Выступление и презентация на тему: "Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении".
методическая разработка (1 класс) по теме

Метелёва Ирина Геннадьевна

Материал МО учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

Чойский район Республика Алтай

Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении.

Автор: Метелева И.Г.

учитель начальных классов

Ынырга 2017 г.

Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении.

     При безотметочном обучении в 1 классе каждый учитель задумывается о том, как повысить интерес детей к учебе, поскольку каждый ребенок уже к началу учебного года ждет оценку своей учебной деятельности, которая стимулирует его на дальнейший успех.

У учителя возникает проблема выбора: какие приемы более доступны и интересны в работе, как лучше проследить рост успеваемости каждого ребенка.

     В своей практике мною были использованы следующие приемы, которые, на мой взгляд, эффективны в работе.

Слайд 2

Словесное оценивание (при устных ответах):

  • если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,
  • если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

     В самом начале 1 класса учимся оценивать работы с помощью соответствующих символов, заменяющих слова и отметки; результаты отмечаем на полях.

+  отлично справляется с заданиями;

+ - справляется с заданиями частично, нужна помощь;

-  не справляется с заданиями, постоянно нужна помощь.

     На следующем этапе оцениваем с помощью смайликов

- улыбающийся смайлик (справляется с заданиями отлично);

- смайлик с прямым ротиком (справляется с заданием, но есть затруднения;

- грустный смайлик (нужна помощь).

Слайд 3

Оценочная лесенка

Лесенка - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Слайд 4

Светофор - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам,

жёлтый – я умею, но не уверен,

красный – нужна помощь.   

- Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.  «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».
 - Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.  «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».
 - Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить».

Слайд 5

     "Линеечки" как инструмент небаллированной оценки (Г.А.Цукерман).
Линеечки - это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки с горизонтальными делениями.
 Каждое деление имеет своё значение. Например:
Верхнее деление – работа выполнена аккуратно, без ошибок;
Среднее деление – работа выполнена аккуратно, но есть 1-2 ошибки или работа выполнена без ошибок, но не аккуратно;
Нижнее деление – старался, но допустил более 2 ошибок.
  Ученик, оценив работу, ставит крестик около одного из делений.  Обводя крестик, учитель соглашается с учеником, если не соглашается - ставит крестик на другом уровне.

Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов:
-
 ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы.
Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с нее.
И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем с середины 1 класса), можно переходить к формированию
прогностической самооценки.

Слайд 6

1 класс.
1 шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, т.е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.

2 шаг: ребенок оценивает себя сам сразу после выполнения до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

А - аккуратно

К – красиво

П – правильно

И – интересно

Т – трудно

С – старался

Х – хочу научиться этому

Д – дружно работали

Г – группой работать лучше.

В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом по двум критериям, затем по трём критериям.

     Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, т.к. является "точкой роста" самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагается лишь тогда, когда ретроспективная самооценка осознана, адекватна, дифференцирована.

      При выполнении заданий ученикам предлагается, например, три  линеечки и вместе с классом выбираем, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливаем линеечки: К - красиво, П - правильно, С - старался, З - завтра тоже хочу и т.д.

Слайд 7

Предлагаю алгоритм, позволяющий ученику сознательно и произвольно совершать действия и объективно анализировать свою деятельность:
1.Цель моей работы …
2.Составляю план своей работы …
3.Выполняю …
4.Проверяю …
5.Оцениваю …

Слайд 8

Оценки не совпали:
Оценки совпали: 

Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя.
 
Несовпадение оценок
– повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

     Дети учатся оперировать такими понятиями, как: знаю, умею; знаю и умею еще недостаточно; знаю умею недостаточно…

Слайд 9,10.

Достижения по учебным предметам очень хорошо помогает отследить “Карта индивидуальных достижений” (карта успехов) - это своеобразная тетрадь творчества, в которой совмещены достижения в учебе во внеурочной деятельности, она помещается в портфолио. В результате ведения этой тетради учащиеся видят свои успехи и продвижения в учебе.

Слайд 11

      Еще один прием из практики. На уроках в процессе обучения дети получают жетончики в виде геометрических фигурок не только за знания и умения, но и:

  • хорошие ответы,
  • добросовестное отношение к учебе, труду,
  • хорошее поведение,
  • самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь.

