Методические рекомендации по оценке проектной деятельности
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по оценке проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrument_po_proektnoj_dejatelnosti.docx | 44.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценка изменения мотивации к изучению учебных дисциплин и мотивации на проектно- исследовательскую деятельность определяется на основе наблюдений учителя и специально разработанных анкет.
Анкета №1.
Почему Вы посещаете элективные курсы с углубленным изучением ………?
Варианты ответов:
а) потому что мне порекомендовали родители; б) потому что мне нравится учитель; в) потому что я хочу больше знать; г) потому что мне нравится изучать этот предмет.
Анкета №2.
Почему ты выбрал данный проект?
Варианты ответов:
а) потому, что этот проект мне предложил учитель;
б) потому, что мне пообещали свою помощь родители; в) потому, что этот проект выбрал мой товарищ; г) потому, что мне интересна тема проекта; д) потому, что мне интересно работать над проектом.
Анкета №3.
Почему ты выбрал данный исследовательский проект по………….? Варианты ответов:
а) потому, что этот исследовательский проект мне предложил учитель; б) потому, что мне пообещали свою помощь родители; в) потому, что этот исследовательский проект выбрал мой товарищ; г) потому, что мне интересна тема исследовательского проекта; д) потому, что мне интересно работать над исследовательским проектом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Способы оценки сформированности проектно-исследовательской компетенции
(По данным исследования Альниковой)
Таблица 1. Количественная оценка степени сформированости проектно-исследовательской компетенции (способ получения знаний, приобретенных в процессе проектно-исследовательской деятельности).
Критерии Уровни | Способ получения знаний | Качественная оценка ученика | Баллы |
А) | Знания, полученные из учебника. | 10 | |
Б) | Знания, полученные из учебника и рекомендуемых учителем источников | 20 | |
В) | Знания, полученные из учебника и из самостоятельно подобранных источников. | 30 |
Данную таблицу учитель дает заполнить ученикам, которые самостоятельно отмечают тот уровень, на котором они находятся.
Таблица 2. Количественная оценка степени сформированости проектно-исследовательской компетенции (характер мотивов деятельности).
Критерии Уровни | Характер мотивов | Баллы |
А) | Внешние мотивы | 5 |
Б) | Внешние и появление внутренних мотивов | 10 |
В) | Внутренние мотивы | 15 |
Данную таблицу заполняет учитель по результатам анкет и беседы с учащимися (наблюдая за их работой).
Таблица 3. Количественная оценка степени сформированости проектно-исследовательских умений, входящих в состав проектно-исследовательской компетенции (степень проявления самостоятельности)
УМЕНИЯ | КРИТЕРИИ, УРОВНИ | |||||
А) | Баллы | Б) | Баллы | В) | Баллы | |
1.Формули ровать цель. | Использует готовую цель, предложен ную учителем. | 2 | Может сформулиро вать цель с помощью учителя или других учеников. | 4 | Формулирует цель самостоятель но. | 6 |
2.Планиро вать деятель ность. | Планирует проектную деятельность совместно с учителем. | 2 | Планирует проектную деятельность совместно с другими учениками. | 4 | Планирует исследовательскую деятельность самостоятель но или с другим учащимися. | 6 |
3.Осуществлять сбор и анализ информа ции. | Пользуется только информа цией учебника. | 2 | Пользуется знаниями, приобретенными из учебника самостоятель но и другими источниками по рекомендации учителя. | 4 | Пользуется знаниями, приобретенными из различных источников (включая Интернет), выходящие за рамки программы. | 6 |
4.Выдвигать и обосновы вать. гипотезу. | Не умеет. | 2 | Умеет с помощью учителя или с помощью других учеников. | 4 | Умеет самостоятель но. | 6 |
5.Выпол нять экспери мент. | Выполняет эксперимент по предложен ному плану, используя известные приборы. | 2 | Выполняет эксперимент по совместно разработанному плану с учителем, самостоятель но конструирует установку. | 4 | Самостоятельно планирует и самостоятель но выполняет эксперимент. | 6 |
6.Представ лять результаты. | Предлагает результаты работы в виде доклада. | 2 | Предлагает результаты работы в виде доклада с разработанной совместно с учителем компьютер ной презентации. | 4 | Предлагает результаты работы в виде доклада, а также оценку результатов. Разрабатывает компьютер ную презентацию самостоятель но. | 6 |
7.Оуществ лять рефлексию. | Не умеет. | 2 | Умеет с помощью учителя. | 4 | Умеет самостоятель но. | 6 |
Для того, чтобы определить уровень сформированности проектно-исследовательской компетенции, учитель суммирует баллы из таблиц: способ получения знаний (по уровням); характер мотивации (по уровням); степень проявления самостоятельности (по уровням).
