РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - исследователь»
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-issledovatel_vd.docx | 47.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
Руководитель МО базового Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Школы-интерната среднего
начального образования «Школа-интерната среднего (полного) (полного) общего образования с. Ныда»
_______ Т.В. Поддубная с. Ныда общего образования» __________И.А.Малинин
Протокол № 1 от «___»______ 2012 г. _______Л.А.Рябчикова Приказ №____от «___»________2012 г.
«____»_________2012 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я - исследователь»
1 класс
Туринцевой Татьяны Леонидовны,
учителя начальных классов первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от «28» августа 2012 г. |
Ныда
2012
Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучающегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что обучающихся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы:
- научность;
- доступность;
- добровольность;
- субъектность;
- деятельностный и личностный подходы;
- преемственность;
- результативность;
- партнерство;
- творчество и успех.
Цель и задачи курса «Я – исследователь»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе - интернате встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Особенности программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех обучающихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками программы внеурочной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть:
- технологические;
- информационные;
- комбинированные.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации обучающиеся изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Обучающиеся делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Место «Проектной деятельности» в учебном плане.
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. На проектную деятельность в 1 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии:
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться
| В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Результаты проектной деятельности младших школьников:
- альбом,
- газета,
- гербарий,
- журнал, книжка-раскладушка,
- коллаж,
- коллекция,
- костюм,
- макет,
- модель,
- музыкальная подборка,
- наглядные пособия,
- паспарту,
- плакат,
- план,
- серия иллюстраций,
- сказка,
- справочник,
- стенгазета,
- сувенир-поделка,
- сценарий праздника,
- учебное пособие,
- фотоальбом,
- экскурсия.
Календарно - тематическое планирование.
Дата | № | Тема, этапы проекта | Цели и задачи | Содержание деятельности | |
Педагога | Обучающихся | ||||
I. «Мои домашние питомцы» | |||||
1. | «Мои домашние питомцы». Подготовительный этап. Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы): а) определение источников информации (наблюдение, фиксирование результатов, изучение литературных источников) б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование своего любимца в наиболее интересных ситуациях; составление рассказа о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; в) планирование итогового продукта (слайд-шоу) Продукт: – отчет (устный с демонстрацией материалов) г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей (индивидуально) | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | |
2. | Исследовательская деятельность. | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи | |
3. | Оценка процесса и результатов работы. | Оценка процесса и корректировка результатов работы. | Наблюдает, советует. | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | |
4. | Представление готового продукта Презентация проекта (устный доклад-защита, слайд-шоу) Оценка процесса и результатов работы | Представление готового продукта. Презентация проекта (устный доклад-защита, слайд-шоу) Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
II. «Составляем сборник загадок о животных» | |||||
1. | «Составляем сборник загадок о животных». Подготовительный этап. Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы): а) определение источников информации (интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников) б) планирование способов сбора и анализа информации в) планирование итогового продукта (слайд-шоу или презентация проекта) Продукт: – отчет (устный с демонстрацией материалов)) – издание сборника; г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | |
2. | Исследовательская деятельность. | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи. | |
3. | Оценка процесса и корректировка результатов работы. | Оценка процесса и результатов работы. | Наблюдает, советует. | Анализируют информацию. Оформляют результаты. | |
4. | Представление готового продукта. Презентация проекта (устный доклад-защита, инсценировка, электронная презентация). Оценка процесса и результатов работы. | Представление готового продукта Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация или слайд-шоу) Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
5. | Подготовительный этап. Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы): а) определение источников информации (интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников) б) планирование способов сбора и анализа информации в) планирование итогового продукта (слайд-шоу или презентация проекта) Продукт: – отчет (устный с демонстрацией материалов) – издание сборника; г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды. | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | |
III. «Числа в загадках, пословицах, поговорках» | |||||
1. | «Числа в загадках, пословицах, поговорках». Исследовательская деятельность. | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи. | |
2. | Представление готового продукта. Презентация проекта (устный доклад-защита, инсценировка, электронная презентация). Оценка процесса и результатов работы. | Представление готового продукта Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация или слайд-шоу) Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
3. | Подготовительный этап. Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы): а) определение источников информации (семейный альбом) б) планирование способов сбора и анализа, информации (фотографирование наиболее значимых достопримечательностей своей малой родины; поиск в семейном фотоархиве соответствующего материала; опрос членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составление устного рассказа) в) планирование итогового продукта (электронная презентация). Продукт: – отчет (письменный с демонстрацией материалов) – создание фильма г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды. | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели, вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | |
IV. «Моя малая родина» | |||||
1. | «Моя малая родина». Исследовательская деятельность. | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи. | |
