Обобщение педагогического опыта по теме: "Современные образовательные технологии на занятиях по внеурочной деятельности"
учебно-методический материал по теме

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Применение новейших воспитательных технологий на занятиях по внеурочной деятельности». Из опыта работы педагога начальных классов.

Цель: познакомиться с существующими современными воспитательными технологиями; способствовать активизации учителей в освоении и внедрении в учебный процесс современных педагогических (воспитательных) технологий.

Выступление.

«Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.»

                                                                                                    Д. Медведев.

Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптации к окружающей и социальной сред.

 На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Деятельность обучающихся можно поделить на урочную и внеурочную деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,  отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ во внеурочное время использую коррекционно - развивающие технологии, которые направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ, и способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовании их в своей деятельности.

Данная технология реализуется через занятия «Умники и умницы» - представляет собой курс «Развития Познавательных Способностей» - это специально разработанные занятия, сочетающие в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Индивидуальный и дифференцированный подход

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные группы. При выполнении заданий дети испытывают трудности, педагог должен работать с каждым ребенком и по мере необходимости должна быть оказана помощь в зависимости от возможностей детей.  Каждой группе предъявляется свой разноуровневый дидактический материал и задания для выполнения, различающиеся по содержанию, объему, методам и приемам выполнения.

Например, на занятии «Ловкие пальчики» при знакомстве с основными приемами лепки было использовано задание «Мой веселый звонкий мяч» первой группе воспитанников предлагались задания: разложить мячи, опираясь при выборе на цвет и величину; игра с мячом «Подбрось-поймай»; самостоятельно размять пластилин и раскатать шар вращательными движениями на доске (по показу), а второй группе обучающихся предлагались сопряженные действия с учителем: отгадать загадку о мяче; игра «Прокати мяч», раскатывание шара вращательными движениями в руках.

Игровая технология

 Данный вид технологии включает в себя различные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, настольные игры.

Занятия проходят в игровой форме. Для привлечения внимания детей используются сказочные персонажи. Герои участвуют в процессе всей коррекционной работы. Это настраивает детей на выполнение заданий.

Также интересен прием «занятие-сказка», который очень нравится детям. Такой вид занятия поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, способствует формированию учебной мотивации и побуждает детей к выполнению задания.

Например, на протяжении всего занятия, дети «путешествуя» по сказкам выполняли задания данные им героями сказок. Так Колобку дети помогали спрятаться в домике, закрывая окошко такого же цвета, что и домик (закрепляли знание основных цветов); героям сказки «Теремок» дети нарисовали новый теремок; а курочку Рябу накормили зернышками, предварительно перебрав и рассортировав фасоль и горох.

Включение игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, удерживает внимание.

Информационно-коммуникационная технология

Это технология как неотъемлемая часть совершенствования работы учителя в условиях внедрения ФГОС. Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, на занятиях используются различные виды информационных технологий: презентации, в зависимости от лексических тем используется мультимедиа, просмотр видеоклипов, прослушивание музыки.

 Большое предпочтение отдается демонстрации тематическим презентациям по лексическим темам. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего занятия, а также на отдельных этапах работы. Наглядный материал для презентаций подбирается дозированно, то есть в том объеме, который необходим для данных детей и на данном занятии.

Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения учебного материала и забавные ведущие делают программы интересными, способствуют повышению мотивации к выполнению детьми заданий.

Применение информационно коммуникационных технологий в коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы:

 - компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ;

 - использование ИКТ побуждает ребенка к занятиям, содействует повышению речевой и познавательной активности; способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций;

 - повышается самооценка ребенка.

Здоровьесберегающие технологии

Приоритетной задачей современного коррекционного образования — это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.

Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений, навыков, необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.

При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка.

Обучение ребёнка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе [2].

Принципы здоровьесберегающих технологий: 

  1. Формирование образовательной среды.

 Доброжелательная обстановка, индивидуальный подход, настрой на выполнение, одобрение и похвала независимо от результата.

  1. Развитие двигательной активности.

Объединение способов оздоровления и воспитания позволяет сохранить и, по возможности, укрепить здоровье в специальных учреждениях.

  1. Возможность восстановления сил.

Во избежание перенагрузки, переутомления необходима частая смена видов деятельности, периоды напряженной работы чередовать с расслаблением.

        Здоровьесберегающая технология рассматривается как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ.

Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.

Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия.

Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье этих детей.

В силу своего заболевания такие дети не всегда самостоятельно включаются в процесс выполнения каких-либо упражнений и заданий, их необходимо увлечь, привлечь тем, что им в данный момент интересно.

Поэтому игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей. Радость и увлеченность соразмерно необходимости растущего организма в движении.

Здоровьесберегающая деятельность на занятиях и в течение всего дня осуществляется в следующих формах:

- привитие санитарно-гигиенических навыков. 

Одна из важных частей физической культуры, способствует формированию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Умывание и мытьё рук с мылом холодной водой (закаливание

 - Двигательная разминка.

 Главной целью является предупредить развитие утомления у детей с ОВЗ, снятие эмоционального напряжения в процессе занятий. Игровые упражнения для разминки должны быть упрощены по содержанию, с небольшим количеством правил, кратковременны, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

- Проведение физкультминуток.

Время проведения физминутки определяет педагог во время занятия самостоятельно. Обычно физминутки проводятся при первых признаках утомления детей. Выполнение упражнений сопровождается стихотворным текстом в ритме движений. Проведение физминуток способствуют повышению общего тонуса, моторики, снятию психоэмоционального напряжения, а также улучают настроение.

 - Дыхательная гимнастика.

Данный вид здоровьесберегающей технологии также направлен на оздоровление организма. Дыхательная гимнастика проводится как на занятиях, так и в течение всего дня, в разных формах оздоровительной работы. Проведение дыхательной гимнастики способствует развитию психических процессов, улучшает нервно-психическое состояние, развивает дыхательную систему ребенка [4].

- Игры на свежем воздухе и подвижные игры. 

Игра занимает особое место в развитии ребёнка с ОВЗ. Подвижные игры и игры на свежем воздухе носят оздоровительный эффект. При проведении игр необходимо учитывать физические возможности этих детей.

При выборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать дефект, двигательные возможности, величину нагрузки. Подбор игр происходит от легких к усложненным, при этом учитывается интенсивность и продолжительность.

Эмоции, которые возникают в ходе игры, благотворно влияют на нервную систему, активизируют функциональную деятельность организма.

Технология создания «ситуации успеха» 

Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.

Шоу-технология 

Шоу–технология эффективна для развития творческого потенциала школьников в художественной деятельности, имеет три основных особенности:

-  деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»);

-   соревновательность на сцене;

 -  заготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Схема реализации технологии: подготовка шоу-программы → проведение воспитательного шоу → подведение итогов.

Например, в рамках экологического проекта, который проходит в начальной школе уже несколько недель были наглядно продемонстрированы выше описанные технологии, 1) учащиеся готовили рисунки с изображениями насекомых на выставку, а в конце недели когда проходила защита проекта, подготовленная 3 классом и в зале присутствовали учащиеся с 1 по 4 класс часть детей из зала превратились в жюри, самостоятельно оценили и выбрали лучшие рисунки; 2) подготовленный 2 классом спортивный праздник «Птичьи бега» способствовал многим учащимся почувствовать себя успешными, быть частью единой команды.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.

«Тьюторство – как одна из форм современных педагогических технологий».

Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.

Тьюторское сопровождение – образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование учащихся и родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации ИОТ, ИУП, выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с учащимися по вопросам формирования и реализации ИОТ; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Весь этот "веер" технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы

Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

- по уровню применения - общепедагогическая технология;

- по философской основе - гуманистическая;

- по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;

- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

- по типу управления: система малых групп;

- по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

- по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника.

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".

Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Использование данной педагогической технологии позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием. Ведь образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, воспитание, развитие личности, ее социализация.

Заключение.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.

Список использованной литературы

  1. Щербатова Н. Г. Использование образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 631-634.

  1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Москва. 

  1.  Рыбъякова О.В. Информационные технологии на уроках. Волгоград. 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Обобщение педагогического опыта: «Взаимодействие игровых и познавательных технологий в группе продленного дня»

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня. А именно, добиться, чтоб дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и инициативными, твор...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование современных технологий обучения на уроках математики в начальной школе в процессе реализации ФГОС»...