Формирование УУД на занятиях во внеурочной деятельности.
учебно-методический материал на тему

Левина Наталья Сергеевна

   Внеурочная деятельность в условиях ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарт закрепил  обязательность ее организфции в учебном процессе. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы  внеурочная деятельность обязательная. а ребенок имеет право выбора.  Главным в развитии личности ребенка является умение учиться-познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО «Формирование УУД на занятиях во внеурочной деятельности».

Внеурочная  деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарт закрепил обязательность ее организации в учебном процессе. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

  Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.

  Цели универсальных учебных действий:

- воспитывать культуру общения;

- воспитывать любовь и уважение к окружающим;

- сблизить и сплотить детский коллектив;

- развивать адекватную самооценку у  школьников;

- научить анализу собственных действий и поступков;

- научить планированию действий;

- развивать устную речь учащихся;

- развивать творческие способности;

- привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций

  Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

  Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы такие формы, как: студия, секция, клуб, объединение, факультатив, научное общество,  конференция, слет, игра, соревнование, турнир, встреча, концерт, спектакль, практика (полевая, социальная), экскурсия и другие формы.

   В том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.

  Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной  деятельности.

 Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.

    Виды и направления внеучебной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с  видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая деятельность.  Следовательно, все направления внеучебной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир.

  Одним из основных направлений и ценностных основ воспитания и социализации учащихся является воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде – экологическое воспитание.

    Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

  В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. 

   Для достижения этой цели и была составлена программа «Зеленая планета».

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Цель и задачи курса «Зеленая планета» следующие:

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

  От состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека. Экологическое образование и воспитание начальных форм экологической культуры детей начинается с понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Воспитание экологической культуры – это прямая связь с предметом окружающий мир, что способствует формированию метапредметных результатов.

  Участие  в различных экологических мероприятиях способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), т.е. способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Экологические акции («Покормите птиц»;  «В защиту зеленого друга»;  «Чистый двор»,  и др.) способствуют формированию:

- Личностных УУД, т.е. формируют умения  оценивать жизненные ситуации, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.  Например, отношение человека к нашей зеленой лесной красавице, к соучастию и посильной помощи в подкормке птиц, изготовлении скворечников, сохранению редких растений и т.д.

- Регулятивных  УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция). Это постановка учебной задачи, составление плана действий, преодоление препятствий.

- Познавательных общеучебных УУД: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Например, дети уже знают, что птицы нуждаются в зимней подкормке, но не всегда знают, какой корм необходим тем или иным видам птиц.

- Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого. Например, при совместном планировании, подготовке выступлений, изготовлении плакатов и др.

Творческие экологические конкурсы способствуют формированию:

- Познавательных логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую. Например, чтобы нарисовать животное или написать про него рассказ, сказку, необходимо знать его внешний вид, особенности жизни, повадки, отличия от других и т.д.

- Коммуникативных УУД -  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  Экологические кукольные спектакли способствуют формированию:

- Познавательных общеучебных УУД: умение моделировать, смысловое чтение.

- Логических УУД: обобщение, сравнение.

- Коммуникативных УУД -  умение выполнять разные социальные роли.

Здесь важно вживание в роль, передача особенностей персонажа голосом, жестами, поведением, взаимодействием с другими и т.п. Кукольные спектакли способствуют приобретению основных знаний по экологии в простой ненавязчивой форме. Это обеспечивает общение между детьми, вызывает положительные эмоции, стимулирует активность ребенка.    

  Исследовательская деятельность способствует приобщению школьников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному отношению с объектами и явлениями окружающего мира и т.д.

  Проектная деятельность. Метод проектов в экологическом образовании открывает новые возможности переноса образовательного процесса в реальную среду жизнедеятельности социума. Так, в сотрудничестве, мечте и практике развивается экологическая культура и социальная активность подрастающего поколения.

Эти виды деятельности позволяют формировать и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные универсальные учебные действия. В их основе лежит способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.

   Уважение к природе складывается из мелочей, из повседневного с ней общения и даже самый маленький гражданин должен осознать ответственность за свое отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...

Дидактические игры по формированию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью на занятиях по внеурочной деятельности

Дидактические игры предназначены для обучающихся 1-4 классов, которые реализуются на занятиях по программам внеурочной деятельности...

Формирование культуры здорового образа жизни на занятиях во внеурочной деятельности у детей с ОВЗ

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы, где мы работаем, является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой зад...

Мастер-класс «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

laquo;Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать ...

Мастер-класс «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности»

В данном мастер-классе представлен собственный педагогический опыт применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности младших школьников....

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...