Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в начальных классах
методическая разработка (4 класс)
Описывается опыт работы над коллективным проектом с учащимися 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_proektnoy_raboty.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективная проектная работа
(описание опыта работы над проектом с учащимися 4 класса)
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Выделяют несколько типов проектов: 1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.
Проектная деятельность направлена на развитие у учащихся творческого, познавательного, коммуникативного потенциала, а также на овладение новыми формами учебной деятельности и оценивания, на формирование организационных, исследовательских, социальных компетентностей учащихся.
Для успешного выполнения проекта очень важно создать условия для развития творческого, познавательного и коммуникативного потенциала личности учащегося, организовать разнообразные виды деятельности, направленные на более глубокое изучение темы проекта.
В нашей гимназии особое внимание уделяется проектной деятельности обучающихся. Методическим советом гимназии разработано положение о проектной деятельности, с указанием общих положений, организации, защите и оцениванию проектной работы.
На примере проекта прошлого года «От пера до компьютера…?» расскажу свой опыт работы ориентируясь на этапы работы над проектом.
- Выбор темы проекта и формулирование проблемы.
Темы нашего проекта возникла после посещения экскурсии и мастер-класса «Чем писали в старину» в Музее политической истории.
После посещения у многих детей появился интерес узнать более подробно о предметах письма, возникли вопросы, как появились другие письменные принадлежности, возникло желание еще раз попробовать писать старинными принадлежности.
Таким образом, у учащихся сформировалась мотивация, потребность в поиске недостающей информации, возникла проблемная область для исследования.
Тема проекта может быть рекомендована образовательным учреждением, например, когда был год учителя нам было предложены выполнить проекты о педагогах, которые внесли свой вклад в развитие педагогики.
После выбора темы важно поставить цель, задачи, методы исследования работы над проектом.
- Планирование действий и исследование проблемы (сбор информации по теме проекта).
После определения темы мы распределись на несколько групп, учитывая интересы детей, например, 1 группа изучала древние принадлежности письма. 2 – я узнала, как появились гусиные и стальные перья и т. д.
Руководителю проекта необходимо:
- продумать какие научно и культурно-просветительские учреждения можно посетить учащимся по данной теме. (Библиотеки, музеи, мастер-классы, выставки)
- Организовать практические занятия с детьми по поиску необходимых материалов с использованием различных источников информации; по работе в текстовом редакторе и в создании мультимедийных презентаций
- оказывать консультации для учащихся по сбору, обработке и оформлению проектной работы
- на классных часах каждому из участников проекта давать возможность представить результат работы над своей подтемой. Ребята сообщали об интересных фактах, рассказывали, какими источниками пользовались, делились своими впечатлениями.
- Отбор идей для решения проблемы и реализация проекта.
После отбора материала начали работу над тем, как представить проект. Генератором идей может быть не только руководитель проекта, но и ученики с родителями. В результате реализовать наш проект решили, через создание:
- мультимедийной презентации «От пера до компьютера…?»
- выставки, где учащиеся и их родители предоставили личные экспонаты письменных принадлежностей (гусиные перья, стальные перья, чернильницы, перьевые ручки, печатную машинку)
- Организацию мастер-классов для учащихся начальных классов: где желающие печатали на печатной машинке и писали гусиным пером, стальным пером, перьевой ручкой.
- Оформление стенгазеты, где разместили интересные факты о письменных принадлежностях и новейшие изобретения.
- Написать мини - сочинения на тему «Инструменты письма в будущем».
- Разработали сценарий защиты проекта.
- Первичное подведение результатов, доработка проекта.
Для определения успешности работы над проектом каждого я разработала «Экран достижений в работе над проектом», в котором учитывались:
- степень самостоятельности;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- степень осмысления использованной информации;
- творческий подход;
Проводили репетиции защиты проекта, где отрабатывались неточности, детали.
- Защита проекта. Защиту проекта представили на учебно-практической конференции «Александринские чтения» среди учащихся 4-5-х классов.
6. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
После защиты проекта обсудили в классе результаты внешней оценки, по оценке жюри мы заняли 1 место. По наблюдениям и по опросу большинство учащихся работали над проектом с интересом, им нравилось искать необходимую информацию, иллюстрации, делиться найденной информацией с другими участниками проекта, проводить мастер-классы, создавать мультимедийные презентации, публично выступать.
Практической значимостью проектной работы для учащихся 4 класса можно считать следующие результаты:
- Учащиеся ознакомились с новым видом деятельности – проектной.
- Ознакомились с возможностями использования различных источников информации и их обработке.
- Могли проявить свои индивидуально-личностные особенности, раскрыть свой творческий потенциал.
- Развивали коммуникативные навыки. 5. Овладели опытом публичного выступления. 6.Могут использовать полученные знания в жизни.
Подводя итог можно отметить, что коллективная проектная деятельность, является универсальным методом, обладает необычайным потенциалом для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности.
Проектную работу можно отправить на всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Созидание и творчество». На сайте указаны направления, типы проектных работ, подробно описаны требования, структура работ.
Библиографический список
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010.- с. 28-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Даны методические рекомендации по организации основных этапов проектной деятельности....
СПРАВКА по организации проектной деятельности учащихся в начальной школе
СПРАВКАпо организации проектной деятельности учащихся в начальной школеЦель проверки: определение уровня организации проектной деятельности учителями начально...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся
Данные мтодические рекомендации помогут педагогам организовать исследовательскую деятельность учащихся...
Проект «Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе»
Целью нашего исследования является изучение особенностей организации проектной деятельности в начальной школе и выработка рекомендаций для родителей учащихся....
методические рекомендации по организации проектной деятельности
статья о проектах...
Проект «Методические рекомендации по организации проектной деятельности во 2 а классе в рамках русского языка»
laquo;Методические рекомендации по организации проектной деятельности во 2 а классе в рамках русского языка»...
Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»
В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...