Рабочая программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur_smotr_na_mir_2015.docx | 68.98 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
«Смотрю на мир глазами художника»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся: 7-11 лет
- Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального , общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования»
- Приказ от 06.10.2009 №373 « об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от18.12.2012 №1060)
- Приказ МО Оренбургской области от 06.08.2015 № 01-21\1742 «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области»
- СанПин, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Учебный план образовательного учреждения МБОУ «СОШ с.Донецкое» на 2015 – 2016 учебный год.
- Программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011г.,
- Примерные программы внеурочной деятельности. В.A. Горского 1-4 классы» Москва: «Просвещение», 2014г
Ведущими принципами на современном этапе в области образования провозглашаются гуманистический характер образования. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе в изобразительную, эстетическое развитие ребенка, приобщение его к искусству.
Проблема гуманизации изобразительной деятельности является очень важной, поскольку через нее ребенок приобщается к ценностям эстетической, гуманитарной культуры, усваивает художественный опыт, накопленный поколениями.
Работая с детьми «нежного» возраста, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его создавать красоту своими руками, сопоставлять и размышлять о ней, творить прекрасное.
«Главная цель в том, чтобы каждый человек, независимо от будущей профессии, приобрел способность так относиться к жизни, к природе, к другому человеку, к истории своего народа, к ценностям культуры, как относится ко всему этому настоящий большой художник. Без опыта такого отношения ребенку трудно стать гармонически развитым человеком», - отмечает А.А.Мелик – Пашаев. Важно научить маленького гражданина будущего мира правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его – это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью.
Важнейшей целью в педагогическом процессе является – развитие детского творчества и для реализация этой цели необходимо создавать условия для творческой деятельности детей, ведь только в ней формируется творческая личность.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области данного вида искусства. Развивать у детей художественные способности, творческое воображение, пространственное мышление, эстетический вкус и видение красоты, посредством образного отражения предметов и явлений окружающей действительности в рисунке, живописи, скульптуре и декоративно–прикладном искусстве. Создание условий для развития творческой личности, самоопределения и самореализации личности в области изобразительного искусства.
Развитие у детей творчества и художественного восприятия окружающего мира.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
– способствовать овладению знаниями элементарных основ реалистического рисунка;
– формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
– знакомить с особенностями работы в области декоративно–прикладного искусства, лепки и аппликации;
– воспитывать интерес и любовь к искусству.
- развитие художественно – эстетических способностей в изобразительной деятельности;
- формирование эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным традициям;
- воспитание творческой личности, человека культуры с культурой чувств и человеческих отношений.
Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
• Уважать личность ребенка, его позицию;
• Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
• Отмечать достоинства каждого ребенка;
• Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать; вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
• Проявлять искренний интерес к словам ребенка, его переживаниям, слушать и понимать его.
Время реализации программы.
Программа «Смотрю на мир глазами художника» является образовательной художественно-эстетического направления. Она рассчитана на 4 года обучения.
1 год обучения (6-7 лет),
2 год обучения (7-8 лет),
3 год обучения ( 8-9 лет),
4 год обучения ( 9-10 лет).
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки, отчётного концерта или спектакля юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, артистов с приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений художественно-эстетического и театрального профиля.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание программы.
- Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.
Четвёртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов — освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей.
- Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.
Четвёртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
3. Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
Четвёртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
4. Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Четвёртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев.
5. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
Четвёртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
6. Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
Четвёртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды, различных построек.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Четвёртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства.
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
- личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
метапредметные результаты изучения программы в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
предметные результаты изучения программы проявляются:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Для программы художественно-эстетического направления приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
5. Формы и виды контроля.
1. Выставки детского творчества (тематические, отчетные на итоговых занятиях).
2. Общение с детьми, анализ творческих работ (1 год обучения).
3. Итоговые беседы (2-4 года обучения).
4. Открытые занятия.
5. Срезы творческих и эстетических знаний и умений учебных групп 1-4 годов обучения.
6. Тест – карты (опрос-карта, рисуночный тест, творческие задания, упражнения)
7. Кроссворды, викторины.
