Выступление и презентация на тему: "Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении".
методическая разработка (1 класс) по теме
Материал МО учителей начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
Чойский район Республика Алтай
Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении.
Автор: Метелева И.Г.
учитель начальных классов
Ынырга 2017 г.
Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении.
При безотметочном обучении в 1 классе каждый учитель задумывается о том, как повысить интерес детей к учебе, поскольку каждый ребенок уже к началу учебного года ждет оценку своей учебной деятельности, которая стимулирует его на дальнейший успех.
У учителя возникает проблема выбора: какие приемы более доступны и интересны в работе, как лучше проследить рост успеваемости каждого ребенка.
В своей практике мною были использованы следующие приемы, которые, на мой взгляд, эффективны в работе.
Слайд 2
Словесное оценивание (при устных ответах):
- если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,
- если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
В самом начале 1 класса учимся оценивать работы с помощью соответствующих символов, заменяющих слова и отметки; результаты отмечаем на полях.
+ отлично справляется с заданиями;
+ - справляется с заданиями частично, нужна помощь;
- не справляется с заданиями, постоянно нужна помощь.
На следующем этапе оцениваем с помощью смайликов
- улыбающийся смайлик (справляется с заданиями отлично);
- смайлик с прямым ротиком (справляется с заданием, но есть затруднения;
- грустный смайлик (нужна помощь).
Слайд 3
Оценочная лесенка
Лесенка - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Слайд 4
Светофор - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею сам,
жёлтый – я умею, но не уверен,
красный – нужна помощь.
- Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня. «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».
- Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок. «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».
- Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить».
Слайд 5
"Линеечки" как инструмент небаллированной оценки (Г.А.Цукерман).
Линеечки - это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки с горизонтальными делениями.
Каждое деление имеет своё значение. Например:
Верхнее деление – работа выполнена аккуратно, без ошибок;
Среднее деление – работа выполнена аккуратно, но есть 1-2 ошибки или работа выполнена без ошибок, но не аккуратно;
Нижнее деление – старался, но допустил более 2 ошибок.
Ученик, оценив работу, ставит крестик около одного из делений. Обводя крестик, учитель соглашается с учеником, если не соглашается - ставит крестик на другом уровне.
Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов:
- ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы.
Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с нее.
И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем с середины 1 класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки.
Слайд 6
1 класс.
1 шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, т.е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.
2 шаг: ребенок оценивает себя сам сразу после выполнения до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
А - аккуратно
К – красиво
П – правильно
И – интересно
Т – трудно
С – старался
Х – хочу научиться этому
Д – дружно работали
Г – группой работать лучше.
В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом по двум критериям, затем по трём критериям.
Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, т.к. является "точкой роста" самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагается лишь тогда, когда ретроспективная самооценка осознана, адекватна, дифференцирована.
При выполнении заданий ученикам предлагается, например, три линеечки и вместе с классом выбираем, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливаем линеечки: К - красиво, П - правильно, С - старался, З - завтра тоже хочу и т.д.
Слайд 7
Предлагаю алгоритм, позволяющий ученику сознательно и произвольно совершать действия и объективно анализировать свою деятельность:
1.Цель моей работы …
2.Составляю план своей работы …
3.Выполняю …
4.Проверяю …
5.Оцениваю …
Слайд 8
Оценки не совпали:
Оценки совпали:
Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя.
Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.
Дети учатся оперировать такими понятиями, как: знаю, умею; знаю и умею еще недостаточно; знаю умею недостаточно…
Слайд 9,10.
Достижения по учебным предметам очень хорошо помогает отследить “Карта индивидуальных достижений” (карта успехов) - это своеобразная тетрадь творчества, в которой совмещены достижения в учебе во внеурочной деятельности, она помещается в портфолио. В результате ведения этой тетради учащиеся видят свои успехи и продвижения в учебе.
Слайд 11
Еще один прием из практики. На уроках в процессе обучения дети получают жетончики в виде геометрических фигурок не только за знания и умения, но и:
- хорошие ответы,
- добросовестное отношение к учебе, труду,
- хорошее поведение,
- самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь.
В конце каждого месяца ведётся подсчёт жетончиков. Затем дети наклеивают их в тетради творчества (“Карта индивидуальных достижений”). В этот момент перед учащимися ставится задача творчески подойти к наклеиванию жетончиков. Творчество заключается в изобразительности, можно выполнить аппликацию в виде узора, фигурок людей и животных, различных предметов. Выполнение творческих работ способствует развитию задатков проектной деятельности. Детям интересно. Учителем ведется отдельная тетрадь, в которой фиксируются результаты каждого ребенка по количеству жетончиков. В итоге видна динамика достижений в учебе.
