Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач.
статья по математике

Рюмина Татьяна Валерьевна

Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рюмина Татьяна Валерьевна

Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач.

Анализ теоретических аспектов данной темы привел нас к решению провести экспериментальную работу по формированию логических действий у младших школьников.

Для реализации работы нами были поставлены следующие задачи:

- Провести анкетирование учителей и родителей о формировании логических универсальных учебных действий при решении задач;

- Провести диагностику универсального учебного действия общего приема решения задач;

Для решения первой задачи мной была проведена беседа с учителями с целью получения первичных представлений о формировании у учащихся логических универсальных учебных действий при решении задач.

В анкетировании принимали 22 учителя начальных классов с педагогическим стажем. В ходе беседы с учителем выяснилось, что учитель считает решение задач важным связующим звеном между теоретическим и практическим обучением школьников. Теоретическими положениями, лежащими в основе выбора действий для решения задач, дети в основном владеют. В настоящий момент учащиеся чаще всего допускают ошибки при выборе формул для решения задач «на движение», поэтому учитель зачастую использует разнообразные приемы моделирования процессов (предметные картинки, составление схем, таблиц, чертеж). Оформление решения задачи в виде выражения в некоторых частных случаях вызывает затруднения у учащихся, однако говорить о том, что это является закономерным, нельзя.

Проведенная работа позволила сформулировать ряд методических рекомендаций учителю:

1) Учащимся необходимо предлагать задачи с использованием в основном конструктивных образов, заставляющих учеников не отвлекаться на несущественные признаки и сразу выделять суть выделенных отношений.

2) Важно, чтобы учащиеся решали не конкретную задачу, а искали общий принцип решения задач данного вида.

3) На уроке необходима специальная деятельность школьников, направленная на выяснение сути встречаемых в условии задачи понятий и отношений. Экспериментальное обучение показало, что без понимания сути последних невозможно успешно решить задачу.

4) При обучении необходимо так организовать учебную деятельность школьников, чтобы они сами “открывали” способы решения задач и принципы их построения. При этом нужно рассматривать с учащимися все предложенные ими идеи и отбрасывать лишь те, которые не имеют “рационального зерна”.

5) Необходимо составлять с учащимися план решения задачи, чтобы дети учились планировать свои действия прежде, чем будут их выполнять. При этом важно, чтобы выполнение составленной системы действий приводило к достижению намеченной цели.

6) Необходимо, чтобы учащиеся не только осознавали способ решения задачи, но и понимали принцип его построения, а также старались осознавать основание своих действий.

7) На уроках математики следует уделять большое внимание решению задач на движение. Прежде всего, чтобы обучение решению задач было успешным, учитель должен сам разобраться с задачей, изучить методику работы.

Также было проведено анкетирование родителей с целью получения представлений об уровне сформированности умений решать задачи на движение. В результате проведения исследования нами определено, что практически все родители считают важным научить ребенка решать задачи. При решении задач дома дети практически всегда справляются с решением задачи самостоятельно, родители лишь иногда оказывают им помощь, задавая наводящие вопросы.

На основании полученных в экспериментальной работе данных можно сделать заключение: если в процессе обучения  решению задач на движение использовать систему упражнений  по формированию обобщенного способа решения с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, то это будет способствовать интеллектуальному развитию учащихся  и повышению эффективности их математической подготовки.

Список литературы.

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 151с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"

Технологическая карта метапредметного занятия Тема: Алгоритм взаимодействия в группеЦели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению  обучающимися алгоритма взаимодействия в групп...

Мастер -класс «Формирование УУД у младших школьников» Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникатив...

Методические рекомендации по сформированности универсального учебного действия общего приема решения задач

Цель: выявление сформированности общего приема решения залач.Оцениваемые УУД: универсальное познавательное действие общего приема решения задач; логические действия....

Использование метода "Шести думательных шляп " Э. Де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий

Данная статья призвана помочь учителям начальной школы в использовании "Метода шести думательных шляп" в образовательном процессе....

Статья "Использование метода "Шести думательных шляп" Э. де Боно для формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

В статье описан метод «Шести думательных шляп». Выявлены особенности развития детей младшего школьного возраста. Описаны технология и особенности применения данного метода в обучении младш...

Логические задачи как средство формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике

Цель исследования: определить условия, при которых использование логических задач повысит уровень сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе обучени...