8. Ведение творческой тетради по изобразительному искусству (2-4 года обучения). Написание сочинений, ведение словаря терминов изобразительного искусства.
9. Участие в мероприятиях ЦДТ (в теч. года).
10. Обобщающие занятия.
11. Итоговые занятия (по теме).
12. Интегрированные занятия.
13. Выставки.
14. Конкурсы.
6. Методические рекомендации.
Процесс обучения в изобразительном объединении осуществляется в форме вовлечения ребенка в различные виды деятельности в области изобразительного искусства: рисование, лепка, аппликация, ручной труд, смешанная техника: рисование+аппликация, ручной труд+рисование и.т.д.
Разнообразны формы занятий: занятие-игра, занятие-ознакомление, занятие-обобщение.
Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Индивидуальный подход дает раскрыться и утвердиться ребенку, но немаловажную роль играет коллективная форма работы.
Именно в коллективном творчестве: ребенок – ребенок, ребенок – педагог, идет совместный поиск, дети учатся согласовывать свои действия с действиями других, осуществляя общий замысел, формируется личностное взаимоотношение.
Традиционны на занятиях рассказ и беседа педагога не только познавательного характера, но и с воспитательной целью. Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игры, конкурсов, решения кроссвордов и др.
Работая с детьми первого года обучения важно использовать на занятиях игру, игровые ситуации так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Необходимо создавать на занятиях атмосферу игры и творчества, чтобы ребенок, захваченный идеей, предложенной педагогом работал над ней увлеченно с интересом. Необходимо учитывать психологические особенности, возраст, желание ребенка, видеть и уважать в нем творца, превратить процесс общения в игру.
Очень важно на начальном этапе расширять потенциал фантазии, творческого воображения, развивать детские способности, мотивацию детей к познанию и творчеству, учитывать мир чувств и эмоций ребенка. Важно педагогу поощрять ребенка к деятельности похвалой. Для дошкольника наиболее сильный мотив - похвала, награда.
Группы 2-4 годов обучения составляют дети младшего школьного возраста. В этом возрасте ведущей формой деятельности ставится учебная. Учебная деятельность обусловлена разными учебными мотивами – учебные задачи, учебно-познавательные мотивы.
Хотя игровая мотивация уступает учебной, элементы игры продолжают присутствовать в обучении, стимулируют увлеченность искусством и творческой деятельностью.
Уровень изобразительных умений у детей очень зависит от качества их представлений об окружающем мире, задача педагога – развивать эти представления, прежде всего путем наблюдений и на этой основе строить обучение, учить детей видеть красоту и многообразие реального мира, т.е. формировать эмоционально – эстетическое отношение к природе, окружающему миру, к искусству, развивать творческую активность.
В ознакомлении и восприятии живописи важно использовать метод «вхождения» в картину – помогает детям сопереживать. Восприятие у детей становится живым, острым и эмоциональным. Метод сравнения, метод вызывания адекватных эмоций, метод внесения художественного слова, музыкального сопровождения пробуждает у детей яркие представления, развивает воображение. Стихи и музыка вызывают у детей эстетическое наслаждение.
Художественное восприятие мира, изобразительное творчество ребенка развивается вверх по ступенькам, от простого к сложному, от близкого к далекому. Постоянно от возраста к возрасту растут художественные представления, знания, изобразительные умения через свое понимание мира, через свой опыт, через свое «Я».
Для ознакомления с историей, искусством, культурой разных народов, стран, с истоками искусства рекомендуется использовать наглядный, информационный материал, а также предметы быта, украшения и другие вещи. Использовать метод сравнения, находить общее, ценное в той или другой культуре, искусстве.
С целью активизации творческой инициативы детей, обогащения замысла необходимо, перед практической работой, создать эмоциональную настроенность, привлекая наглядный материал (образцы народного декоративно–прикладного творчества, репродукции, слайды с репродукциями, книжные иллюстрации, музыкальные произведения); используя игровые ситуации; коллективные работы; экскурсии.
