Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в ходе организации работы с творческими проектами во внеурочной деятельности
проект по окружающему миру (3 класс)
Мы выдвинули гипотезу о том, что использование творческих проектов во внеурочной деятельности обучающихся начальных классов будет способствовать развитию познавательных УУД, если в процессе работы будут соблюдаться некоторые педагогические условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_usloviya.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в ходе организации работы с творческими проектами во внеурочной деятельности
Мы выдвинули гипотезу о том, что использование творческих проектов во внеурочной деятельности обучающихся начальных классов будет способствовать развитию познавательных УУД, если в процессе работы будут соблюдаться следующие педагогические условия:
- организация работы по выполнению творческих проектов младшими школьниками будет предполагать постепенное увеличение доли самостоятельности в процессе разработки творческого проекта;
- при разработке и организации работы с творческими проектами будут учитываться интересы детей.
Для реализации первого обозначенного нами педагогического условия становится необходимым разработать систему и содержание работы над творческими проектами, где бы предполагалось постепенное увеличение доли самостоятельности младших школьников в процессе разработки творческого проекта.
При разработке данной системы работы мы учитывали интересы и пожелания детей, что составляет реализацию второго педагогического условия.
Общее направление проектной деятельности (в рамках внеурочной деятельности по окружающему миру) было определено путем голосования детей. Так, на этапе определения тематики проектов детям было предложено в произвольной форме указать на листе бумаги не более трех учебных предметов, по которым им хотелось бы реализовывать проекты и указать по возможности примерные интересующие их темы в данных учебных областях.
Представим наиболее популярные обобщенные темы, которые были предложены детьми в ходе данного исследования:
- Охрана физического здоровья (физкультура);
- Спорт (физкультура);
- Подвижные игры (физкультура);
- Закаливание (физкультура);
- Птицы и животные (окружающий мир);
- Экология (окружающий мир);
- Охрана природы (окружающий мир);
- Правила поведения на природе (окружающий мир);
- Рисование (ИЗО);
- Декоративно-прикладное искусство (технология);
- Лепка и аппликация (технология).
В дальнейшем нами была разработана система выполнения работы над творческими проектами младшими школьниками, объединёнными общей темой «Будь природе другом» (табл. 9):
Таблица 9 – Организация работы по выполнению творческих проектов младшими школьниками «Будь природе другом»
Стадия работы над проектами | Содержание работы по выполнению творческих проектов | Группа формируемых познавательных УУД |
Подготовка | Определение темы, цели и задач проекта. Подбор рабочей группы. Проект «Мир вокруг нас» Цель: формировать бережное отношение к природе через расширение знаний об окружающем мире. Творческие задачи: 1) Разработать и создать стенгазету об охране природы. 2) Изготовить плакат об охране природы. Проект «Животный мир вокруг нас» Цель: расширение и обобщение знаний и животных, формирование бережного отношения к животному миру. Творческие задачи: 1) создать «Жалобную книгу» природы 2) Создать информационный буклет. Проект «Зимующие птицы» Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах. Творческие задачи: 1) Создать выставку картин зимующих птиц 2) Создать кроссворд по теме 3) Сделать кормушку для птиц из бросового материала. | - умение осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; - умение формулировать проблему; - способность к обобщению понятий, - развитость вербального мышления, - способность проводить теоретический анализ и составлять внутренний план действий |
Планирование | а) Найти источники необходимой информации для создания стенгазеты об охране природы, плаката об охране природы, создания «Жалобной книги» природы, информационного буклета, разработки кроссворда по теме зимующих птиц. б) Определить способы сбора и анализа информации. Основными источниками для детей послужат учебник и рабочая тетрадь для третьего класса автора А. А. Плешакова, сеть интернет. в) Определить способы представления результатов (формы проектов) – стенгазета, плакат, «жалобная книга» природы, информационный буклет, выставка рисунков, кроссворд, кормушка для птиц. г) Определение критериев оценки результатов проекта. - уровень креативности результатов проекта - уровень полноты представленной информации - уровень вовлеченности всех детей в создание творческого продукта. д) Сформировать блок задач для каждого участника рабочей группы | - умение осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; - умение формулировать проблему; - умение находить основания и критерии для классификации объектов; - умение контролировать процесс и результаты деятельности способность к обобщению понятий, развитость вербального мышления, - способность проводить теоретический анализ и составлять внутренний план действий, - развитость воображения и фантазии. |
Создание творческого продукта | 1. Сбор и уточнение необходимой для реализации проекта информации в литературных и интернет-источниках 2. Выбрать оптимальный вариант хода проекта. Поэтапное выполнение творческих задач каждого проекта | - умение осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; умение формулировать проблему; умение устанавливать причинно-следственные связи; - умение контролировать процесс и результаты деятельности; - умение самостоятельно создавать способы решения проблемы развитость воображения и фантазии. |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | - умение осуществлять обработку информации; - умение дифференцировать, классифицировать |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (форма отчета: устный отчет с демонстрацией творческого продукта). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | - коллективный самоанализ и оценка результатов деятельности |
Как видно из таблицы 9, основные стадии работы над проектами являются общими для всех, однако само содержание отличается, поэтому мы более подробно описали стадию подготовки для каждого из предлагаемых творческих проектов.
