Обобщение педагогического опыта: «Взаимодействие игровых и познавательных технологий в группе продленного дня»
материал на тему

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня. А именно, добиться, чтоб дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и инициативными, творческими, думающими и целеустремленными личностями.

Продленный день насыщен разнообразными мероприятиями, удовлетворяющие многосторонние интересы учащихся. Полноценный учебный труд сочетается с отдыхом, с прогулками, подвижными играми, проведением интересных бесед, а так же с необходимым временем на самоподготовку. Педагог-воспитатель должен так выстроить учебный процесс, чтоб каждый учащийся осознавал свою роль в этом процессе.

Игра – важное средство воспитания, не с проста Л.С.Выготский назвал игру «девятым валом детского развития». Какова же ее природа?

Игра представляет собой деятельность, которая способна отвлечь человека от повседневных будничных дел, она позволяет создать свой придуманный мир, с новыми героями и ролями, позволяет воплотить в жизнь все нереализованные желания, позволяет ощутить себя значащим и самостоятельным, игра не ради победы, а игра ради самой игры. Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской игры (О.М. Леонтьев). В игре ребенок может «подражать», воссоздать свой маленький мир, «понарошку», проявляя свое воображение, взаимодействовать в коллективе, находить друзей, оценивать действия своих товарищей, высвободить свою жизненную энергию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyuda_-_obobshchenie_opyta_raboty.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение  педагогического опыта воспитателя ГПД                         МКОУ  Шиткинская  средняя  общеобразовательная  школа Тайшетского  района  Иркутской  области

Равковской  Людмилы  Ивановны

по проблеме: «Взаимодействие  игровой  и  познавательной  деятельности  в  группе  продлённого  дня».

           Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых, среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие. Каждый – ребенок – ключевая фигура воспитательного пространства.

         Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и приобрели опыт позитивного общения.

Цель моей педагогической деятельности -

гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста:

развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Главная задача – создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка, признаками сформированности детского коллектива.

 

Актуальность и перспективность опыта

        Современный мир выдвигает новые требования к личности человека. Если раньше школа требовала усвоения некоего базиса знаний, то современная школа постепенно меняет свои приоритеты.

«Наше общество является развивающимся,  которому  нужны  образованные, нравственные и  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора».  Так говорится в концепции модернизации российского образования.     

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется воспитание гармонично развитой личности ребенка.  В соответствии с ФГОС НОО в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей.

       Разработка методики моей работы строится на основе следующих технологий:

       Технология здоровьесбережения,

       Игровые технологии,

       ИКТ

         Попытаюсь  обосновать  выбор  именно  этих  современных  воспитательных    технологий.

 Во - первых,  все  они,  действительно, актуальны.   Учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс.

Во -  вторых, все  они  достаточно  универсальны,   т.к.     с  одинаковой  эффективностью  могут  быть  использованы,  как  в  учебном,  так  и  в  воспитательном  процессах.

  В - третьих все  применяемые  мной  современные технологии

 интегральны,  т.к. не  взаимоисключают, а  легко  дополняют  друг  друга.  И  это  делает  их  применение  достаточно  мобильными  и  легкими  в  реализации.

 В  -  четвертых,  все  они  являются   здоровьесберегающими, т.к.  обеспечивают  сохранение  здоровья  детей  через   получение  положительных  эмоций, обеспечивают,  в  достаточной  мере,  двигательную  активность  учащихся. 

 В  -  пятых,  все  они  личностно-ориентированные  и,  позволяя  ученику работать  в  зоне  ближайшего  развития   и  давая  ему  право выбора   и  дифференцированный  подход  в  обучении  и  воспитании,  эти  технологии  способствуют  эффективному  развитию  способностей  и  возможностей  каждого  ученика.

 В - шестых,  все  выбранные   и  применяемые  мной  технологии  помогают  оптимизировать воспитательный  процесс  и  делают  его  увлекательным  и  интересным. А  это  очень  важно в  наше  время,  когда  информационное  пространство  сегодня    настолько  возросло,  что  требует эффективных  средств воспитания и  воспитатель  вынужден  искать  такие  средства    воспитания,  которые  помогут    сделать  его  увлекательным  и  интересным  для  ученика. 

Концептуальность

        Источником новизны является углубленная работа по воспитанию гармонично развитой личности учащихся через включение в систему творческих занятий в условиях группы продленного дня:

1.     Разработка планирования на основе деятельностного подхода, включающего  познавательную, коммуникативную  и  игровые виды деятельности.

2.     Использование методов, приемов, форм организации  игровой, воспитательной и досуговой деятельности, побуждающих детей к проявлению творческого мышления, воображения.

3.     Создание психологически комфортной  обстановки в творческой деятельности с опорой на принципы гуманизма (ситуации успеха, доброжелательность).

4.     Опора на природные способности учеников, что является отражением принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.

        В своей работе я опираюсь на:

      Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.

·        Гуманно личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

·        Игровые технологии (Иванов И.П.).

Ведущая педагогическая идея

       Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий  для формирования  гармонично развитой личности, через включение в систему творческих занятий и  положительной мотивации творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого воспитанника.

        В течение учебного года корректирую мероприятия в соответствии с общешкольными мероприятиями и планом воспитательной работы классных руководителей, что способствует умственному, физическому, эмоциональному и творческому развитию учащихся.

       Постоянно контактирую с учителями, посещаю уроки с целью наблюдения за детьми во время учебного процесса, это даёт возможность лучше узнать детей, их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребёнку.

        Эффективно использую словесные, наглядные, практические, исследовательские методы. Разнообразные методы и формы работы никогда не оставляют ребят равнодушными, вызывают повышенный интерес ко всему происходящему.

Оптимальность и эффективность средств

      Эффективные средства для воспитания гармонично развитой личности  в ГПД:

- игровая деятельность;

-библиотечные часы с иллюстрированием

- клубные часы с изготовлением различных поделок

       Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся.

        Исходя из этого, я определила для себя следующие приоритетные направления:

- создание условий для личностного развития воспитанников;

- создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной);

-  создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

       Чтобы процесс воспитания содержал в себе интерес и значимость, я учитываю возрастные особенности детей, создаю в коллективе дружескую атмосферу, которая ведет к успеху в творческих делах и влияет на доброжелательное взаимопонимание ребят. Обучаю детей коммуникативным навыкам, развиваю в них чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, умения выслушать другого человека, способности сочувствию, сопереживанию, развиваю способности к самоанализу. В конечном итоге формирую умения и навыки в сфере общения. Особенно это удаётся во время совместных занятий по интересам, коллективных творческих дел, разнообразных игр и во время индивидуального общения.

       Индивидуальную работу с учащимися строю на:

- изучении индивидуальных особенностей учащихся;

- установлении межличностных контактов с каждым ребенком;

- оказании индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении;

- взаимодействии с родителями с целью индивидуального развития учащихся.

          Игровую технологию, как ведущую для младшего школьника, органично внедряю во все направления работы. Игра, вечный спутник детства. Если ребенок ежедневно погружается в различные виды игровой деятельности, которые нацелены на раскрытие его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то личный опыт ребенка обогащается, формируется память, внимание, способность восприятия. Поэтому в ежедневный план работы включаю различные подвижные и спортивные игры во время прогулки, спортивного часа, игр по интересам.

Результативность  опыта

     Развитие гармонично развитой личности   происходит лишь в случае разнообразия  и цикличности занятий. Все направления деятельности имеют свою цель и задачи. Для их достижения я прорабатываю пути реализации, составляю тематическое планирование на весь учебный год.

 Для воспитания школьников в условиях ГПД  созданы специальные условия:

·        Игры развивающего и творческого характера, дидактические, сюжетно-ролевые,

·        Использование технологии КТД, проведение воспитательных мероприятий, праздников,

·        Творческие задания познавательного характера,

·        Организация развивающей среды в ГПД,

·        Наблюдения, исследования, экскурсии,

·        Создание и поддержка положительной мотивации во время творческой деятельности, комфортная психологическая обстановка.

Направленность опыта

       Я считаю для воспитателя очень важно умение видеть и наблюдать детей «изнутри», чувствовать их настроение, понимать мотивы их поведения, ход мыслей и потребностей. Только в том случаи можно считать свою работу результативной, когда найден подход к каждому ребенку, когда можешь помочь решить их проблемы, реализовать их способности.

        Опыт моей работы может быть использован любым воспитателем группы продленного дня, а также учителем начальных классов для планирования внеурочной деятельности младших школьников, если он заинтересован в воспитании гармонично развитой личности  ребенка.

Используемая литература:

1. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.1997

2. Технология игровой версии: Учеб. Пособие / Л.А.Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремкина; Науч. редВ.А.Фадеев, Рязань : Изд-воРГПУ,1994г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".

В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об а...

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...