Проектно исследовательская деятельность в начальной школе
статья на тему

Золина Алевтина Михайловна

Опыт работы по повышению качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность

в начальной школе

как условие повышения качества образования.

         За 49 лет моей работы учителем я постоянно задумывалась над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. Поэтому в своей деятельности огромное внимание уделяю общим проблемам: повышения качества знаний, активности, интереса учащихся к изучению предметов и творческой самостоятельности на уроках. Конечно, каждого учителя интересует конечный результат его работы – это качество знаний. Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребёнка играют методы и средства обучения. Это та «волшебная палочка», одного прикосновения которой порой бывает достаточно, чтобы пробудить дремлющие  интересы, способности и таланты, чтобы на небосклоне науки и прогресса загорелась в будущем новая звезда. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе новых  технологий.  Одной из таких технологий является метод проектирования. Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в школьную программу.

           Уже с 1 класса учащиеся, вовлечены в поисково-исследовательскую работу, создают проекты по различным темам и на любых уроках.   Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем только проблема, имеющая личностную окраску, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать.

     Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Деятельность по обнаружению проблем связана с самой сутью творческого мышления. В ходе развития познавательного процесса непрерывно возникают все новые и новые проблемные ситуации. Истоком, началом и причиной нового знания является незнание, проблема. 

          Формирование исследовательских умений я стараюсь в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Постоянно использую исследовательский метод в преподавании новых  тем. Например, материал уроков чтения, русского языка можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности.                        Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, возможности реализации собственных талантов, способы саморазвития и

совершенствования.

         Считаю, что моя  задача, как учителя – поощрять творческие проявления учащихся, их стремление к поиску, к решению проблем. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Моя задача – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения « Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

      Использую проекты на уроке: парные, групповые и индивидуальные. Составление кластеров по русскому языку, математике, окружающему миру активизирует познавательную деятельность учащихся. Создание на уроке творческой лаборатории способствует реализации научно-исследовательской и проектной работы учащихся, а это и есть – одно из условий повышения качества образования.

Учащиеся выбирали следующие темы для проведения исследований:   «Причины и условия появления радуги», «Почему Колобок является любимым героем русской народной сказки?», «История моего города», «Мой домашний питомец», «Динозавры», «Разные кошки  - разные характеры», « Моя семья»…

Для работы над долгосрочными проектами привлекаю и родителей, роль родителей, форма их участия в проектной деятельности достаточно разнообразна.

  1.  Мотивационная поддержка (стимулирование интереса к выполняемому проекту, развитие у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы).
  2. Информационная поддержка (сбор необходимого для проекта материала, сам важный источник информации, помощь в поиске нужных сведений).
  3. Организационная поддержка (помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта, организация экскурсии, сопровождение ребёнка).
  4. Техническая поддержка (проведение фото- и видеосъёмок, монтаж материалов, подготовка компьютерных презентаций, техническое оснащение докладов).
  5.  Поддержка в самооценке проекта (желательно обсудить её достоинства и недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд).

 Важно, чтобы все перечисленные поддержки оказывались родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы, если ребёнок испытывает серьёзные затруднения и сам обращается за помощью к ним. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснять родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

 По свидетельству опросов родителей, их сотрудничество с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнёров, как ребёнка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.
          Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль учителя — помочь детям в этом. 


      Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах школы, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.
           Овладение исследовательскими умениями и навыками выступает предпосылкой формирования у младших школьников 
познавательного отношения к миру, целостной картины мира, интереса и потребности к открытию тайн мира, помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях, повышает не только адаптивные возможности, но и творчество.

Значительное влияние на развитие познавательной активности и формирование классного коллектива оказывает привлечение учащихся к внеурочной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность способствует:

- формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества  образования;

- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

- содержательной организации свободного времени детей.

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках и внеурочное время многогранна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время уже на начальном этапе обучения позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация) ,информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), повышать познавательную активность учащихся.

          Поэтому темой самообразования я выбрала проектную деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время как условие повышения качества образования.

Список используемой литературы

  1. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8
  2.  Дроздов, В.Л.«От маленьких проблем – к большим открытиям» ж. «Начальная школа» - 2000 - №8
  3. Дубова, М.Б. «Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компетентного подхода» «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ»-2010
  4. Кром ,В.И. «Активизация познавательной деятельности на уроках математики» ж. «Начальная школа»-2002- №8
  5. Лифинцева, Н.И. «Смыслы и формы организации проектно-исследовательской деятельности в начальных классах»  ж. «Начальная школа»- 2009г.-№8
  6. Осипова, Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»– Волгоград   ж. « Учитель»- 2007.
  7. Разагатова, Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников…Такое возможно? /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей.  2007. – 88 с.
  8. Разагатова, Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.- № 6. – С. 116-123.
  9. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова//Начальная школа.- 2006. - №2.-45-49с. .
  10. Хуснетдинова,М.К.«Развитие проектных компетенций младших школьников» ж. «Начальная школа» -2009-№1
  11. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...

Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе. Проект «Загадочные нимфы».

Данная работа демонстрирует  продукт  проектно - исследовательской деятельности третьеклассника,  способствуя развитию  метапредметных результатов, формируя первые исследовательски...

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов

Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...