Занятия должны проходить в атмосфере непринужденности. Необходимо также учитывать желания и склонности детей, проявлять деликатность к их инициативе и уважать индивидуальность личности.
Проводить занятия следует на основе самостоятельной деятельности детей, опираясь на их впечатления и опыт наблюдений за предметами и явлениями окружающей действительности.
В системе занятий нужно соблюдать принцип чередования видов учебно–практической деятельности: изобразительной деятельности (работа с натуры, по памяти, наблюдениям, воображению) и декоративно- прикладного творчества. При этом надо ориентироваться на уровень художественных умений обучающихся.
Чтобы активизировать творческие способности детей, развить их художественный вкус и ускорить процесс овладения навыками изображения, полезно вводить декоративное рисование гуашевыми красками. А также декоративную лепку игрушек из глины или пластилина, с последующей росписью гуашью по народным мотивам. Целесообразны и другие виды декоративной работы. Важно заранее подготовить все необходимое для занятий: белая и цветная бумага, гуашевые краски, глина или пластилин, клеенка, подставка для скульптур.
В самостоятельной работе детей следует поощрять обращение к темам и сюжетам, которые вызывают у детей интерес и соответствуют их жизненным переживаниям и впечатлениям. Обязательно нужно поощрять любое проявление творческой инициативы в выборе сюжета или в художественном решении темы.
После каждого завершенного задания нужно организовать коллективный просмотр и обсуждение выполненных работ. Дети должны тщательно рассмотреть работы друг друга, проанализировать их и поделиться своими впечатлениями. Умение видеть и оценивать свою работу и работы других, формирует способность к общению с настоящим искусством.
На занятиях по развитию восприятия действительности главная задача – развить наблюдательность и любовь к природе. Беседы о красоте окружающего мира в 1– 3 годах обучения следует сопровождать практической работой на данную тему. С 4–го года обучения беседе можно отводить целое занятие. Развитие навыков восприятия художественного образа – это основная задача при изучении произведений искусства.
При оценке результатов работы детей и поощрении их творческих усилий, нужно учитывать следующие критерии:
– содержательность сюжета, проявление в работе наблюдательности, фантазии, воображения;
– самостоятельность и оригинальность замысла;
– старательность и настойчивость в работе;
– общая художественная выразительность работы, ее завершенность;
Для поддержки познавательной активности учащихся, определения результативности обучения рекомендуются следующие виды и формы контроля:
• Тесты – карты, срезы, решение кроссвордов;
• Выставки;
• Загадки, игры, игровые задания (изобрази, заполни лист мазками, штрихами);
• Сочинения, рассказы описания;
На итоговых занятиях, по итогам работы учащиеся получают призы, награды, предусматривается создание среды доброжелательной атмосферы.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Мультимедийный проектор.
- Таблицы, печатные пособия.
- Игры, игрушки.
- Используемая литература:
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1991.
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. — М., 1994.
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. — М., 1991.
