Ситуация успеха на уроке.
статья на тему

Бондаренко Анжела Валерьевна

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha_na_uroke.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация успеха на уроке

 

Великий драматург сказал:

Семья – это точка опоры.
Нет семьи - растет сорная трава,
Под названием “перекати-поле”.
Виктор Розов

Меня всегда волновал вопрос о создании родительского коллектива, о совместном досуге родителей и детей, о часе общения с родителями моих учеников, о форме, месте проведения родительских собраний, чтобы было интересно в первую очередь родителям, моим ученикам и мне. И нашла выход - нетрадиционные формы работы.  

Я в каждом потоке в 1-х классах провожу собрания в форме семейной гостиной под названием “Рождение родительско-ученического коллектива”. Я сама люблю это собрание. Здесь открываются все: родители, дети и я. И как пройдет эта первая встреча, так и будем совместно работать 4 года в начальной школе. На этом собрании поздравляю всех родителей и детей с началом учебного года. Говорю о назначении семьи в обучении и воспитании ребенка, что семья – это первый и главный воспитатель и учитель, а задача школы, учителя помогать вам в этом. Здесь же провожу талисман откровения. Начинаю с рассказа о себе, затем родителя говорят о своих семьях, но главное о своем ребенке и так постепенно переходим к лаборатории нерешенных проблем, где разрешаем проблемы, различные ситуации, конфликты, связанные с детьми, их обучением, воспитанием в школе и дома, ищем выходы из них. На этом же собрании дети показывают мини-уроки, родители видят, чему научились их дети за месяц в школе в 1 классе.

Церемония рождения родительско-ученической семьи проходит очень почетно и торжественно. Я говорю: Вот и родилась наша большая школьная семья в количестве человек, весом около, ростом метров, наш возраст. Родилась семья дружная, инициативная, творческая и активная. Я поздравляю вас с этим праздником, желаю вам здоровья всем, успехов в нелегком труде.

Я рада, что у нас в школе появилась семья 1 “а” класса. После этого все поздравляют друг друга и дарят подарки детям.

На этом же собрании выбираем (не просто родительский комитет) хозяюшек и хозяев семейной гостиной, родители в эту роль вступают с удовольствием и работают все 4 года.

В честь рождения родительского ученического коллектива открыта “Чайная”. Где все пьют чай, общаются, где слышны смех, веселье.

Я вообще стараюсь все родительские собрания проводить в нетрадиционной форме и деловые, и информационные, и праздничные. Только в зависимости от темы выбираю форму собрания.

ДЕЛОВЫЕ СОБРАНИЯ ЭТО:

День открытых дверей.

Родители в субботу приходят к нам на весь день. Мы вместе с ними на уроках, переменах, в играх, конкурсах, родители – участники выставок рисунков, поделок. После такого трудового дня, родители по-другому смотрят на детей, делают какие-то выводы, консультируются со мной.

К деловым собраниям отношу такие собрания:

  • У хороших детей – счастливые родители.
  • Собрание-практикум “Трудовое воспитание в семье” и другие.

На таких собраниях ввожу рубрики: Знаете ли вы своего ребенка? Какой вы родитель? Похвалю и похваляюсь! Тихий час.

А также выступление детей, мини-уроки, смотрим на видео уроки чтения, русского языка, математики в зависимости от темы собрания.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СОБРАНИЯ:

На них даю консультации по предметам по методике воспитания, развития психических процессов у детей.

ПРАЗДНИЧНЫЕ СОБРАНИЯ:

Обязательно проходят в форме семейной гостиной: “Река детства”, “Счастлив наш дом”. “А у нас сегодня праздник”, посвященные Международному женскому дню 8 Марта и Дню защитника Отечества. Эти праздники любят дети, на них приходят семьями. В моем классе многие родители продолжают носить военную форму и служить Отечеству. Дети ими гордятся, поздравляют их, дарят сувениры, изготовленные своими руками, дают большой праздничный концерт, в концерте участвуют и родители, с нами поют песни, читают стихи.

Передо мной анкеты родителей: вопросов много, но среди них есть такой: нужны ли вам, родителям и вашим детям нетрадиционные формы собраний. Все 29 ответили утвердительно. Вот ответы некоторых родителей:

  • Собрания такие очень нужны;
  • Собрания мне нравятся, они сближают детей и родителей;
  • Обязательно!
  • После таких собраний на ребенка смотришь другими глазами.
  • Да!!!
  • Да и как можно больше, спасибо вам, за такие семейные гостиные.

И таких ответов 29.

Анкеты показали, что таких собраний родители ждут, они в них участвуют, они ими живут, а главное приходят все и это меня радует. Среди моих родителей равнодушных нет, а все активные и работоспособные помощники детям и мне. Может возникнуть вопрос, где я говорю об успеваемости, дисциплине. Я отвечаю: индивидуальная работа с семьей, посещение квартир, на деловых собраниях в рубриках: Похвалю и похваляюсь, Знаете ли вы своего ребенка. Тихий час для родителей, а самое главное – приглашаю на уроки родителей. И родители мои – активные посетители наших уроков, где все видно, все ясно. Они сами делают выводы, обобщения и, конечно, помогают своим детям.

ЗАПОВЕДИ УЧИТЕЛЯ

  1. Воспитание может быть только гуманистическими.
  2. Главный метод гуманистического воспитания – доставлять ребенку радость общения.
  3. Общение друг с другом должно быть образцом подражания.
  4. Обязаны развивать и беречь в ребенке веру в себя самого и в учителя.
  5. Воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности ребенка.
  6. Обязаны понимать ребенка и строить наши планы с учетом движения его души.
  7. Нами должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность.
  8. Мы должны прийти всегда на помощь ученику.
  9. Не винить других, а научиться приносить извинения.
  10. Не быть чересчур критичным.
  11. Надейтесь! Обязательно все получится.

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

  1. Педагогическое общение не терпит суетности, пустозвонства.
  2. Слова не должны расходиться с делами.
  3. Педагогическое общение – это требовательность к себе и окружающим.
  4. Лаконичность, динамизм общения в делах, поступках, речи.
  5. Важно строить общение с детьми не “от себя”, а “от них”.
  6. Стремиться точно, адекватно ориентировать свою речь.
  7. Учиться видеть себя глазами детей.
  8. Не воспринимай психологическую ситуацию общения как нечто стабильное.
  9. Будь чутким в общении, вникай в переживания всех.
  10. Трезво оценивать действительность: удачи и неудачи.

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1. ДЕЛОВЫЕ:

а) Как помочь ребенку учиться.

б) Собрание–размышление.

в) У хороших детей счастливые родители.

г) Привитие интереса к чтению.

д) День открытых дверей.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ:

а) Консультации по предметам, по методике воспитания, по развитию психических процессов.

б) Рубрики “Остановись”.

“Не проходите мимо”.

“Тихий час”.

Талисман откровения.

Лаборатория нерешенных проблем.

Какой вы родитель?

3. ПРАЗДНИЧНЫЕ:

а) Праздничные огоньки.

б) “Родники детства”.

в) Счастлив наш дом.

г) Мы - единая семья.

д) Рождение родительско-ученической семьи.

ФОРМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

  1. Родительские посиделки.
  2. Игра “Устами младенца”.
  3. Творческие отчеты учащихся.
  4. День открытых дверей.
  5. За круглым столом.
  6. Семейная гостиная.
  7. Собрание-практикум.
  8. Вечер общения.
  9. Праздничные гостиные “А у нас сегодня праздник”.
  10. Семейная викторина.
  11. Счастливый случай.
  12. Смех вокруг нас.
  13. Умелые хозяюшки.
  14. Конференция для пап.

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1 КЛАСС.

1. Первый раз в первый класс

2. Как помочь ребенку учиться. Психофизиологические особенности семилеток.

3. Семейный климат.

4. Рождение коллектива. Семейная гостиная.

5. Наши первые успехи.

2 КЛАСС.

1. Роль игры и общения в жизни ребенка.

2. Собрание-практикум. “Семейное чтение”

3. Семейная гостиная. “У хороших детей – счастливые родители”.

4. Летний отдых детей.

3 КЛАСС.

1. Здоровый образ жизни. Проблемы укрепления здоровья.

2. День открытых дверей.

3. Собрание-практикум “Трудовое воспитание младшего школьника”.

4. Семейная гостиная. Досуг семьи.

4 КЛАСС.

1. День откровенных вопросов и ответов (собрание вместе с учащимися).

2. Семейная гостиная. “Родники детства”.

3. День благодарения (собрание вместе с учащимися).

4. Ученическо-родительский праздник “Школа, мы не говорим: “Прощай!”, мы говорим: “До новой встречи!”

