Мастер-класс «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности
материал по математике (4 класс)

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Формирование  математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности»

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития математической грамотности

Задачи мастер-класса:

показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно-ориентированных заданий для развития  математической грамотности учащихся;

способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие  математической грамотности учащихся;

содействовать профессиональному общению;

вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мастер-класса

Организационный этап.

-Когда вы заходили в класс, то каждый из вас избрал карточку определенного цвета. Психологи доказывают, что красный цвет означает оптимизм, хорошее настроение; зеленый- спокойствие и уверенность, желтый – светлое приятное настроение; синей – грустное настроение. С таким настроением вы сегодня пришли в гости к нам. Но карточки нам помогут объединиться в группы для последующей работы (объединения в группы)

1. Вступление

Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по формированию математической грамотности младших школьников, как одной из составляющих общей функциональной грамотности учащихся.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

      В данном определении «математической грамотности», как мы видим, основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому, основное внимание нужно уделять  развитию способности обучающихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

Отсюда следует, что при изучении математики уже в начальной школе следует использовать практико-ориентированные задания.

 Сегодня я хочу остановиться на рассмотрении сюжетных текстовых задач как математических моделей реальных ситуаций во всём их многообразии. При изучении математики в начальной, да и основной школе не хватает учебного времени для решения подобных задач, поэтому необходимо создание программы практико-ориентированного курса. У меня это программа «Математическая шкатулка».

2. Основная часть мастер-класса

Остановимся на самом понятии «текстовая задача». Определения текстовой задачи предлагают различные авторы. Вот одно из них:

Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения (А.П. Тонких).

Математические задачи называются текстовыми, если в них присутствует хотя бы один объект, который является реальным предметом.

Большинство задач, предлагаемых в учебниках математики начальной школы, отвечают этим требованиям. Но сюжеты этих задач не способствуют формированию представлений детей о значимости науки математики в их жизни. Они далеки от реальных интересов и проблем учащихся. Другое дело, когда учитель предлагает задачу об учениках класса, о событиях,  в которых участвовали дети. Интерес возрастает многократно! Детям нет никакого дела до фруктов, которые привезли в какой-то магазин. Но им очень интересно решить задачу про выпечку из школьного буфета. А если вы перед этим проведете опрос и выясните, какая выпечка популярна среди учащихся, то сто процентное участие в решении задачи вам гарантировано.

Прикладными для школьников могут быть задачи по математике на оплату покупок в магазине и расчеты материалов для ремонта. Важно искать современные и интересные новому поколению ситуации: расчет времени на скачивание игры, подбор тарифа на мобильную связь и так далее.  В старшей школе можно показать ученикам связь математики с их будущей профессией.

Рамки внеурочной деятельности позволяют нам включать в работу занятия в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы.

Предлагаю вашему вниманию деловую игру «Поездка в Самару», которую я провела в 3 классе. Заранее дети были разделены на 4 команды.

Задание1.Трое друзей, учеников 3а класса  Вася, Толя и Сережа сумели сэкономить на карманных деньгах и скопили некоторую сумму к концу 2019года. Причем, денег у каждого оказалось поровну. Мальчики решили деньги не тратить, а копить до весенних каникул, чтобы вместе развлечься в Самаре. Но к концу февраль ребята поняли, что их затея провалилась. Один из мальчиков потратил часть денег на подарок маме на день рождения. Другой и сам не заметил, как  в копилке остались только монеты. И только один мальчик не потратил ни одной копейки.

 Рассмотрите таблицу. Ответьте на вопросы.

Вопросы:

-Кто оказался самим экономным?

-Кто очень любит маму?

-Кто не умеет обращаться с деньгами?

- Сколько денег было у каждого мальчика после Нового года?