В результате суммирования всех компонентов проектно-исследовательской компетенции, можно выделить максимально количество баллов по указанным уровням: уровню «А» соответствует 29 баллов; уровню «Б» соответствует количество баллов от 30 до 58; уровню «В» соответствуют баллы от 59 до 87.
Для того чтобы рассчитать количество баллов для определения уровня сформированности проектно-исследовательской компетенции, нами была разработана формула: УСК=СПЗ+ХМ+СУ,
где УСК – уровень сформированости компетенции, СПЗ – способ получения знаний, ХМ – характер мотивации, СУ – сформированность умений.
Подсчет баллов по формуле можно осуществлять следующим образом.
Например, ученик А.Г. в таблице №2, отметил, что его способ получения знаний соответствует уровню «Б» (то есть он получил знания из учебника и рекомендуемых учителем источников), что соответствует 20 баллам. Значит СПЗ (ученика А.Г.)=20 (балла). Далее учитель на основе наблюдения и специальных анкет, позволяющих определить характер мотивации ученика, в соответствии с таблицей №3 отмечает, что у него преобладают внутренние мотивы к осуществлению проектно-исследовательской деятельности, следовательно, ХМ (ученика А.Г.)=15 (балла). После того как ученик выполнил исследовательский проект, учитель определяет уровень сформированности его умений в соответствии с таблицей № 4.
Если ученик А.Г. может формулировать цель с помощью учителя, то он зарабатывает 4 балла; планирует исследовательскую деятельность самостоятельно - 6 баллов; пользуется знаниями, приобретенными из учебника самостоятельно и другими источниками по рекомендации учителя - 4 балла; умеет самостоятельно выдвинуть и обосновать гипотезу – 6 баллов; самостоятельно планирует и самостоятельно выполняет эксперимент - 6 баллов; предлагает результаты и их оценку в виде доклада с компьютерной презентацией - 6 баллов; умеет самостоятельно осуществлять рефлексию - 6 баллов, то его суммарный балл СУ = 44. Таким образом, УСК (ученика А.Г.) = 20+15+44=79 (балла). Следовательно, проектно-исследовательская компетенция у ученика А.Г. сформирована на уровне «В», то есть ученик способен самостоятельно решать возникшие перед ним проблемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся
(для оценки проектной деятельности)
Уровень I | Уровень II | Уровень III | Уровень IV | |
Решение проблем |
|
|
|
|
Работа с информацией |
|
|
|
|
Коммуникация |
|
|
|
|
Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся
(для оценки проектной деятельности)
Решение проблем
Уровень I | Уровень II | Уровень III | Уровень IV | |||||
1 балл | 2 балла | 3 балл | 4 балл | 5 балл | 6 балл | 7 балл | 8 балл | |
Постановка проблемы | Ученик подтвердил понимание проблемы, сформули рованной учителем. | Ученик объяснил причины, по которым он присту пил к решению пробле мы, сформулированной учителем. | Ученик описал ситуацию и указал свои намере ния. | Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуацию. | Ученик проанализировал ситуацию и назвал противоре чие между идеальной и реальной ситуацией. | Ученик назвал некото рые причины существования пробле мы, сформулированной с помощью учителя. | Ученик сформули ровал проблему на основе детального анализа ситуации и привел анализ причин ее существования. | Ученик указал некото рые последст вия существования проблемы |
Целеполагание и планирование | Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформули рованных учителем. | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. | Ученик сформулировал задачи, адекват ны цели проекта, опреде ленной совмест но с учителем. | Ученик сформули ровал цель проекта на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем. | Ученик предложил способ убедиться в достижении цели. | Ученик обосно вал достижи мость цели и назвал риски. | Ученик предложил возможные способы решения проблемы. | Ученик предло жил страте гию достиже ния цели на основе анализа альтерна тивы. |
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. | После заверше ния проекта ученик описал последо ватель ность и взаимо связь предпри нятых действий. | Ученик выстроил в хроноло гической последо вательности сформулированные совмест но с учителем действия (шаги). | Ученик указал время, необходи мое для выполнения сформули рованных совместно с учителем действий (шагов). | Ученик зафиксиро вал результаты текущего контроля за соответст вием деятельнос ти плану. | Ученик спланиро вал текущий контроль с учетом специфи ки деятель ности (шагов). | Ученик предложил действия (шаги) в соответст вии с задачами и назвал некоторые необходи мые ресурсы. | Ученик обосно вал необходимые для реализа ции проекта ресурсы. | |
После завершения проекта ученик описал получен ный продукт. | На этапе планиро вания ученик описал продукт, который предполагает получить. | Ученик детально описал характеристики продукта, важные для его использования. | Ученик указал, каким образом он планирует использо вать продукт. | Ученик описал характерис тики продукта, с учетом заранее заданных критериев оценки продукта. | Ученик обосновано назвал потенции альных потреби телей и области использования продукта. | Ученик сформули ровал рекоменда ции по использованию получено го продукта другими. | Ученик спланировал продвижение или указал границы использования продукта. | |
