Педагогическая технология "Обучение в сотрудничестве"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tehnologiya.docx | 15.78 КБ |
pedagogicheskaya_tehnologiya.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология «Обучение в сотрудничестве»
Обучение в сотрудничестве - это педагогическая технология особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек). Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.
Технология обучения в сотрудничестве на первый взгляд проста: преподаватель разбивает учащихся на группы и предлагает им коллективно выполнить какое-либо задание (решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т. д.). Группа формируется с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Для выполнения заданий в группе выбирается такая форма работы, которая позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Основным условием работы групп является то, что в итоге совместной деятельности должно быть выработано новое знание, с которым согласятся все члены группы. Задание выполняется в определенные сроки, и его выполнение контролируется преподавателем, как правило, лишь на заключительном этапе, когда группа представляет результат (продукт) своего коллективного труда. К обучению в сотрудничестве можно отнести такие педагогические технологии, как кооперативное обучение, проблемное обучение, проектное обучение.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
- постановка познавательной задачи;
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактических материалов группам.
2. Групповая работа.
- знакомство с материалами, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);
- подведение итогов группового задания.
3. Заключение.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.
При обучении в сотрудничестве необходимо соблюдать три основных принципа:
- награда (группа получает одну на всех в виде бальной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);
- индивидуальная ответственность (успех и неуспех команды зависит от удач или неудач каждого);
- равные возможности (настоящие результаты сравниваются с собственными ранее достигнутыми результатами).
Если учитель решил освоить обучение в сотрудничестве, то он может воспользоваться следующими рекомендациями:
- Для проведения первого урока выберите тему, которая опирается на предыдущие знания учеников.
- Действуйте постепенно, начинайте с небольших фрагментов. В начале выделите 1-2 задания, требующих после объяснения новой темы работы в группе. Задания должны предполагать знакомые умения, которыми хорошо владеют ваши ученики.
- На первых уроках класс разбивается на маленькие гетерогенные (слабый, сильный; мальчик, девочка) группы по 2-3 ученика. Сами определите их роли: организатор - следит за активностью каждого ученика; контролер - отслеживает культуру общения, взаимопомощь; редактор - следит за правильностью выполнения заданий; лидер - берет на себя ответственность за всех партнеров по команде. В дальнейшем состав группы должен меняться.
- Задания формулируйте четко, доступным для учащихся языком. Если задание одно, то его можно разместить на слайде и продемонстрировать всему классу. Если задания разные, то их лучше напечатать на отдельных листах, а затем пояснить каждой группе цель выполнения не только познавательную, но и личностную.
- Если ученик работает в группе охотно, продуктивно, то не старайтесь его хвалить каждый раз. Дайте ему понять, что это нормально. Поощрение получают все члены группы или не получает никто. Оно должно быть для всех учеников одинаковым. Поощрять школьников необходимо не только за академические успехи, но и за психологические аспекты общения. Не забывайте спрашивать, насколько активно работал каждый ученик и обсуждать их успехи.
- Продумайте рабочие места детей. Они должны быть так расположены, чтобы учащиеся могли свободно общаться.
- Работа в малых группах возможна на каждом этапе урока: в ходе контроля знаний учащихся, изучения нового материала, закрепления.
Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология «Обучение в сотрудничестве»
Обучение в сотрудничестве - это педагогическая технология особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек). Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.
Технология обучения в сотрудничестве на первый взгляд проста: преподаватель разбивает учащихся на группы и предлагает им коллективно выполнить какое-либо задание (решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т. д.). Группа формируется с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Для выполнения заданий в группе выбирается такая форма работы, которая позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Основным условием работы групп является то, что в итоге совместной деятельности должно быть выработано новое знание, с которым согласятся все члены группы. Задание выполняется в определенные сроки, и его выполнение контролируется преподавателем, как правило, лишь на заключительном этапе, когда группа представляет результат (продукт) своего коллективного труда. К обучению в сотрудничестве можно отнести такие педагогические технологии, как кооперативное обучение, проблемное обучение, проектное обучение.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
- постановка познавательной задачи;
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактических материалов группам.
2. Групповая работа.
- знакомство с материалами, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщение);
- подведение итогов группового задания.
3. Заключение.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижение познавательной задачи, дополнения.
При обучении в сотрудничестве необходимо соблюдать три основных принципа:
- награда (группа получает одну на всех в виде бальной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);
- индивидуальная ответственность (успех и неуспех команды зависит от удач или неудач каждого);
- равные возможности (настоящие результаты сравниваются с собственными ранее достигнутыми результатами).
Если учитель решил освоить обучение в сотрудничестве, то он может воспользоваться следующими рекомендациями:
- Для проведения первого урока выберите тему, которая опирается на предыдущие знания учеников.
- Действуйте постепенно, начинайте с небольших фрагментов. В начале выделите 1-2 задания, требующих после объяснения новой темы работы в группе. Задания должны предполагать знакомые умения, которыми хорошо владеют ваши ученики.
- На первых уроках класс разбивается на маленькие гетерогенные (слабый, сильный; мальчик, девочка) группы по 2-3 ученика. Сами определите их роли: организатор - следит за активностью каждого ученика; контролер - отслеживает культуру общения, взаимопомощь; редактор - следит за правильностью выполнения заданий; лидер - берет на себя ответственность за всех партнеров по команде. В дальнейшем состав группы должен меняться.
- Задания формулируйте четко, доступным для учащихся языком. Если задание одно, то его можно разместить на слайде и продемонстрировать всему классу. Если задания разные, то их лучше напечатать на отдельных листах, а затем пояснить каждой группе цель выполнения не только познавательную, но и личностную.
- Если ученик работает в группе охотно, продуктивно, то не старайтесь его хвалить каждый раз. Дайте ему понять, что это нормально. Поощрение получают все члены группы или не получает никто. Оно должно быть для всех учеников одинаковым. Поощрять школьников необходимо не только за академические успехи, но и за психологические аспекты общения. Не забывайте спрашивать, насколько активно работал каждый ученик и обсуждать их успехи.
- Продумайте рабочие места детей. Они должны быть так расположены, чтобы учащиеся могли свободно общаться.
- Работа в малых группах возможна на каждом этапе урока: в ходе контроля знаний учащихся, изучения нового материала, закрепления.
Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сотрудничество при работе с одаренными детьми
В какой области одарённый ребёнок проявит себя? Это неизвестно. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений. Лучше предоставитьусловия для выбора....
Сотрудничество образовательного учреждения и семьи по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей.
Семья- ячейка школьного коллектива....
Преемственность в обучении как одно из эффективных условий в системе педагогического сотрудничества
В жизни каждого учителя начальной школы самый тревожный момент – выпуск детей. И любой неравнодушный учитель всегда переживает за судьбу своих учеников. Я осмелюсь дать некоторые советы-рекомендации с...
Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мы...
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ
проект в 3 классе по теме "Писахову-135 лет"...
Описание опыта инновационной педагогической деятельности Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников
В данной статье представлен обобщение опыта работы по теме" Сотрудничество как способ социализации младших школьников"...
Формы и методы педагогического сотрудничества в образовательной деятельности учителя начального общего образования. (обобщение опыта работы)
В данной статье рассматриваются основные концепции и формы педагогики сотрудничества. Особое внимание обращается на формы организации учебного сотрудничества между учеником и учителем и методы организ...