Доклад "Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС"
консультация по чтению (2 класс) на тему

Сорокина Нина михайловна

Проект и проектная деятельность-это уникальный метод обучения, приемлемый для любого учебного предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС»        

Определяющая роль в образовании в соответствии с федеральными стандартами отведена развитию личности ребенка, реализации её уникальных способностей, интересов и потребностей. Исследовательская и проектная деятельность позволяют достичь в этом максимального эффекта. И моя роль как учителя - помочь ребенку ощутить себя маленьким исследователем, почемучкой, следопытом.

Перед собой я поставила цель: создать психолого-педагогические условия,  при которых учащиеся не только приобретут знания из различных источников, но и научаться пользоваться этими  знаниями на практике.

        Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: привить первичные научно-исследовательские навыки, увлечь детей жаждой познания, помочь поверить в свои силы, привлечь для этой работы родителей.

Для меня, как учителя, проект или исследование – это уникальный метод обучения, приемлемый для любого учебного предмета, позволяющий соединить теорию и практику, дать более глубокие и прочные знания, развить метапредметные универсальные учебные действия, умения и навыки.        Организация исследовательской деятельности ведется второй год. В 1 классе в рамках внеурочной деятельности на спецкурсе «Юный исследователь»  мои ребята познакомились с основными видами исследований: теоретическим, практическим, фантастическим,  узнали правила оформления и презентации исследовательских работ. Привить знания и навыки исследовательской деятельности мне помогает методика А.И. Савенкова-создателя научной школы «Мои первые исследования».

        На данный момент исследовательскую и проектную работу  мы ведем на учебных предметах, открывая новые знания на уроке, готовя проекты по пройденным темам.

        Развитие навыков исследовательского труда во многом зависит от работы учителя. Я помогаю выбрать тему исследования, подготовить презентацию, сформулировать выводы. Говорю ребятам,

- что тема должна интересовать вас,  быть актуальной, оригинальной, посильной и полезной;

- что цель и задачи – это не одно и то же. Цель шире, а достичь цели помогают задачи, которых может быть несколько;

- характеристики объекта должны соответствовать поставленным задачам и этическим нормам;

- предполагаемый результат формулируем в виде гипотезы;

- исследование должно опираться на разнообразные источники: информацию из сети Интернет, научно-популярную литературу, наблюдения, опыты, беседы со взрослыми  и т. д.

- методика проведения исследования должна быть понятна и доступна ученикам;

- презентация работы должна длиться не более 10-15 минут.

Прививая навыки исследовательского поиска, я учу детей не допускать ошибки  в работах. К таким ошибкам можно отнести: неправильное формулирование темы исследования, неточное определение предмета и целей, несоответствие темы, цели и выводов, отсутствие логичной структуры, ошибки в оформлении презентации: дублирование текста выступления, несоответствие гигиеническим требованиям цвета, шрифта, расположения объектов на слайде.

                     Требования к теме исследования

  • 1. Тема должна быть  достаточно актуальной и , по возможности, нестандартной.
  • 2. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика.
  • 3.Широко сформулированная тема не дает возможности выполнить  качественное исследование.
  • 4.Если работа выполняется на базе научного учреждения,  необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.
  • 5.Не следует допускать выполнение псевдонаучных работ.
  • Удачная и неординарная тема –  залог успеха.

                     Оглавление(содержание)

  • Из названия работы и оглавления должно быть понятно чему посвящена работа, что именно исследовали.

                               Введение

             Типичные ошибки

  • Слишком большой объем раздела (во введении присутствует часть обзора литературы).
  • Отсутствие четкой формулировки проблемы, актуальности работы.

           Некорректная формулировка цели и задач                    исследования

                       Цель и задачи работы

  • Цель может быть только одна, формулируется фразой с глаголами «установить, выявить, определить, сравнить» и т.п.
  • Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее.
  • Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования
  • Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика

                          Материалы и методы

                    Типичные ошибки

  •  Нет описания объектов исследования.
  • Неправильно сформированы выборки для исследования, отсутствует контрольная группа.
  • Слишком краткое описание методик, отсутствие ссылок на методическую литературу.
  • Отсутствие благодарностей ( если  были предоставлены аппаратура, реактивы, результаты, полученные  другим человеком).
  • Не следует упоминать как методы «анализ и синтез, индукцию и дедукцию», разговор со школьным врачом, библиотекарем, экскурсию в лабораторию и т.п.

                                         Выводы

                     Типичные ошибки

Несоответствие выводов заявленным во введении цели и задачам исследования.

