой двуглавый орел;
б) Святой Георгий Победоносец;
в) Святой Георгий Победоносец с копьем, победивший черного змея.
4. Родина – это…
а) место, где человек живет сейчас;
б) место, где человек родился и провел свое детство;
в) Отечество, родная сторона.
25
5. Конституция – это основной закон государства, определяющий …
а) общественное и государственное устройство;
б) основные права и обязанности граждан;
в) права граждан.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
26
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
Когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
- Условия, обеспечивающие достижения цели проекта
- информационные: школьная библиотека, городская библиотека, интернет;
- кадровые: учителя физкультуры, учителя ОБЖ, классные руководители, библиотекари, труженики тыла и ветераны ВОВ, почетные граждане города, соц.педагог, родители;
- учебно-методическое обеспечение
27
- технические: мультимедийное оборудование, медиапроектор, интерактивная доска, компьютер;
8. Заключение
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Дж. Байрон писал: "Племя, неспособное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего"
28
9.Список литературы
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)
2.Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
3. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. №90/30 - 16)
4. Тикаева Т. Опыт патриотического воспитания. - Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение , 2009г.
6. Максимцева Т.А., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина: система гражданского образования в школе. «Панорама», ООО «Глобус», 2007
7. Персидская И.В. и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
8. Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010
9.Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
29
Словарь
Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/28/picture-195783-1682679894.jpg)
Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности
В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...
Поликультурное образование учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность
Поликультурное (многокультурное) образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликульт...
"Профориентация в начальной школе через урочную и внеурочную деятельность"
Краткое описание профориентационной работы в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/02/picture-38816.jpg)
«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016
Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/03/picture-83357-1457007288.jpg)
Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»
Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать вам об основных моментах работы над проектной деятельностью...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-537975-1416916959.jpg)
Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности
Сейчас очень много говорят о новых подходах к процессу обучения. Современный ребёнок не хочет учиться по – старому, а мы – педа...