Обобщение опыта работы по теме самообразования «Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении»
материал
Обобщение опыта работы по теме самообразования
«Проблемное обучение как механизм реализации
системно-деятельностного подхода в обучении»
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к взрослой жизни
Актуальность опыта. Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОС изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Это требует иных подходов в организации учебного процесса, обновления методов, средств и форм организации обучения, разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Необходимость внедрения новых технологий во все сферы человеческой деятельности становится все более осознаваемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме самообразования
«Проблемное обучение как механизм реализации
системно-деятельностного подхода в обучении»
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. Модернизация образования на современном этапе рождает много педагогических открытий, больших и малых, важных и интересных для самого педагога. Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей учащегося, на его подготовку к взрослой жизни
Актуальность опыта. Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введением новых ФГОС изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Это требует иных подходов в организации учебного процесса, обновления методов, средств и форм организации обучения, разработки и внедрения в учебный процесс новых педагогических технологий. Необходимость внедрения новых технологий во все сферы человеческой деятельности становится все более осознаваемой.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках современных образовательных технологий. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся, в создании системы применения методов и приёмов, нацеленных на развитие познавательной и творческой активности учащихся
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Моя личная концепция, как автора данного опыта, состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение современных образовательных технологий.
Одна из основных целей внедрения современных педагогических технологий на уроках является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету.
Основные задачи внедрения современных педагогических технологий на уроках заключаются в следующем:
- Повысить качество знаний учащихся
- научить учащихся аргументировать, находить и выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения задания;
- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету;
- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала;
- развивать коммуникативные умения (как в непосредственном общении, так и в сети Интернет);
- развивать у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, сравнение и сопоставление фактов и явлений;
- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи;
- развивать межпредметные связи.
Грамотно выстроенная образовательная программа, применение новых современных образовательных технологий (исследование, проектирование, проблемное обучение, ИКТ–технологии, кейс–технологии, здоровьесберегающие технологии и т.д.) ведут учащихся к высокому результату.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках я использую выше указанные педагогические технологии. Более подробно остановлюсь на технологии проблемного обучения.
Что же такое проблемное обучение? Вот так это описали И. Я. Лернер, и М. Н. Скаткин «Своеобразие проблемного обучения в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности»
Главные цели проблемного обучения:
- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Методы проблемного обучения:
- Проблемное изложение
- Эвристическая беседа
- Исследовательский
Десять способов создания проблемной ситуации по М.И. Махмутову
- Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
- Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой.
- Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
- Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
- Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
- Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
- Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
- Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы.
- Организация межпредметных связей.
- Варьирование задачи, переформулировка вопроса
Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
/памятка учителю/
№ приёма | Содержание приёма. |
1 | Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. |
2 | Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. |
3 | Выполняется в 2 шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. |
4 | Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение. |
5 | Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. это задание не похоже на предыдущие (ребята выполняют работу по ранее применённому алгоритму) |
6 | Самый сложный, т.к. выполняется (как и приём 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель даёт задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После этого у ребят возникает затруднение. Первый шаг заставил учеников ошибиться, а второй – разоблачить эту оплошность. Разница в том, что в приёме № 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребёнка, а в приёме 6 – из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации. |
Проблемные ситуации, применяемые на уроках математики
I. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С УДИВЛЕНИЕМ"
Прием 1 Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
«Порядок выполнения действий в числовых выражениях»
Учитель делает на доске запись 6 + 2 х 3 = 24 и 6+ 2 х 3 = 12.
- Вижу, вы удивлены почему значения выражений разные?
«Дециметр»
- Саша измерял длину и ширину тетради. Из полученных результатов он составил неравенства, причем оба из них верные. Как такое может быть?
16 < 20
2 > 16
Прием 2. Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
«Вычитание из трехзначных чисел оканчивающихся нулём»
- Найди значение выражений: 367 - 143, 534 - 216, 328-174, 400 - 172.
Вспомните алгоритм.
- Чем этот последнее выражение отличается от тех, которые мы только что решали?
- В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Мы еще не решали такие примеры.
- Чему должны научиться?
- Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
- Верно. Тему фиксируем на доске.