В конце каждого месяца ведётся подсчёт жетончиков. Затем дети наклеивают их в тетради творчества (“Карта индивидуальных достижений”). В этот момент перед учащимися ставится задача творчески подойти к наклеиванию жетончиков. Творчество заключается в изобразительности, можно выполнить аппликацию в виде узора, фигурок людей и животных, различных предметов. Выполнение творческих работ способствует развитию задатков проектной деятельности. Детям интересно. Учителем ведется отдельная тетрадь, в которой фиксируются результаты каждого ребенка по количеству жетончиков. В итоге видна динамика достижений в учебе.

     Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной  деятельности, т.е. это способствует в первую очередь развитию регулятивных УУД, а так же коммуникативных и личностных УУД.

Слайд 12

Выводы:
- За  безотметочным обучением будущее
- Происходит реальное развитие оценочных умений
- Снижается уровень общей и учебной тревожности
- Осуществляется дифференциация   не только по процессу, но и по результату обучения
- Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.

     Безотметочная система работает не первый год, но стереотипы побороть сложно. Дети приходят в школу за отметками, причём хорошими.
- Прежде чем учить детей самооценке, каждому из нас необходимо выучить и внедрить в практику своей работы ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Слайд 13

  Правила оценочной безопасности

  • Не скупимся на похвалу.
  • Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
  • Не высмеиваем, а шутим по доброму.
  • Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
  • Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ.
  • Умеем сами, научим другого.

Спасибо за внимание!

МОУ «Ыныргинская СОШ» Метелева И.Г. учитель начальных классовСтраница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы оценочной деятельности используемые при безотметочном обучении Выполнила: Метелева И.Г. учитель начальных классов МОУ « Ыныргинская СОШ»

Слайд 2

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ Словесное оценивание ( при устных ответах): если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д . Знаковая символика + все понятно, + - есть затруднения, - не справляюсь

Слайд 3

ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕСЕНКА РАБОТАЛИ ХОРОШО И ДРУЖНО! ПОЛУЧИЛАСЬ ЧАСТЬ РАБОТЫ! РАБОТА НЕ ПОЛУЧИЛАСЬ!

Слайд 4

Светофор нужна помощь я умею сам я умею, но не уверен

Слайд 5

"Линеечки" как инструмент небаллированной оценки ( Г.А.Цукерман ). А - аккуратно К – красиво П – правильно И – интересно Т – трудно С – старался Х – хочу научиться этому Д – дружно работали Г – группой работать лучше А П Д

Слайд 6

1 класс В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом по двум критериям, затем по трём критериям

Слайд 7

Алгоритм 1.Цель моей работы … 2.Составляю план своей работы … 3.Выполняю … 4.Проверяю … 5.Оцениваю …

Слайд 8

Оценки не совпали: Оценки совпали: Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

Слайд 9

КАРТА УСПЕХОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Учебные навыки Даты 15.09. 5.09. 10.10. 20.10. 1.11. Размер букв Наклон Форма Пространство Соединения Знание строчных письменных букв Знание заглавных письменных букв Списывание с письменного текста Списывание с печатного текста Письмо на слух Аккуратность в письменной работе Проверочные работы Знание правил письма Умение оценивать свою работу Индивидуальная работа ИТОГИ обучения: ☼ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ☼ МОЛОДЕЦ! ☼ ХОРОШО! ☼ ПОСТАРАЙСЯ

Слайд 10

Таблица готовности к уроку дата предмет готовность математика русский язык литература окруж. мир музыка рисование труд информатика ☼ красный цвет - хочу и могу знать, мне интересно знать, делать , решать, учиться ; ☼ зеленый цвет - я готов работать; ☼ синий цвет - я себя неуверенно чувствую, мне не все удается, мне иногда нужна помощь ; ☼ желтый цвет - я себя плохо чувствую, не понимаю задания, мне нужна помощь.

Слайд 12

Выводы: За безотметочным обучением будущее Происходит реальное развитие оценочных умений Снижается уровень общей и учебной тревожности Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.

Слайд 13

Правила оценочной безопасности Не скупимся на похвалу. Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче . Не высмеиваем, а шутим по доброму. Хвалим исполнителя, критикуем исполнение . Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ. Умеем сами, научим другого.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения

Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...

Копилка методик, используемых при безотметочном обучении.

Методическая копилка методик, приемов и методов, пед. техник, используемых при оценивании учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения....

Презентация к выступлению на ГМО по теме Контрольно-оценочная деятельность младших школьников на уроках русского языка

Контрольно-оценочная деятельность младших школьниковкак основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка...

Презентация "Приёмы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении"

Выступление на педсовете: «Функции, содержание, формы и методы оценивания как существенного элемента образовательной деятельности»...

Статья на тему "Приемы активизации речевой деятельности у неговорящих детей"

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно ...