Системно - деятельностный подход в обучении детей с ОВЗ.
презентация к уроку по теме

Соина Юлия Дмитриевна

Данный материал представлен в виде презентации. Вы можете ознакомиться с активными методами и формами организации учебно-воспитательного и коррекционного процесса с детьми с ОВЗ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metody_i_formy_raboty_s_detmi_ovz1.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Системно - деятельностный подход в обучении детей с ОВЗ. Активные методы и приемы работы» Куликова Ю.Д. учитель нач. классов СОШ№18

Слайд 2

УЧИТЕЛЬ СЕГОДНЯ… ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ – ЭТО ИНТЕРЕС К СВОЕМУ ДЕЛУ, НЕРАЗДЕЛЬНО СВЯЗАННЫЙ С ДОБРЫМ ОТНОШЕНИЕМ К УЧЕНИКАМ И УМЕНИЕМ ПОНЯТЬ ИХ ДЕТСКИЙ МИР. 4 специальный (коррекционный) класс. ЗПР АООП 7.1 2 чел. ЗПР АООП 7.2 11 чел Из них: Слабовидящие 6 чел Ребенок – Инвалид АООП 6.4. 1 чел.

Слайд 3

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ Адаптация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении . Развитие общеучебных и социальных навыков Стимулирование познавательной деятельности Реализация здоровьесберегающих технологий Повышение результативности в обучении и развитии.

Слайд 4

Главным в работе по определению ИОМ обучающихся с(к) класса является у чёт личностны х ресурсов детей на основе рекомендаци й ПМПК и педагогического наблюдения. Алгоритм деятельности учителя включает в себя следующие действия: Анализ рекомендаций ПМПК на каждого ребёнка. Определение групп детей со сходными рекомендациями . Составление индивидуального маршрута развития с учетом АООП . Распределение обучающихся по группам внутри класса. П ланирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий . ( в рамках урока и внеурочной деятельности) . Корректировка ИОМа по итогам полугодия и учебного года.

Слайд 5

Базовый стандарт учебной программы И ндивидуальн ый образовательный маршрут развития учащегося с ОВЗ Мониторинг знаний, умений, навыков по учебным областям. Главная задача индивидуализации в работе с детьми с ОВЗ – компенсация имеющихся дефектов в развитии и возможное приближение к норме.

Слайд 12

Методические приемы Перемена видов деятельности: Подготовка учащихся к перемене вида деятельности; Чередование занятий и физкультурных пауз; Предоставление дополнительного времени для завершения задания; Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания; Работа на компьютерном тренажере; Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями; Дополнение печатных материалов видеоматериалами; Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске. Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ: Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки; Разрешение переделать задание, с которым он не справился; Оценка переделанных работ; Использование системы оценок достижений учащихся. Специальные приемы в учебной деятельности: Поэтапное разъяснение заданий; Последовательное выполнение заданий; Повторение учащимся инструкции к выполнению задания; Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения; Близость к учащимся во время объяснения задания.

Слайд 13

Обеспечивая укрепление психического здоровья обучающихся с ОВЗ, можно использовать : методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика); упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма), "Задуй свечу ", "Летний денек»,«Муха»); упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай», «Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Слушай команду»; предоставление возможности уединиться в «безопасном месте» позволяет детям не находиться в классе на протяжении всего дня или сидеть за партой на протяжении всего урока. Это предоставляет возможность переключиться на другой вид деятельности, отдохнуть, посидеть в тишине.

Слайд 14

Активные методы, приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). 2.Педагогические приемы, направленные на организацию и систематизацию учебной деятельности . Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, целесообразно использовать дидактический материал и игровую деятельность . Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.

Слайд 15

Прием «Узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия. Для настроя детей на занятие после активной деятельности мы используем во время физкультминутки «Минута тишины», что позволяет детям успокоится и настроиться на дальнейшую работу.

Слайд 16

Использование презентации и фрагментов презентации. Возможно использование данного приема на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира. Таким образом складывается целостный образ воспринимаемого учебного материала. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.

Слайд 17

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия , развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. ( на доске во время урока размещены опорные схемы, таблицы). Но, здесь надо дозировать учебный материал, должна происходить смена наглядностей по истечению времени прохождения темы. У детей на учебном столе всегда находятся схемы – памятки, тетрадь с основными правилами , чтобы они могли воспользоваться ими по необходимости.

Слайд 18

Способы организации коррекционно-развивающего пространства На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий , приспособленных для детей с различными трудностями обучения. При двигательных нарушениях рекомендуется использовать специальные насадки на ручку, трафареты и ограничители.

Слайд 19

Важно не перегружать наглядной информацией, схемами рабочее пространство доски. Так ученик с ОВЗ сможет легко ориентироваться у доски и найти необходимую информацию.

Слайд 20

Для учеников с трудностями усвоения математики возможно разрешить использование визуального ряда чисел, прикрепленного на парту, а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий. Для учеников с трудностями усвоения письма возможно использование визуального ряда печатных и письменных букв, прикрепленных на парту.

Слайд 21

Для детей с ослабленным зрением или трудностями обучения письму возможно использование дополнительной разлиновки тетрадей: более четкое выделение строки, очерчивание двух линеек, проведение дополнительных наклонных линий, а также использование тетрадей большого формата .

Слайд 22

Для учеников с трудностями усвоения математики возможно разрешить использование визуального ряда чисел, прикрепленного на парту, а также использование калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий

Слайд 23

7.Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторение это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. При повторении темы необходимо предоставить возможность альтернативного ответа. Данный прием работы способствует успешности детей с ОВЗ. Детям с моторными трудностями и особенностями письменной речи целесообразно предоставить возможность устного сообщения . В тех же случаях, когда ребенку трудно отвечать перед всем классом или при своеобразии произношения рекомендованы письменные ответы.

Слайд 24

8. Активные методы рефлексии. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности. (Н.Н. Малофеев) рефлексия настроения и эмоционального состояния ; (экран самооценки) На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Мы используем приём с различными цветными изображениями. (смайлики с различным эмоциями). рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала); индивидуальную шкалу оценок, ориентированную не только на результат и уровень затраченных усилий, усердие и индивидуальный «рост» ребенка. (чтение, окружающий мир) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные).

Слайд 25

Выводы: Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Переключение с одного вида деятельности на другой , предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. Средства активизации необходимо использовать в системе , которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ОВЗ. При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обучению возможен перевод детей из специальных (коррекционных) классов в классы с развивающей системой обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении детей с гиперактивным поведением в начальной школе

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Долгова Е.Н....

Технология системно-деятельностного подхода в обучении детей младшего школьного возраста.

В нашем современном мире для успешного решения жизненных проблем недостаточно определенного объема знаний. Действительность предполагает наличие у каждого человека умения действовать в определен...

Системно-деятельностный подход в обучении детей с ОВЗ

Проблемы реализации ФГОС второго поколения в обучении слепых и слабовидящих детей,  альтернативное обучение....

"Системно-деятельностный» подход в обучении детей"

Сообщение «Системно-деятельностный»  подход в обучении детей.                                   ...

Обобщение опыта работы по теме самообразования «Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении»

Обобщение опыта работы по теме самообразования «Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении»  Современный уровень развития образо...