РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЛЬНОСТИ "Смотрю на мир глазами художника"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Настоящая программа составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», разработанной Е. И. Коротаевой в соответствии с учебным планом начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Красненского района Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красненская средняя общеобразовательная школа
имени М.И. Светличной»
Утверждаю:
Директор МОУ «Красненская средняя
общеобразовательная школа
имени М.И. Светличной»
_________Т.Н. Федосова
«____» __________2013 г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Смотрю на мир глазами художника»
(Художественно – эстетическое направление)
Возраст обучающихся 7-8 лет
(1-й год обучения)
Учитель изобразительного искусства
Кануник Вера Яковлевна
с. Красное, 2013 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника».
Вид: модифицированная.
Направление программы: художественно-эстетическая.
Автор программы: Кануник Вера Яковлевна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
от «__» _августа_ 2013г., протокол № __
Председатель _________ _________
подпись Ф.И.О
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», разработанной Е. И. Коротаевой в соответствии с учебным планом начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Отличительные особенности ,новизна программы:
Заключается в изучении личности каждого учащегося и подборе методов, форм, приёмов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся, в разнообразии изучаемых видов изобразительного искусства.
Актуальность программы
В Российской Федерации разработана Концепция художественного образования, которая опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации».*
Как никогда актуален вопрос модернизации Российского образования, где подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного гуманитарного и художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов и творческих объединений цикла «искусство», формирующих чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, новаций и норм в современной культуре, которая переносится из
духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, формируя его социальный опыт. Поэтому актуально приобщение учащихся к народной культуре, национальному своеобразию обрядов, фольклору, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам.
Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности. Кружок не ставит задачу сделать каждого выпускника
специалистом в данной области художественного творчества, важно научить школьников не останавливаться на достигнутом, постоянно стремиться к самосовершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты.
_________________________________________________________________
См. Концепция художественного образования в Российской Федерации. Ж. «Искусство в школе»- 2002- №2, с. 84
Цель программы:
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Учебные:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
Творческие:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Возраст обучающихся – 7-8 лет.
Срок реализации программы – 1 год. Программа составлена в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения из расчёта 1 час в неделю.
Формы занятий – беседа, практические занятия, экскурсии.
Режим занятий – в группе продлённого дня, 1 час в неделю.
Специфика реализации программы:
программа рассчитана на обучающихся вторых классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во второй половине дня в рамках часов внеурочной деятельности. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Технологии обучения: разноуровневое обучение, игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обработка информации;
– оценка информации;
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
– установление причинно-следственных связей;
– обобщение;
– построение рассуждения.
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
– предвосхищать результат;
– сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– использовать установленные правила в контроле способа решения;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия .
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Формы контроля результативности реализации программы – участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства .
Формы подведения итогов реализации программы - участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства .
Формы подведения итогов реализации программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | В том числе | Дата проведения | ||
теория | практика | По плану | Фактически | |||
1 | Живопись | 10 | ||||
1,1 | Введение в образовательную программу кружка «Смотрю на мир глазами художника». Понятие о цвете. | 1 | 02.09 | |||
1,2 | Теплые цвета. | 1 | 09.09 | |||
1,3 | Холодные цвета. | 1 | 16.09 | |||
1,4 | Контраст теплых и холодных цветов. | 1 | 23.09 | |||
1,5 | Эмоциональная выразительность цветовых пятен. | 1 | 30. 09 | |||
1,6 | Изображение осеннего пейзажа. | 1 | 07.10 | |||
1,7 | Изображение цветов. | 1 | 14.10 | |||
1,8 | Изображение сказочных растений. | 1 | 21.10 | |||
1,9 | Изображение сказочных птиц. | 1 | 28.10 | |||
1,10 | Изображение сказочных животных. | 1 | 11.11 | |||
2 | Графика | 9 | ||||
2,1 | Выразительные особенности линии | 1 | 18.11 | |||
2,2 | Контраст темного и светлого | 1 | 25.11 | |||
2,3 | Тоновое пятно в графике. | 1 | 02.12 | |||
2,4 | Графические материалы. | 1 | 09.12 | |||
2,5 | Изображение растений. | 1 | 16.12 | |||
2,6 | Изображение цветов. | 1 | 23.12 | |||
2,7 | Изображение деревьев. | 1 | ||||
2,8 | Изображение фруктов и овощей. | 1 | ||||
2,9 | Изображение насекомых. | 1 | ||||
3 | Скульптура | 3 | ||||
3,1 | Лепка из пластилина простых предметов-фруктов и овощей. | 1 | ||||
3,2 | Лепка объемных форм - сладостей. | 1 | ||||
3,3 | Лепка сказочных птиц. | 1 | ||||
4 | Аппликация | 4 | ||||
4,1 | Материалы для аппликации. | 1 | ||||
4,2 | Техники аппликации. | 1 | ||||
4,3 | Аппликация из фантиков. | 1 | ||||
4,4 | Аппликация из засушенных листьев и трав. | 1 | ||||
5 | Бумажная пластика | 3 | ||||
5,1 | Моделирование из мятой бумаги. | 1 | ||||
5,2 | Изготовление природных форм (деревьев, цветов). | 1 | ||||
5,3 | Изготовление фонариков. | 1 | ||||
6 | Работа с природными материалами | 3 | ||||
6,1 | Изготовление сказочного пейзажа с применением каштанов и пластилина. | 1 | ||||
6,2 | Изготовление сказочной птицы с использованием различных семян. | 1 | ||||
6,3 | Изготовление сказочного пейзажа с применением красивых камней. | |||||
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 1 | ||||
7,1 | Выставка детских работ | 1 | ||||
Всего часов | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об
основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, и
получение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных, птиц, растений, трав.
2. Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными
карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев,
веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура
Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага.
В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приемы работы с ножницами разной величины, учатся получать ровную линию. Знакомство с другими материалами, например засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные
оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узора, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности
готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами и
листьями, травами (создание простых композиций).
5. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природным материалом
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни ,мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работ а заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы
полученные из бумаги.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы.
изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и
содержание учебных задач.
Методическое обеспечение
Оборудование кабинета: ученические столы и стулья, доска, компьютер, интерактивная доска, проектор, магнитофон.
Материалы и оборудование для обучающегося: альбом; краски художественные (гуашевые или акварельные); кисти круглые (белка, пони) №1,2,3; карандаши простые (М, ТМ), ластик; стаканчики для воды; палитры пластиковые; клей (карандаш, ПВА); цветная бумага, цветной и белый картон; ножницы; пластилин, коврик для лепки, стек; кусочки ткани; природный материал (семена растений, засушенные листья, цветы, ракушки).
ЛИТЕРАТУРА
- Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов – М.: «Просвещение» 2010
- Аппликационные работы в начальной школе/ И.К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова – М.: «Просвещение» 1990
- Уроки детского творчества/ Н.С.Чернякова – М.: Астрель. АСТ 2002
- Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М.: «Просвещение» 1991
- 365 весёлых уроков труда/ М. Левина – М.: АЙРИС ПРЕСС 1999
- Как научиться рисовать/ М. Д. Лахути – М.: «РОСМЭН» 2002
- Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева.- М., 1991.
- Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
- Г о р я е в а Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
- К о р о т е е в а Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. - М. К о р о т е е в а Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. - М., 2009.
- К о р о т е е в а Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009.
- К о р о т е е в а Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Короте ева. - М., 2009.
- К о р о т е е в а Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов Е. И. Короте ева. -М., 2003.
- Н е м е н с к и й Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.- М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/30/picture-104100.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по теме: «Занимательная информатика. Юный художник» 2012 г (1 класс)
Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, спо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-361760-1386872171.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА"
Программа разработана на основе авторской программы Е.И. Коротеевой «Примерные программы внеурочной деятельности» Под редакцией В.А. Горского Москва «Просвещение» 2011 г. В процессе о...
Рабочая программа внеурочной деятельности"Смотрю на мир глазами художника" ФГОС
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-2 классов разработана на основе примерной программы художественно-эстетическо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/08/picture-159985-1691488130.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник". Программа "Юный художник" является программой художественно- эстетического направления, предполагает кружковой...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/04/picture-521388-1588540845.jpg)
Рабочая программа внеурочной занятости "Смотрю на мир глазами художника" (1-4 классы) ФГОС
Данная программа составлена на основе Программы Коротеевой....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"
Рабочая программа внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002264-1516981922.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Юный художник» 1 классы
На занятиях в творческом объединении дети знакомятся с различными материалами, узнают их декоративно – художественные и конструктивные возможности.На занятиях создаются условия для максим...