Обобщение опыта по теме: "Современные методы обучения математике, как средство формирования мыслительной деятельности учащихся"
опыты и эксперименты по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Обобщение опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лаврова Татьяна Алексеевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛИМЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Современные методы
обучения математике, как средство формирования
мыслительной деятельности
учащихся
Лаврова Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов,
МОУ «Клименковская средняя
общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
Клименки, 2012
Содержание:
- Информация об опыте 3
- Технология опыта 10
- Результативность опыта 11
- Библиографический список 12
- Приложение к опыту 13
Раздел I. Информация об опыте
- Условия возникновения и становления опыта
Перед современным учителем поставлена сложная задача – воспитывать активную, творческую, мыслящую личность. Приоритетными стали цели воспитания личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Для достижения этих целей необходимым стало создание условий, при которых каждый ученик стал бы подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Еще один путь совершенствования профессиональной подготовки – это создание нового поколения учебников и учебных пособий по базовым и методическим дисциплинам, учитывающих требования современной школы.
- Актуальность опыта
Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится и сейчас. И вместе с тем обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена. Правильно и системно организованная работа на уроках математики дает прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, общеучебных умений: анализа, синтеза, сравнения.
Задача состоит в том, чтобы научить учащихся тем способам работы, которые позволили бы им в дальнейшем самостоятельно решать проблемы, как научить самого себя действовать быстро и правильно.
- Ведущая педагогическая идея
Совершенствование урока на основе внедрения таких форм обучения, которые, с одной стороны способствуют осознанному и прочному усвоению программного материала, а с другой – развивают творческую активность учащихся, их сообразительность, любознательность и формируют определенное мироведение. В 11 веке перед отечественной системой общего образования становятся новые задачи, обусловленные потребностями и перспективами развития социума третьего тысячелетия. Особенности обучения в школе во многом определяются все нарастающим объемом информации, интенсификаций прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Такие условия обучения требуют современной организации процесса.
- Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2007 по май 2012 г. В ходе работы были определены следующие этапы:
I этап: сентябрь 2007 январь 2008 (прогнозирование проблемы, первичная диагностика, изучение научно – методической литературы по теме опыта, определение путей решения проблемы);
II этап: февраль 2008 – март 2010 (подбор и апробация наиболее эффективных форм и методов работы, составление плана – графика проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий)
III этап: апрель 2010 - май 2012(продолжение работы по показу открытых уроков, диагностика и оценка результативности проведенной работы).
- Диапазон опыта
Работа по развитию мыслительной деятельности учащихся прослеживается в системе уроков и во внеурочной деятельности.
- Теоретическая база
В основе данного педагогического опыта лежат идеи ученых и методистов, разрабатывающие проблемы формирования и развития мыслительной деятельности учащихся начальной школы на уроках математики. Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления мыслительной деятельностью.
Работая по УМК развивающей системы Л.В.Занкова в моей профессиональной деятельности всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Современные методы обучения помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.».
В системе Л.В.Занкова реализованы способы организации деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, с самоконтролем и самооценкой. Формирование понятий осуществляется на доступном для младшего школьника уровне, позволяющем осознать причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная, самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в группах.
Учебные книги, входящие в комплект, обеспечивают личностную ориентацию обучения. Важными являются не только знания, которые нужно усвоить, но и специально разработанные способы усвоения и переработки учебной информации. Деятельность строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности.
Выбор данного комплекта обусловлен современными процессами в сфере образования: переходом от объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей весь спектр личностных качеств ребенка, процессами гуманизации образования.
К каждому учебнику комплекта имеются рабочие тетради, что вносит разнообразие в работу над учебным материалом и снимает усталость детей от письма.
Построение содержания учебного материала в учебниках создает условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для более гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом, обеспечивает ситуацию успеха за счет мер по преодолению трудностей обучения (логика построения содержания, способы, средства и формы организации учебной деятельности детей, система учебных заданий с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста).
Реализация одной из ведущих идей личностно- ориентированного подхода к процессу обучения позволяет организовать учебную деятельность школьника на творческом уровне. Это позволяет создать условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, обеспечивает ситуацию успеха. Это, в свою очередь, дает возможность учителю повышать свой профессионализм, искать новые методы и формы организации урока.
