КВН по русскому языку
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КВН по русскому языку. 3—4 классы
Оборудование: плакаты:
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
А.И. Куприн
«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам».
К. Бальмонт
ХОД ИГРЫ
I. Представление команд
Дети (хором).
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
Команда 1.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда 2.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команда 3.
И, соревнуясь, с вами
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
Все участники поют песню о КВН на мелодию песни «Улыбка» композитора В. Шаинского:
Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг,
И в это все мы будем верить.
Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.
II. Разминка
Ведущий. Ответьте, о ком или о чем говорится.
- «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
- Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
- Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
- Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
- Как называется школьный известняк? (Мел.)
- Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
- Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
- Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
- Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
- Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
- В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
- Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)
III. Основная часть
Конкурс 1. Постижение народной мудрости
Ведущий. Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
- Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
- Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
- У него глаза велики. (У страха.)
- Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
- Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
- Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
- Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)
Конкурс 2. «Что это? Кто это?»
Ведущий. В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.
Подготовленные ученики читают стихотворение А. Шибаева «Слова, слова, слова»:
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Ведущий. Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот АВТОР спит в портфеле,
Этот ПОНИ – день недели.
Этот ПЛОТ – из полотна,
Этот РАК сильней слона,
Эта МАРКА ест бананы,
Этот СЫР – с лесной поляны.
На доске:
А В Т О Р |
Ответы: Авторучка. Понедельник. Полотенце. Трактор. Мартышка. Сыроежка.
Конкурс 3. Расставьте гласные
Ведущий. Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
Дети.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ведущий. А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске.
На доске:
Букву Е
БРТ – БеРеТ ВР – ВееР |
Команды получают задание на карточках:
Конкурс 4. Редактор
Ведущий. В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
- Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
- Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
- У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
- Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
- Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)
- Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)
Конкурс 5. Устная речь
Подготовленные ученики читают стихотворение В. Шефнера «Устная речь»:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Ведущий. В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.
На доске:
|
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
Конкурс 6. Найди ошибки
Ведущий. Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
Карточка Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки. |
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
Конкурс 7. Веселая грамматика»
Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
Ведущий. Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
На доске:
|
IV. Подведение итогов
Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи»
– Здравствуй!
– Привет!
– Что ты несешь?
– Несу разные вещи.
– Несуразные? Почему они несуразные-то?
– Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
– Что не сумел?
– Отстань.
– Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
– Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
– Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
– Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
– Вот оно что...
– А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
– Тамарка?
– Ага.
– И ничего, симпатичная?
– Красивая! Зеленая такая.
– То есть как?
– Зеленого цвета.
– Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
– У кого волосы?
– Да у Тамарки-то.
– Что-о?!
– Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
– Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
– Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
– Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
– Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
– А ну тебя...
– Да! Стой, стой!
– Ну, что еще?
– Привет передавай.
– Кому?
– Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Объявление результатов.
Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....