доклад на методическое совещание
статья (1 класс) на тему
Доклад на методическое совещание. Тема: "Индивидуальный подход при обучении детей с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическое совещание | 122.5 КБ |
doklad_na_ms.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»
Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ
Зам. директора – Жилкина Е.С.
Апрель, 2017 г.
Современная действительность ставит перед школой новые, порой довольно сложные задачи. Обеспечение такого уровня знаний учащихся, которые соответствует требованиям образовательного стандарта – одна из проблем, к решению которой необходимо подходить комплексно и системно. С одной стороны, учитель обязан дать минимум знаний заложенном в программе, и для этого необходима отлаженная система контроля, позволяющая увидеть, как учащийся продвигается к уровню, обозначенному в стандарте. С другой стороны, учитель обязан учить всех детей: способных и не очень, гуманитариев или математиков. Сложность для учителя состоит в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом, помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира. Этого можно достичь, реализуя индивидуальный подход в обучении на самых разных этапах: от знакомства с новым материалом до контроля за полученными знаниями. В педагогической теории индивидуальный подход имеет ряд преимуществ:
-подчёркивает необходимость систематического учёта не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого ученика;
- индивидуальный подход нужен каждому;
- творческое развитие индивидуальности ученика
Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация обучения на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приёмов преподавания, разнообразие видов и форм работы. При работе в одном классе детей с разным уровнем знаний и темпов усвоения материала возникает вопрос: как объективно оценить деятельность уч-ся, как выстроить систему контроля, которая будет давать достоверные оперативные сведения о степени продвижения каждого ученика в освоении изучаемого материала. При традиционной системе отметки не всегда оказываются объективными и в большинстве случаев позволяют оценить лишь факт знания или незнания какой-то части учебного материала, но не сформированности умений предусмотренных программой.
Технология диагностики предметной обученности учащихся
Диагностика обученности – это безотметочная оценка знаний и умений уч-ся на момент диагностирования, включающая в себя:
- контроль;
- проверку;
- оценивание
- накопление статистических данных и их анализ;
- выявление их динамики;
- прогнозирование результатов.
Технология системного диагностирования предметной обученности даёт возможность:
- объективно судить о качественных и динамических изменениях в продвижении к заданной цели не только отдельного уч-ся, но и диагностируемого ученического коллектива, а также всего образовательного учреждения в целом;
- определять трудности в формировании предметных умений, целенаправленно и дифференцированно планировать коррекционно - развивающую работу с уч-ся (как коллективную, так и индивидуальную)
-обоснованно отбирать (по результатам анализа статистических данных, полученных в ходе диагностирования) оптимальные учебные технологии по всему курсу обучения предмету, что приводит учителя к пониманию системной методики преподавания своего предмета
- моделировать новые учебные технологии.
Суть и содержание диагностики предметной обученности становится составляющей целостного педагогического мониторинга. Основные потребители информации о результатах образовательной деятельности – все его участники: учителя, ученики и родители.
МОНИТОРИНГ
Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе "педагог - обучающийся ", позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебной деятельности.
Педагогический мониторинг позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие учителя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег и родителей.
Ученику мониторинг дает возможность отслеживать свой рейтинг, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. Родители же постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии, т. к. информированы о психологических барьерах ребенка.
Руководители школы получают возможность в динамике контролировать совместную деятельность учителя и учащихся, объективно проводить сравнительный анализ образовательной деятельности, целенаправленно, а главное, адресно планировать методическую работу в школе на основе диагностического анализа затруднений учителя и учеников. И, как следствие, компетентно и более эффективно управлять образовательной деятельностью.
Диагностика предметной обученности по предмету проводится в несколько следующих этапов.
1. Входная диагностика знаний, умений и навыков.
Анализ минимума содержания образования и учебных программ по предмету показал, что сегодня классифицированы лишь знания и умения. Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Диагностируемые ЗУНы классифицируются в той логической последовательности, в какой они изучаются.
1) Первоначальные (предварительные) знания, умения и навыки. Их диагностика проводится в начале учебного года для определения усвоенного в прошлом году, для выявления готовности ребенка к обучению в следующем классе.
2) Тематические. Диагностируются в процессе усвоения каждой темы.