(зеленая карточка)

Мальчики

Остаток

Количество денег (выполните вычисления)

Вася

4монеты по 10руб

10+10+10+10=40

(рублей)

Толя

4 купюра по 100руб

100+100+100+100=400(рублей)

Серёжа

4 купюры по 200руб

200+200+200+200=800

(рублей)

- Итак, мы видим, что не все третьеклассники умеют обращаться с деньгами. А с вами подобная ситуация не случалась?

Задание 2

-Сергей понял, что ему уже не надо копить деньги и решил их потратить. Тем более, что мама предложила на последние зимние выходные съездить в Самару, проведать  бабушку и дедушку. Сергей был мальчик разумный и любящий внук. Он решил часть накопленных денег потратить на развлечения, а часть на подарки дедушке и бабушке.

- Посмотрите внимательно на диаграмму. Что вы поняли? Как мальчик потратит деньги?

(средства будут потрачены поровну)

- Как узнать, сколько денег Сергей планирует потратить на подарки?

Задание 3

-Мама попросила Сергея рассчитать,  сколько ей надо дать ему денег на дорогу.  Вам надо помочь Сергею  с расчетами.

-Какой информации вам не хватает? ( Как будет добираться? С кем? На каком виде транспорта? Сколько стоит билет?)

- На некоторые вопросы вы найдете ответ в тексте, что-то вам предстоит выяснить самим.

Текст: Сергей поедет на электричке вместе с сестрой Светланой. Сестра студентка Кинель-Черкасского техникума. На вокзал их отвезёт папа. В Самаре их встретит дедушка. Обратно они поедут на электричке. На обратном пути в Кинель-Черкассах папа их встретить не сможет, поэтому с вокзала до дома ребята доберутся на такси.  

Остальную информацию вы найдете на сайте РЖД

РАЗОВЫЕ ТАРИФЫ

*Льгота предоставляется учащимся и воспитанникам общеобразовательных учреждения старше 7 лет (от 5 лет до наступления 7-летнего возраста оформляется детский билет), студентам.

Полный тариф

160р

льготный тариф*

80р

детский тариф

40р

провоз живности

40р

 Задание 4

- Сергей решил купить подарки заранее в Кинель-Черкассах.

- Помогите ему выбрать подарки в магазинах «Универмаг», «Магнит», «Хозяюшка»

-Учтите, что Сергей просил потратить все деньги, не экономить на подарках любимым родственникам.( детям предлагается презентация. «Магазины Кинель-Черкасс», где они узнают стоимость товаров.)

Результаты поиска вставьте в таблицу.

Кому?

Что?

Цена

Кол-во

Стоимость

Стоимость всех подарков:

……..руб

Задание 5

Папа приготовил для Сергея несколько вариантов развлечений в Самаре Вам надо подобрать программу. Будьте внимательны, т.к. папа допустил ошибки. Вспомните,  какую сумму может расходовать Сергей? (400руб.) Постарайтесь израсходовать их все.

(На слайдах картинки с  рекламными проспектами: цирк, кинотеатр, Макдональдс, выставка)

Ученики вписывают расходы в таблицу.

Вид развлечения

стоимость

1.

2.

Общая сумма расходов:

Итог: Дети делают вывод, о том правильно ли они распределили деньги, кто был очень экономный, кто допустил перерасход.

В заключении учитель говорит о важности математики в жизни.

 

Приступая к разработке любых заданий по формированию функциональной грамотности( в том числе и математических),  предлагается придерживаться некоторых требований.

Требования к составлению заданий

  • Задание, поставленное вне предметной области и решаемое с помощью предметных знаний (математики, физики, биологии и др.).
  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся.
  • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
  • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, не многословны.
  • Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.).
  • Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Я считаю, что в работу по формированию математической грамотности следует включать больше текстовых задач с недостающими данными. Поиск этих данных, будет одной из задач учащихся.  Не следует забывать, что формирование информационно грамотности очень важная составляющая общей функциональной грамотности человека.

Разрабатывая  текст задачи, направленной на формированию математической грамотности с точки зрения её функциональности, следует помнить, что основная цель таких заданий не отработка каких то конкретных предметных умений, а применение математических знаний, которыми дети владеют в совершенстве, в конкретной жизненной ситуации. Сложная многошаговая задача разбивается на цепочку отдельных заданий, в каждом из которых ребенок делает шаг к решению проблемы. Такие задания проводят ребенка через все этапы работы с проблемой, от ее формулирования на языке математики до интерпретации. Каждый шаг система помогает выполнять наводящим вопросом, предложением разных вариантов или при помощи визуализации.  

Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике, где составили подборку заданий на формирование математической грамотности.

Проведение практических занятий

Практическую часть я хочу начать со слов швейцарского медика, философа, естествоиспытателя Парацельса. Он сказал: «Все элементы Вселенной имеют взаимосвязи, все существа в этом мире связаны между собой». Сегодня мы попробуем доказать это.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам самостоятельно составить компетентно-ориентированное задание (составить задачную формулировку) по теме «Действия с натуральными числами» с предложенными предметами, используя структуру компетентностно-ориентированного задания.

Структура КОЗ:

  1. Стимул- погружает в контекст задания и мотивирует на выполнение.
  2. Задачная формулировка – точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания.
  3. Источник информации- содержит необходимую информацию для успешной работы.
  4. Бланк для выполнения задания – задает структуру предъявления результатов деятельности.
  5. Инструмент проверки – модельный ответ или поле модельных ответов.

Условие: один из источников информации должен быть вне основного текста задачи.  Эти источники у меня находятся в коробке. Каждой группе надо выбрать необходимый для своей задачи предмет ( линейка, книга, Рекламный журнал «Магнит», пакет обойного клея, смартфон,

Задания групп

Попробуйте составить задачную формулировку к заданию по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:

1. Книга, книжная полка, рулетка.

( Участники выбирают дополнительный источник информации: книгу и линейку)

Модельный ответ:

Мама купила энциклопедию «Всё обо всем», состоящее из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?

2. План комнаты и рулон обоев, малярная кисть.

( Участники выбирают дополнительный источник информации:  упаковка обойного клея)

Модельный ответ:

Родители ученика 4а Серёжи Петрова  решили оклеить его комнату новыми обоями. Периметр комнаты12м. Высота потолков 2.5 м. Сколько рулонов обоев по 10м и обойного клея им понадобиться?

3.  Стол, новогодняя елка, кошелек.

( Участники выбирают дополнительный источник информации:  Рекламный журнал магазина «Магнит»)

Модельный ответ:

 Маме надо закупить  продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помогите маме  собрать  новогодний стол на 5000р.

4.  Электропоезд, фото семьи их 4 человек, попкорн)

 ( Участники выбирают дополнительный источник информации:  смартфон)

Семья Ивановых, состоящая из 4 человек) на зимние каникулы решила съездить в Самару  в развлекательный  центр «Гудок». Рассчитайте стоимость поездки для всей семьи ( информацию о стоимости билетов берут на сайте РЖД)

Каждой команде предлагается  подумать, как будут представлены результаты ( таблица, рисунок, диаграмма и т.п.)

Каждая группа представляет результат своей работы.

Уважаемые коллеги,  выполняя задание, вы  проявили свои способности мыслить неординарно, креативно. Креативность – одна  из  составляющих общей функциональной грамотности человека.  Подбирая задания, мы должны давать детям возможность проявить свою креативность.

3. Подведение итогов мастер-класса

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

 В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.  

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Мастер-класс  «Формирование читательской грамотности младших школьников»Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образован...

Мастер-класс "Формирование математической грамотности младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Цель мастер-класса - ознакомление педагогов  с опытом работы по формированию и оценке математической грамотности младших  школьников....

Мастер-класс «Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности»

В данном мастер-классе представлен собственный педагогический опыт применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности младших школьников....

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...

Благодарность за мастер-класс "Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка"

Благодарность за мастер-класс "Формирование языковой грамотности младшего школьника на уроках русского языка"...