«Деление суммы на число»
Предлагается решить примеры: (40+8):6 (20+80):10 (30+27):3 (Последнее выражение должно вызвать затруднение)
- В чем затруднение? (Сумма не делится)
- Чем вычисления не похожи на другие? (А в других сумма делилась)
- Какова тема урока (Деление суммы на число)
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
«Литр»
Шаг 1. В начале урока учитель демонстрирует ученикам две литровые колбы с водой (одна колба узкая и высокая, другая низкая и широкая) и спрашивает в какой воды больше. Большинство детей отвечает, что в высокой.
Шаг 2. Учитель переливает воду в 2 одинаковые литровые банки. Реакция удивления.
- Кто догадался, почему так получилось? Как нужно определять вместимость сосуда?
- одинаковой меркой.
Вводится понятие «литр»
«Масса»
Шаг 1. Учитель демонстрирует детям две подушечки одинакового размера (одна наполнена горохом, другая синтепоном) и спрашивает какая подушечка легче. Практически все отвечают, что одинаково.
Шаг 2.Тогда учитель дает детям подержать подушечки в руках и сравнить их. Реакция удивления. Дети отмечают что одна из них легче, а другая тяжелее.
- Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое понятие, как масса.
«Точки и линии»
- Много ли лучей можно построить из одной точки?
Шаг 1. Гипотзза Один, два
Шаг 2. Показ картинки солнышка. Дети испытывают удивление. А как оказалось на самом деле? Какая у нас возникла проблема? В чём нам предстоит разобраться сегодня на уроке?
II. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С ЗАТРУДНЕНИЕМ"
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
«Миллиметр»
На чертеже один под другим отрезки изображены так, что хорошо заметно, что они неодинаковы (например, длиной 6см 8мм, 7см 2мм). Предлагается измерить отрезки, но длина отрезков будет выражаться в сантиметрах (7см), так как ученики еще не знакомы с миллиметром. Дети с помощью наводящих вопросов, приходят к выводу, что для более точных измерений нужна более мелкая мера, чем сантиметр. После проведения такой работы у учеников возникает познавательный интерес, желание разрешить возникшую проблему.
«Умножение»
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых.
1) Сколько хвостов у 5 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? 1+1+1+1+1
2) Сколько ушек у 4 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? 2+2+2+2
3) Сколько лапок у 3 кроликов? Как найти? Какие слагаемые? 4+4+4
- Каким математическим действием будем пользоваться, чтобы это узнать? Почему?
-Что общего в этих выражениях? Чем выражения отличаются?
4). Сколько глаз у 36 кроликов? Как найти? Почему?
Какое одинаковое слагаемое? Сколько раз повторяется? Почему я долго писала и не закончила? Что у вас вызвало удивление?
- Сложность задания – как короче записать решение.
Придумайте свою короткую запись этого выражения:
36…2 2…36 36…2 36… 2 2…36
- Можно ли такой записью ответить на вопрос? 36+2 2+36 36-2
- Для удобства и краткости записи пользуются новым математическим действием ….
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
«Метр»
- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)
Задание: Найти длину школьного коридора, используя данные единицы измерения.
-Что вас удивило?
- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)
-Какой возникает вопрос?
Приём 6. «Постановка конкретного проблемного вопроса»
- Рассмотрите запись на доске: 500 кв.м; 400 кв.см; 3 а; 2 кв.дм; 8 га. Сделайте запись в тетрадь, расположив это в порядке возрастания.
-Почему вы не справились? В чём трудность? (Мы не знаем, что такое «а, га»)
-Так какой возникает вопрос? (Что такое «а, га»?)
-А вы можете предположить, чем они являются? (Наверное, это единицы площади, ведь они стоят в одном ряду с известными нам единицами площади)
-Если это единицы площади, то какой второй вопрос возникает? (Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?)
- Какая же тема урока? (Новые единицы площади)
Приём 4. «Решение задачи с заведомо допущенными ошибками»
«Решение задач на одновременное встречное движение».
-Решите задачу. Два лыжника вышли из двух посёлков одновременно. Первый лыжник двигался со скоростью 12 км/ч, а другой со скоростью 14 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? (Дети решают задачу по-разному).
-Почему у нас получились разные ответы? (Потому что в задаче неизвестно, в каком направлении двигался каждый лыжник).
- Какая цель нашего урока?
-Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи на встречное движение. На таком уроке можно смоделировать движение лыжников (встречное, противоположное).
Проблемные задачи:
- В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто, кроме биологов, мог их вырастить?
- Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай, какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?
- Когда старое дерево сгниёт, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?
- Известно: почва, солнце, осадки - объекты неживой природы. Цветок, пчела и человек - объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?
