Методические рекомендации по сформированности универсального учебного действия общего приема решения задач
методическая разработка на тему
Цель: выявление сформированности общего приема решения залач.
Оцениваемые УУД: универсальное познавательное действие общего приема решения задач; логические действия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по выявлению сформированности универсального учебного действия общего приема решения задач
Цель: выявление сформированности общего приема решения залач.
Оцениваемые УУД: универсальное познавательное действие общего приема решения задач; логические действия.
Возраст: ступень начальной школы.
- Наиболее элементарную группу составляют простые задачи, в которых условие однозначно определяет алгоритм решения, типа a + b = х или a – b = х:
- У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих?
- Коля собрал 9 грибов, а Маша — на 4 гриба меньше, чем Коля. Сколько грибов собрала Маша?
- В мастерскую привезли 47 сосновых и липовых досок. Липовых было 5 досок. Сколько привезли в мастерскую сосновых досок?
- Простые инвертированные задачи типа a – х = a или x – a = b, существенно отличающиеся от задач первой группы своей психологической структурой:
- У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок он отдал?
- На дереве сидели птички. 3 птички улетели; остапось 5 птичек. Сколько птичек сидело на дереве?
- Составные задачи, в которых само условие не определяет возможный ход решения, типа a + (a + b) = x или a + (a – b) =x:
- У Маши 5 яблок, a y Кати на 2 яблока больше (меньше). Сколько яблок у них обеих?
- У Пети 3 яблока, a y Васи — в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?
- Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a + (a + b) + [(a + b) - c] = x или x = a × b; y = x/n; z = x – y:
- Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала на 5 грибов меныие отца. Сколько всего грибов собрала вся семья?
- У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 тонны зерна. 1/2 зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?
- Сложные задачи с инвертированным ходом действий, одна из основных частей которых остается неизвестной и должна быть получена путем специальной серии операций и котрые включают в свой состав звено с инвертированным ходом действий, типа a + b = x; x – m = y; y – b = z:
- Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
- Задачи на сличение двух уравнений и выделение специальной вспомогательной операции, являющейся исходной для правильного решения задачи, типа x + y = а; nx + y = b или x + у + z = а; x + у - b; у + z – b:
- Одна ручка и один букварь стоят 37 рублей. Две ручки и один букварь стоят 49 рублей. Сколько стоит отдельно одна ручка и один букварь?
- Три мальчика поймали 11 кг рыбы. Улов первого и второго был 7 кг; улов второго и третьего — 6 кг. Сколько рыбы поймал каждый из мальчиков?
- Конфликтные задачи, в которых алгоритм решения вступает в конфликт с каким-либо хорошо упроченным стереотипом решающего, и правильное решение которых возможно при условии преодоления этого стереотипа:
- Отцу 49 лет. Он старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим?
- Рабочий получал в получку 1200 рублей и отдавал жене 700 рублей. В сегодняшнюю получку он отдал жене на 100 рублей больше, чем всегда. Сколько денег у него осталось?
- Длина карандаша 15 см; Тень длиннее карандаша на 45 см. Во сколько раз тень длиннее карандаша?
- Типовые задачи, решение которых невозможно без применения какого-либо специального приема, носящего чисто вспомогательный характер. Это задачи на прямое (обратное) приведение к единице, на разность, на части, на пропорциональное деление:
- 5 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров. Сколько денег заплатили?
- Купили кисточек на 40 рублей. Сколько кисточек купили, если известно, что 3 таких кисточки стоят 24 рубля?
- На двух полках было 18 книг. На одной из них было на 2 книги больше. Сколько книг было на каждой полке?
- Пузырёк с пробкой стоят 11 копеек. Пузырёк на 10 копеек дороже пробки. Сколько стоит пузырёк и сколько стоит пробка?
- В двух карманах лежало 27 копеек. В левом кармане было в 8 раз больше денег, чем в другом. Сколько денег было в каждом кармане?
- Трое подростков получили за посадку деревьев 2500 рублей. Первый посадил 75 деревьев, второй — на 45 больше первого, а третий — на 65 меньше второго. Сколько денег получил каждый?
- Усложненные типовые задачи типа [(x – a) + (x – b) + m = x]; [nx + ky = b; x – y = c]:
- Двое мальчиков хотели купить книгу. Одному не хватало для ее покупки 7 рублей, другому не хватало 5 рублей. Они сложили свои деньги, но им все равно не хватило 3 рублей. Сколько стоит книга?
- По двору бегали куры и кролики. Сколько было кур, если известно, что кроликов было на 6 больше, а у всех вместе было 66 лап?
Методика «Нахождение схем к задачам»
Цель: методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
Оцениваемые УУД: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия, регулятивное действие оценивания и планирования; сформированность учебно-познавательных мотивов (действие смыслообразования).
Возраст: ступень начального образования (7-9 лет).
Форма и ситуация оценивания: фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.
Инструкция: «Найди правильную схему к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами». Предлагаются следующие задачи.
- Миша сделал 6 флажков, а Коля на 3 флажка больше. Сколько флажков
сделал Коля? - На одной полке 4 книги, а на другой на 7 книг больше. Сколько книг на двух
полках? - На одной остановке из автобуса вышло 5 человек, а на другой вышли 4
человека. Сколько человек вышли из автобуса на двух остановках? - На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со старта
сошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу? - В первом альбоме 12 марок, во втором — 8 марок. Сколько марок в двух
альбомах? - Маша нашла 7 лисичек, а Таня — на 3 лисички больше. Сколько грибов
нашла Таня? - У зайчика было 11 морковок. Он съел 5 морковок утром. Сколько морковок
осталось у зайчика на обед? - На первой клумбе росло 5 тюльпанов, на второй — на 4 тюльпана больше,
чем на первой. Сколько тюльпанов росло на двух клумбах? - У Лены 15 тетрадей. Она отдала 3 тетради брату, и у них стало тетрадей
поровну. Сколько тетрадей было у брата?
10.В первом гараже было 8 машин. Когда из него во второй гараж переехали две машины, в гаражах стало машин поровну. Сколько машин было во втором гараже?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах"
Методические рекомендации "Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальных классах". Данные методические рекомендации направлены на методическую помощь учителям начальных классов,...
Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках в начальных классах
Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках в начальных классах разработаны с позиции действий учителя....
Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"
Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...
Методика "Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)"
Методика для диагностики сформированности познавательных УУД...
Методические рекомендации для проведения мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
Методические рекомендации для проведения мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе...
Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач.
Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач....