доклад на тему "Система методов создания ситуаций успеха на уроке"
методическая разработка на тему
В тексте изложены методы и формы работы по теме; приведены примеры использования в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на тему "Система методов создания ситуаций успеха на уроке" | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Система методов создания ситуации успеха на уроке».
Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.
Методы дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
При изучении нового материала можно создавать в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. Учитель объясняет новый материал для всего класса, затем предоставляет возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Характер творческих заданий может быть различным:
- на установление межпредметных связей;
- ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;
- на сравнение и сопоставление;
- исследовательского характера;
- на расширение кругозора.
Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Учитель имеет возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх обязательного минимума оценивается учителем отдельно.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.
Ситуация выбора | Пример |
Выбор содержания обучения | Выбор содержания домашнего задания Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе Выбор уровня сложности задания |
Выбор методов обучения | Изучение с помощью учителя или самостоятельно |
Выбор формы обучения | Работа индивидуально, в паре, в группе Работа в классе или на учебной прогулке |
Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.
Созданию ситуации успеха, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые нами в своей педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).
Особый интерес вызывает работа в парах сменного состава, когда дети одного варианта передвигаются по ряду: ученики с первой парты – на последнюю, остальные двигаются всегда на место вперед, а второго варианта – остаются на своем месте. Так, каждый раз состав пар меняется.
Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.
Построение урока в традиционной школе имеет в своей основе репродуктивное сообщение учителем нового материала, рассчитанное на запоминание его учениками. В итоге успешным в учебной деятельности чувствует себя тот ученик, который обладает развитыми способностями к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Кроме функционирующей без отклонений памяти ученик должен быть способен к произвольному запоминанию. Произвольность познавательных процессов формируется у ребенка только к концу младшего школьного возраста. По этой причине половина обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведем фрагмент урока окружающего мира:
Тема урока: “Органы чувств”
У.– Закройте глаза и представьте следующую картину: Человек стоит на берегу моря. Перед ним бескрайнее море и золотое солнце. Он слушает шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Человек чувствует приятный теплый, немного влажный воздух побережья.
Кто из вас смог представить себя на берегу моря? Что окружает человека в моем рассказе? Д. – …
У.: С помощью каких органов-помощников человек воспринимает мир?
Составляется схема:
Использование проектного метода в обучении школьников
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие школьники могут работать над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:
- развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
- воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
- повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;
построение учебного процесса с опорой на интересы детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока
Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...
Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока
Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...
Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....
презентация "Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках в начальной школе"
В презентации рассказывается о нестандартных формах и методах работы на уроках,рассматриваются действия учителя,обоспечивающие создание "ситуации успеха",дается объяснение,что такое"ситуация успеха",у...
ДОКЛАД по теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»
ДОКЛАДпо теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»...
Доклад на тему: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...
Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"
Доклад на тему "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника" с презентацией...
Комментарии
Отлично!..
Отлично!..