Проблемные ситуации, применяемые на уроках окружающего мира
Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
«Растения зимой».
Дети рассматривают органы растений разных групп в зимнее время (веточки деревьев и кустарников). На осенней экскурсии дети узнали, что всего органов растений шесть. Какие? И обнаруживают ещё один орган: почка. Что это? Или, какой это орган растений? Значит, надо развернуть почку. Обнаружили листочек внутри. Значит, из этой почки развивается стебель и листья. Это не новый орган, а приспособление растений к суровым условиям зимы.
«Рукотворная жизнь (искусственный отбор)»
Анализ | Учитель | Ученики |
предъявление первого факта предъявление второго факта побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос | – Ребята! У кого есть собака? – Какой породы ваши собаки? – Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак. – А сколько было пород собак у древних людей? – Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили? – Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. | Поднимают руки. Называют. – Думаем, одна! (Проблемная ситуация.) – Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.) – Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос) |
«Земля в космосе»
Анализ | Учитель | Ученики |
предъявление противоречивых мнений побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос | – Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним. – Что вас удивило? Что интересного заметили? – Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. | Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птоломею», «Мир по Копернику». (Проблемная ситуация.) – Птоломей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца. (Осознание противоречия.) – Кто из ученых прав? (Вопрос.) |
«Грибы»
Лена: «Грибы не могут передвигаться, значит, это растения».
Миша: «грибы не зелёные, значит, они животные».
- Кто прав? (Побуждение к осознанию противоречия). Какой возникает вопрос? (Побуждение к формированию проблемы). Что такое грибы: растения или животные? И так тема урока…?»
«Арктические пустыни»
Учитель: в Арктике целых полгода полярный день, когда солнечные лучи попадают на земную поверхность. Почему же там не смотря на это очень холодно? Как объяснить данное явление?
«Разнообразие растений»
Учитель: Хвоинки сосны держатся на ветке два-три года, а хвоинки ели — пять-семь лет. Затем они опадают. Почему же сосну и ель называют вечнозелеными растениями?
В данном случае возможно выдвижение двух гипотез: Когда старые хвоинки сосны и ели опадут, на их месте вырастают новые. У сосны и ели каждый год вырастают новые хвоинки. При проверке первой гипотезы выясняется, что одновременное опадение хвоинок у сосны и ели приведет к тому, что оба дерева перестанут быть зелеными. Нужно время, чтобы выросли новые хвоинки. Следовательно, данная гипотеза неверна. Для проверки второй гипотезы необходима опора на наблюдения и жизненный опыт учащихся. Они вспоминают, что у сосны и ели так же, как и у лиственных деревьев, каждый год вырастают новые хвоинки. В результате приходят к выводу, что хвоя сосны и ели обновляется постепенно, поэтому сосна и ель всегда зеленые.
Приём 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Катя и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Дима и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
«Природные зоны России»
При изучении природной зоны тундра можно использовать произведение Владимира Арсеньева « Совсем как в сказке».
Шаг 1. - Послушайте и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули». (Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал).
- Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.
- Еще не бывают грибы выше берез.
- Ночью солнце не светит.
Удивление (возникновение проблемной ситуации).
Шаг 2. Учитель знакомит детей с особенностями природной зоны тундра.
«Природные зоны Росси. Пустыня»
Шаг 1. Много ли растений в пустыне?
- Очень мало, почти нет.
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
Шаг 2. Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле.
Лилия лисохвост может достигать внушительных размеров (около 2 метров в высоту). Могучий стебель несет на себе множество мелких цветков персикового цвета, источающих пленительный аромат).
Очень красив кактус «бобровый хвост». Некоторые колючие растения достигают гигантских размеров. Форма их очень разнообразна: сигаровидная, шарообразная, овальная, бочковидная.
Кактус «прыгающий чойя» напоминает плюшевого мишку. Но внешний вид растения обманчив. Это грозное растение при малейшем прикосновении выпускает сотни крючков-колючек, которые впиваются в тело неосторожной жертвы.
Обучающиеся испытывают удивление.
-Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?
«Круговорот воды в природе»
Шаг 1. Учитель: Много рек течет со всех сторон в моря и озера. Кажется, что моря должны переполниться и затопить сушу. Почему этого не происходит? (Для ответа на этот вопрос у учащихся 3 класса знаний явно не достает)
Шаг 2. Учитель показывает опыт «Круговорот воды в природе»
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
«Термометр».
Урок начинается с проблемной ситуации. На столе учителя стоят 3 сосуда с водой разной температуры. В 1-ом сосуде +6 -7 градусов; во 2-ом – вода комнатной температуры +20 градусов; в 3-ем подогретая вода 50-55 градусов.
Без названия темы урока предлагается двум детям подойти к столу, чтобы один опустил руку в 1-ый сосуд, другой в третий сосуд. Через 5-7 секунд вместе опустите руки во 2-ой сосуд. Через 1-2 сек. эти дети должны сказать (написать), какая вода во 2-ом сосуде. Один утверждает – «холодная», другой – «горячая». Возникает проблемная ситуация: какой температуры вода во 2-ом сосуде. Найти способ решения задачи. Опустить термометр. Определите тему урока.
«План и карта»
Обучающимся предлагается изобразить в тетради ластик, ручку в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить машину в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Проблемные вопросы:
- Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк (цикорий) травой.
- Зачем нужно знать, из чего состоять растения?
- Может ли быть на одной веточке цветок и плод?
- Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
- Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед растениями, работают?
- Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
- Горшок с цветком - это объекты природы или предметы окружающего нас мира?
- Может ли природа быть учителем?
- Смогут ли существовать на Земле водоросли, если исчезнет солнце?
- Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом?
- Верно ли, что вьюнок, цепляющийся за забор, это животное, а паутина паучка - растение?
Проблемные задания:
- Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?
- Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень картофеля отличается от свёклы?
- Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листочки вверх? (Посади их в горшочки.)
- Наблюдай за ростом растений. Проводи наблюдения через три дня, измеряя высоту растений линейкой. Объясни, почему у растений, посаженных в одно и то же время разная быстрота роста? Записывай в тетрадь дату появления новых листьев, побегов. Сделай рисунки растений. Подумай, что у них общего и в чем отличие?
- Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, - живой организм.
- Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются.
- Перед вами два пластмассовых стаканчика: с водой и землей, блюдце и вата, семена пшеницы , репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5(7)дней убедиться в том, что растение - живой организм?
Проблемные ситуации, применяемые на уроках русского языка
I.ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С УДИВЛЕНИЕМ"
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
«Главные члены предложения»
Учитель: Серёжа и Маша прочитали предложение: Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься?
«Непроизносимые согласные в корне слова»
По заданию учителя обучающиеся читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)
Прием 2. Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
«Сложные слова»
На доске записано слово мухоловка. Учитель вызывает двух учащихся и предлагаю выделить корень.
Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня
Разные мнения вызывают реакцию удивления.
«Правописание суффиксов -чик- и –щик»
- От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов – чик - и – щик -.
- Какие слова у вас получились?
-Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
.- Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Правописание суффиксов -чик- и -щик-.
«Мягкий знак после шипящих»
Действия учителя | Действия учащихся | ||||||
Прочитайте слова, записанные на доске. | На доске написаны слова :мяч, дочь, печь, шалаш, камыш, мышь. | ||||||
Как распределить слова в два столбика? | Распределяют слова в два столбика:
| ||||||
Что общего заметили? | В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. | ||||||
В чём различие? | В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике- с мягким знаком на конце слова. | ||||||
Значит, какая будет тема урока? | Мягкий знак после шипящих на конце существительных. |
«Правописание суффиксов –ик- и –ек-»
Этапы урока | Анализ | Учитель | Обучающиеся |
Постановка проблемы | Постановка проблемы через побуждающий диалог Прием: Столкновение мнений | У доски два ученика Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.
- Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило? Учитель открывает образец с правильным написанием.
- Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось? - Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)
- Значит, какая будет тема урока? Учитель записывает тему на доске | Учащиеся записывают слова, не показывая друг другу и классу. Затем открывают для обозрения.
Учащиеся отвечают: мы выполнили его по-разному.
Учащиеся отвечают: У нас два мнения: либо –ик-, либо –ек-
Мы не знаем, какой суффикс писать (формулировка проблемы)
- Правописание суффиксов -ик- и -ек- (формулировка темы урока) |
Решение проблемы | Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог | - Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам)
- Так (принятие ошибочной гипотезы). Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы)
- Какие еще есть гипотезы? (побуждение к гипотезам)
-Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы)
Учитель делает подсказку: -Измените данные слова, поставьте их во множественном числе. - Что вы заметили?
