мастер - класс по обучению динамическому чтению
методическая разработка по чтению по теме
показаны приёмы , обучающие динамическому чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер - класс по скорочтению | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
КГУ «Кокпектинская средняя школа"
Мастер – класс
по теме:
«Обучение элементам динамического чтения
в начальной школе»
Проведен учителем начальных классов
Дандыбаева К.Н.
Кокпекты
2013
- Презентация педагогического опыта мастера
Чтение широким диапазоном скоростей и высоким уровнем понимания часто называют динамическим (быстрым, скорочтением).
По словарю «динамический - это богатый движением, действием, внутренней силой». Название методики овладения техникой быстрого чтения действительно оправдывает себя, так как она предполагает то самое «богатое движение» - движение глаз, мысли читателя, его внутреннюю силу – целеустремленность, способность сосредоточиться, умение использовать собственные возможности.
Быстрое чтение – это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Быстрое чтение обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного по сравнению с медленным чтением.
Быстрое чтение – «активный созидательный понятийный прогресс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, проводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания»
Как известно, начальная школа еще недавно была ориентирована на чтение преимущественно вслух. Считалось, что в средних и старших классах школы техника чтения совершенствуется сама, а навык чтения автоматически переходит в навык продуктивного чтения про себя. Однако это далеко не так.
Многолетние исследования школы динамического чтения показали, что 94% взрослых при чтении пользуются в основном навыками, приобретенными в начальной школе. Темп чтения молча (180-200 слов в минуту) лишь ненамного превышает скорость говорения.
В связи с этим я обратила внимание на проблемы динамического чтения, и у меня появилось желание внести коррективы в процесс овладения навыками чтения – скорочтения - на начальном этапе обучения.
В основе динамического чтения лежит широкий диапазон темпа считывания – от очень медленного до очень быстрого – и, соответственно, более высокий уровень запоминания, понимания и усвоения. Читающий динамично может, исходя из целей чтения, а также своих возрастных возможностей и индивидуальных способностей, выбирать оптимальную стратегию и тактику чтения в пределах трех режимов – учебно-аналитического, комфортного и ускоренного чтения. Темп чтения, уровень и характер переработки информации могут произвольно или автоматически меняться. Снижается утомляемость, возрастает уровень внимания и работоспособности. А все это ведет к повышению эффективности чтения.
Правила быстрого чтения:
Первое – читать без регрессий.
Второе – читать по интегральному алгоритму чтения.
Третье – всегда выделять доминанту – основное смысловое значение текста.
Четвертое – читать без артикуляции.
Пятое – читать вертикальным движением глаз.
Шестое – постоянно развивать свое внимание и память.
Седьмое – выполнять ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал и 50 – 100 страниц любой книги.
Рассмотрим некоторые методические приемы и средства обучения динамическому чтению.
Для блокирования речемоторного и речеслухового осмысления текста, дублирующих его зрительное восприятие, используются:
во-первых, методические приемы механического торможения артикуляции: сжимание губ, сжимание зубами какого – либо предмета, широкое открывание рта во время чтения при возможно более пассивном положении языка и голосовых связок.
Во-вторых, это методика речевых помех. Чтение проводится при одновременном непрерывном проговаривании вслух без пауз хорошо заученных рядов слов, цифр, стихотворений или слогов.
В-третьих, используется методика неречевых ритмических помех – например, чтение текста про себя при одновременном выстукивании заученного ритма рукой, обязательно с включением движений плеча.
В-четвертых, используется также методика звуковых помех: чтение при звучании музыки или применение других акустических раздражителей.
Наконец, применяется методика принудительного режима чтения: чтение с заданной скоростью, значительно превышающей привычную скорость чтения и скорость речемоторного и речеслухового переосмысления зрительно воспринимаемого текста. На прочтение одной страницы обычно разрешается тратить не более 15 секунд.
Для расширения центрального поля зрения и выработки навыков использования периферического зрения рекомендуются упражнения с использованием таблиц Шульте и числовых пирамидок.
Таблицы Шульте – это квадраты размером 20х20 см, разделенные на 25 частей, в каждую из которых вписаны числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Упражнение состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице чисел по порядку натурального ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки таблицы. Среднее время выполнения задания обычно более одной минуты. Задача состоит в том, чтобы добиться считывания каждой из 10 таблиц комплекта за время, не превышающее 25 секунд. Упражнение с таблицами Шульте обеспечивает выработку не только навыков использования периферического поля зрения, но и навыков опережающего логического поиска и системного восприятия.
Числовая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел, расположенного посередине, каждое из них нумерует пару равноудаленных чисел расходящихся рядов. Упражнение заключается в том, чтобы, фиксируя взгляд на числах среднего ряда, распознавать те, которые расположены по краям. С помощью числовых пирамид можно определять результаты расширения границ поля зрения.
Для формирования установки на максимально быстрое восприятие и осмысление зрительной информации применяются методики сигнализации отрезков времени, используются технические средства измерения.
Основными составляющими контроля и самоконтроля являются определение скорости чтения, процента усвоения прочитанного и угла зрения. Сопоставление первоначальных показателей с последующими, полученными после тренировок, дают наглядные свидетельства успешности обучения.
- Представление системы уроков
Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой с каждым новым уроком.
Перспективу в своей работе я вижу в поиске новых приемов обучения скорочтению и применении их в своей работе.
В зависимости от характера и объема учебного материала на уроке я выбираю наиболее оптимальные приемы.
На сегодняшнем занятии будут использованы приемы:
- Фотографирование;
- Работа по таблицам Шульте;
- «Чтение – спринт»;
- «Чтение – разведка».
- Имитационная игра
Рассмотрим подробнее упражнения по динамическому чтению в их адаптированном варианте, рассчитанном на младших школьников.
Прием №1. Фотографирование.
Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование». Фотографирование – это восприятие за ограниченное время (1 секунду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем».
Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:
- Найди лишнюю букву.
а, о, в, у, и
2. Найди лишний слог.
бо, но, ро, мы, со, ко
- Найди лишнее слово.
а) река б)слон
речка лев
ручей мак
ручка тигр
ручеек ягуар
- Раздели слова на две группы.
а) корова б) заяц в) ленивый
соловей горох смелый
коза ежик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока огурец трусливый
- Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например, из какой это сказки:
«Я, мышка – норушка…»?
«Бежит молочко по вымечку…»?
Прием №2. Работа по таблицам Шульте.
Таблицы Шульте, как уже отмечалось, хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в 1 классе с помощью родителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе использовать два комплекта – с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.
8 | 7 | 3 |
9 | 1 | 8 |
10 | 6 | 4 |
2 |
Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.
15 | 6 | 16 | 9 | 14 |
1 | 8 | 20 | 24 | 2 |
18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
17 | 11 | 23 | 5 | 25 |
7 | 4 | 13 | 19 | 3 |
Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.
По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом.
Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.
Памятка
- Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
- 2. Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.
- Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
Прием №3. «Чтение – спринт»
«Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике.
Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению – спринт» используется памятка:
Памятка
- Плотно сожми губы и зубы.
- Читай только глазами.
- Читай как можно быстрей.
- Ответь на вопросы к тексту.
Прием №4. «Чтение – разведка»
В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение – разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:
Памятка
- Плотно сожми губы и зубы.
- Поставь пальцы на начало и конец строки.
- Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.
Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т. п. Таким образом выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).
Наряду с указанными основными упражнениями в технологии динамического чтения используются такие упражнения, как:
1) Упражнение «Финиш». Методика работы с ним такая же, как и при чтении способом «Спринт», только дети читают до указанного педагогом слова или выражения.
2) Чтение с речевыми помехами, которые создаются самим читающим: текст читается про себя, одновременно при этом напевается знакомая песенка или декламируется наизусть стихотворение.
3) Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения ответить на вопросы по содержанию.
4) Чтение со звуковыми помехами, например: при звучании музыки.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам 4 приема обучения скорочтению. Предлагаю вам разработать собственную модель урока, в котором бы использовались предложенные мной приемы. У Вас есть 3 минуты.
(Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока.)
(Слушатели демонстрируют фрагменты своих уроков.)
- Рефлексия
На этапе рефлексии предлагаю Вам ответить на следующие вопросы:
- Считаете ли Вы эти приемы эффективными и почему?
- Что на занятии показалось Вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение динамическому чтению
Нельзя быть счастливым, не умея читать....
Мастер – класс по теме «Обучение динамическому чтению»
Представлена система учебных занятий по обучению динамическому чтению....
мастер – класс Тема: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе»
Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимал...
"Обучение динамическому чтению"
Выступление на ШМО. Из опыта работы....
Мастер - класс «Обучение динамическому чтению»
Ведущей педагогической идеей работы над динамическим чтением является построение учебно–воспитательного процесса, посредством сотрудничества педагога и обучающегося субъекта. Основная мысль моей...
Мастер-класс «ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ математики»
Мастер-класс "Приёмы обучения смысловому чтению на уроках математики" рассказывает как приучить ребенка внимательно читать, разбирать математические тексты. Показаны виды работы над задачей....
Обучение динамическому чтению
Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех эт...