ВСТРЕЧА В СЕМЕЙНОЙ ГОСТИНОЙ

ТЕМА: Как воспитывать у детей интерес к чтению?

ОБОРУДОВАНИЕ:

1) на доске:

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда! (В. А. Сухомлинский.)

  • анкеты детям;
  • анкеты родителям;
  • урок чтения (видео);
  • памятки, советы для родителей;
  • приглашение родителям;
  • высказывание о чтении, литературе (читает родительский комитет);
  • Решение собрания;
  • психологический практикум (ситуации);
  • выставка рисунков “Любимый герой, книга”, аннотация на книги, сочинения;
  • правила чтения (на доске);
  • графики чтения, техника чтения.

ХОД СОБРАНИЯ

I. Добрый вечер. Я рада вас видеть в семейной гостиной. Разговор поведем о пользе и интересе к чтению. Услышите советы по домашнему чтению, прочтете памятки, поучаствуете в психологическом практикуме, в выставке рисунков ваших детей.

II. Учитель: Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро, выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна.

Хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг. Недаром все время великие люди призывали к чтению. (Чтение высказывание родителей).

III. Высказывание классиков:

“Чтобы воспитать, тут нужны  беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.” А. П. Чехов.

IV. А сейчас предлагаю вашему вниманию анкету, которую проводила с вашими детьми (видео).

V. Анализ анкеты для родителей.

  1. Любит ли ваш ребенок читать.
  2. Читаете ли вы ребенку вслух.
  3. Какую последнюю книгу вы прочитали все вместе.
  4. Обсуждаете ли вы прочитанное. Как?
  5. Можно ли увлечь ребенка чтением.
  6. Как поступаете, если ребенок не хочет читать?
  7. Наказываете ли вы ребенка чтением.
  8. Есть ли библиотечка для взрослых и детей (количество книг).

VI. Предлагаю поприсутствовать на уроке чтения (видео).

VII. Вывод: Итак, вы посмотрели на работу детей на уроке, воочию увидели, чему научились дети, над чем надо поработать (развитие творческих способностей, развитие монологической речи, учить искусству слова и просто громкому выразительному чтению).

VIII. Учитель: именно сейчас, когда ваши дети учатся в начальных классах, постигают азы чтения необходимо помочь научиться читать бегло, грамотно, выразительно, т.к. неумение читать сказывается не только на успеваемости, но и общем развитии ребенка. В воспитании любви к книге у детей положительную роль играют такие моменты:

  • Библиотечка домашняя.

В доме, обязательно должна быть собственная библиотека или полочки с книгами; дети вместе с вами должны посещать общественные библиотеки; домашнее чтение всеми членами семьи.

  • Как читать вместе?
  1. Выбрать интересную книгу вместе;
  2. Чтение по очереди всеми членами семьи;
  3. Выявление понятливости содержания и интереса, совместное сопереживание.
  • Чтение вслух – полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно. Продолжительность 30-45 минут, не меньше, но и не больше. Обязательно делиться впечатлениями о прочитанном, а также беречь книгу.

X. Психологический практикум.

XI. Советы, памятки для родителей.

XII. Решение родительского собрания.

Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель – читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное.

В обращении с ребенком помнить народную мудрость: кто не возмет лаской – не возьмет и строгостью.

XIII. Итоги собрания.

Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению дадут добрые всходы и станут для детей самой сильной страстью, и принесет всем счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.

В данной статье изложены материалы  из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути  создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...

Создание ситуации успеха на уроке

Методический материал для учителя, раскрывающий проблему создания ситуации успеха на уроке....

Педсовет на тему "Организация ситуации успеха на уроке"

Педсовет на тему "Организация ситуации успеха на уроке" проводился в начале учебного года. К проведению педсовета были привлечены педагоги школы, которые поделились своим опытом по теме....

доклад на тему "Система методов создания ситуаций успеха на уроке"

В тексте изложены методы и формы работы по теме;  приведены примеры использования в процессе обучения....

Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....

Создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время.

"Создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время"Цель:формирование потребности у педагогов способствованию создания ситуации, где успех является основным фактором личностного роста ребенка.Зад...

Статья "Как обеспечить ситуацию успеха на уроке слабоуспевающему ученику?"

В статье рассказывается о приёмах,способах создания ситуации успеха на уроке для слабоуспевающих учащихся в начальной школе....