Оценка результата | Ученик высказал оценочное отношение к получен ному продукту. | Ученик привел аргумент, подтверждающий справед ливость высказанного оценочного отноше ния. | По завершении проекта ученик сравнил ожидае мый и получен ный продукт. | Ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу. | Ученик оценил получен ный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями | Ученик предло жил несколь ко крите риев для оценки продукта. | Ученик предложил систему критериев для оценки продукта. | Ученик обосно вал способ оценки продукта. |
Ученик высказал свое впечатле ние от работы над проектом. | Ученик назвал труднос ти, с которыми он столкнулся при работе над проектом. | Ученик назвал сильные стороны работы над проектом. | Ученик назвал слабые стороны работы над проектом. | Ученик привел причины успехов и неудач (труднос тей) в работе над проектом. | Ученик предло жил способ(ы) преодоле ния труднос тей (избежа ния неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом. | Ученик аргументи ровал возмож ность использо вать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельнос ти. | Ученик проанализировал результа ты работы над проектом с точки зрения жизнен ных планов на будущее. |
Работа с информацией
Уровень I | Уровень II | Уровень III | Уровень IV | |||||
1 балл | 2 балла | 3 балл | 4 балл | 5 балл | 6 балл | 7 балл | 8 балл | |
Поиск информации | Ученик указывает на отсутствие информа ции, во время выполнения того действия, для которого эта информа ция необходи ма, задавая вопросы. | Ученик указывает на отсутст вие конкрет ной информации во время обсужде ния с руководителем общего плана деятель ности в рамках проекта, задавая вопросы. | Ученик выделил из обозна ченных учителем вопросов для изучения, те, информацией по которым не обладает. | Ученик указал, какая информа ция по тому или иному вопросу, поставлен ному учителем или самостоя тельно, необходима для выполнения проекта. | Ученик самостоя тельно назвал виды источни ков, из которых он планирует получить информа цию, рекомендо ванную учителем. | Ученик организо вал поиск информа ции в соответст вии с планом работ по проекту. | Ученик при планировании работы выделил вопросы, по которым необходимо получить сведения из нескольких источни ков. | Ученик самостоя тельно и аргумен тировано принял решение о заверше нии этапа сбора информации. |
Ученик продемонстрировал владение информа цией из указанного учителем источника. | Ученик зафикси ровал исчерпы вающую вопрос информацию из указанно го учителем источни ка. | Ученик зафикси ровал исчерпы вающую вопрос информацию из несколь ких источни ков, указан ных учителем. | Ученик получил сведения о конкретных источниках информации при работе с каталогом или поисковой системой. | Ученик зафиксиро вал информа цию, получен ную из разных источников в единой системе, предложен ной учителем. | Ученик охарактеризовал основные источники информа ции, которыми он воспользовался. | Ученик предложил способ системати зации данных и сведений, получен ных из различных источни ков. | Ученик обосно вал использование источни ков информации того или иного вида. | |
Обработка информации | Ученик изложил получен ную информа цию. | Ученик изложил те фрагмен ты получен ной информации, которые оказались новыми для него или задал вопросы на понима ние. | Ученик назвал несовпа дения в сведе ниях, содержа щихся в источни ках информации, предло женных учителем. | Ученик интерпретировал получен ную информа цию в контексте содержания проекта. | Ученик указал на выходящие из общего ряда или противоре чащие друг другу сведения. | Ученик привел объясне ние, касающееся данных (сведе ний), выходя щих из общего ряда, или обнару женных противоречий. | Ученик реализовал предложенный учителем способ разреше ния противоречия или проверки достовер ности информа ции. | Ученик предло жил способ разреше ния противо речия или проверки достоверности информации. |
Ученик воспроиз вел аргумента цию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информа ции. | Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источни ка информации. | Ученик предло жил или предпри нял действия по проекту, основываясь на получен ной информации. | Ученик сделал вывод (присоеди нился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один аргумент. | Ученик сделал вывод (присоеди нился к выводу) на основе полученной информации и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения. | Ученик выстроил в собствен ной логике совокуп ность аргумен тов, подтверж дающих вывод. | Ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информа ции. | Ученик подтвер дил вывод собствен ной аргумен тацией или самостоя тельно получен ными данными. |
Коммуникация
Уровень I | Уровень II | Уровень III | Уровень IV | |||||
1 балл | 2 балла | 3 балл | 4 балл | 5 балл | 6 балл | 7 балл | 8 балл | |