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Коротеева. —М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Календарно-тематическое планирование «Мир глазами художника»
1 год обучения
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов | Дата проведения |
1. | Живопись | 10 | |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 | Начальные представления об основах живописи. Освое-ние приёмов получения живописного пятна. Изучение основных, тёплых и холодных цветов. Рисование на тему: «Моё настроение». Превращение цветовых пятен в сказочных рыбок. Рисование сказочной птицы. Рисование необыкновенных домов для героев из разных книг или мультфильмов. Рисование пейзажа «Листопад» Рисование домашних животных. Рисование ёлочных игрушек. Рисование гуашью пейзажа «Закат солнца на море» Рисование пейзажа «Зимние забавы». | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
2. | Графика | 8 | |
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 | Рисование с помощью линий рассказа про себя. Рисование с помощью цветных карандашей на тему: «Всё, что я вижу каждый день по дороге в школу» Рисование фломастерами сказочного цветка. Рисование восковыми мелками на тему: «Моя любимая игрушка». Рисование фломастерами «Мы в цирке». Рисование цветными карандашами «Моя семья». Рисование гуашью «Мои любимые сказки» Рисование восковыми карандашами «Виды транспорта» | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
3. | Скульптура | 4 | |
3.1 3.2 3.3 3.4 | Лепка домашних животных Лепка овощей и фруктов Лепка птиц Лепка композиции с рыбками «Аквариум». | 1 1 1 1 | |
4. | Аппликация | 4 | |
4.1 4.2 4.3 4.4 | Аппликация из геометрических фигур. Обрывная аппликация собаки или кошки. Аппликация на тему: «Всегда с нами овощи и фрукты». Аппликация из засушенных листьев и цветочков. | 1 1 1 1 | |
5. | Бумажная пластика | 3 | |
5.1 5.2 5.3 | Изготовление собачки и кошки из бумаги в технике оригами Складывание «гармошкой». Изготовление бабочек. Изготовление праздничной открытки. | 1 1 1 | |
6. | Работа с природными материалами | 3 | |
6.1 6.2 6.3 | Аппликация «Зайчик» из засушенных листьев. Изготовление поделки «Соты с пчёлами» из каштанов и пластилина. Поделка «Старички - лесовички» из шишек, желудей, каштанов. | 1 1 1 | |
7. | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | |
Итого: | 33 |
Календарно-тематическое планирование «Мир глазами художника»
2 год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата проведения |
Живопись Графика Аппликация | 9 1 1 | ||
1. | Рисование на тему: «Дождливый и солнечный день». | 1 | |
2. | Изображение моря с разным настроением. | 1 | |
3. | Изображение пейзажа «Природа родного края». | 1 | |
4. | Создание натюрморта «Кувшин и фрукты». | 1 | |
5. | Изображение осеннего листопада в лесу. | 1 | |
6. | Обрывная аппликация «Осенний коврик». | 1 | |
7. | Работа восковыми мелками. Создание натюрморта «Что собрали на огороде». | 1 | |
8. | Коллективная композиция на тему: «Улица сказочного города». | 1 | |
9. | Изображение фантастического животного, похожего на зверя, птицу или рыбу». | 1 | |
10. | Изображение доброго и злого женского образа из сказок. | 1 | |
11. | Рисование ткани для платья Золушки и её мачехи. | 1 | |
Графика Скульптура Бумажная пластика Живопись | 4 2 3 1 | ||
12. | Представление о контрасте толстой и тонкой линий. Изображение волнистых линий-змеек. | 1 | |
13. | Зарисовки карандашом животных. | 1 | |
14. | Создание эскиза архитектурной постройки. | 1 | |
15. | Рисование фломастерами детской комнаты с предметами мебели. | 1 | |
16. | Лепка кувшина или вазы из пластилина. Украшение ракушками, бусинками и др. | 1 | |
17. | Лепка сказочных персонажей. | 1 | |
18. | Создание существа с фантастической планеты на основе коробок, упаковок. | 1 | |
19. | Изготовление дополнительных деталей из бумаги, используя приёмы бумажной пластики – скручивание, сгибание, складывание. | 1 | |
20. | Создание композиции «Подводный мир». | 1 | |
21. | Создание композиции «Зимние игры в лесу». | 1 | |
Скульптура Аппликация Живопись Графика | 1 3 1 5 | ||
22. | Создание портрета любимого сказочного героя в технике аппликации. | 1 | |
23. | Аппликация композиции из симметричных деталей. | 1 | |
24. | Изготовление поздравительной открытки к 8 марта. | 1 | |
25. | Изображение весеннего ручья и травы. | 1 | |
26. | Характер линий: прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие. Изображение ветки берёзы, ивы, дуба. | 1 | |