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности, т.е. это способствует в первую очередь развитию регулятивных УУД, а так же коммуникативных и личностных УУД.
Слайд 12
Выводы:
- За безотметочным обучением будущее
- Происходит реальное развитие оценочных умений
- Снижается уровень общей и учебной тревожности
- Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения
- Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.
Безотметочная система работает не первый год, но стереотипы побороть сложно. Дети приходят в школу за отметками, причём хорошими.
- Прежде чем учить детей самооценке, каждому из нас необходимо выучить и внедрить в практику своей работы ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Слайд 13
Правила оценочной безопасности
- Не скупимся на похвалу.
- Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
- Не высмеиваем, а шутим по доброму.
- Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
- Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ.
- Умеем сами, научим другого.
Спасибо за внимание!
МОУ «Ыныргинская СОШ» Метелева И.Г. учитель начальных классовСтраница
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ Словесное оценивание ( при устных ответах): если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д . Знаковая символика + все понятно, + - есть затруднения, - не справляюсь
ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕСЕНКА РАБОТАЛИ ХОРОШО И ДРУЖНО! ПОЛУЧИЛАСЬ ЧАСТЬ РАБОТЫ! РАБОТА НЕ ПОЛУЧИЛАСЬ!
Светофор нужна помощь я умею сам я умею, но не уверен
"Линеечки" как инструмент небаллированной оценки ( Г.А.Цукерман ). А - аккуратно К – красиво П – правильно И – интересно Т – трудно С – старался Х – хочу научиться этому Д – дружно работали Г – группой работать лучше А П Д
1 класс В 1 классе оценивание проводится сначала по одному критерию, потом по двум критериям, затем по трём критериям
Алгоритм 1.Цель моей работы … 2.Составляю план своей работы … 3.Выполняю … 4.Проверяю … 5.Оцениваю …
Оценки не совпали: Оценки совпали: Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.
КАРТА УСПЕХОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Учебные навыки Даты 15.09. 5.09. 10.10. 20.10. 1.11. Размер букв Наклон Форма Пространство Соединения Знание строчных письменных букв Знание заглавных письменных букв Списывание с письменного текста Списывание с печатного текста Письмо на слух Аккуратность в письменной работе Проверочные работы Знание правил письма Умение оценивать свою работу Индивидуальная работа ИТОГИ обучения: ☼ ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! ☼ МОЛОДЕЦ! ☼ ХОРОШО! ☼ ПОСТАРАЙСЯ
Таблица готовности к уроку дата предмет готовность математика русский язык литература окруж. мир музыка рисование труд информатика ☼ красный цвет - хочу и могу знать, мне интересно знать, делать , решать, учиться ; ☼ зеленый цвет - я готов работать; ☼ синий цвет - я себя неуверенно чувствую, мне не все удается, мне иногда нужна помощь ; ☼ желтый цвет - я себя плохо чувствую, не понимаю задания, мне нужна помощь.
Выводы: За безотметочным обучением будущее Происходит реальное развитие оценочных умений Снижается уровень общей и учебной тревожности Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой.
Правила оценочной безопасности Не скупимся на похвалу. Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче . Не высмеиваем, а шутим по доброму. Хвалим исполнителя, критикуем исполнение . Имеем право на сомнение и незнание, вместе находим ответ. Умеем сами, научим другого.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения
Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...
Доклад на районном совещании завучей по теме:"Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников при проведении курса ОРКиСЭ как средство подготовки итогового проекта"
В данной публикации представлен материал из опыта работы по курсу ОРКиСЭ в 4 классе...
Копилка методик, используемых при безотметочном обучении.
Методическая копилка методик, приемов и методов, пед. техник, используемых при оценивании учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения....
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроках при безотметочном обучении.
Приемы оценивания....
Презентация к выступлению на ГМО по теме Контрольно-оценочная деятельность младших школьников на уроках русского языка
Контрольно-оценочная деятельность младших школьниковкак основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка...
Презентация "Приёмы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении"
Выступление на педсовете: «Функции, содержание, формы и методы оценивания как существенного элемента образовательной деятельности»...
Статья на тему "Приемы активизации речевой деятельности у неговорящих детей"
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно ...