Мой мастер класс
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Смолина Юлия Сергеевна
Учитель начальных классов
МБОУ гимназия №12
Мастер-класс
Текст статьи педагогического работника для публикации в сборнике педагогических идей Центра дистанционного образования «Прояви себя».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я Вам желаю радости, любви и неугасимого творческого огня в душе!
Надеюсь, что мой мастер-класс будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
1. Психологический настрой
Я предлагаю вам провести приветствие и ответить на него после фразы, которую посчитаете обращением именно к вам.
Здравствуйте те, кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто мечтает о лете!
Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!
Здравствуйте те, кто любит сладкое!
— Предлагаю взять со стола один понравившийся десерт, изучить его форму, цвет, вкус, фактуру.
— В своих листочках составьте список прилагательных, которые характеризуют выбранный десерт.
(Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.
— Теперь обведите 1 слово из списка, который лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.
— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. На своём мастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках через учебный диалог».
Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий».
2. Теоретическая часть.
Речь - это способ познания действительности; она выполняет функцию общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей в природе и в жизни вообще.
Итак, моя задача, как учителя - вводить новые слова, добиваться усвоения основного и многозначного значения. Свою работу направляю на развитие умений и навыков работать со словарными словами, предложением, текстом, развитием правильной речи.
Для концепции внимания, настроения на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения использую скороговорки, речевые разминки, организационные стишки.
С первого класса разучиваю с детьми различные физкультминутки, считалки, целью такой работы является развитие речи детей, памяти, артистических способностей.
Основной принцип работы с детьми в классе - это создание условий для активного общения; отработка стандартных коммуникативных, речевых и игровых умений, развитие личностных особенностей, открытости, расширение кругозора, систематизации знаний по вопросам, которые интересуют детей, помощь в осознании себя, своих возможностей, закрепление правил общения.
В своей работе я использую ролевые игры, инсценировки, дидактические игры, диалоги, презентации, ситуации общения.
Необходимо развивать умение не только овладеть информацией, но и оценить её, осмыслить и применить. Данный вид деятельности развивается при диалоговом обучении, где проявляется способность анализа информации с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, умение применять полученные результаты в разных ситуациях, способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
Когда дети учатся вместе с другими, они чувствуют существенную эмоциональную и интеллектуальную поддержку, которая дает возможность выйти за рамки их уровня знаний и умений.
Нацеливаю детей на работу в группе, в паре, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями. Такая работа способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, осваивать умение устного общения - доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать совместное решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется коммуникативная компетентность.
Я Вас кратко познакомила с теорией формирования речевой компетенции, а сейчас приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
А сейчас, чтобы определить тему нашего мастер-класса, предлагаю посмотреть начало всем известного мультфильма «Зимняя сказка».
/Просмотр начала мультфильма/
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? /Речь пойдет о красоте/
- Что в понимании Медвежонка есть красота? /всё вокруг – это красота/
- А мне хочется спросить у Вас, что такое красота в Вашем понимании? Подумайте и запишите свой ответ. У Вас листочек разделен на две колонки: «Я» и «Другие». В колонке «Я» записывайте свои формулировки. После высказывания другого человека, записывайте его точку зрения, если она не совпадает с Вашей или она более удачная.
На это задание 1 минута.
- А теперь прочитайте, что в Вашем понимании означает красота? /Ответы коллег/
- Как Вы считаете, это простое понятие или сложное?
/выслушать мнения, которые должны разделиться/
Попробуем разобраться с этой проблемой.
Тема «Красота» широко рассматривается на уроках литературного чтения.
/На столах распечатки свитка/
Данный раздел называется «В гостях у Барсука»
Кратко сообщу о героях данной темы. Миша и Маша Ивановы – это брат с сестрой, они все время учатся с нами, Барсук – это гостеприимный персонаж, о котором говорили, что он самый богатый барсук на свете, всё своё время проводил в Чайном домике. Его предки жили в Японии. А японцы, как вы знаете, обладают секретом любования. Ежик – это герой, который не во всём видел красоту, а Медвежонок – настоящий её ценитель.
Работа со свитком «Тростник под снегом и дикая утка» художника Хиросиге.
Задание. Вернитесь от фрагмента к свитку. Видите красные печати в правом нижнем углу? Кто там изображен? /сова, олень и лошадь – вид сзади/
Барсук пояснил, что каждая из этих фигурок означает слово «счастливый». А вместе означают другое слово – «простой». А разгадка секрета такая: счастливый человек тот, …
Выскажите свое предположение и запишите его на листочке.
/Зачитывают несколько мнений/
А вот какой секрет был на самом деле, узнаете, если соберете слова, которые рассыпались в предложении.
/ подмечать кто простом в умеет красоту самом/
Ответ: Счастливый человек тот, кто умеет подмечать красоту в самом простом.
- В простом-то красоту? – переспросил Миша
- Да! Красоту – в простом! – подтвердил Барсук.
Как вы понимаете понятие «красота - в простом»? Запишите свое понимание на листочке. А теперь давайте обменяемся мнениями.
/это что-то обычное; невзрачное; то, что рядом мы не замечаем/
- Да, это красота в том, что совсем рядом: справа, слева, сверху, под ногами.
Поднимите руки, кто осенью любуется клёнами и хризантемами? Весной - цветущими вишнями? Зимой снегом? Летом пионами?
/Если поднимут руки, можно сказать: «В таком случае, Вы прекрасно смогли бы жить в Японии и заниматься секретами любования»/
Но мы с Вами не в Японии, поэтому будем заниматься этими секретами на нашем уроке.
А сейчас я Вам предлагаю прочитать текст Сергея Козлова, с прекрасным названием «Красота», по ролям.
Давайте пофантазируем, о какой красоте будет эта история, кто герои? /красота природы, Ежик, Медвежонок/
А теперь посмотрите на изображение, возможно, Вы подкорректируете свое мнение? /о зимней прогулке героев, сборе веточек/
Итак, после ознакомления с данным текстом, я предлагаю чтение по ролям.
/Коллеги читают текст по ролям/
- Как Вы думаете, в чём сложнее увидеть красоту? /в голых веточках, чем в веточке яркой рябины/
- Скажите, кто такие поэты? /тот, кто умеет создавать и ценить красоту/
- Кого бы вы назвали поэтом в этой истории?
- Кто из Вас теперь понимает, что такое красота в простом, поднимите руку.
Каждый из Вас в детстве смотрел мультфильм «Ёжик в тумане». Я сейчас предлагаю поработать с этим текстом, но возникла одна проблема, он немного деформировался. Нужно абзацы вернуть на свои места. Работу предлагаю провести в парах в течение 3 минут. Приступайте.
Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках. Из-за туч вышла луна и, улыбаясь, поплыла по небу.
«Ммм-у!..» - вздохнула корова за рекой. Залаяла собака, и сорок лунных зайцев побежали по дорожке.
Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
Красиво было так, что он время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это?...
Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нём по грудь, и теперь казалось – большая белая утка плывёт в тумане и, отфыркиваясь, опускает в него голову.
А комарики не уставали играть на своих скрипочках, лунные зайцы плясали, а собака выла.
«Расскажу – не поверят!» - подумал Ёжик и стал смотреть ещё внимательнее, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту.
- А теперь прочитайте текст, который у Вас получился.
У кого другое мнение? А теперь сравним с оригиналом.
- Что же наблюдал Ёжик, сидя на горке под сосной?
- Найдите в тексте слова, подтверждающие, что было невероятно красиво. А ещё какие?
- Какой Ёжик молодец! Он единственный на поляне заметил такую красоту! /Коллеги должны высказать противоречивое мнение. Нет, ни один. Еще заметили комарики, луна, корова, собака, лошадь/
- А теперь вообразите, о чём могут ночью разговаривать между собой дерево и гараж? Или два дома? Или луна и зажжённые окна домов? Договоритесь в парах, кто из вас будет каким героем, и попробуйте воспроизвести их мини-диалог. Не забывайте в диалоге понятия «красота». На эту работу 3 минуты.
/Слушаем мини-диалоги/
- Скажите, сложное для Вас было задание? А что сложнее всего?
- Уважаемые коллеги, закройте глаза, поднимите руки вверх, образно представьте, что вы держите над головой красивый кувшин, который наполнен счастьем, добром, позитивом и хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Взбодритесь, соберитесь с мыслями и попробуйте на листе записать аргументированный ответ на проблемный вопрос, который мы озвучили вначале нашего мастер-класса «Что такое красота?» несколькими предложениями.
/озвучить некоторые работы/
Красота - это настоящая любовь к людям, природе, животным, она везде, её просто надо увидеть!
Уважаемые коллеги, я Вас благодарю за прекрасную работу.
В заключение нашего мастер-класса я Вам предлагаю исполнить замечательную песню «Живёт повсюду красота».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...