3) Периодические. Диагностируются по разделу или значительной теме с целью определения качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Цель такой диагностики - систематизация и обобщение знаний.
4) Итоговые знания, умения и навыки, приобретенные на всех этапах образовательной деятельности. Диагностика проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года для того, чтобы определить качество фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью.
2. Подбор заданий для диагностических работ.
Инструментом детального и достоверного определения степени сформированности предметных навыков и умений являются тексты диагностических заданий (работ), составленные учителем. В диагностических заданиях следует учитывать степень сложности, рассчитывать время их выполнения. Они могут выполняться на одном уроке или на нескольких учебных занятиях.
Крайне важно, чтобы каждая диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой, ведь важнейшие принципы диагностирования обученности – достоверность оценивания, систематичность, наглядность, гласность .
3. Проверка работ учащихся.
Работы учащихся тщательно проверяются учителем: ошибки, допущенные каждым учеником, классифицируются в соответствии с заданными критериями.
4. Анализ результатов диагностики.
На этом этапе подсчитывается количество учащихся, имеющих пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках в конкретный период обучения. Одновременно по всем показателям приводятся статистические выводы, которые позволяют учителю провести анализ полученных результатов и выявить степень сформированности требуемых умений и навыков школьников в классе.
Для повышения информативности анализа диагностической работы необходимо подсчитывать показатели качества, успеваемости и степени обученности учащихся.
Диагностическое сравнение эффективности образовательного процесса
В данной диагностической части педагогического мониторинга учителя выделяются два компонента:
индивидуальный педагогический мониторинг по предмету;
педагогический мониторинг класса по предмету.
По данным индивидуального мониторинга выстраиваются графики, показывающие динамику уровня усвоения материала и эффективности протекания образовательной деятельности для данного учащегося.
Индивидуальный педагогический мониторинг лежит в основе педагогического мониторинга класса по предмету.
Данный компонент педагогического мониторинга разделен на следующие составляющие:
мониторинг качества образовательной деятельности по периодам обучения;
динамика качества образовательной деятельности по годам обучения;
сохранность качества образовательной деятельности при смене содержания программ и учебников.
Данная форма педагогического мониторинга позволяет отслеживать результаты образовательной деятельности в течение учебного года и, по мере необходимости, вносить в систему управления качеством образовательной деятельности необходимые коррективы.
Сравнение результатов образовательной деятельности по годам обучения позволяет выяснить как сработал учитель, идет ли процесс ухудшения или улучшения.
Недостатки существующей системы оценивания:
Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку;
Процедура оценивания носит констатирующий характер: не выучил урок —«неуд», выучил — положительная отметка;
Результаты обучающихся фиксируются периодически, то есть не все абсолютные отметки (за выполнение домашней работы, работы на уроке, перспективной работы и т.д) выставляются в журнал. Учитель может выставить или наоборот неудовлетворительную отметку, как и отличную. Если, например, в классах начального общего и основного общего уровней образования на уроке русского языка плюс дома в общей сложности ученик получает три-четыре отметки, а то и более. Какую выставит учитель?;
Полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения, то есть не ведется графический анализ усвоения каждой темы по предмету, нет возможности повторить с учащимся, не усвоившим тему, еще раз, так как уровень учащихся в классе различен. Хотя в настоящее время это можно устранить через неаудиторную нагрузку;
Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта, чаще всего в конце учебного периода и отслеживаются стихийно;
Результаты отдельного ученика оцениваются на фоне результатов класса, естественно, в классе с более сильным подбором учащихся те ученики, что имеют среднюю отметку «удовлетворительно», в классе со слабым подбором будут иметь более высокую оценку их знаний, хотя не приложат к этому усилий, а возможно, снизят свой потенциал.
Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность учителя осуществлялась им в интересах развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.
К наиболее распространенным типичным ошибкам оценивания относятся:
ошибки великодушия, ореола, центральной тенденции, контраста, близости,
логические ошибки.
Ошибки "великодушия", или "снисходительности", проявляются в выставлении учителем завышенных оценок.
Ошибки "центральной тенденции" проявляются у учителя в стремлении избежать крайних оценок. Например, - не ставить двоек и пятерок.
Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью предметников и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное. Ошибки "контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный учитель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью.
Ошибка "близости" находит свое выражение в том, что учителю трудно сразу после двойки ставить пятерку. При неудовлетворительном ответе "отличника" он склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.
"Логические" ошибки проявляются, когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки.
Перечисленные типичные ошибки оценивания обучающихся часто допускаются бессознательно всеми учителями. Иногда осознанное, преднамеренное искажение оценок рассматривается как способ стимулирования обучающегося.
Учителя, вынося оценку, должны каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.
Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебной деятельностью, данные которой используются для её коррекции. Для проведения мониторинга важно знать:
— что собираются отслеживать;
— какие возможные результаты предполагают получить;
— как можно повлиять на эти результаты;
— каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.
Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:
— минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);
— общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);
— продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанными явными и латентными ассоциативными связями).
Основным методическим звеном в предметном учебном мониторинге является анализ результатов учебной работы. Учитель-предметник в рамках предметного мониторинга может:
анализировать индивидуальные результаты каждого ученика, сводные результаты по целому классу или по произвольной группе учеников;
анализировать степени усвоения конкретных учебных элементов или усредненные степени усвоения произвольных наборов учебных элементов;
получить список тех учебных элементов, которые ученики на данный момент усвоили хуже всего или с которыми они еще не работали;
анализировать динамику усвоения учебного курса каждым учеником;
просматривать результаты выполнения контрольных тестов, оценивать распределение ошибок по учебным элементам, которые в эти тесты вошли, сравнивать результаты выполнения нескольких контрольных тестов классом в целом (например, до и после коррекции);
создавать свои собственные схемы анализа, которые будут адаптированы к условиям индивидуальной педагогической деятельности.
На основе предметного мониторинга учитель-предметник может:
формировать учебные группы;
выдавать рекомендации ученикам и их родителям по организации самостоятельной работы с учетом имеющихся пробелов в знаниях;
вносить временные или постоянные изменения в повседневную практику преподавания предмета с целью повышения его эффективности.
Методы контроля знаний учащихся разнообразны: формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ, материалы - тесты.
Этапы применения технологии системного диагностирования предметной обученности
1. Дифференцирование и системное структурирование навыков и умений по предмету и постановка учебных целей.
Анализ Стандарта основного общего образования и учебных программ по математике в части ЗУНов показал, что классифицированы на данный момент лишь знания и умения. Однако опыт показывает, что с целью объективного определения продуктивности учебного процесса необходимо дифференцировать умения и навыки.
Выделяются и классифицируются умения и навыки по следующей схеме:
- Итоговые умения и навыки по окончанию обучения;
- По окончании каждой ступени обучения
- Промежуточные по учебным полугодиям и (или) четвертям, триместрам;
- По окончанию изучения каждой темы.
Выделенные умения и навыки системно структурируются в таблицы.
Аналогично выделяются умения, которые будут формироваться в каждой четверти учебного года и при изучении каждой темы. В соответствии с выделенными умениями перед началом изучения темы учителем формируются учебные цели, которые должны достичь уч-ся к определённому сроку. Под целью понимается осознанное представление результатов деятельности необходимых для отработки учебных действий. Сформировав учебные цели изучения всей темы, следует определить задачи на каждый урок (определить микроцели) совокупность микроцелей выстраивает дидактическую траекторию достижения цели изучения темы.
2. Подбор заданий для диагностических работ и составление диагностической таблицы.
Составляемые диагностические задания следует рассчитывать по степени сложности и времени их выполнения. Выполняться они могут как полностью на одном уроке. Так и по частям на нескольких. Диагностическая работа не превращается в контрольную и не оценивается отметкой.
В зависимости от объёма на выполнение диагностической работы отводится либо 10-15мин, либо урок, либо даже несколько уроков (по10-15мин), когда он выполняется частями. О дате данной работы не объявляется, т.е. она проводится без спецподготовки, но цель её известна всем. Нет обид за «двойку», нет страха перед родителями, внимание на уроке стабильное, работа целенаправленная и мотивированная
3. Проверка работ уч-ся и заполнение диагностической карты.
Для контроля над процессом формирования выделенных умений по результатам работы составляется диагностическая карта.