  • Дублирование разделов (в работе есть  и «Выводы», и «Заключение»)
  • Включение в выводы текста, соответствующего разделам «Методы», «Результаты», «Обзор литературы».
  • Формулировка глобальных выводов на  основе единичных экспериментов.
  • 1.Выводы работы являются ответом на поставленные задачи исследования и постулируют основные результаты.
  • 2. Количество выводов  обычно соответствует количеству задач, но это не абсолютно  обязательно.
  • 3.В выводах не должно быть  общеизвестных фактов из учебников, упоминаний о методах, особенностях исследованных групп, обсуждения результатов, собственных соображений и рекомендаций.    Обзор литературы
  •  Типичные ошибки
  • Отсутствие логического построения обзора литературы.
  • Слишком краткий или чрезмерно обширный.
  • Подробное цитирование широко известных фактов (на уровне школьного учебника).
  • Отсутствие ссылок на литературные источники   непосредственно в тексте.
  • Использование информации (особенно из Интернета) без осмысления и анализа.

Лучшие работы удостаиваются чести представлять класс на научно-образовательном форуме, который является итогом многомесячной работы ученика, учителя и  заинтересованного родителя.

Результаты такой кропотливой работы имеют положительные результаты.

Двое моих учеников стали победителями и призерами регионального конкурса, проводимого на безе Липецкого института образования, представив на суд жюри проекты «Красота и уют в вашем доме» (1 место), и «Загадочный мир динозавров» (2 место). В этом году двое учащихся успешно выступили на научном форме лицея с исследовательскими работами «Эти удивительные кристаллы» и «Чудесный цветок орхидея» и были удостоены дипломами 1 степени. Одна из этих работ направлена на региональный конкурс «Первые шаги в науку».

Главным, на мой взгляд,  в исследовательской  и проектной работе является  формирование таких важных личностных качеств как любознательность,  смекалка, настойчивость, стремление довести начатое до конца, желание поделиться своим открытием с одноклассниками, получить истинное интеллектуальное наслаждение от встречи с прекрасным.

     Работая на протяжении нескольких лет по этой теме, я убедилась, что значение исследовательской работы велико. Она способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам. Также вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся, формирует умения применять теоритические знания в  решении конкретных практических задач. Развивает личностные качества, влияет на выбор профессии ученика. Например, Зенин Никита мечтает стать летчиком, поэтому  во 2 классе выполнял исследовательскую работу на тему « Я мечтаю стать пилотом».

      В процессе проектной деятельности дети получают возможность самостоятельно определить ту область знания, которая им интересна, близка, которую они хотели бы расширить .Они учатся проводить доступные  их возрасту опыты, практические работы, которые являются фактически  их научными открытиями.

      В ходе проделанной работы учащиеся видят перед собой конечный результат- работу, которую они сделали сами, вложили в нее душу. Именно после такой работы они задумываются над вопросом: «На что я способен?», «Где применить свои знания?». Идет профессиональное самоопределение.

     К работе я привлекаю родителей. Считаю это необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, как результат налаживания плодотворных  связей между семьей и школой.

    Такая совместная деятельность создает ситуацию успеха, радости у детей , способствует формированию положительной самооценки.

Литература:

Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

Господникова М. К. и др.  Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2012.

Ермолаева А. А.  Моделирование на уроках в начальной школе: модели, практические задания, проектная деятельность. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников – Волгоград: Учитель, 2011.



Предварительный просмотр:

                                                  Доклад

                       

                                              на тему:

 «Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»

                                                                         Учитель начальных классов

                                                                         МБОУ лицей с. Долгоруково

                                                                          Сорокина Н.М.

                                               2016г.

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения  

     ( учитель начальных классов Сорокина Н. М.)

Цель: 
Углубленное изучение своего предмета и методики его преподавания.
Формирование эстетических вкусов, развитие чувства прекрасного, внутренней потребности личности к самосовершенствованию, к реализации творческих возможностей каждого ученика. 
Задачи:
Изучить и проанализировать тексты по литературному чтению;
Провести интегрированные уроки литературного чтения и ИЗО, музыки.

А. Сухомлинский писал: «Одна из причин духовной пустоты - отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе... Жизнь в мире книг - это совсем не то, что аккуратное, усердное учение уроков. Жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя»

Д. Ушинский писал о необходимости двух видов чтения: логического и эстетического. Логическое чтение требует полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста. Эстетическое чтение, прежде всего, нацелено на возбуждение чувств читающего. Благодаря такому чтению ребёнок может познакомиться с разными сторонами жизни, так как «многое понимается чувством и не может быть объяснено умом».

Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение понимать, видеть и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, даёт ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Эстетическое воспитание начинается в начале урока. Наведите порядок на рабочем месте, посмотрите на свой внешний вид, на внешний вид своего товарища по парте ,на порядок в классе. Полюбуйтесь на распустившийся цветок, послушайте пение птиц за окном и т. д. Этим самым идет и положительный настрой на урок.

Вступая в различные жизненные взаимоотношения с людьми, вещами и природой, сталкиваясь с явлениями общественной жизни вообще и с явлениями искусства в особенности, ребёнок под решающим влиянием взрослых развивает определенные эстетические взгляды.

Познакомившись с творчеством нового для него поэта, писателя, художника, композитора иначе воспринимает мир, начинает видеть краски, формы, звуки, которые раньше не замечал, начинает иначе жить, иначе чувствовать.

Главная задача, стоящая перед нашей начальной школой, - это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей.

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

Я убедилась в том, какое особое значение имеет книга для чтения, от которой зависит во многом преподавание предмета литературного чтения.

Школа основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:

– вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;
– вовлекать учащихся в художественно – творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
– развивать вкус, творческие особенности детей;
– формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.

Для осуществления этих задач использую следующие пути.

1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.

2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.

3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.

4. Обобщение знаний через внеклассную работу.

Хочу поделиться опытом работы на уроках литературного чтения.

Эмоциональное восприятие произведения организую путем рассмотрения репродукций картин, прослушивания фонограмм. После прочтения текста выдерживается минутная пауза. В классе в этот момент «минута тишины» - все думают над только что услышанным, ведь надо прожить свои впечатления, дать им определиться. А потом начинаются свободные высказывания детей, без наводящих вопросов учителя.

На уроке важное место занимают такие формы работы как драматизация, иллюстрирование произведений, словесный, творческий пересказ, рассказ по картинкам, иллюстрациям, постановка «живых картин» к произведению.

Проведение драматизации способствует пробуждению творческой мысли детей, возникновению желания, потребности к созданию самостоятельных мини – драматических сцен на основе личных наблюдений, собственного опыта.

Инсценируются тексты, обладающими ярким, интересным сюжетом, острым конфликтом, выразительными диалогами, запоминающимися характерами.

Иллюстрирование произведений представляются творчески: это чтение стихов, исполнение песен и т.п.

Виды учебно-речевой деятельности требуют от учащихся глубокого проникновения в художественный образ, сопереживания, перевоплощения, развивает воображение, образное мышление, эстетические чувства и вкус.

Уделяя большое внимание созданию условий, обеспечивающих свободу самовыражения детей, развитие их эмоциональной и духовной сферы использую такие приемы:

1. «Почта». В конце урока детям предлагается написать мини – письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письмо по адресам.

2. «Дерево творчества». На дереве дети прикрепляют листочки, цветы, плоды на которых выполняли творческие задания. (Мини – сочинения, рисунки, отзывы и т.п.)

3. «В гостях у сказки». Во «Дворце сказок» живут любимые герои из прочитанных произведений.

Изучая произведения об осени, предлагаю детям поделиться впечатлениями. Они на листьях клена, осины , березы пишут. Вот, например.

«Здравствуй ,осень!  Как я ждала тебя! Вчера я была с родителями в лесу.

Листья осины, березы кружились и падали разноцветными платочками. Мы долго любовались этой необыкновенной красотой. Я словно попала в сказку. Нужно было возвращаться домой, но невозможно было оторвать взгляд от этой красоты. Спасибо тебе, осень за такой подарок.

Или предлагаю написать, например, весной «Что я вижу из окна», «Мои впечатления от зимнего леса» , «Красота природы весной».

Я убедилась, что с эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию

. Особенно им нравится работать с поэтическими произведениями. Ребята пытаются создать свои образы . Прием «подключения эмоций» применяю при изучении поэтического произведения достаточно часто.

Учитель предлагает детям ответить на вопрос: какие слова вы употребили бы, если бы создавали произведение о реке в горах?

Так, вокруг слов «горная река», появляются слова: «шум», «ворчит», «бурное течение», «препятствие», «камни», «мчится», «быстрый поток», «стремительно». Опираясь на них дети обсуждают возможные варианты пропущенных в стихотворении слов, вписывают наиболее удачные. Затем стихотворение читается по учебнику, анализируется авторское слово, выявляются его преимущества.