В УМК системы Занкова Л.В. отдаётся приоритет частично-поисковым и исследовательским методам, которые отражены в приемах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении, преобразовании и конструировании. Активно используется метод моделирования: устанавливается соответствие между предметными, вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями.
На уроках преимущественно используются продуктивные методы обучения, отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности (частично-поисковый, эвристический, исследовательский методы). Проблемное изложение относится к промежуточной группе, ибо оно в равной мере предполагает, как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
На каждом уроке учитель привлекает учащихся к самостоятельному определению понятий. На основании наблюдений, описаний ученики выделяют существенные признаки предмета или явления. Главное в решении познавательной проблемы – привлечь школьников к решению данной проблемы, заинтересовать их новой деятельностью.
Широко используется метод сравнения. Иногда сравнение выступает как самостоятельная проблема: сравни геометрические фигуры и т. д. Сравнение помогает глубже понять предметы и явления. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие предметов и явлений по определенным признакам. Приведу пример из практики.
Тема урока: «Измерение площади»
Цель – познакомить детей со способом измерения и сравнения площадей с помощью мерок.
Ориентируясь на ранее полученные знания, учитель создаю на уроке проблемную ситуацию, результатом которой явится поиск нового способа действия.
Для этой цели заранее подготовила две демонстрационные фигуры (квадрат и прямоугольник) разного цвета, разделенные на квадраты с обратной стороны.
Предлагаю детям сравнить площади этих фигур. Использование способа наложения одной фигуры на другую не позволяет выполнить задание, так как никакая фигура не помещается полностью в другой. Нужно искать новый способ сравнения площадей. Если попытки и предложения детей безуспешны, поворачиваю фигуры другой стороной, на которой обозначены квадраты. Вывод о том, что площадь квадрата больше, чем площадь прямоугольника, не вызывает сомнений у детей после того, как они посчитали число квадратов в каждой фигуре. (Одна фигура составлена из 8 квадратов, другая из 9).
Вывод : для сравнения площадей использована мерка (квадрат).
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Учащиеся на одном уроке должны решать разного вида проблемы.
Перед решением проблемных заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения. Систематичность в организации проблемного обучения на уроках. Одна проблема должна решаться письменно, т.е. в её решении принимают участие все учащиеся. Усвоение школьниками программного материала.
Учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе выполнения проблемных заданий. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, постоянно вносить в них новое, неизвестное.
Объяснение нового материала является эффективным, если содержание передаваемой информации и форма её подачи обеспечивают необходимую активность учащихся, и от того, как учитель организует объяснение, во многом зависит качество их знаний . Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА УРОКА
1.Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.
2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо известному школьникам.
3. На доске записаны выражения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.
4.На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Надо осуществить проверку каждого логического хода решения, преследуется цель получить наиболее полное обоснование критических замечаний.
5. На доске дан схематический чертёж к сложной задаче и осуществляется коллективный поиск её решения.
6. На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут.
7. Обсуждаются различные способы решения задачи заданной на предыдущем уроке. Эта задача, решение которой требует исследовательской работы, должна быть необычной, интересной, но доступной для всех учащихся.
8. Если на дом было дано творческое задание, то урок надо начинать с представления наиболее удачных работ.
9. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в классе. Ученики намечают план её решения.
Имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.
Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Виды игровых форм:
короткие игры (для усвоения конкретного правила, отработка навыка и т.д.)
игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры)
длительные развивающие игры (подготовка проекта)
Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике использую предметные, межпредметные и надпредметные проекты. Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках окружающего мира и литературного чтения. К примеру, «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», «Растения зимой». Во внеурочной деятельности начиная с 1 класса мы работаем над проектом «С чего начинается Родина». В рамках этой работы учащиеся готовят мини-проекты на темы: «Письмо другу», «Древо моей семьи», «Я люблю…» и др.
Одной из образовательных технологий, позволяющей творческой личности самореализоваться, а учителю отследить путь к успеху ученика, является технология работы с портфолио.
Именно поэтому я своим первоклашкам в 2010 – 2011 уч. году завела портфолио. Портфолио в начальной школе представляет собой портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы ученика. В него входят учебные достижения по предметам, коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, фото и др.).
