РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ в соответствии с рекомендациями программы курса «Я - исследователь» автор А.И. Савенкова.в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процессаи реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»
Учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в основной школе.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_issledovatel.docx | 44.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол № ___ от ___ августа 20__ г. «Утверждаю» Приказ № ___ «___» ______ 20__ г. Директор МБОУ «СОШ № 2» _______________В.А. Гавриленко |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Назарово Красноярского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Общеинтеллектуальное направление
ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
(А. И. Савенков. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников.-
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Ганжа Светлана Давыдовна
Педагогический стаж -32год
Квалификационная категория –высшая
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
- Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ « СОШ № 2», в соответствии с рекомендациями программы курса «Я - исследователь» автор А.И. Савенкова.в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процессаи реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»
Учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в основной школе.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д..
Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Цель на 2 класс: - способствовать развитию у детей умений и навыков исследовательского поиска.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
- тренинг исследовательских способностей;
- самостоятельная исследовательская практика;
- мониторинг исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы курса «Я-исследователь» в федеральном базисном учебном плане предусмотрено во 2 классе 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На реализацию программы в учебном плане предусмотрено
Раздел | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого |
Тренинг исследовательских способностей | 16 | 10 | 10 | 36 |
Самостоятельная исследовательская практика | 10 | 18 | 16 | 44 |
Мониторинг исследовательской деятельности | 8 | 6 | 8 | 22 |
Итого | 34 | 34 | 34 | 102 |
Тренинг исследовательских способностей
Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных
научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
Тема 2 «Методы исследования»
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания- тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).
Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»
Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.
Тема 4 «Эксперимент - познание в действии»
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).
Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»
Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Тема 6 «Анализ и синтез»
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез.
Практические задания «Как делать обобщения».
Тема 7 «Как давать определения понятиям»
Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».
Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»
Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Тема 2 «Основные логические операции»
Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Тема 4 «Искусство задавать вопросы»
Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью
вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»
Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».
Тема 6 «Ассоциации и аналогии»
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.
Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»
Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Тема 8 «Искусство делать сообщения»
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.
Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.
Самостоятельная исследовательская практика
Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»
Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я -исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Тема 3 «Коллективная игра-исследование»
Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
Тема 5 «Семинар»
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Мониторинг исследовательской деятельности
Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.
Подготовка к ответам на вопросы.
Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности
3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел курса | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения учебного предмета | |
Метапредметные | Личностные | ||
Тренинг исследовательских способностей | 16 | Регулятивные - принимает учебную задачу; - планирует свои действия; - адекватно воспринимает оценку учителя; - различает способ и результат действия; - вносит коррективы в свои действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполняет учебные действия в материале, речи, в уме; - проявляет познавательную инициативу; - самостоятельно находи варианты решения познавательной задачи. освоит практику презентаций результатов собственных исследований, Познавательные - осуществляет поиск нужной информации; - использует знаки, символы, модели, схемы; - высказывается в устной и письменной формах; - осуществляет анализ, синтез; - даёт определение понятиям; - классифицирует; - наблюдает; - проводит эксперименты; - делает умозаключения и выводы; - структурирует материал; - готовит тексты собственных докладов; - объясняет, - проводит сравнения; - устанавливает аналогии, причинно-следственные связи; - обобщает; - ставит вопросы; - выдвигает гипотезы; - проводит наблюдения и эксперименты; Коммуникативные - допускает существование различных точек зрения; - договаривается в общем решении; - соблюдает корректность в высказываниях; - осуществляет взаимный контроль; - оказывает партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; | проявляет положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания; - оценивает успешность своей и коллективной исследовательской деятельности на основе предложенных критериев; - проявляет устойчивый интерес к новым способам познания; - способен к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Имеет личностные достижения |
Самостоятельная исследовательская практика | 10 | ||
Мониторинг исследовательской деятельности | 8 |
Формы контроля
участие в конкурсах исследовательских работ.Защита исследовательских работ,научно-исследовательская конференция
В качестве промежуточных и итоговых результатов: мини исследования, участие в групповых и коллективных исследованиях .
Оценка достижений планируемых результатов
Критерии оценки
- Качество оформления презентации
- полнота и лаконичность раскрытия темы презентации
- композиционная завершенность презентации (введение, основная часть, заключение)
- наличие ссылок на источники информации (в т.ч. интернет-ресурсы)
- целесообразность распределения содержания работы по слайдам
Оформление
- единство и обоснованность дизайна всей презентации
- уместность использования эффектов мультимедиа:
графики, анимации, видео, звука
- качество навигации: наличие оглавления, кнопок перемещения по слайдам или гиперссылок
Грамотность
- отсутствие орфографических, пунктуационных , смысловых ошибок, ошибок и неточностей в понятийном аппарате исследования
- наличие научного стиля изложения
2. Практическая значимость работы
- актуальность и новизна
- логичность (последовательное изложение материала)
- достоверность исследования и полученных результатов
Критерии защиты работы
1. Качество доклада
- свободное владение материалом;
- системность;
- ясность формулировок;
- краткость, чёткость.
2. Личностные качества докладчика
- уверенность, владение собой;
- настойчивость в отстаивании своей точки зрения;
- культура речи, поведения;
- удержание внимания аудитории;
- импровизационность, находчивость;
- эмоциональная окрашенность речи.
3. Ответы на вопросы
- адекватность ответов поставленным вопросам;
- аргументированность;
- полнота, убедительность;
- содержательность, краткость.
4. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ | Дата | Тема урока | Деятельность учащихся | Виды контроля | Рубрикатор |
1. | Научные исследования и наша жизнь | самостоятельно конструирует свои знания, ориентируется в информационном пространстве. | выставка | Презентация, тетради «Я-исследователь» | |
2. | Методы исследования | самостоятельно конструирует свои знания, ориентируется в информационном пространстве использует методы исследования | консультация | Условные знаки. | |
3. | Наблюдение и наблюдательность | самостоятельно ведет наблюдение и ориентируется в информационном пространстве. | доклад | ||
4. | Эксперимент – познание в действии | Самостоятельно проводит эксперименты | выступление | Лук, вода,баночка, семена, земля, опилки. | |
5. | Гипотезы и провокационные идеи | Называет гипотезы | выступление | Презентация. | |
6. | Анализ и синтез | Анализирует, обобщает, делает выводы. | выступление | ||
7. | Как давать определения понятиям | Находит, составляет, сравнивает. | доклад | Загадки. | |
8. | Планирование и проведение наблюдений и экспериментов | Планирует, моделирует, наблюдает и проводит эксперимент. | презентация | Алгоритм проведения эксперимента. | |
9. | Наблюдение и экспериментирование | Воспроизводит, наблюдает и проводит эксперимент. | доклад | ||
10. | Основные логические операции | Работает по алгоритму, поясняет, формулирует. | выступление | Алгоритм. | |
11. | Гипотезы и способы их конструирования | Формулирует, поясняет, объясняет. | Выступление, презентация | Презентация. | |
12. | Искусство задавать вопросы | Строит и задает вопросы. | Выступление Игра «задай вопрос» | Игра. Вопросы. | |
13. | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное | Анализирует, находит, интерпретирует | Работа по инструкции | Инструкция . | |
14. | Ассоциации и аналогии | Называет, ориентируется в понятиях | ассоциация | Примеры ассоциаций. | |
15. | Суждения, умозаключения, вывод | Сравнивает, анализирует. | выступление | ||
16. | Искусство делать сообщения | Осознает, делает сообщение. | доклад | ||
17. | Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы | Составляет план своего доклада. Делает сообщение. | консультация | Презентация. | |
18. | Как выбрать тему собственного исследования | Анализирует, объясняет, отстаивает свою точку зрения. | консультация | ||
19. | Как выбрать тему собственного мини-исследования | Мотивирует свой выбор, отстаивает свою точку зрения. Анализирует и делает выводы. | Консультация, выставка | ||
20 | Индивидуальная работа проведению самостоятельных исследований | Обосновывает суждения, дает определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объясняет изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | консультация.Игра«Что произойдет, если...»). | Игра. | |
21. | Индивидуальная работа по планированию самостоятельных исследований | Обосновывает суждения, дает определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объясняет изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | консультация, выступление, | Примеры исследовательских работ. | |
22. | Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований | Обосновывает суждения, дает определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объясняет изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | выступление, презентация | Примеры исследовательских работ. | |
23. | Коллективная игра-наблюдение | Владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности, наблюдает. | Игра | Игра. | |
24. | Коллективная игра- исследование | Владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности, исследует. | игра | Игра. | |
25. | Индивидуальная работа по проведению самостоятельных исследований | Обосновывает суждения, дает определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объясняет изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. | консультация, выставка, презентация. | Примеры исследовательских работ. | |
26. | Консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Обосновывает суждения, приводит доказательства | консультация, доклад, | Примеры исследовательских работ. | |
27. | Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований | Обосновывает суждения, приводитдоказательстваОбъясняет | консультация, презентация, | Примеры исследовательских работ. | |
28. | Семинар по защите исследовательских работ | Объясняет свой выбор, отстаивает свою точку зрения. Анализирует и делает выводы | выступление, презентация, | Презентация. | |
29. | Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей | Слушает, оценивает. | Мини конференции | ||
30 | Обсуждение процедур защит исследовательских работ в качестве зрителей | Объясняет, сравнивает. | Исследовательская работа. | Примеры исследовательских работ. | |
31. | Коллективная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | Мотивирует свой выбор, отстаивает свою точку зрения. Анализирует и делает выводы | Исследовательская работа. | ||
32. | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) | Работает по плану, алгоритму, офомлять работу, корректирует. | Исследовательская работа. | ||
33. | Занятия со всей группой учащихся | Участвует в защитах исследовательских работ в качестве зрителей | доклад | ||
34 | Мини-конференция Защита собственных исследований в классе | Выступает. | Исследовательская работа. |
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Для учителя
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
- Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина"Всё узнаю, всё смогу".Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС
5.Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- набор ЦОР по проектной технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 4-ый год реализации...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 1 класс.
Программа внеурочной деятельности в начальных классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - исследователь»
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - исследователь»
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора...