Из опыта работы "Использование современного детского фольклора в развитии творческих способностей младших школьников"
статья по музыке (3 класс) по теме
В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся и определяет ее важное место в образовательном процессе. Русский фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, формирует нравственность ребёнка с самого раннего возраста. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, способствует развитию художественно-образного, ассоциативного мышления, фантазии ребёнка, его творческих способностей.Так как одна из форм организации внеурочной деятельности – проектная деятельность, мы решили разработать творческий проект. Проект "Современный детский фольклор" направлен на активизацию творческой деятельности младших школьников через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогов.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пономарева Елена Николаевна, учитель музыки и искусства высшей квалификационной категории МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области
«Использование современного детского фольклора в развитии творческих способностей младших школьников»
«Кто испытал наслаждение творчества –
для того всех других наслаждений не существует!»
А.П. Чехов
В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся и определяет ее важное место в образовательном процессе. Поэтому мною разработана программа дополнительного образования «Музыкальный фольклор России». Реализация программы позволяет не только закрепить знания, полученные на уроках музыки при изучении темы «Музыка моего народа» (разделы «Россия – Родина моя», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «О России петь - что стремиться в храм»), но и расширить и углубить представления учащихся о музыкальной культуре, традициях и обычаях русского народа.
Русский фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, формирует нравственность ребёнка с самого раннего возраста. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, способствует развитию художественно-образного, ассоциативного мышления, фантазии ребёнка, его творческих способностей.
Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Знакомство учащихся с новым материалом, его повторение, закрепление, поиск новых вариантов (интерпретация, импровизация, сочинение произведений) – всё это происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит, повышающих эффективность усвоения.
В течение года проводятся контрольные срезы знаний учащихся в виде творческих заданий: дописать прибаутку, сочинить закличку или небылицу по заданной схеме, придумать мелодию колыбельной к тексту, сочинить потешку, колыбельную, закличку, прибаутку и т.д. и придумать к ней мелодию, ритмический аккомпанемент.
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. В течение многих веков колыбельные песни, потешки, прибаутки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что он доставляет радость и эстетическое наслаждение детям и в то же время оказывает на них своё воспитательное воздействие.
По теории Леонтьева наиболее значимой линией в развитии ребенка является деятельность. В школьном возрасте – это изобразительная и музыкальная деятельность, художественно-литературная, конструирование и мн.др. Ребенок проявляет наибольшую активность, когда видит результаты своего труда. Так как одна из форм организации внеурочной деятельности – проектная деятельность, мы решили разработать творческий проект.
Данный проект – это проект с использованием межпредметных связей: музыка, литература, история, изобразительное искусство, технология.
Знакомясь с лучшими образцами народного музыкального творчества, перед учащимися 3-х классов возник вопрос «Какие жанры русского музыкального фольклора «живы» и популярны в ХХI веке?».
Ответ мы получили в результате работы над проектом «Современный детский фольклор».
Дидактические цели проекта:
- Воспитать бережное отношение к истории и культуре своей малой Родины, Вятского края, России
- Создать условия для развития познавательного интереса к народной культуре, традициям и обычаям русского народа
- Создать условия для развития художественно-творческой активности детей
Методические задачи:
- формирование самооценки, самоуважения, самореализации;
- формирование коммуникативной компетенции;
- формирование способности к организации деятельности;
- формирование умения решать творческие задачи;
- формирование умения работать с информацией;
Мы посчитали целесообразным организовать работу учащихся в группах, так как хотелось охватить с одной стороны, больший объём учебного материала, а с другой – выбрать самое интересное и доступное. Деление на группы произошло с учётом уровня развития детей, сложности материала и интересам ребёнка. Сначала дети выступали в классе и вместе с учителем определяли лучшую работу, которая может быть представлена на празднике.
Обобщив имеющиеся знания, мы выяснили, чтобы ответить на основополагающий вопрос проекта «Какие жанры русского музыкального фольклора «живы» и популярны в ХХI веке?», прежде нужно дать ответ на следующие вопросы:
- какую роль играют колыбельные песни в жизни человека?
- зачем нужны небылицы?
- можно ли играть без считалок?
- как частушки взаимосвязаны с современностью?
Таким образом, третьеклассники сформулировали четыре темы ученических исследований:
- Колыбельные песни моей семьи.
- Небылицы в лицах.
- А частушки, вроде, в наши дни не в моде?
- Раз, два, три, четыре, пять, приходите к нам играть!
Каждый ученик самостоятельно выбрал заинтересовавшую его тему. В результате получилось 4 творческие группы.
Первая группа занималась поиском информации о колыбельных песнях.
Проведённый опрос (беседа, интервью) среди родителей учащихся начальной школы помог выяснить, что и в ХХI веке мамы убаюкивают своих малышей с помощью колыбельных песен.
Исследование показало, что мамы поют как старинные народные колыбельные песни, так и собственного сочинения. Героями колыбельных песен чаще всего становятся животные.
Результатом работы стали колыбельные собственного сочинения.
Вторая группа работала по теме «Небылицы в лицах».
Изучив и проанализировав тексты небылиц, ребята пришли к выводу, что такие прибаутки не только развлекают детей, но и учат уму-разуму. Небылицы интересно читать, легко слушать, их нравится разыгрывать по ролям, а «складно врать» (сочинять самим) – очень трудно.
Результатом работы стали весёлые книжки-малышки с небылицами собственного сочинения.
Третья группа доказывала, что частушки – самый популярный и «живой» жанр русского фольклора. С большим энтузиазмом дети работали, нашли много информации. В результате дети узнали, когда появился этот жанр, что лежит в его основе, каковы причины популярности, о чём поётся в частушках.
Результатом работы стали оригинальные книжки-малышки с частушками собственного сочинения.
Четвёртая группа, проведя опрос сверстников, выяснила, для чего нужны считалки и какие считалки используют в играх ребята. С большим энтузиазмом учащиеся собирали материал: записывали считалки и у своих сверстников, и у ребят постарше, и у своих родителей.
Результатом работы стали книжки-малышки, куда вошли народные, современные народные считалки, а также считалки собственного сочинения.
По итогам работы всех четырёх групп был составлен поэтический сборник авторских песенок, небылиц, частушек, считалок «Сочиняйте сами, сочиняйте с нами!». Работая над проектом, учащиеся выполнили все поставленные перед ними цели и задачи.
Результатом работы каждого учащегося стали красиво оформленные книжки-малышки с колыбельными, небылицами, частушками, считалками и другими произведениями собственного сочинения.
Определив в классе самое интересное из найденного и сочинённого самими ребятами, мы включили данный материал в сценарий праздника. Концерты, составленные из творческих работ третьеклассников, прошли с большим успехом. Была отмечена высокая творческая активность детей, их умение исполнить музыкальный материал, используя полученные знания. Но самым главным результатом считаю то, что собственные творческие работы ребята используют в жизни: поют свои колыбельные младшим сестрёнкам и братишкам, рассчитываются с помощью своих считалок, выступают на концертах со своими частушками и небылицами.
Использование межпредметных связей сыграло роль в обеспечении единства обучения и воспитания. Считаем, что поставленная цель достигнута. Были созданы все условия для развития творческих способностей детей в различных видах деятельности: учащиеся сочиняли, импровизировали в сценках, играли, рисовали, пели и танцевали, играли на детских музыкальных инструментах. Третьеклассники получили навыки работы с дополнительной информацией из литературных источников и интернета. Научились анализировать полученную информацию, сравнивать, обобщать. В своих творческих работах дети открывали новое для себя, а для окружающих – новое в себе, таким образом каждый ребёнок получил возможность самореализоваться.
При подготовке и реализации проекта шла работа над формированием опыта эмоционально-ценностного отношения к жизни, поскольку он несёт большой воспитательный потенциал. Содержание используемого материала имеет большое значение для формирования нравственных качеств и творческих способностей учащихся. Поэтому считаем, что воспитательный потенциал проекта, реализованный за счёт использования интеграции предметов, очень высок.
В ходе подготовки и реализации данного проекта было достигнуто взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, создана активная команда участников.
Считаем, что данный проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, родителям и использован во внеурочной и урочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"
Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через: 1. Проектную деятельность. 2. Вышивание ка...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интереса...
Описание педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей младших школьников"
Описание педагогического опытапо теме:«Развитие креативных (творческих) способностей младших школьников на уроках русского языка через систему творческих заданий»...
Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»
В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...
Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
Научная статья о влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....
Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального фольклора в рамках релизации ФГОС
В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписан...