Введение элементов краеведения в образовательный процесс в начальной школе как способ формирования гражданственности и патриотизма младших школьников.
статья (3, 4 класс) по теме

Золотова Мария Юрьевна

Виды деятельности и формы занятий с учащимися по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение элементов краеведения в образовательный процесс в начальной школе как способ формирования  гражданственности и патриотизма младших школьников.

Один  из  выдающихся  ученых  современности Д.С.Лихачев сказал: «Забота о прошлом есть одновременно  и забота о  будущем… Любить  свою  семью, свой  дом, свою  школу, свое  село, свой  город, свою страну, свою  культуру и  язык  совершенно  необходимо  для  нравственной оседлости  человека».

Полюбить  Россию  можно  лишь  тогда, когда  сквозь душу  пропустишь историю русского народа, прикоснешься сердцем к прекрасным его творениям, увидишь  всю  прелесть  застенчивой  русской  природы.

Моё профессиональное и жизненное кредо - служить детям, вкладывать в их души доброе начало, прививать любовь и уважение к России, родному краю, к людям, живущим рядом.

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития.

Одним из направлений федерального государственного  образовательного   стандарта   начального  общего образования является:

 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 

Одним из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания является краеведение.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Очень важно сформировать у ребёнка  познавательный интерес как одну из важнейших слагаемых учебной мотивации. Краеведческий материал как никакой другой даёт большую  возможность развивать познавательный интерес. Психологи считают, что  познавательный интерес  можно условно разделить на  следующие стадии:

  • Удивление
  • Любопытство
  • Ситуативный интерес
  • Любознательность
  • Теоретический интерес

Удивление и любопытство  обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание.

Любознательность - ценное состояние личности, которое характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает этому своё свободное время. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.

Существует  тесная связь между знаниями и личным интересом.

Я выделила три направления в работе над формированием гражданственности и патриатизма:

1. Разнообразие форм урока, связь с внеклассной работой.

2. Организация разных видов деятельности

3. Развитие эмоциональной сферы  учащихся. Включение детей в творческую деятельность.

Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания  детей.

Способствует раннему формированию нравственных качеств, «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия и создает положительную эмоциональную среду на уроке для эффективного и продуктивного общения «учитель – ученик», «Ученик – ученик».

КРАЕВЕДЕНИЕ

Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с внеклассными мероприятиями.

Часто провожу интегрированные уроки. В которые ввожу элементы краеведения. Интегрирую такие уроки как литературное чтение, нижегородская сторона, гражданское образование, естествознание, технология, изобразительное искусство. Развивая познавательный интерес, активность и самостоятельность на материале краеведения, стараюсь воспитать думающего, гармонично развитого человека – гражданина, способного полноценно и творчески жить в  современном обществе.

Но  отношение школьника к учению формируется не только на  уроке. Поэтому выхожу  на интеграцию уроков и внеклассных мероприятий.

Внеклассная работа по краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, утренники, викторины, конкурсы, выставки. Сюда же можно отнести создание школьного музея,  краеведческие игры.

Групповой формой внеклассной работы является: кружок « Наш край», где я являюсь руководителем.

В кружке занимаются обучающие 4 и 8 класса.( мои выпускники)

Индивидуальная форма -  исследовательская деятельность. Дети  записывают воспоминания, наблюдают за жизнью и бытом людей, пишут сочинения, составляют социальные проекты, делают презентации.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.

Раскрытие природы, ее красоты возможно только при непосредственном общении с ней. Во всех начальных классах программой предусмотрены экскурсии в природу. При подготовке к ним необходимо включить вопросы раскрытия красоты окружающей природы, ландшафта и тех объектов, которые будут изучаться: растительный мир, водоемы – озера, реки. На этих экскурсиях очень наглядно можно показать экологическую обстановку в округе.

Сотрудничество с семьей

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

При изучении темы «Моя родословная» основными целями урока я определяю воспитание гражданина своей страны, понимание детьми и взрослыми, что благополучие семьи держится на взаимоотношениях детей и родителей, и что добрая воля и совесть человека пробуждаются в благоприятной семейной обстановке. Итог темы – праздник  «Крепка семья – крепка держава».