Диагностическая карта
Ф.И. уч-ся | Тип ошибки | Основные умения | Оценка деятельности уч-ся | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Антонов Г | + | + | + | + |
|
|
| |
Берснев. Д |
|
| + |
|
|
|
| |
Гончарь К. | + | - | - | - |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кол-во выполнявших задание | 10 | 10 | 10 | 10 |
|
|
|
|
Справившихся успешно | 5 | 4 | 6 | 7 |
|
|
|
|
Допустивших ошибки | 5 | 6 | 4 | 3 |
|
|
|
|
Обученность класса | 50% | 40% | 60% | 70% |
|
|
|
|
Кол-во уч-ся, у которых умение сформировано |
|
|
|
| 40% | 25% |
|
|
В стадии формирования |
|
|
|
| 40% | 50% |
|
|
Не сформировано |
|
|
|
| 20% | 25% |
|
|
При проверке работ
знаком - отмечается количество ошибок;
знаком умение сформировано;
знаком умение находится в стадии формирования;
знаком умение не сформировано.
Под таблицей подсчитывается обученность класса в процентах, а также делаются статистические выводы.
Учащихся необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать. Отражение динамики формирования умений – это новый подход к оценке деятельности школьника. После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса.
Системная диагностика предметной обученности даёт возможность учителю сравнивать умения уч-ся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающее - коррекционную работу с уч-ся и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.
4. Анализ результатов диагностики.
Количественный анализ результатов отражён в диагностической карте – это подсчёт в % обученности класса в целом и сформированности каждого диагностируемого умения. Под качественным анализом следует понимать выявление индивидуальных качественных показателей обученности и степени сформированности требуемых умений и навыков у уч-ся. Сравнительный анализ диагностических карт, составленных в конце учебного года по итогам обучения, и начальной диагностики, проведённой в начале следующего года в одном и том же классе, позволяет выявить также степень прочности усвоения учебного материала. Содержание диагностической работы в начале учебного года можно не разрабатывать, а предложить работу, проводимую в конце предыдущего года. Сроки проведения начальной диагностики – первая неделя учебного года. Проводится она без предварительной подготовки уч-ся. Анализ результатов работы определит содержание работы с уч-ся во время, отведённое на повторение, которое будет целенаправленно использовано для коррекции необходимых при дальнейшем обучении умений.
5. Планирование и организация коррекционно-развивающей работы.
Завершает работу с картой вывод о последующей дифференцированной работе с уч-ся по выявленным проблемам и о перспективах развития каждого уч-ся коррекционно-развивающей работе (вместо работы над ошибками). Анализ диагностических карт позволяет учителю спланировать развивающее-коррекционную работу (коррекция это средство, а развитие ребёнка – цель) и с помощью системы упражнений помочь каждому уч-ся достигнуть планируемых результатов обучения. Формы такой работы: индивидуальная (творческого характера или повышенной сложности у кого сформировано) и групповая (из анализа карты) в соответствии с допущенными ошибками. Проводить коррекционную работу можно в начале каждого урока в течение 5-10мин или посвятить целый урок.
6. Подбор и системное комплектование тренировочных упражнений и заданий
Содержание различных дидактических материалов, практических заданий, занимательных упражнений, работа со справочной литературой позволяет подобрать (составить) задания для организации коррекционно - развивающей работы. Цель этой работы: формирование умений, предусмотренных «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы», у всех уч-ся. Пока существует основной показатель успеваемости уч-ся отметка, необходимо с этим считаться при применении технологии диагностики предметной обученности. Вместо некоторых самостоятельных работ можно проводить диагностические. После составления диагностической карты результаты уч-ся в эквиваленте оценить отметками и выставить по желанию уч-ся в журнал.
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»
Индивидуальный подход в обучении детей с ОВЗ
Зам. директора – Жилкина Е.С.
Апрель, 2017 г.