Наиболее интересно проходят представления в театре кукол.

Для театральных игр «Золотая рыбка» (по А.С. Пушкину) «Заяц, Косач, Медведь и Весна» (по В.В. Бианки), «Сорочий язык» (по С.В. Михалкову) учащиеся 3, 4 классов смастерили куклы бибабо. Изготовив несколько персонажей в разных костюмах, легко инсценировать любую понравившуюся сказку, басню, рассказ.

Литературные книги позволяют детям проявлять активность, показывать свое знание стихов и программы по чтению. Анализ опыта работы свидетельствует о наиболее результативном обучении.

Возрастает  интерес к занятиям, легче разрешаются нравственные проблемы, активизируется творческая деятельность учащихся, повышается качество образования

        Хорошо, правильно продуманный урок способствует созданию сосредоточенности и внимания учащихся, влияет на их настроение, формирует у детей эстетический подход к уроку, то есть использование на уроках элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся «Глаза на мир», активизирует их души, формирует потребность к совершенствованию, саморазвитию.

        Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании учащихся. Она как игра, развлечение, но то же время через него дети по-другому видят окружающий мир.

        Уроки стараюсь строить так, чтобы они захватывали не только ум, но и развивали бы эстетические чувства ребенка.

Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний.

        Моя задача как учителя состоит в том, чтобы научить детей работать с книгой, чтобы ученик уже в начальном школе умел читать с глубоким осмыслением того, что читает, чтобы мог самостоятельно разобраться в прочитанном, определить к нему отношение.

        С 1 класса я стараюсь не просто познакомить своих учеников с библиотекой, а делаю все, чтобы они подружились с ней, с книгами, с систематическим чтением на всю жизнь.

        На своих уроках чтения я, как правило, отвожу 10 минут для развития речи, для знакомства с дополнительной литературой (работа по картинам, ответы на вопросы, о погоде, временах года, о животных, о семье и т.д.).

        (Дополнительная литература – это журналы, книжки, сюжетные картинки, рисунки учеников и т.д.)

        При сотрудничестве с детьми эти 10 минут не проходят даром. Они приносят хорошие результаты и воспитательном, и в образовательном, и в эстетическом плане.

        В чем тут спросите эстетическое воспитание? А во всем.

        Возьмем и посмотрим работы учеников, то есть тетради. Там они очень аккуратно, вдумчиво отражают свои мысли через рисунки. Или же я даю задание «Принести свою любимую книжку», «Подготовьте пересказ любимой сказки», «Расскажите любимое стихотворение», «Расскажите какой наш класс, наша школа» и т.д.

        В тетрадях так же рисуют иллюстрации к прочитанному, изображают, как могут – любимых героев, фантазируют в своих рисунках, рассказах. Потом задание связываются с какой-либо конкретной книжкой, которая прочитывалась дома ребенком по его желанию.

        Много результатов дает и прослушивание на уроках аудиозаписей, просмотров мультфильмов, все это приносит моим детям радость познания, совместных обсуждений, сопереживания.

        Стараюсь разнообразить каждый урок, учу разбираться в прочитанном, думать, рассуждать, делиться своими впечатлениями.

        Хорошее чтение помогает детям в изучении других предметов, видеть красоту вокруг себя, учить самих учеников быть красивыми, чистыми, опрятными, умными, любознательными и т.д.  Вывод напрашивается сам собой – надо учить детей видеть прекрасное, развивать у них эстетические чувства, умение воспринимать прекрасное, помогать детям, открывать этот мир.

Эстетическое воспитание школьников оказывает только положительный эффект на воспитание адекватного, уверенного ,психически устойчивого и ответственного ребенка, умеющего находить выход из сложившихся обстоятельств

Литература:

1 Ефимова И. Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности.- М. :Журнал «Начальная школа:»,2012г

2  О реформе общеобразовательной  и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.1994г

                                     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Мастер-класс «Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»

«Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»...

Организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность в начальных классах - одна из  составляющих формирования гармоничной личности школьника. В статье раскрыты содержания следующих направлений внеурочной деятельности: ...

«Внедрение в практику новых подходов к образовательному процессу с целью активизации деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО»

Презентация «Внедрение в практику новых подходов к образовательному процессу с целью активизации деятельности учащихся в условиях реализацииФГОС ООО»...

Нестандартные педагогические услуги, влияющие на личностное становление детей, активизацию познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС

          Нестандартный урок (услуги) – это импровизированное учебное занятие, которое имеет  нетрадиционную структуру.          ...

«Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»

Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...