В ходе внеурочной деятельности предполагается разработать и представить три творческих проекта: «Мир вокруг нас», «Животный мир вокруг нас» и «Зимующие птицы».
Все этапы первого проекта «Мир вокруг нас» предполагается реализовывать при активной помощи педагога.
Второй проект «Животный мир вокруг нас» предполагает снижение роли учителя в ходе проекта, активное участие педагога предполагается только на этапе выводов, в остальных случаях педагог призван помочь при существенных затруднениях детей.
Третий проект «Зимующие птицы» предполагается реализовать без активного участия педагога, за исключением ключевых организационных моментов.
Предложенные темы рассматриваются ребятами на уроках «Окружающий мир», поэтому проектная работа не должна вызывать особой сложности.
Данная работа предполагается в 3 классе, внеурочная деятельность по окружающему миру выбрана нами, так как именно в данном курсе педагог чаще всего использует проектный метод и дети с ним хорошо знакомы в рамках данного предмета.
Ход работы над проектами.
Проект «Мир вокруг нас».
Этапы проекта:
- Подготовка. Определение темы и цели проекта.
Цель: формировать бережное отношение к природе через расширение знаний об окружающем мире.
Задачи:
1) Найти ответы на следующие вопросы (Что такое природа? Зачем нужно оберегать природу? Почему природа важна для нас?);
2) Выполнить творческое задание (Изготовить плакат об охране природы).
3) Выполнить творческое задание (изготовить стенгазету)
- Планирование.
Источниками информации для этого проекта служат: учебник А.А. Плешакова и рабочая тетрадь по курсу «Окружающий мир»; сеть Интернет, наблюдения за природной окружающей средой на пришкольном участке.
В ходе выполнения задания учащиеся должны собирать необходимую информацию по теме проекта, обсудить ход выполнения проекта. После сбора необходимой информации дети приступают к реализации творческого продукта: плаката и стенгазеты.
На этапе анализа информации и формулирования выводов делался акцент на формирование познавательных УУД. Ученики с помощью учителя анализируют свою работу, проверяют выполнение решений проблемы проекта. Ученики готовятся к публичной защите своего исследования по теме проекта.
Для представления работы можно организовать классный час для параллели начальных классов. Ученики экспериментального класса должны продемонстрировать свой творческий продукт, а также доказать свою проблемную ситуацию и обосновать способ её разрешения через творческий продукт, что является признаком сформированности познавательных УУД посредством проектной деятельности.
Цель классного часа: формирование экологической культуры учащихся, демонстрация выполненного творческого задания (плаката об охране природы и стенгазеты) в рамках проекта «Мир вокруг нас».
Задачи:
Образовательные:
- закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;
- знакомство с понятием «экология»;
- углубление теоретических знаний в области экологии;
- закрепление представления о человеке как части природы;
- расширение знаний учащихся о редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу.
- формирование навыков демонстрации творческого продукта и опыта по защите творческих проектов.
Развивающие:
- формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
-развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
-воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;
- привлечение внимания к экологическим проблемам;
- воспитание экологической ответственности;
- привлечение учащихся к участию в проектной деятельности по защите окружающей среды;
- воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.
Проект «Животный мир вокруг нас».
Этапы проекта:
- Подготовка. Определение темы и цели проекта.
Цель: расширение и обобщение знаний и животных, формирование бережного отношения к животному миру.
Задачи:
1) Провести исследование по данным вопросам (Зачем животным нужен лес? Какие животные обитают в нашем лесу? Как можно помочь животным?);
2) Создать информационный буклет.
3) Создать «Жалобную книгу» природы.
4) Планирование.
Учебник и рабочая тетрадь по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова за 3 класс, Интернет, наблюдения служат источниками информации для работы над данным проектом.
Формой отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов выступает устный отчёт с демонстрацией творческих продуктов: информационного буклета и «Жалобной книги» природы. «Жалобная книга» природы представлена в приложении 10, информационный буклет в приложении 11.
В ходе творческой работы над проектом «Животный мир вокруг нас» ученики должны будут собрать информацию для жалобной книги, решить каким образом она будет оформлена и какого характера жалобы, каких животных в нее войдут, собрать информацию и оформить информационный буклет.
- Выводы.
С помощью учителя младшие школьники выполняют анализ своей работы и проверяют способы разрешения проблем, заявленных в проекте. Активно ведется подготовка к публичной защите работы. В ходе решения задач формируются познавательные УУД у младших школьников.
- Представление проекта.
Защита проекта проводится в рамках внеурочного занятия. Ученики экспериментального класса освещают проблемную ситуацию и доказывают эффективность способов её разрешения через свой творческий продукт. Демонстрация творческих продуктов по теме проекта сопровождается устным докладом.
Проект «Зимующие птицы».
Этапы проекта:
- Подготовка. Определение темы и цели проекта.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1) Собрать информацию по следующим вопросам (Какие птицы зимуют у нас в городе? Почему зимующим птицам нужна помощь? Для чего птицам нужен лес?);
2) Выполнить творческое задание (Создать кроссворд по своей теме и сделать кормушку для птиц из бросового материала).
Планирование.
Методы и приёмы работы над проектом: работа с учебником и рабочей тетрадью по курсу «Окружающий мир» А.А. Плешакова; наблюдение за птицами в их природной среде, сбор информации в сети Интернет, творческая трудовая деятельность «Сделай сам: кормушка для зимующих птиц». Отчётом о проделанной работе будет устный доклад в сопровождении демонстрации творческих продуктов проекта, включающих и фотоотчёт о развешивании самодельных кормушек.
Предусматривается также занятие по лепке птичек из пластилина, составлении композиции «Снегири у ветки рябины». А также занятие по конструированию кормушек из бросового материала. После проведения занятий ученики без помощи учителя должны приступить к сбору недостающей информации и подготовке творческого продукта (кормушек и кроссворда).
- Формулирование выводов.
На этом этапе ученики самостоятельно анализируют результаты проведённой работы, обобщают и классифицируют информацию. Готовятся к защите проекта на внеклассном мероприятии.
- Представление проекта.
Местом представления итогов проектной работы является внеклассное занятие, проведённое на параллели. К фотоотчёту по кормушкам можно добавить наглядные плакаты, освещающие проблему проекта и пути её разрешения.
Таким образом, при работе над творческими проектами учащиеся продемонстрируют умения в сборе и обработке нужной информации, структурировании знаний, выборе критериев для сравнения и классификации объектов, а также в составлении плана выступления. Наиболее важными в проектной работе станут умения контролировать процесс и результат своей деятельности. Структура комплекса предполагает постепенное наращивание самостоятельности младших школьников при выполнении творческих проектов, а учет пожеланий детей при определении тематики проектов повысят их заинтересованность и мотивацию к осуществлению активной поисковой познавательной деятельности.
Таким образом, в ходе работы над творческими проектами во внеурочной деятельности у младших школьников будут формироваться познавательные универсальные учебные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами игровой образовательной технологии»
ОглавлениеПаспорт проекта ...
Педагогический проект. Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Представляю разработку педагогического проекта по теме саммобразования: " Технология деятельностного метода, как способ формирования познавательных УУД младших школьников". ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Программа формирования и мониторинг развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников» .
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициат...
Прием моделирования как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Использование метода моделирования на различных уроках в начальной школе способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников....
Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Данная тема актуальна , потому что проект способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из сте...
Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в контексте ФГОС НОО. Актуальный педагогический опыт.
Цель данного опыта заключается в создании необходимых условий на уроках русского языка для успешного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания пробл...