Современная действительность ставит перед школой новые, порой довольно сложные задачи. Обеспечение такого уровня знаний учащихся, которые соответствует требованиям образовательного стандарта – одна из проблем, к решению которой необходимо подходить комплексно и системно. С одной стороны, учитель обязан дать минимум знаний заложенном в программе, и для этого необходима отлаженная система контроля, позволяющая увидеть, как учащийся продвигается к уровню, обозначенному в стандарте. С другой стороны, учитель обязан учить всех детей: способных и не очень, гуманитариев или математиков. Сложность для учителя состоит в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом, помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира. Этого можно достичь, реализуя индивидуальный подход в обучении на самых разных этапах: от знакомства с новым материалом до контроля за полученными знаниями. В педагогической теории индивидуальный подход имеет ряд преимуществ:
-подчёркивает необходимость систематического учёта не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого ученика;
- индивидуальный подход нужен каждому;
- творческое развитие индивидуальности ученика
Таким образом, индивидуальный подход понимается как ориентация обучения на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приёмов преподавания, разнообразие видов и форм работы. При работе в одном классе детей с разным уровнем знаний и темпов усвоения материала возникает вопрос: как объективно оценить деятельность уч-ся, как выстроить систему контроля, которая будет давать достоверные оперативные сведения о степени продвижения каждого ученика в освоении изучаемого материала. При традиционной системе отметки не всегда оказываются объективными и в большинстве случаев позволяют оценить лишь факт знания или незнания какой-то части учебного материала, но не сформированности умений предусмотренных программой.
Технология диагностики предметной обученности учащихся
Диагностика обученности – это безотметочная оценка знаний и умений уч-ся на момент диагностирования, включающая в себя:
- контроль;
- проверку;
- оценивание
- накопление статистических данных и их анализ;
- выявление их динамики;
- прогнозирование результатов.
Технология системного диагностирования предметной обученности даёт возможность:
- объективно судить о качественных и динамических изменениях в продвижении к заданной цели не только отдельного уч-ся, но и диагностируемого ученического коллектива, а также всего образовательного учреждения в целом;
- определять трудности в формировании предметных умений, целенаправленно и дифференцированно планировать коррекционно - развивающую работу с уч-ся (как коллективную, так и индивидуальную)
-обоснованно отбирать (по результатам анализа статистических данных, полученных в ходе диагностирования) оптимальные учебные технологии по всему курсу обучения предмету, что приводит учителя к пониманию системной методики преподавания своего предмета
- моделировать новые учебные технологии.
Суть и содержание диагностики предметной обученности становится составляющей целостного педагогического мониторинга. Основные потребители информации о результатах образовательной деятельности – все его участники: учителя, ученики и родители.
МОНИТОРИНГ
Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе "педагог - обучающийся ", позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебной деятельности.
Педагогический мониторинг позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие учителя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег и родителей.
Ученику мониторинг дает возможность отслеживать свой рейтинг, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. Родители же постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии, т. к. информированы о психологических барьерах ребенка.
Руководители школы получают возможность в динамике контролировать совместную деятельность учителя и учащихся, объективно проводить сравнительный анализ образовательной деятельности, целенаправленно, а главное, адресно планировать методическую работу в школе на основе диагностического анализа затруднений учителя и учеников. И, как следствие, компетентно и более эффективно управлять образовательной деятельностью.
Диагностика предметной обученности по предмету проводится в несколько следующих этапов.
1. Входная диагностика знаний, умений и навыков.
Анализ минимума содержания образования и учебных программ по предмету показал, что сегодня классифицированы лишь знания и умения. Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Диагностируемые ЗУНы классифицируются в той логической последовательности, в какой они изучаются.
1) Первоначальные (предварительные) знания, умения и навыки. Их диагностика проводится в начале учебного года для определения усвоенного в прошлом году, для выявления готовности ребенка к обучению в следующем классе.
2) Тематические. Диагностируются в процессе усвоения каждой темы.
3) Периодические. Диагностируются по разделу или значительной теме с целью определения качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Цель такой диагностики - систематизация и обобщение знаний.
4) Итоговые знания, умения и навыки, приобретенные на всех этапах образовательной деятельности. Диагностика проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года для того, чтобы определить качество фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью.
2. Подбор заданий для диагностических работ.
Инструментом детального и достоверного определения степени сформированности предметных навыков и умений являются тексты диагностических заданий (работ), составленные учителем. В диагностических заданиях следует учитывать степень сложности, рассчитывать время их выполнения. Они могут выполняться на одном уроке или на нескольких учебных занятиях.
Крайне важно, чтобы каждая диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой, ведь важнейшие принципы диагностирования обученности – достоверность оценивания, систематичность, наглядность, гласность .
3. Проверка работ учащихся.
Работы учащихся тщательно проверяются учителем: ошибки, допущенные каждым учеником, классифицируются в соответствии с заданными критериями.
4. Анализ результатов диагностики.
На этом этапе подсчитывается количество учащихся, имеющих пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках в конкретный период обучения. Одновременно по всем показателям приводятся статистические выводы, которые позволяют учителю провести анализ полученных результатов и выявить степень сформированности требуемых умений и навыков школьников в классе.
Для повышения информативности анализа диагностической работы необходимо подсчитывать показатели качества, успеваемости и степени обученности учащихся.
Диагностическое сравнение эффективности образовательного процесса
В данной диагностической части педагогического мониторинга учителя выделяются два компонента:
индивидуальный педагогический мониторинг по предмету;
педагогический мониторинг класса по предмету.
По данным индивидуального мониторинга выстраиваются графики, показывающие динамику уровня усвоения материала и эффективности протекания образовательной деятельности для данного учащегося.
Индивидуальный педагогический мониторинг лежит в основе педагогического мониторинга класса по предмету.
Данный компонент педагогического мониторинга разделен на следующие составляющие:
мониторинг качества образовательной деятельности по периодам обучения;
динамика качества образовательной деятельности по годам обучения;
сохранность качества образовательной деятельности при смене содержания программ и учебников.
Данная форма педагогического мониторинга позволяет отслеживать результаты образовательной деятельности в течение учебного года и, по мере необходимости, вносить в систему управления качеством образовательной деятельности необходимые коррективы.
Сравнение результатов образовательной деятельности по годам обучения позволяет выяснить как сработал учитель, идет ли процесс ухудшения или улучшения.
Недостатки существующей системы оценивания:
Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку;
Процедура оценивания носит констатирующий характер: не выучил урок —«неуд», выучил — положительная отметка;
Результаты обучающихся фиксируются периодически, то есть не все абсолютные отметки (за выполнение домашней работы, работы на уроке, перспективной работы и т.д) выставляются в журнал. Учитель может выставить или наоборот неудовлетворительную отметку, как и отличную. Если, например, в классах начального общего и основного общего уровней образования на уроке русского языка плюс дома в общей сложности ученик получает три-четыре отметки, а то и более. Какую выставит учитель?;
Полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения, то есть не ведется графический анализ усвоения каждой темы по предмету, нет возможности повторить с учащимся, не усвоившим тему, еще раз, так как уровень учащихся в классе различен. Хотя в настоящее время это можно устранить через неаудиторную нагрузку;
Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта, чаще всего в конце учебного периода и отслеживаются стихийно;
Результаты отдельного ученика оцениваются на фоне результатов класса, естественно, в классе с более сильным подбором учащихся те ученики, что имеют среднюю отметку «удовлетворительно», в классе со слабым подбором будут иметь более высокую оценку их знаний, хотя не приложат к этому усилий, а возможно, снизят свой потенциал.
Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность учителя осуществлялась им в интересах развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.
К наиболее распространенным типичным ошибкам оценивания относятся:
ошибки великодушия, ореола, центральной тенденции, контраста, близости,
логические ошибки.
Ошибки "великодушия", или "снисходительности", проявляются в выставлении учителем завышенных оценок.
Ошибки "центральной тенденции" проявляются у учителя в стремлении избежать крайних оценок. Например, - не ставить двоек и пятерок.
Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью предметников и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное. Ошибки "контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный учитель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью.
Ошибка "близости" находит свое выражение в том, что учителю трудно сразу после двойки ставить пятерку. При неудовлетворительном ответе "отличника" он склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.
"Логические" ошибки проявляются, когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки.
Перечисленные типичные ошибки оценивания обучающихся часто допускаются бессознательно всеми учителями. Иногда осознанное, преднамеренное искажение оценок рассматривается как способ стимулирования обучающегося.
Учителя, вынося оценку, должны каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.
Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебной деятельностью, данные которой используются для её коррекции. Для проведения мониторинга важно знать:
— что собираются отслеживать;
— какие возможные результаты предполагают получить;
— как можно повлиять на эти результаты;
— каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.
Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:
— минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);
— общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);
— продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанными явными и латентными ассоциативными связями).
Основным методическим звеном в предметном учебном мониторинге является анализ результатов учебной работы. Учитель-предметник в рамках предметного мониторинга может:
анализировать индивидуальные результаты каждого ученика, сводные результаты по целому классу или по произвольной группе учеников;
анализировать степени усвоения конкретных учебных элементов или усредненные степени усвоения произвольных наборов учебных элементов;
получить список тех учебных элементов, которые ученики на данный момент усвоили хуже всего или с которыми они еще не работали;
анализировать динамику усвоения учебного курса каждым учеником;
просматривать результаты выполнения контрольных тестов, оценивать распределение ошибок по учебным элементам, которые в эти тесты вошли, сравнивать результаты выполнения нескольких контрольных тестов классом в целом (например, до и после коррекции);
создавать свои собственные схемы анализа, которые будут адаптированы к условиям индивидуальной педагогической деятельности.
На основе предметного мониторинга учитель-предметник может:
формировать учебные группы;
выдавать рекомендации ученикам и их родителям по организации самостоятельной работы с учетом имеющихся пробелов в знаниях;
вносить временные или постоянные изменения в повседневную практику преподавания предмета с целью повышения его эффективности.
Методы контроля знаний учащихся разнообразны: формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ, материалы - тесты.
Этапы применения технологии системного диагностирования предметной обученности
1. Дифференцирование и системное структурирование навыков и умений по предмету и постановка учебных целей.
Анализ Стандарта основного общего образования и учебных программ по математике в части ЗУНов показал, что классифицированы на данный момент лишь знания и умения. Однако опыт показывает, что с целью объективного определения продуктивности учебного процесса необходимо дифференцировать умения и навыки.
Выделяются и классифицируются умения и навыки по следующей схеме:
- Итоговые умения и навыки по окончанию обучения;
- По окончании каждой ступени обучения
- Промежуточные по учебным полугодиям и (или) четвертям, триместрам;
- По окончанию изучения каждой темы.
Выделенные умения и навыки системно структурируются в таблицы.
Аналогично выделяются умения, которые будут формироваться в каждой четверти учебного года и при изучении каждой темы. В соответствии с выделенными умениями перед началом изучения темы учителем формируются учебные цели, которые должны достичь уч-ся к определённому сроку. Под целью понимается осознанное представление результатов деятельности необходимых для отработки учебных действий. Сформировав учебные цели изучения всей темы, следует определить задачи на каждый урок (определить микроцели) совокупность микроцелей выстраивает дидактическую траекторию достижения цели изучения темы.
2. Подбор заданий для диагностических работ и составление диагностической таблицы.
Составляемые диагностические задания следует рассчитывать по степени сложности и времени их выполнения. Выполняться они могут как полностью на одном уроке. Так и по частям на нескольких. Диагностическая работа не превращается в контрольную и не оценивается отметкой.
В зависимости от объёма на выполнение диагностической работы отводится либо 10-15мин, либо урок, либо даже несколько уроков (по10-15мин), когда он выполняется частями. О дате данной работы не объявляется, т.е. она проводится без спецподготовки, но цель её известна всем. Нет обид за «двойку», нет страха перед родителями, внимание на уроке стабильное, работа целенаправленная и мотивированная
3. Проверка работ уч-ся и заполнение диагностической карты.
Для контроля над процессом формирования выделенных умений по результатам работы составляется диагностическая карта.