Портфолио моих учеников состоит из разделов: “Портрет”, “Мои успехи в школе”, “Мои увлечения”, “Достижения”, «Работы, которыми я горжусь».
Отдельное место отводится разделу “Портрет”. Он предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио.
Каждый ребенок может представить себя любым способом. У одного это фото и краткая справка о себе (фамилия, имя, дата и место рождения, школа, класс), творческая зарисовка (стихотворение) о себе, своих увлечениях. В этом разделе может быть краткая история успехов ребенка.
В разделе “Мои успехи в школе” ребята должны размещать свои лучшие сочинения, диктанты, контрольные работы по математике, успешно выполненные тесты.
Раздел “Мои увлечения” говорит сам за себя, в нем ученики помещают информацию, фотографии, рисунки, рассказывающие об увлечениях ребенка.
В разделе “Достижения” должны помещаться сертификаты об участии в конкурсах, грамоты и дипломы.
Важным моментом является начало работы с портфолио. В начальной школе дети приступают к этой работе совместно с учителем и родителями, которые помогают отобрать материал и оформить разделы. Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио.
Ребенок не просто ведет портфолио, а организует самоконтроль за размещением и пополнением разделов, оценивает свои достижения и возможности.
Материал, собранный в портфолио, может быть использован школьниками, учителями 5-х классов, родителями, но только с ведома ученика, которому принадлежит портфолио. Все портфолио хранится в классе.
Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех.
В своей работе использую следующие педагогические технологии.
Технологии педагогической диагностики и контроля:
- - предварительный контроль (выявление уровня знаний);
- - текущий и промежуточный контроль;
- - итоговый контроль.
Технология воспитания - это не формализм обезличивающий и обездушивающий воспитание. Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход. Общие признаки технологии воспитания:
- деятельностный подход (включение в деятельность, которая формирует личность)
- определение изначального уровня сформированности определенных качеств
- переход к самосовершенствованию (программа личностного самоусовершенствования).
Технология педагогического требования – вовлечение воспитанника в необходимую для него развивающую деятельность. Что обеспечивает успех?
- требование должно быть доведено до конца
- больше позитива в требованиях и меньше постоянных запретов
- требование должно быть инструктивным, т.е. с некоторой инструкцией
- требование должно быть доступно
- мажорный характер требований с верой в ученика
- признавать право ученика на индивидуальность, неповторимость, особенность и т.д.
Педагогическое мастерство.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств. Педагогическое мастерство умеет анализировать складывающиеся педагогические ситуации.
Постоянно работаю над собой в рамках профессионального роста. Читаю методическую литературу, посещаю уроки коллег, принимаю участие в работе школьного и районного МО, посещаю семинары. С целью обмена опытом создала свой сайт.
Технологии педагогической коррекции.
Коррекция – выправление деформированных или отсутствующих психологических функций, устранение отставания, отклонений в развитии, нарушений. Раннее выявление отклонений в развитии- главное условие.
Веду совместную работу с психологом школы. Для эффективного решения проблем разработала план индивидуальной работы с учащимися.
Здоровьесберегающие педагогические технологии позволяют использовать:
- опережающее обучение
- уровневая дифференциация
- подача материала крупными блоками
- отслеживание соответствующих норм домашнего задания в соответствии с требованиями
- обеспечение психологической поддержки обучающихся.
1.7 Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы современных методов обучения математики, которая развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы.
1.8 Условия, в которых возможно применение и распространение опыта
Опыт рекомендуется внедрять в общеобразовательных классах начальной школы, в которых преподавание ведется по системе Л.В.Занкова.
Раздел II. Технология опыта
Целями и задачами педагогической деятельности является:
развитие образного и логического мышления, воображения, формирование предметных знаний и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, усвоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике, воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания к повседневной жизни.
Организация учебно – воспитательного процесса - одна из важнейших задач обучения младших школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений, развитие познавательных способностей учащихся. Занятие математикой способствуют воспитанию у детей самостоятельности инициативы, творчества, культуры труда.
Обучение и развитие при изучении математического материала должны осуществляться в неразрывной связи друг с другом. Чтобы ученики были активными в процессе обучения, необходимо обеспечить им широкую возможность для проявления самостоятельности в учебной работе, научить учащихся приемам и методам самостоятельной работы.