27. | Создание образа грозного и ласкового леса. | 1 | |
28. | Создание весеннего пейзажа. | 1 | |
29. | Панно-композиция «Весна. Шум птиц». | 1 | |
30. | Изображение весны в образе чудо-птицы, которая своим волшебством превращает весь мир в цветущий сад. | 1 | |
31. | Создание рельефа из пластилина на тему: «Цветущая ветка». | 1 | |
Работа с природными материалами | 2 | ||
32. | Поделка из скорлупы грецких орехов и другого природного материала на тему «Домики животных лесу». | 1 | |
33. | Создание композиции «Любимый уголок природы» из шишек, косточек, семян и т.д. | 1 | |
34. | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование кружка
«Смотрю на мир глазами художника»
3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата проведения |
Живопись Графика Аппликация | 9 1 1 | ||
1. | Летнее настроение. Фабрика пятен. | 1 | |
2. | Рисование на тему: «Цветочная поляна». | 1 | |
3. | Рисование с натуры: «Букет цветов в вазе». | 1 | |
4. | Создание натюрморта «Кувшин и фрукты». | 1 | |
5. | Рисование на тему: «Дом для моей семьи» | 1 | |
6. | Обрывная аппликация «Бабочка». | 1 | |
7. | Работа восковыми мелками. Трава и деревья в лесу. | 1 | |
8. | Коллективная композиция на тему: «Корабли в море». | 1 | |
9. | Изображение фантастического животного, похожего на зверя, птицу или рыбу». | 1 | |
10. | Изображение композиции на тему: «День и ночь» гуашью. | 1 | |
11. | Изображение волшебного цветка в технике воскографии. | 1 | |
Графика Скульптура Бумажная пластика Живопись | 4 3 2 1 | ||
12. | Изображение ракушки с натуры простым карандашом или гелиевыми ручками. | 1 | |
13. | Зарисовки карандашом насекомых. | 1 | |
14. | Изображение фактуры различных тканей цветными карандашами. | 1 | |
15. | Изображение узоров на камнях фломастерами или цветными карандашами. | 1 | |
16. | Лепка фантастического животного подводного мира. | 1 | |
17. | Украшение вазы пластилином. | 1 | |
18. | Лепка из пластилина сюжетной скульптурной композиции из двух фигур на тему: «Мама и ребёнок». | 1 | |
19. | Изготовление бус из бумаги цветных журналов. | 1 | |
20. | Изготовление из бумаги домашних животных в технике оригами. | 1 | |
21. | Изготовление цветка из бумаги в технике квиллинг (бумагокручение) | 1 | |
Скульптура Аппликация Живопись Графика | 1 3 1 5 | ||
22. | Создание любимого сказочного героя в технике аппликации. | 1 | |
23. | Орнамент из фантиков на картоне (свободная композиция). | 1 | |
24. | Изготовление поздравительной открытки к 8 марта. | 1 | |
25. | Создание портрета человека простым карандашом. | 1 | |
26. | Рисование на тему: «Домашние любимцы" фломастерами или гелиевыми ручками. | 1 | |
27. | Изображение сказочного подземного города гелиевыми ручками светлых тонов на тёмном фоне. | 1 | |
28. | Изображение различных звуков в природе восковыми мелками или фломастерами. | 1 | |
29. | Изображение простым карандашом предмета быта в объёме как художники-графики. | 1 | |
30. | Создание пейзажей: «Солнечный день и пасмурное утро». | 1 | |
31. | Коллективная композиция из пластилина «Прогулка в парке или в лесу». | 1 | |
Работа с природными материалами | 2 | ||
32. | Узор в круге из семян и пластилина. | 1 | |
33. | Создание композиции «Любимый уголок природы» из шишек, косточек, семян и т.д. | 1 | |
34. | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЛЬНОСТИ "Смотрю на мир глазами художника"
Настоящая программа составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА"
Программа разработана на основе авторской программы Е.И. Коротеевой «Примерные программы внеурочной деятельности» Под редакцией В.А. Горского Москва «Просвещение» 2011 г. В процессе о...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Смотрю на мир глазами художника" ФГОС
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-2 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетическо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник". Программа "Юный художник" является программой художественно- эстетического направления, предполагает кружковой...
Рабочая программа внеурочной занятости "Смотрю на мир глазами художника" (1-4 классы) ФГОС
Данная программа составлена на основе Программы Коротеевой....
Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Юный художник» 1 классы
На занятиях в творческом объединении дети знакомятся с различными материалами, узнают их декоративно – художественные и конструктивные возможности.На занятиях создаются условия для максим...