РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - исследователь»
рабочая программа (1 класс) по теме

Туринцева Татьяна Леонидовна

Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-issledovatel_vd.docx47.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»

«Рассмотрена»                                                      «Согласована»                                                           «Утверждена»

Руководитель МО базового                                Заместитель директора по УВР                                Директор МОУ «Школы-интерната среднего

начального образования        «Школа-интерната среднего (полного)        (полного) общего образования с. Ныда»

_______ Т.В. Поддубная                                      с. Ныда общего образования»                  __________И.А.Малинин

Протокол № 1 от «___»______ 2012 г.                _______Л.А.Рябчикова        Приказ №____от «___»________2012 г.

                                                                                «____»_________2012 г.

        .

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я - исследователь»

1 класс

Туринцевой Татьяны Леонидовны,

учителя начальных классов первой квалификационной категории

        Рассмотрена на заседании

            педагогического совета

            протокол № 1

            от  «28» августа 2012 г.

                                                                                                                                                                                                     

Ныда

2012

Пояснительная записка.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучающегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. 

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся  знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Ценность программы заключается в том, что обучающихся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

        Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Основные принципы реализации программы:

  • научность;
  •  доступность;
  •  добровольность;
  • субъектность;
  • деятельностный и личностный подходы;
  •  преемственность;
  • результативность;
  • партнерство;
  • творчество и успех.

Цель и задачи курса «Я – исследователь»

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Содержание программы

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе - интернате встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии  на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того, как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех обучающихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Планируемые результаты освоения обучающимися, воспитанниками программы внеурочной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

      Проекты по содержанию могут быть:

  • технологические;
  • информационные;
  • комбинированные.

 Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации обучающиеся изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Обучающиеся делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Место «Проектной деятельности» в учебном плане.

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. На проектную деятельность в 1 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе.

Формы  организации учебного процесса.

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии:

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;
  •  ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Результаты проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия.

Календарно - тематическое планирование.

Дата

Тема, этапы проекта

Цели и задачи

Содержание деятельности

Педагога

Обучающихся

I. «Мои домашние питомцы»

1.

«Мои домашние питомцы».

Подготовительный этап.  Планирование работы.

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы):

а) определение источников информации (наблюдение, фиксирование результатов, изучение литературных источников)

б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование    своего    любимца в наиболее интересных ситуациях; составление рассказа о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

в) планирование итогового  продукта (слайд-шоу)

Продукт:

– отчет (устный с демонстрацией материалов)

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей (индивидуально)

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

2.

Исследовательская деятельность.

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы: наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

3.

Оценка процесса и результатов работы.

Оценка процесса и корректировка результатов работы.

Наблюдает, советует.

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

4.

Представление готового продукта

Презентация проекта (устный доклад-защита, слайд-шоу)

Оценка процесса и результатов работы

Представление готового продукта.

Презентация проекта (устный доклад-защита, слайд-шоу)

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

 Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

II. «Составляем сборник загадок о животных»

1.

«Составляем сборник загадок о животных».

Подготовительный этап.  Планирование работы.

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы):

а) определение источников информации (интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников)

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового  продукта (слайд-шоу или презентация проекта)

Продукт:

– отчет (устный с демонстрацией материалов))

– издание сборника;

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

2.

Исследовательская деятельность.

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

3.

Оценка процесса и корректировка результатов работы.

Оценка процесса и результатов работы.

Наблюдает, советует.

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

4.

Представление готового продукта.

Презентация проекта (устный доклад-защита, инсценировка, электронная презентация).

Оценка процесса и результатов работы.

Представление готового продукта

Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация или слайд-шоу)

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

5.

Подготовительный этап. Планирование работы.

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы):

а) определение источников информации (интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников)

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового  продукта (слайд-шоу или презентация проекта)

Продукт:

– отчет (устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника;

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды.

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

III. «Числа в загадках, пословицах, поговорках»

1.

«Числа в загадках, пословицах, поговорках».

Исследовательская деятельность.

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

2.

Представление готового продукта.

Презентация проекта (устный доклад-защита, инсценировка, электронная презентация).

Оценка процесса и результатов работы.

Представление готового продукта

Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация или слайд-шоу)

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

3.

Подготовительный этап. Планирование работы.

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы):

а) определение источников информации (семейный альбом)

б) планирование способов сбора и анализа, информации (фотографирование  наиболее значимых достопримечательностей своей малой родины;  поиск  в семейном фотоархиве соответствующего материала; опрос  членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составление  устного рассказа)

в) планирование итогового  продукта (электронная презентация).

Продукт:

– отчет (письменный с демонстрацией материалов)

– создание фильма

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды.

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели,

вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

IV. «Моя малая родина»

1.

«Моя малая родина».

Исследовательская деятельность.

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

2.

Оценка процесса и корректировка результатов работы

Оценка процесса и результатов работы

Наблюдает, советует.

Анализируют информацию. Оформляют результаты

3.

Представление готового продукта.

Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и фильм).

Оценка процесса и результатов работы.

Представление готового продукта:

презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

4.

Подготовительный этап.  Планирование работы.

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы):

а) определение источников информации (семейный альбом)

б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование   своих родственников;  поиск  в семейном фотоархиве фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; опрос  членов своей семьи о жизни и профессиональной деятельности родственников; составление  устного  (письменного) рассказа))

в) планирование итогового  продукта (электронная презентация, создание родословного древа на ватмане)

Продукт:

– отчет (письменный с демонстрацией презентации)

– создание родословного древа семьи

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей (индивидуально).

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

V. «Моя семья»

1,2

«Моя семья».

Исследовательская деятельность.

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

3.

Оценка процесса и корректировка результатов работы.

Оценка процесса и результатов работы.

Наблюдает, советует.

Анализируют информацию. Оформляют результаты

4,5

Представление готового продукта.

Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация, родословное дерево).

Оценка процесса и результатов работы.

Представление готового продукта.

Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды) и родословное дерево;

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

6.

Подготовительный этап. Планирование работы.

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы):

а) определение источников информации (поиск)

б) планирование способов сбора и анализа информации (поиск информации в книге В.Волиной «Азбуковедение)

в) планирование итогового  продукта (электронная презентация + комплект «Живая азбука» в виде альбома)

Продукт:

– отчет (письменный с демонстрацией материалов)

– создание комплекта «Живая азбука»

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды.

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

7.

Исследовательская деятельность.

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

поиск, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

VI. «Живая азбука»

1.

«Живая азбука».

Представление готового продукта.

Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и комплект букв).

Оценка процесса и результатов работы.

Представление готового продукта

Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на слайды и комплект букв).

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

2.

Подготовительный этап. Планирование работы.

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

а) определение источников информации (семейный  и классный фотоальбом)

б) планирование способов сбора и анализа информации (фотографирование одноклассников и  наиболее значимых мероприятий в классе;  составление  устного рассказа, составление древа класса на ватмане)

в) планирование итогового  продукта (электронная презентация + дерево класса)

Продукт:

– отчет (письменный с демонстрацией материалов)

– создание родословного дерева класса

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды.

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Исследовательская деятельность.

Сбор и обработка информации,

решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

интервью, опросы, наблюдения.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

VII. «Наш класс – дружная семья»

1.

«Наш класс – дружная семья».

Оценка процесса и корректировка

результатов работы.

Оценка процесса и результатов работы

Наблюдает, советует

Анализируют информацию. Оформляют результаты

2.

Представление готового продукта.

Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация и родословное дерево класса).

Оценка процесса и результатов работы

Представление готового продукта

Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды) и родословное древо;

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

3.

Подготовительный этап. Планирование работы.

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

а) определение источников информации (иллюстрации, литературные источники)

б) планирование способов сбора и анализа информации (иллюстрации и текстовая информация о любимой сказке. В названиях сказок – изученные правила русского языка)

в) планирование итогового  продукта (электронная презентация по иллюстрациям)

Продукт:

– отчет (устный с демонстрацией материалов)

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды.

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно).

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

4.

Исследовательская деятельность.

Сбор и обработка информации,  решение промежуточных задач.

Организация экспериментов, Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы:

иллюстрации, поиск в дополнительной литературе

Проводят исследования, решая промежуточные задачи.

VIII. «Сказочные страницы»

1,2,3

«Сказочные страницы».

Представление готового продукта.

Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация).

Оценка процесса и результатов работы.

Представление готового продукта

Презентация проекта (выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

 Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Описание материально-технического учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Литература

Для учителя:

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  3. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

Для  обучающихся:

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  2. Интернет  - ресурсы
  3. А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008

Наглядные пособия:

  1. Таблицы.
  2. Предметные картинки.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Технические средства обучения (ТСО):

1.Аудиторная доска

2.Экспозиционный экран.

3.Телевизор.

4.Видеоплейер (видеомагнитофон).

5.Интерактивная доска.

6.Персональный компьютер.

7.Экранно-звуковые пособия.

8.Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

9.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

Оборудование класса:

1.Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев.

2.Стол учительский.

3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь", 4-ый год реализации...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь" 1 класс.

Программа внеурочной деятельности в начальных классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - исследователь»

Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...