Задание: прочитайте правило |
- После звонких звуков пишется -ик-(ошибочная гипотеза) - А в слове клубочек пишется -ек- (контраргумент)
-ик- пишется в словах без приставки (ошибочная гипотеза)
Учащиеся отвечают: в одних словах гласный остаётся, а в других исчезает. Учащиеся формулируют правило: Если в слове остаётся гласный, то пишется суффикс -ик-, а если «убегает» - то суффикс -ек- |
Пример фрагмента урока наглядно показал, как при помощи диалога у учащихся развиваются логическое мышление, творческие научные способности. Учитель ни разу не задал вопроса с указанием на знания, ранее изученные, но дети самостоятельно повторили и приставку, и суффиксы, слова во множественном и в единственном числе. Обучающиеся провели исследование: выявили противоречие, т.е. проблему и выдвинули гипотезы ее решения, найдя правильную.
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
«Наречие»
Шаг 1..
На доске записаны слова: 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий;
2-й столбик: редко, мягко, легко.
- Что вы можете о них сказать?
-Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором -
наречия. Разберите их по составу (практическое задание на ошибку).
Шаг 2.
- Проверим. Какой части речи слова второго столбика? Вспомните, что такое наречие?
-Неизменяемая часть речи.
- Чего не может быть у неизменяемых слов? Реакция удивления.
- Окончания.
- Что вы сначала думали по поводу «о»? А что оказалось потом?
(Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает?
(Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое «о» в наречиях?
«Глаголы исключения»
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? По упражняемся в определении спряжения глаголов.
Найди глаголы и выдели окончания. Запиши рядом в неопределенной форме, обозначь суффикс перед –ть.
Проведи наблюдения, используя таблицу. Если окончание глагола подчиняется правилу, ставь +, если нет, то ставь -.
Вопрос неопр. формы | Неопр. форма | На –ить? ( + или -) | Спр. | Лицо, число | Окончание |
Сколько нарушений ты обнаружил (а)? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Так сложилось, что в русском языке по законам II спряжения стали писать не только глаголы на – ить, но и еще 4 глагола на-ать и 7 глаголов на – еть. Их назвали глаголами-исключениями.
«Ударение»
На доске записаны слова: пропасть, замок, свёкла, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Обучающиеся зачитывают свои ответы. Они понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Учитель предлагает обратиться к словарю. Обучающиеся приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов был правильным.
II.ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКШИЕ "С ЗАТРУДНЕНИЕМ"
Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
«Число имен существительных»
На доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта. Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного числа. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.
«Существительные с суффиксом -ник-»
-Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай - чайник, соус - соусник, ель - ельник.)
Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.)
В чем затруднение?
- От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-
- Какой возникает вопрос?
- Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-")
«Предлоги»
Проблема: Сегодня мы познакомимся с новыми словами, которые употребляем в речи. Обучающиеся уже знают, что есть слова-предметы, слова, обозначающие признаки и действия предметов. Но они не знают, что слова в речи соединены между собой в некоторых случаях предлогами. Обучающиеся легко называют слова-предметы, слова - признаки предметов и слова-действия предметов. При составлении предложения из перечисленных слов: птичка золотая, клетка, сидит, дети долго не могут составить предложение. У них возникает вопрос о том, как же составить предложение: много слов, мало слов, как получить законченную мысль.
Решение: Подводящий диалог
Давайте попробуем разобраться вместе (на доске закрепляю клетку для птиц, а в руке держу "птичку)
- Какие слова-предметы нам предложены? (клетка, птичка)
- К какому слову лучше отнести данный признак: золотая"?
- К какому предмету относится действие? (птичка)
- Где может сидеть птичка?
По ходу ответов, мы прикрепляем птичку в нужном месте: в - внутри, около - рядом, под, на, за, перед и т. д.)
- Что помогло нам определить место нахождения птички?
- Где встречали эти слова?
- Каково значение этих слов?
Учителем делается обобщение: действительно, это новые слова, которые помогли нам связать знакомые слова в речи.
- Кто уже знает, как они называются? (этот вопрос возник, т.к. никто из ребят не употребил название "предлоги")
«Неопределенная форма глагола»
На доске записаны слова: играть, ехать, колоть, пить.
Учитель просит определить лицо и число глаголов. У детей недоумение, так как задание невыполнимо.
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
«Спряжение глаголов»
- Прочитай рассказ.