Содержание образования. Новые задачи привели к серьезным изменениям как в содержании, так и в методике обучения математике в начальных классах. На смену курсу арифметика пришел интегрированный курс математики в котором традиционный арифметический материал был объединен с алгебраическим и геометрическим. Этот курс стал первым звеном в системе изучения единого курса математики. В учебниках особое место уделяется подбору разнообразных и по форме, и по содержанию упражнений, направленных на развитие восприятие, памяти, конкретного и образного мышления. Яркие красочные рисунки привлекают непроизвольное внимание ребенка, вызывают у него интерес. Многие иллюстрации носят занимательный характер. Заметную роль в воспитании у детей интереса к математике играют занимательные упражнения. Это задачи на смекалку, арифметические ребусы, логические головоломки. Такие учебники предназначены для массовой школы, для детей, которые обучаются и в городе и в селе.
Раздел III. Результативность опыта
Важнейшим показателем качества знаний обучаемых является объективная оценка учебных достижений. Различные виды, формы, методы и технологии контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков учащихся я использую в тесной взаимосвязи на всех уроках. Ученик старается аккуратно выполнить письменную работу, выучить заданный материал, подготовить реферат, если соблюдаются единые требования учителя. Каждую работу я тщательно проверяю или прослушиваю, т. е. организую непрерывный контроль результатов работы учащихся в освоении учебных программ.
Итак, в общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения, которые выступают как фактор повышения качества образования в начальной школе.
Качество знаний учащихся за 5 лет
годы кол. уч. - ся | 2007- 08 2 класс 11 чел. | 2008- 09 3 класс 11 чел. | 2009- 10 4 класс 11 чел. | 2010- 11 1 класс 9 чел. | 2011- 12 2 класс 8 чел. |
Отличников | 2 | 2 | 2 | ------ | 1 |
Хорошистов | 4 | 6 | 6 | ------ | 4 |
Качество | 55 | 73 | 73 | ------ | 63 |
Успеваемость | 100 | 100 | 100 | ------ | 100 |
Таким образом, использование современных методов обучения математике в начальной школе повышает уровень мыслительной деятельности учащихся и способствует развитию интереса к математике. У учащихся.
Библиографический список:
- Бененсон , Е.П., Итина Л.С. Математика . Тетрадь для 3 класса : В 3 ч./ Под. Ред. И.И. Аргинской. – 3-е изд. Испр.- Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.
- Математика. Тесты: Начальная школа. 1 – 4 класс. Учебно - методическое пособие. – 4 – е изд. Стереот. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с, 363с.
- Математика. 3 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Аргинской. 1 и 2 полугодие/ ав. – сост. О.В. Субботина, Н.В. Володина – Волгоград: Учитель, 2008. – 174 с.
- Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова / сост. Н.В.Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010г.
Интернет - ресурсы
- Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л.В.Занкова. – Режим доступа: http://zankov.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
Приложение
- Приложение №1 – доклад «Образовательное пространство школы развивающего обучения»
- Приложение №2 – доклад «Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения»
- Приложение №3 – разминки на уроках математики
- Приложение №4 – урок – путешествие по математике в 3 классе «В сказку по стране знаний»
- Приложение №5 – урок математики в 3 классе «Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями»
- Приложение №6 –урок математики в 1 классе «Виды углов»
- Приложение №7 – урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание однозначных чисел в пределах 10»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
Данная статья раскрывает методы и подходы в обучении учащихся начальных классов для повышения их работоспособности и мыслительной деятельности....
Проблемное обучение – средство активизации мыслительной деятельности учащихся Петрухина Светлана Ильинична гимназия № 5 г. Шахтинск, Карагандинской области
Выступление на городском семинаре «Проблемное обучение – средство активизации мыслительной деятельности учащихся».Петрухина Светлана Ильиничнагимназия № 5 г. Шахтинск, Карагандинской областиВся ж...
Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...
Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы...
Опыт работы по теме «Использование исследовательских методов и приёмов на уроках математики как средство развития мыслительной деятельности младших школьников»
В работе представлены теоретическая часть опыта, технология опыта и результаты....
Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе
Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихсяна уроках русского языка в начальной школе...
Выступление на ГМО по теме Использование исследовательских методов и приёмов как средство развития мыслительной деятельности младших школьников
Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться.Основная особенность деятельност...