Обобщение педагогического опыта: «Взаимодействие игровых и познавательных технологий в группе продленного дня»
материал на тему
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня. А именно, добиться, чтоб дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и инициативными, творческими, думающими и целеустремленными личностями.
Продленный день насыщен разнообразными мероприятиями, удовлетворяющие многосторонние интересы учащихся. Полноценный учебный труд сочетается с отдыхом, с прогулками, подвижными играми, проведением интересных бесед, а так же с необходимым временем на самоподготовку. Педагог-воспитатель должен так выстроить учебный процесс, чтоб каждый учащийся осознавал свою роль в этом процессе.
Игра – важное средство воспитания, не с проста Л.С.Выготский назвал игру «девятым валом детского развития». Какова же ее природа?
Игра представляет собой деятельность, которая способна отвлечь человека от повседневных будничных дел, она позволяет создать свой придуманный мир, с новыми героями и ролями, позволяет воплотить в жизнь все нереализованные желания, позволяет ощутить себя значащим и самостоятельным, игра не ради победы, а игра ради самой игры. Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры (О.М. Леонтьев). В игре ребенок может «подражать», воссоздать свой маленький мир, «понарошку», проявляя свое воображение, взаимодействовать в коллективе, находить друзей, оценивать действия своих товарищей, высвободить свою жизненную энергию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyuda_-_obobshchenie_opyta_raboty.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта воспитателя ГПД МКОУ Шиткинская средняя общеобразовательная школа Тайшетского района Иркутской области
Равковской Людмилы Ивановны
по проблеме: «Взаимодействие игровой и познавательной деятельности в группе продлённого дня».
Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых, среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Каждый – ребенок – ключевая фигура воспитательного пространства.
Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.
Цель моей педагогической деятельности -
гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста:
развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
Главная задача – создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка, признаками сформированности детского коллектива.
Актуальность и перспективность опыта
Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты.
«Наше общество является развивающимся, которому нужны образованные, нравственные и предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора». Так говорится в концепции модернизации российского образования.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется воспитание гармонично развитой личности ребенка. В соответствии с ФГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей.
Разработка методики моей работы строится на основе следующих технологий:
Технология здоровьесбережения,
Игровые технологии,
ИКТ
Попытаюсь обосновать выбор именно этих современных воспитательных технологий.
Во - первых, все они, действительно, актуальны. Учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс.
Во - вторых, все они достаточно универсальны, т.к. с одинаковой эффективностью могут быть использованы, как в учебном, так и в воспитательном процессах.
В - третьих, все применяемые мной современные технологии
интегральны, т.к. не взаимоисключают, а легко дополняют друг друга. И это делает их применение достаточно мобильными и легкими в реализации.
В - четвертых, все они являются здоровьесберегающими, т.к. обеспечивают сохранение здоровья детей через получение положительных эмоций, обеспечивают, в достаточной мере, двигательную активность учащихся.
В - пятых, все они личностно-ориентированные и, позволяя ученику работать в зоне ближайшего развития и давая ему право выбора и дифференцированный подход в обучении и воспитании, эти технологии способствуют эффективному развитию способностей и возможностей каждого ученика.
В - шестых, все выбранные и применяемые мной технологии помогают оптимизировать воспитательный процесс и делают его увлекательным и интересным. А это очень важно в наше время, когда информационное пространство сегодня настолько возросло, что требует эффективных средств воспитания и воспитатель вынужден искать такие средства воспитания, которые помогут сделать его увлекательным и интересным для ученика.
Концептуальность
Источником новизны является углубленная работа по воспитанию гармонично развитой личности учащихся через включение в систему творческих занятий в условиях группы продленного дня:
1. Разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего познавательную, коммуникативную и игровые виды деятельности.
2. Использование методов, приемов, форм организации игровой, воспитательной и досуговой деятельности, побуждающих детей к проявлению творческого мышления, воображения.
3. Создание психологически комфортной обстановки в творческой деятельности с опорой на принципы гуманизма (ситуации успеха, доброжелательность).
4. Опора на природные способности учеников, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.
В своей работе я опираюсь на:
Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.
· Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
· Игровые технологии (Иванов И.П.).
Ведущая педагогическая идея
Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования гармонично развитой личности, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника.
В течение учебного года корректирую мероприятия в соответствии с общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных руководителей, что способствует умственному, физическому, эмоциональному и творческому развитию учащихся.
Постоянно контактирую с учителями, посещаю уроки с целью наблюдения за детьми во время учебного процесса, это даёт возможность лучше узнать детей, их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребёнку.
Эффективно использую словесные, наглядные, практические, исследовательские методы. Разнообразные методы и формы работы никогда не оставляют ребят равнодушными, вызывают повышенный интерес ко всему происходящему.
Оптимальность и эффективность средств
Эффективные средства для воспитания гармонично развитой личности в ГПД:
- игровая деятельность;
-библиотечные часы с иллюстрированием
- клубные часы с изготовлением различных поделок
Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся.
Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные направления:
- создание условий для личностного развития воспитанников;
- создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной);
- создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к самоанализу. В конечном итоге формирую умения и навыки в сфере общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам, коллективных творческих дел, разнообразных игр и во время индивидуального общения.
Индивидуальную работу с учащимися строю на:
- изучении индивидуальных особенностей учащихся;
- установлении межличностных контактов с каждым ребенком;
- оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении;
- взаимодействии с родителями с целью индивидуального развития учащихся.
Игровую технологию, как ведущую для младшего школьника, органично внедряю во все направления работы. Игра, вечный спутник детства. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется память, внимание, способность восприятия. Поэтому в ежедневный план работы включаю различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, игр по интересам.
Результативность опыта
Развитие гармонично развитой личности происходит лишь в случае разнообразия и цикличности занятий. Все направления деятельности имеют свою цель и задачи. Для их достижения я прорабатываю пути реализации, составляю тематическое планирование на весь учебный год.
Для воспитания школьников в условиях ГПД созданы специальные условия:
· Игры развивающего и творческого характера, дидактические, сюжетно-ролевые,
· Использование технологии КТД, проведение воспитательных мероприятий, праздников,
· Творческие задания познавательного характера,
· Организация развивающей среды в ГПД,
· Наблюдения, исследования, экскурсии,
· Создание и поддержка положительной мотивации во время творческой деятельности, комфортная психологическая обстановка.
Направленность опыта
Я считаю для воспитателя очень важно умение видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только в том случаи можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку, когда можешь помочь решить их проблемы, реализовать их способности.
Опыт моей работы может быть использован любым воспитателем группы продленного дня, а также учителем начальных классов для планирования внеурочной деятельности младших школьников, если он заинтересован в воспитании гармонично развитой личности ребенка.
Используемая литература:
1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.1997
2. Технология игровой версии: Учеб. Пособие / Л.А.Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина; Науч. редВ.А.Фадеев, Рязань : Изд-воРГПУ,1994г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".
В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....
Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.
В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об а...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Современные образовательные технологии на занятиях по внеурочной деятельности"
Из опыта работы...
Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....
Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...