Интерес младшего школьника к родословной семьи - это не просто экскурс в историю своих предков, а попытка понять их жизнь.

Основой всей краеведческой работы в школе является школьный краеведческий музей. Он был основан в 2003году. В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, книгами, газетами и журналами, письмами.

Для занятий краеведением музей имеет огромное значение. Здесь дети могут соприкоснуться с древностью, своими руками потрогать экспонаты, поработать с документами.

Об использовании многообразных возможностей музейной педагогики в жизни и работе школы.

 В сборе экспонатов принимали участие учителя, учащиеся и их родители. Так постепенно сложились несколько тематических экспозиций:  «Родная старина», «Шёлокша - село родное», «Путешествие в историю школы», «Боевые огневые», «Необъявленная война».

Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. Ребята с интересом  занимаются в музее, собирают  экспонаты, самостоятельно проводят экскурсии.

Музейное дело – живое, оно развивается от одного поколения детей к другому.  У нас намечены к разработке новые экскурсии по постоянным и временным экспозициям.

 Патриотическое воспитание выступает как фактор единения всего общества, служит источником и средством духовного, нравственного и экономического возрождения России.

 
В краеведческой работе, проводимой на базе школьного музея, уделяется также большое внимание военно-патриотическому воспитанию школьников. Регулярно проводятся встречи с ветеранами войны.  В музее проводятся уроки мужества, где рассказываем о подвигах односельчан в годы войны и в мирное время. Чествуем ветеранов 9 мая. Ухаживаем за обелиском. Записываем воспоминания участников войны, составляем свою Книгу Памяти о ветеранах. Собираем экспонаты, документы о военном времени, заполняем анкеты о ветеранах войны. Учащиеся пишут творческие работы: «Моя семья в годы войны», «Мое село в годы войны», «Они сражались за Родину»,  «Моя семья в истории страны», « Что я знаю о войне?»

 Это воспитывает мужество, достоинство школьников, любовь и преданность к своей Родине.

Члены краеведческого кружка проводят экскурсии по разным темам в музее для учащихся, жителей нашего села.

На базе музея проводятся экскурсии, связанные с русским бытом, национальной культурой: В музее представлено большое количество экспонатов, имеющих историческую и этнографическую ценность. На основе собранного материала проводятся фольклорные праздники, выставки, краеведческие чтения, конференции, викторины, уроки, беседы, лекции, классные часы.

Наш музей – поистине живая душа села. Ведь пока его жители всех возрастов, от мала до велика, помнят свое историческое прошлое, они способны достойно жить в настоящем и осознанно творить свое будущее.

Краеведение - социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы тем самым формируем глубокую привязанность к ней, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родное село, а значит, стать созидателем своей малой Родины. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Поисково-краеведческая работа с учащимися помогает:

  • изучать и передавать опыт предков следующим поколениям;
  • приобщать учащихся к ценностям русской культуры;
  • сохранять, фиксировать для потомков историю села;
  • прививать любовь учащихся к своей малой и большой Родине;
  • приобщать учащихся к научно – исследовательской работе;
  • углублять знания по школьным предметам;
  • развивать речь и эрудицию школьников.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.

Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Особое место в формировании исследовательской культуры  учащихся на уроках занимает метод проектов.

Выполняя проекты, школьники осваивают методы  творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания на практике.

    Тема родного края неисчерпаема. Используемые материалы по краеведению, способствуют познанию окружающего мира, воспитанию у школьников коллективистических качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

Результаты работы

Основными параметрами результативности деятельности являются:

  • стабильное качество знаний
  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предметам, исследовательской деятельности.
  • призовые места в районных мероприятиях.

Изучение краеведения способствует

  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего села;
  • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов.

Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Золотова Мария Юрьевна учитель начальных классов

МБОУ СОШ п. Стан – Шелокша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....

Тема самообразования "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, позволяющее найти подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобре...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Индивидуальная проблемная тема самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников" 

Индивидуальный план самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"...