Прилетела пчела. Я всегда боялся пчел. Вдруг они ужалят?
А теперь не боюсь. Если пчелу не обижать, то и она не тронет.
- Пчела , не тронешь?
-Не трону. Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру.
По Э. Шиму
Что интересного из него можно узнать?
- Какие слова автор изменяет? В столбиках запиши, как изменялись слова.
Им. сущ | гл. | гл. | гл. |
----------------- | -------------------- |
Как изменяется имя существительное? Как изменялись глаголы? Почему их нельзя было не изменять? Подпиши под каждым столбиком.
Им. сущ | гл. | гл. | гл. |
- Какой глагол стоит в будущем времени? Запиши глагол еще раз ( можно без частицы не), но теперь в указанном порядке.
Мест. Ед.ч. Мест. Мн.ч.
1-е л. ______ ____________ у ______ ____________ ем
2-е л. ______ ____________ ешь ______ ____________ ете
3-е л. ______ ____________ ет ______ ____________ ут
-Как ты изменил (а) глагол? Наешь, ли как называется такое изменение?
«Слова, которые обозначают действия предметов»
На доске записаны имена существительные и глаголы: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят. Дети группируют слова. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.
«Связь слов в предложении»
-Прочитайте предложение на доске. Выделите его основу.
- Луг покрылся зелѐной травой. Выделяют основу.
-Установите связи остальных слов в предложении. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация).
-Вы смогли выполнить задание?
-Нет, не смогли.
-В чем затруднение?
-Чем это задание не похоже на предыдущее? (Побуждение к осознанию противоречия).
-Мы такого еще не делали.
-Там надо выделить основу, а здесь связывать остальные слова. (Осознание противоречия).
-Какова же тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы).
-Связь слов в предложении. (Учебная проблема как тема урока)
Приём 6 «Постановка конкретного проблемного вопроса».
"Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']"
Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег - быстрей, быстрей.
Вот это лев - краса зверей.
Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л'].
Учитель: Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - спросила мышка.
- Что ты, ты еще малышка!
Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м'].
Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?
Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему на доске.)
«Проверяемые безударные гласные»
Учитель: Прочитайте предложение и исправьте в нем ошибки.
у доктора айболита жила сова бумба.
Дети находят ошибки на ранее изученные правила.
Учитель: Правильно ли записано слово «СОВА»? Произнесите его. Мы слышим «САВА».
Спишите это слово, поставьте ударение. В каком положении стоит буква «О»? Какой вопрос возникает?
Дети : «О» безударная. Какая гласная пишется в если на нее не падает ударение.
Учитель: Чему мы сегодня будем учиться на уроке?
Дети: Правильно записывать безударные гласные в словах.
Учитель: после слова «СОВА» поставьте тире и запишите слово, которое бы обозначало, что сов много. (СОВЫ). Поставьте в этом слове ударение. Что вы заметил?
Приём 7. «Решение задачи с заведомо допущенными ошибками»
«Предложение. Текст»
– Проверьте работу ученика, которому надо было расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете?
На доске: Дети шли по лесу! Вдруг раздался шорох. Кто там. Это ёжик?
Список литературы
- Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2021.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения - М., 2020.
- Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. -288с.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. М.; Баласс, 2022. с.219
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2020.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ А.М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 1921. - 208с.
- Планируемые результаты начального общего образования / под. ред. Ковалёвой Г.Н., Логиновой О.Б. - М.: Просвещение, 2021. - 120с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Развиваем орфографическую зоркость на уроках обучения грамоте»
Обобщение опыта работы по теме: «Развиваем орфографическую зоркость на уроках обучения грамоте» Чтобы ребёнок мог правильно и грамотно писать, в 1 классе его надо научить слышать звуки. Считаю, что за...
обобщение опыта работы по теме "Обучение решению задач"
Наиболее сложной темой в учебной области «Математика», является обучение решению задач. Среди причин определяющих недостаточный уровень у учащихся умений решать задачи, я выдел...
Обобщение опыта работы по теме: "Технология интерактивного обучения"
В данной статье описывается опыт работы учителя начальных классов по теме: "Технология интерактивного обучения"...
Обобщение опыта работы по теме: "Технология интерактивного обучения"
В данной статье описывается опыт работы учителя начальных классов по теме: "Технология интерактивного обучения"...
Обобщение опыта работы по теме: «Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении».
Актуальность метода проектов обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способ...
Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...