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюде нием норм оформле ния текста, заданных образцом. | Ученик изложил вопрос с соблюде нием норм оформле ния текста и вспомогательной графики, заданных образцом. | Ученик изложил тему, включающую несколь ко вопросов с соблюде нием норм и правил оформле ния текста. | Ученик изложил тему, включаю щую несколько вопросов с соблюде нием норм и правил оформле ния текста и вспомога тельной графики, заданных образцом. | Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру и грамотно использо вал вспомога тельные средства. | Ученик поставил цель письмен ной коммуни кации и опреде лил жанр текста. | Ученик изложил вопрос, самостоя тельно предложил структуру текста в соответст вии с нормами жанра. | Ученик предста вил информацию в форме и на носителе, адекват ных цели коммуни кации. |
Устная коммуникация (публичное выступление) | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составлен ному с помощью учителя. | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обраща ясь к плану, составленному с помощью учителя. | Ученик самостоя тельно подгото вил план выступления и соблюдал нормы публич ной речи и регла мент. | Ученик использо вал различные вербальные средства коммуникации. | Ученик адекватно использо вал невербаль ные средства или подготов ленные наглядные материалы, предложен ные учителем. | Ученик самостоя тельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные нагляд ные материа лы. | Ученик реализовал логические или риторичес кие приемы, предложен ные учителем. | Ученик самостоя тельно реализо вал логичес кие или ритори ческие приемы. |
Ученик повторил нужный фрагмент своего выступле ния в ответ на уточняю щий вопрос. | Ученик привел дополни тельную информацию в ответ на уточняющий вопрос. | В ответ на вопрос, на понима ние, ученик повторил фрагмент выступления, раскры вая термины, причин но-следственные связи. | В ответ на вопрос, на понимание, ученик дал объяснения или дополни тельную информа цию. | Ученик дал однослож ный ответ по существу вопроса, в развитие темы. | Ученик дал разверну тый ответ по существу вопроса, в развитие темы. | Ученик уточнил, если это необходи мо, свое понимание вопроса, нацеленно го на дискредитацию его позиции; апеллиро вал к объектив ным данные, авторитету или своему опыту. | Ученик высказал свое отноше ние к вопросу, нацелен ному на дискредитацию позиции, и привел дополни тельные аргумен ты. | |
Продуктивная коммуникация (работа в группе) | Ученики высказываются, следуя теме и процедуре обсужде ния, если учитель выступает в роли координатора дискуссии. | Ученики в основном самостоя тельно следуют процеду ре обсужде ния, установ ленной учителем. | Ученики перед началом обсужде ния договорились о правилах обсужде ния и согласовали основные вопросы с помощью учителя. | Ученики самостоя тельно договори лись о правилах и вопросах для обсуждения | Ученики следили за соблюде нием процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы. | Ученики зафикси ровали получен ные ответы и мнения и предложили план действий по заверше нии обсужде ния. | Ученики обратились к известным им приемам выхода из тупиковой ситуации или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения | Ученики выявили причины неэффек тивности обсужде ния или предложили свои дополне ния к известной процеду ре выхода из тупико вых ситуаций. |
Ученики высказываются в ходе обсуждения или относятся к идеям других членов группы, если к этому стимули рует учитель. | Ученики высказы вали идеи, подготовленные заранее по заданию учителя. | Ученики предлага ли свои идеи, разъясняя их, или аргументировали свое отноше ние к идеям других членов группы. | Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга. | Ученики высказыва ли собствен ные идеи в связи с идеями, высказанными другими участника ми. | Ученики сопостав ляли свои идеи с идеями других членов группы, разви вают и уточняют идеи друг друга. | Ученики называли области совпадения и расхожде ния позиций, выявляя суть разногла сий. | Ученики согласовали критерии и дали сравни тельную оценку предложений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся Глобальные изменения в информационной, в коммуник...
Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Даны методические рекомендации по организации основных этапов проектной деятельности....
Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в начальных классах
Описывается опыт работы над коллективным проектом с учащимися 4 классов....
методические рекомендации по организации проектной деятельности
статья о проектах...
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе
Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....
Проект «Методические рекомендации по организации проектной деятельности во 2 а классе в рамках русского языка»
laquo;Методические рекомендации по организации проектной деятельности во 2 а классе в рамках русского языка»...
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе
Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....