Диагностическая карта
Ф.И. уч-ся | Тип ошибки | Основные умения | Оценка деятельности уч-ся | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Антонов Г | + | + | + | + |
|
|
| |
Берснев. Д |
|
| + |
|
|
|
| |
Гончарь К. | + | - | - | - |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кол-во выполнявших задание | 10 | 10 | 10 | 10 |
|
|
|
|
Справившихся успешно | 5 | 4 | 6 | 7 |
|
|
|
|
Допустивших ошибки | 5 | 6 | 4 | 3 |
|
|
|
|
Обученность класса | 50% | 40% | 60% | 70% |
|
|
|
|
Кол-во уч-ся, у которых умение сформировано |
|
|
|
| 40% | 25% |
|
|
В стадии формирования |
|
|
|
| 40% | 50% |
|
|
Не сформировано |
|
|
|
| 20% | 25% |
|
|
При проверке работ
знаком - отмечается количество ошибок;
знаком умение сформировано;
знаком умение находится в стадии формирования;
знаком умение не сформировано.
Под таблицей подсчитывается обученность класса в процентах, а также делаются статистические выводы.
Учащихся необходимо ознакомить с результатами диагностики, показав каждому, какие умения у него на данный момент сформированы, а над формированием каких умений надо ещё работать. Отражение динамики формирования умений – это новый подход к оценке деятельности школьника. После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса.
Системная диагностика предметной обученности даёт возможность учителю сравнивать умения уч-ся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающее - коррекционную работу с уч-ся и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.
4. Анализ результатов диагностики.
Количественный анализ результатов отражён в диагностической карте – это подсчёт в % обученности класса в целом и сформированности каждого диагностируемого умения. Под качественным анализом следует понимать выявление индивидуальных качественных показателей обученности и степени сформированности требуемых умений и навыков у уч-ся. Сравнительный анализ диагностических карт, составленных в конце учебного года по итогам обучения, и начальной диагностики, проведённой в начале следующего года в одном и том же классе, позволяет выявить также степень прочности усвоения учебного материала. Содержание диагностической работы в начале учебного года можно не разрабатывать, а предложить работу, проводимую в конце предыдущего года. Сроки проведения начальной диагностики – первая неделя учебного года. Проводится она без предварительной подготовки уч-ся. Анализ результатов работы определит содержание работы с уч-ся во время, отведённое на повторение, которое будет целенаправленно использовано для коррекции необходимых при дальнейшем обучении умений.
5. Планирование и организация коррекционно-развивающей работы.
Завершает работу с картой вывод о последующей дифференцированной работе с уч-ся по выявленным проблемам и о перспективах развития каждого уч-ся коррекционно-развивающей работе (вместо работы над ошибками). Анализ диагностических карт позволяет учителю спланировать развивающее-коррекционную работу (коррекция это средство, а развитие ребёнка – цель) и с помощью системы упражнений помочь каждому уч-ся достигнуть планируемых результатов обучения. Формы такой работы: индивидуальная (творческого характера или повышенной сложности у кого сформировано) и групповая (из анализа карты) в соответствии с допущенными ошибками. Проводить коррекционную работу можно в начале каждого урока в течение 5-10мин или посвятить целый урок.
6. Подбор и системное комплектование тренировочных упражнений и заданий
Содержание различных дидактических материалов, практических заданий, занимательных упражнений, работа со справочной литературой позволяет подобрать (составить) задания для организации коррекционно - развивающей работы. Цель этой работы: формирование умений, предусмотренных «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы», у всех уч-ся. Пока существует основной показатель успеваемости уч-ся отметка, необходимо с этим считаться при применении технологии диагностики предметной обученности. Вместо некоторых самостоятельных работ можно проводить диагностические. После составления диагностической карты результаты уч-ся в эквиваленте оценить отметками и выставить по желанию уч-ся в журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Председателя Методического объединения
Отчёт о работе Методического объединения учителей начальных классов за учебный год...
Доклад на районном совещании завучей по теме:"Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников при проведении курса ОРКиСЭ как средство подготовки итогового проекта"
В данной публикации представлен материал из опыта работы по курсу ОРКиСЭ в 4 классе...
Доклад на августовское совещание
В данном докладе рассомтрен вопрос повышения качества знаний на уроках русского языка в начальной школе через применение компьютерных технологий....
Доклад на отраслевом совещании
"Из опыта работы по введению и реализации ФГОС на первой ступени обучения"...
выступление на методическом совещании "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"
Материал знакомит с целью конкурсов, задачами, этапами....
Доклад на августовском совещании
Образовательная и профессиональная компетентность педагога в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"
Доклад на августовское совещание учителей начальных классов "Современный урок"...