Монологическая речь как средство формирования гражданственности и патриотизма у обучающихся
методическая разработка по логопедии

Пальцева Галина Львовна

    Воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции детей на логопедических занятиях  возможно  осуществить при развитии связной  монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_monologicheskaya_rech_szhataya_3.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Монологическая речь как средство формирования гражданственности и патриотизма у обучающихся

Слайд 2

Воспитание у детей патриотизма и гражданственности подразумевает воспитание таких качеств личности как любовь и уважение к своей стране, земле и народу. Термин «патриотизм» образован от греческого слова πατριώτης [ патриотэс ] –соотечественник, которое в свою очередь образовано от слова πατρίς [ патрис ] -отечество. ПАТРИОТ ГОРДИТСЯ ПРОШЛЫМ И НАСТОЯЩИМ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА!

Слайд 3

Флорой и фауной, историей, традициями,

Слайд 4

подвигами, достижениями, культурой …

Слайд 5

Гражданственность направлена в будущее, и её основные ценности – это права и свободы людей. Гражданственность проявляется в стремлении сделать общество более справедливым и прогрессивным, обеспечив всем гражданам страны равные права и благоприятные условия для жизни и самореализации

Слайд 6

Таким образом, эти понятия не противоположные, а взаимодополняющие .

Слайд 7

Монологическая речь Воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции детей на логопедических занятиях возможно осуществить при развитии связной монологической речи. Речь человека – это показатель его интеллектуального и культурного развития. Она не возникает сама по себе, а является составной частью общения с другими людьми. Для детей очень важно научиться содержательным и аргументированным высказываниям. Они должны связно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли . Такая форма речи называется монологической . Она является центральной в связной речи. Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. Монологическое высказывание одного лица направлено в адрес одного, нескольких слушателей или целой аудитории. Речь школьников с ОВЗ часто бывает достаточно бедной и невыразительной, что вызвано недостаточным словарным запасом и плохо сформированным грамматическим строем речи. Именно это мешает развиваться умению ребенка вести монолог, т.е. формировать самостоятельное и четкое высказывание. Дети младшего и среднего школьного возраста не знают большого количества слов, что приводит к тому, что они не могут составить даже самый простой и короткий рассказ. Другая сложность в развитии монологической речи связана с необходимостью удерживать смысловую целостность информации. Если в ходе беседы ребенок может опираться на высказывания собеседника, что само собой направляет ход диалога, то при монологе нужно концентрироваться на своих же собственных высказываниях. Для детей это оказывается достаточно сложной задачей, поэтому их речь получается недостаточно логичной и обрывистой. Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях: 1) развитие смыслового программирования текста, 2) овладение языковыми средствами оформления связного текста.

Слайд 8

Основные виды монологической речи школьников: монолог-описание; монолог-повествование; монолог-рассуждение .

Слайд 9

При составлении текстов-описаний можно предложить детям описать картинки или фотографии патриотического характера. Например, можно взять такую тему : «Собаки-герои на фронтах Великой Отечественной войны». Предложить описать фотографию. Ребенок должен описать сюжет картинки, рассказать о ее героях, отметить важные детали. Важно добиваться того, чтобы дети правильно называли действия и предметы в соответствии с тем, что изображено на картинке. Собака –санитар

Слайд 10

Можно предложить составить текст- повествование по серии сюжетных картинок о собаке-санитаре, определить последовательность событий, озаглавить текст, составить план.

Слайд 11

Текст- рассуждение относится к самым сложным формам монологической речи. Рассуждение опирается на основные компоненты: описание факта; поиск аргументации; выяснение причинно-следственных связей; вывод. Детям можно предложить прочитать стихотворение и порассуждать о его смысле. Можно задавать наводящие вопросы.

Слайд 12

Монолог может содержать сочетание повествования и рассуждения или описания и рассуждения . Например, можно предложить детям описать памятник, а потом рассказать кому поставлен этот памятник, за какие заслуги, где он находится. Выразить своё отношение. Памятник Фронтовой собаке на Поклонной горе, г. Москва Памятник в парке «Сосновка» г. Санкт-Петербург

Слайд 13

Можно предложить детям рассказать о том, как граждане чтут память о героях и их подвигах. В результате работы может быть оформлен стенд-выставка с фотографиями и рассказами.

Слайд 14

Литература и электронные ресурсы Р.И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. –М., « Владос »,2004. При создании использовались материалы, рисунки и фотографии https://www.google.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданственности и патриотизма у учеников начальной школы средствами урочной и внеурочной деятельности

Ученики начальной школы недостаточно знакомы с историей нашей страны, её традициями, моральными устоями нашего общества. Это может привести к искажению в их сознании понятия гражданственности и отсутс...

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте

в статье приведены способы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся начальной школы в краеведческом аспекте. Указаны противоречия, с которыми сталкиваются дети  в современной жизни...

Введение элементов краеведения в образовательный процесс в начальной школе как способ формирования гражданственности и патриотизма младших школьников.

Виды деятельности и формы занятий с учащимися по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека....

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников.

Обобщение опыта работы по созданию системы воспитания гражданской позиции младших школьников, обеспечения связи разных поколений семьи, повышения этнокультурной осведомлённости учащихся, воспитани...

Доклад «Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношески...

Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся

Текст выступления на педагогическом совете по теме «Школьный музей как средство воспитания гражданственности и патриотизма учащихся» с презентацией....

статья "Этнокультурный компонент и краеведение как средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников"

Школьное краеведение- важный фактор нравстенного, экологического,эстетическоговоспитания школьников. На современном этапе развития общества актуально обращение к народной культуре, памятникам старины,...