2. | Оценка процесса и корректировка результатов работы | Оценка процесса и результатов работы | Наблюдает, советует. | Анализируют информацию. Оформляют результаты | |
3. | Представление готового продукта. Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и фильм). Оценка процесса и результатов работы. | Представление готового продукта: презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
4. | Подготовительный этап. Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы): а) определение источников информации (семейный альбом) б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование своих родственников; поиск в семейном фотоархиве фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; опрос членов своей семьи о жизни и профессиональной деятельности родственников; составление устного (письменного) рассказа)) в) планирование итогового продукта (электронная презентация, создание родословного древа на ватмане) Продукт: – отчет (письменный с демонстрацией презентации) – создание родословного древа семьи г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей (индивидуально). | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | |
V. «Моя семья» | |||||
1,2 | «Моя семья». Исследовательская деятельность. | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи. | |
3. | Оценка процесса и корректировка результатов работы. | Оценка процесса и результатов работы. | Наблюдает, советует. | Анализируют информацию. Оформляют результаты | |
4,5 | Представление готового продукта. Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация, родословное дерево). Оценка процесса и результатов работы. | Представление готового продукта. Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды) и родословное дерево; Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
6. | Подготовительный этап. Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы): а) определение источников информации (поиск) б) планирование способов сбора и анализа информации (поиск информации в книге В.Волиной «Азбуковедение) в) планирование итогового продукта (электронная презентация + комплект «Живая азбука» в виде альбома) Продукт: – отчет (письменный с демонстрацией материалов) – создание комплекта «Живая азбука» г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды. | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | |
7. | Исследовательская деятельность. | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: поиск, наблюдения, изучение литературных источников. Проводят исследования, решая промежуточные задачи. | |
VI. «Живая азбука» | |||||
1. | «Живая азбука». Представление готового продукта. Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и комплект букв). Оценка процесса и результатов работы. | Представление готового продукта Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на слайды и комплект букв). Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
2. | Подготовительный этап. Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) а) определение источников информации (семейный и классный фотоальбом) б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование одноклассников и наиболее значимых мероприятий в классе; составление устного рассказа, составление древа класса на ватмане) в) планирование итогового продукта (электронная презентация + дерево класса) Продукт: – отчет (письменный с демонстрацией материалов) – создание родословного дерева класса г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды. | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | |
Исследовательская деятельность. | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения. Проводят исследования, решая промежуточные задачи. | ||
VII. «Наш класс – дружная семья» | |||||
1. | «Наш класс – дружная семья». Оценка процесса и корректировка результатов работы. | Оценка процесса и результатов работы | Наблюдает, советует | Анализируют информацию. Оформляют результаты | |
2. | Представление готового продукта. Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и родословное дерево класса). Оценка процесса и результатов работы | Представление готового продукта Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды) и родословное древо; Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | |
3. | Подготовительный этап. Планирование работы. | «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) а) определение источников информации (иллюстрации, литературные источники) б) планирование способов сбора и анализа информации (иллюстрации и текстовая информация о любимой сказке. В названиях сказок – изученные правила русского языка) в) планирование итогового продукта (электронная презентация по иллюстрациям) Продукт: – отчет (устный с демонстрацией материалов) г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды. | Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). | Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | |
4. | Исследовательская деятельность. | Сбор и обработка информации, решение промежуточных задач. | Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. | Основные формы работы: иллюстрации, поиск в дополнительной литературе Проводят исследования, решая промежуточные задачи. | |
VIII. «Сказочные страницы» | |||||
1,2,3 | «Сказочные страницы». Представление готового продукта. Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация). Оценка процесса и результатов работы. | Представление готового продукта Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления). | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. | Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. |
Описание материально-технического учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Литература
Для учителя:
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
- Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Для обучающихся:
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
- Интернет - ресурсы
- А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Наглядные пособия:
- Таблицы.
- Предметные картинки.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Технические средства обучения (ТСО):
1.Аудиторная доска
2.Экспозиционный экран.
3.Телевизор.
4.Видеоплейер (видеомагнитофон).
5.Интерактивная доска.
6.Персональный компьютер.
7.Экранно-звуковые пособия.
8.Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
9.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
Оборудование класса:
1.Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев.
2.Стол учительский.
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 4-ый год реализации...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 1 класс.
Программа внеурочной деятельности в начальных классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - исследователь»
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора...
рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...